@florestanka
FLORESTANKA
OFFLINE

енфраншиш

Дата регистрации: 27 июля 2012 года

Персональный блог FLORESTANKA — енфраншиш

я считаю, что неприлично останавливать человека в дверях уборной, рассказывая ему свою концепцию ануевской "Антигоны". но что поделать - все мы такие, трогательные безалаберные обезьянки, жестокие дети. (всем понятно, что под словом "мы" подразумевается русская творческая интеллигенция, понятно же, да? а то как-то не хотелось употреблять это словосочетание и брызгать пафосом. а хотя вот я уже и побрызгала).

а перед сном я вдруг вспомнила, что в детстве у меня был игрушечный пистолет. чёрт его знает, как он затесался среди моих вполне соответствующих тяжёлому положению девочки кукол и мягких уродцев. кажется, он подразумевал пульки в комплекте, но их я не помню - пистолетово брюхо было пусто (если оно конечно вообще открывалось). по-моему, это хорошо: презренные пластиковые пульки, которые убивают только если их жрать килограммами, унижали бы достоинство пистолета - всем сразу стало бы понятно, что он игрушечный, и с ним можно особо не церемониться. а так можно представить себе, что он вполне боевой и опасный. всё-таки ничего больше, чем что-то маленькое - оно даёт простор фантазии.

у пистолета была коричневая рукоятка в мелкую дырочку. я смотрела на неё как на шоколад. вообще все мои детские ассоциации какие-то гастрономические. например, дотошно вглядываясь в мамино лицо, я говорила про белки глаз "мококо" (молоко), а про рыжеватую родинку - "маковка" (морковка).

столько лет прошло, а я до сих пор с нежностью отношусь к еде. ну и к пистолетам.

пришла одна девочка в консерваторию на вступительный экзамен по гармонии и стала решать задачку. складно у неё получалось: нигде ни октав параллельных, ни, упаси б-же, квинт. дорешала девочка до каденции, увидела высокую четвёртую ступень и задумалась, как обозначить аккорд - как двойную доминанту или альтерированную субдоминанту с повышенной примой. заволновалась девочка. вот напишет она альтерированную субдоминанту, а вдруг все теоретики здесь московской школы, и за такое обозначение не возьмут её учиться, и даже, чего доброго, выматерят. а напишет двойную доминанту - так преподаватели непременно окажутся приверженцами ленинградской школы; решат они, что девочка нарочно им хамит и дразнится, и прибьют к чёртовой матери баяном. сидит, значит, девочка и думает - как же ей поступить. и чем больше думает, тем страшнее ей становится. вот уже началась у неё паника. вот уже она не может отличить до от фа диеза. вот уже превращается на её глазах такая стройная и красивая задачка в бессмыслицу. понимает девочка, что перед ней никакие не ноты, а просто крючки на линейках, а из дырок между этими линейками на неё смотрит хаос. девочка пытается сказать что-то, но все человеческие слова она забыла, и даже имя своё забыла, и хочет подумать "зачем я сюда пришла?", но думать нечем, потому что слов больше нет. тогда девочка встала и завыла на всю аудиторию и с воем вышла вон. дальнейшая судьба её никому не известна. только несколько студентов сказали мне, что видели, как из консерватории вышла совершенно седая воющая девочка.

если меня спросят - стасинька, а что ты любишь делать больше всего, я отвечу: жрать, смотреть, как в жириновского летит квашеная капуста и сочинять ехидные стишки про поэтов серебряного века.

ну не люблю я читать, писать рассказики, решать задачи по гармонии, а играть на роялях вообще ненавижу!

захожу на кухню, а там на сковородке что-то похожее на еду. пресвятые усы фридриха ницше, да это же еда! бутербродики с плавленым сыром! те самые, что с таким трудом проходят по пищеводу, будто зажатые между двух скал альпинисты, растопыренными руками и ногами упирающиеся в каменистую поверхность! как вкусно! и чёлка так ровно лежит! и даже без вмешательства фена! и я царь, хоть и ничего не делаю! и жизнь такая удивительная, хоть я этого и не ощущаю !

вот сижу ночью, читаю "Повість без назви" Підмогильного, и вдруг забываю, что передо мной книга, что я просто вожу глазами по странице, и меня начинает выворачивать, корёжить и мохрявить, и вот я уже ору - да какого чёрта ты тут устроил, ты что, достоевский? кто тебе право дал так меня мучить? озлобленно дочитываю и ложусь спать, а заснуть не выходит: стоит провалиться в сон, как чувствуешь нервные подёргивания в руке, ноге, башке (но на самом деле в душе, конечно. просто не может же мой организм признаться, что это душу так гнёт в разные стороны, вот и дурочку валяет). чуть задремала - хрясь меня по морде что-то. а потом сны такие: сначала воденников почему-то приснился, пришёл к нам домой, с мамой моей разговаривает, а мама такую бессвязную чепуху несёт, что я думаю: "мама, замолчи, это единственный приличный русский современный поэт, это же такая редкость! нельзя с ним так разговаривать". он свои стихи читает, а я подхватываю и говорю вместе с ним; он мне: "откуда знаете?", а я, гордо: "жж-шечку вашу читаю". а потом думаю - нет, зря я ему сказала, что знаю, кто он. подумает, что я с ним общаюсь так вежливо и содержательно только оттого, что он известный поэт. а потом снится, будто скрываюсь я от обстрела в комнате с бронированными окнами и непроницаемыми стенами, знаю, что никто меня в такой упаковке не достанет, но всё равно падаю через каждую минуту на пол и распластываюсь, чтобы пуля меня не задела.

а утром встаёшь и даже немного счастлив, что встал.

Узнав сюжет нового фильма Алексея Балабанова «Я тоже хочу» (а узнала я его задолго до выхода фильма на экран, благодаря участию в картине Олега Гаркуши – по роду деятельности я пожизненно влюблённый в АукцЫон, поэтому дрочу на все творческие телодвижения Фёдорова и компании), я подумала: «эгэй, значит, будем жрать странное блюдо – сталкера по-балабановски». Ну вроде все сталкеросоставляющие на месте: и зона, и люди, которые отправились в эту зону за счастьем.

Ни-фи-га.

В рецензиях на «Я тоже хочу», которые похожи друг на друга как однояйцевые близнецы, постоянно повторяется набор характеристик – роуд муви, притча, отсылка к «Сталкеру» – и тут же уточняется, что сам Балабанов недвусмысленно дал понять, что ничего общего с картиной Тарковского его фильм не имеет и иметь не может: мол, «Сталкер» – фильм глупый, герои там натужно философствуют и прочее. а зачем нам аллюзии на чей-то глупый фильм? Правильно, незачем. Ни цитировать, ни тем более полемизировать с такой чушью не стоит, даже иронизировать над ней – пустая трата времени. В отличие от «Сталкера» фильм Балабанова не конфликтен, да и герои там не философствуют, а всё больше молчат (отец алкоголика за всю картину только два раза произнёс имя «Юра», например). Ну или талдычат на разные лады заветное «я тоже хочу». Если повторишь три раза одну и ту же фразу – она станет значимей. Раз пять – превратится в заклинание. Десять – вызовет неловкость. Пятнадцать – раздражение. Двадцать – распадётся на атомы её смысл. Двадцать пять – соберётся заново. Тридцать – вас примут за сумасшедшего. Пятьдесят – за гения. Я не считала, сколько раз было сказано « я тоже хочу», но Балабанов явно застрял где-то между распадом смысла и его созданием заново. Так и не собрал. аналогичная ситуация с музыкой Леонида Фёдорова, которой в фильме так много, что создаётся впечатление, будто смотришь полуторачасовой нескончаемый клип на песни АукцЫона, звучащие в произвольном порядке, повторяющиеся, в соответствии с невесть какой логикой растыканные. Когда в четвёртый раз зазвучала «Жидоголонога», я поймала себя на диком, безумном желании выключить звук. Я физически не могла больше это слышать. испугалась, конечно, не на шутку. На следующий день специально включила запись старого концерта АукцЫона – ничего такого не повторилось. и тут я вспомнила, как после просмотра Балабановских «Счастливых дней» у меня неделю из головы не выходили обе песни, звучавшие в фильме, ну просто железным прутом из башки не выбивались, и я ходила, напевая вслед за героиней Лики Неволиной

Too many tears,
Each night I go to bed,
I lay awake and shed,

мысленно проклиная композитора с Балабановым вместе за эту невыносимую липучку. Это похоже на ковыряние ранки – неприятно, тошнотворно, но я ковыряю то ли мазохизма, то ли уже на автомате. Претензии к композитору я предъявляла зря – просто Алексей Октябринович любую музыку так вклинивает в контекст своих фильмов, что она непременно работает на создание особого тягостного и гнетущего впечатления болезненной зацикленности. Уверена, музыка Моцарта в его картинах вызывала бы такие же чувства.

Вообще создаётся ощущение, что Балабанову просто стало очень плохо и больно, и он хотел как можно скорее рассказать всем об этом, а поскольку он человек творческий и не мог просто выйти на площадь и заорать мне хреново, то он – ну конечно – снял фильм. Со слабым, сырым сценарием, словно на скорую руку, высказываясь наспех, глотая слова и пользуясь непритязательными средствами. Тема? Ну пусть будет счастье. Что может быть проще – взять такую необъяснимую и вместе с тем понятную, в зубах навязшую категорию, и отнестись к ней со всей небрежностью человека, который не собирается ни объяснять её, ни переворачивать с ног на голову привычное представление о ней. Поэтому балабановские герои не рассуждают, что это за диковинный зверь-счастье, за которым они отправились в радиоактивную зону, откуда ещё никто не возвращался живым. Бандит (Александр Мосин) рассказал случайно встреченному в бане музыканту (Олег Гаркуша) о таинственной колокольне счастья, что где-то между Питером и Угличем. Сам Бандит эту историю слышал от священника, к которому приходил исповедоваться. колокольня забирает людей, но не всех – кто-то остаётся навечно лежать ничком, вмерзая в снег ядерной зимы. Русская рулетка, в которой можно выиграть счастье. Герои не задумываются, стоит ли рисковать жизнью ради не пойми чего – всё равно через год всем пиздец, говорит Алкоголик (Юрий Матвеев), рассказывая о приближающемся апокалипсисе. Им просто так паршиво, что не до рассуждений – любой исход им покажется мёдом после говённой жизни. Вот и едут себе, без вопросов, хотя Музыкант сначала допытывался у Бандита – кто рассказал, да кто видел, да чем докажешь, но быстро замолчал и принялся угрюмо пить водку вместе с остальными персонажами. Правдив ли рассказ про колокольню, их мало интересует. Я думаю, фуфло это, но мне уже по барабану, - признаётся Алкоголик. Действительно, им всем по барабану: привычные способы наполнения своего существования смыслом этой компании наскучили - Бандит наубивался, Музыкант наигрался (надоели мне эти фаны, гастроли, - говорит он), и даже Алкоголик, который пьёт, потому что ему «интересно менять состояния. иначе скучно. интересно же, когда плохо, потом хорошо, потом опять плохо» , видимо, уже не так кайфует от своих смен состояния. Проститутка, которую подбирают по дороге герои, тоже ни минуты не сомневается, ехать ли на верную смерть, а когда на въезде в зону Бандит в шутку говорит, что туда женщин не пускают (только голых), стремительно раздевается и вбегает в ядерную зиму - счастье требует жертв.

Долгая нудная дорога, котору режиссёр заставил проехать зрителя вместе с камикадзе-искателями счастья, приводит-таки к желанной колокольне. (а зачем нужна дорога, которая не ведёт к колокольне, ехидно спрашивает киноман-каламбурист внутри меня). Не все добрались: алкоголик, похоронив в мёрзлой земле отца, ложится рядом с ним. В этом отказе от счастья (а для Алкоголика оно было вполне реальным – недаром встретившийся героям мальчик-пророк из телевизора говорит: «тебя бы взяли, да ты не захочешь» ;) есть трогательность, нежная смиренная печаль твёрдого решения. Оставшиеся идут на фоне постапокалиптического пейзажа под музыку фёдоровской «Элегии», и впервые песня в фильме обретает хоть и прямолинейное, буквальное, но всё же значение. Такой себе подстрочник к картине получается: Балабанов голосом Фёдорова, поющего текст Введенского, объясняет нехитрую истину – почему, собственно, так плохо всем нам, за какие грехи нас плющит. Воспели мерзость – так какого рожна счастья вы хотите?

Появление главного героя пьесы обычно обставляется и подготавливается долгими разговорами и действиями других персонажей. Когда смотришь «Я тоже хочу», невольно думается – тут наверное такой же принцип, уж больно бессмысленно выглядит вся свистопляска, происходящая до въезда персонажей в зону, да и потом становится ненамного лучше. Так где же герой? Вот он – сидит возле колокольни. Один из тех, кого не взяли. Режиссёр, член европейского союза кинематографистов. Поразительно похожий на Балабанова. Похожий потому, что это он и есть. «Ах ты ж сука, - подумает зритель, - тащил нас хрен знает куда, чтобы мы на тебя посмотрели и про твою болячку послушали?» Голая проститутка бежала по снегу ради этого, и старик-отец умер, «не увидев счастья», ради этого, и гаркуша насиловал уши тонкой европейской публики воплями под гитару тоже ради этого. Ни для кого не секрет, что почти все – да что там, все – режиссёры снимают кино о себе. Но балабановский пароксизм эгоизма – просто шик. И это едва ли не единственный эпизод в фильме, который оставляет какие-то чувства. Когда видишь на экране человека, который играет самого себя, при этом понимаешь, что всё же это не он, а скорее собирательный образ, вообще режиссёр, возникает цепочка домысливаний: внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за счастье. Такое странное двойное зрение и двойной ощущение, что хоть и игра, но опасная, хоть и смерть, но понарошку.

Что меня порадовало, так это то, что наши с господином Балабановым мнения о счастье как о мистической субстанции, возможной только за пределами этого мира, совпали. Счастье (а по сути только форма смерти), которого удостоились музыкант и проститутка – унестись радужным дымком крематория сквозь крышу колокольни. А Бандит, которого «не взяли», ещё будет метаться, по совету режиссёра придёт в церковь с надеждой, что его заберут оттуда, и, наконец, отчаянно закричав «я тоже хочу», упадёт замертво. По сути Балабанов оставил своим персонажам два варианта: смерть красивую и не очень, себя вот приговорил к некрасивой. История почти как у одного поэта:

Счастья нет и мы не дети,

вот и надо выбирать -

или жить, как все на свете,

или умирать.

По какому же принципу раздаётся это счастье? Почему взяли тех, а других – нет? Потому ли, что в этом нет никакой причины и закономерности, а один лишь случай – как в теории алкоголика о том, что «пришли чёрные и взяли Африку; белые – Европу, индейцы – Америку, а монголоиды – Азию»? Просто пришли и взяли. Просто теория вероятности, а никакое не «каждому по делам его». Или же всё-таки оттого, что кинорежиссёр стоит в иерархии чистых и заслуживающих спасения людей ниже, чем проститутка, а убийце, даже раскаявшемуся, путь в рай заказан?

Не знаю. Мне больше по душе случайное счастье. Потому что в честно заслуженном есть что-то пошлое, нехорошее.

P.S. а Гаркуше лучше бы купить в начале фильма не бессмысленное пихтовое масло, раздражающее людей с синдромом синих занавесок (" зачем он купил пихтовое масло? что это символизирует?"), а цианистый калий. Хотя бы понятно, что с ним может делать грустный Музыкант.

почему-то все, даже самые безобидные и простые действия, которые я совершаю, автоматически становятся опасными для общества. сплошное о наслажденье бежать по краю получается. сегодня я делала печеньки. казалось бы, что может быть уютнее, домашнее и спокойнее этого занятия - но нет, я даже милую кухню, этот очаг семейственности, оплот надёжности в нашем сумбурном мире умудрилась превратить в театр военных действий. я открывала форточку, чтобы на кухне не было душно, и прищемила палец. заляпав кровью все печеньки, я засунула палец под холодную воду и тут меня накрыло. я позеленела, посинела и едва не потеряла сознание. меня это нефигово испугало - что же теперь с таким низким болевым порогом делать? как жить? а если меня пытать будут - я же всё им скажу!

ну вот, будут ворчать некоторые, пишет в блог о том, что палец прищемила. скоро будет отчитываться, сколько раз пукнула. пусть. сальвадор дали в своём дневнике чуть ли не ежедневно размышлял о качестве своих фекашек. эти мысли соседствуют у него с совершенно иными, трансцендентального нахуй порядка. в этом залог успеха любого произведения - смешать говно с высоким духом. так даже человека состряпали. оставишь один дух - скучно, одни какашки - примитивно.

лет эдак через пятнадцать, когда научная мысль доковыляет до изобретения мультимедийных утюгов, и фраза " эта песня не доносится разве что из утюга" потеряет свой смысл, я найду для себя идеальную профессию. я стану создавать сны. в том, что проигрыватель снов будет изобретён, я не сомневаюсь. люди перестанут даже пытаться изменить свою жизнь - зачем, если можно изменить свои сны, реальность куда более интересную. к тому же в ближайшем будущем человечество окончательно механизируется, лишится остатков фантазии, и ночные картинки, которые обычно транслирует мозг, будут становиться всё скучнее и скучнее, пока не сойдут на нет. появится острая потребность в искусственных снах.

на творца снов будут учить в университетах, специальность эта - помесь кинорежиссёра, психа и психиатра - будет безумно элитной. сны станут снимать в разных жанрах и стилях; например, можно будет заказать себе бред обыкновенный, или бред эротический с философским подтекстом, или чистую эротику без философии и без бреда, и так далее. я и себе время от времени начну показывать сны собственного производства - не то чтобы мои натуральные сны плохи, нет, просто надо же проверять качество продукта, да и любопытно. вот пример смешанного профессионально-фарсового бреда (вполне себе курсовая работа):

я стою на сцене училища, в зале восемь-десять одиноких кашляющих зрителей. со своего места поднимается завуч и говорит:

- сегодня мы прощаемся с нашей лучшей студенткой. хорошим музыкантом и замечательным человеком доронченко стасинькой. стасинька, скажи последнее слово, и мы пойдём по домам.

я начинаю говорить и вижу, что меня никто не слушает. все шепчутся между собой, беспокойно ёрзают - всем не терпится свалить отсюда поскорей. тогда я набираю полную грудь воздуха и выдаю:


- господа, я больше не могу находиться в ваших рядах по причине производственной душевной травмы. прощайте. мне было с вами неинтересно и неприятно работать.

в зале все замирают. сидящая в первом ряду директриса подскакивает как ужаленая. из одежды на ней только колготки ужасного фиолетового оттенка и растянутый свитер. все делают вид, что не замечают этого. она кричит:

— что это? что ты сказала?

мой преподаватель подбегает к ней и говорит:

— стася не виновата, это ей так в тексте написали. механическая ошибка. она не знала. виноват тот, кто набирал текст.

директриса трясёт пальцем у её носа:

— не надо! я знаю - это было специально подстроено! - разворачивается и идёт к выходу. а я стою и не понимаю, почему никто не заметил, что на ней нет юбки. тут она останавливается возле портрета скрябина и говорит голосом мариенгофа (интересно, а какой был у мариенгофа голос?):

- неприятно работать…ермилов, РАППовцы… ушла с дерьмом на подмётках.

и мне становится стыдно.


Ведущая:" Пианист обязан быть эгоистом". Эти слова принадлежат не кому-нибудь, а выдающемуся пианисту и педагогу Генриху Нейгаузу. Но порой случается так, что два эгоиста вынуждены работать в дуэте… Вот что из этого может получиться.

Выходит Первая. На ней мужской костюм и шляпа-котелок, в руках - бутылка. Она медленно, расслабленно проходит на середину сцены, берёт стул, садится в пол-оборота к зрителям. Надвигает шляпу на нос так, что почти не видно лица. Из-за кулис появляется Вторая - короткое платье, яркий макияж, туфли на длинной шпильке. Походка модельная. Кладёт на рояль папку с нотами, затем достаёт зеркальце и пудрится.

Первая (говорит медленно, как бы через силу, чеканя каждый слог): Сколько. Раз. Я. Просила. Тебя. Не. Стучать. Своими. Чёртовыми. Каблуками.
Вторая (подходит ближе к Первой, смотрит на бутылку в её руке): А я смотрю кто-то вчера опять хорошо провёл вечер в компании духовиков.
Первая: Это чай.
Вторая: Ну конечно. Мне надоело, что ты приходишь на репетиции в неадекватном состоянии.
Первая: А мне надоело, что ты приходишь на репетиции в туфлях на высоком каблуке.
Вторая: Мои туфли не мешают играть.
Первая: Они мне мешают играть! Я чувствую себя карликом. За двадцать лет, проведённых с тобой на одной сцене, у меня появился комплекс неполноценности.
Вторая (продолжая наводить марафет): Вместе с манией величия.
Первая: Ладно, хватит. Что сегодня играем? (отпивает из бутылки)
Вторая: Галоп.
Первая (давится жидкостью, выплёвывает): Что, опять?!
Вторая (закрывает пудреницу, кладёт в сумочку): Люди просят. Пипл хавает, понимаешь.
Первая (встаёт, нервно расхаживает по авансцене): Воот, я всегда говорила, что тебя интересует только попса.
Вторая: Ой вот только не надо! Ты забыла, кто из нас двоих принёс ноты "Галопа"?
Первая: Роковая ошибка. Надо было отрубить себе руки.
Вторая (язвительно): Невелика была бы потеря.
Первая: По крайней мере, не пришлось бы столько мучиться.
Вторая: Пошли уже репетировать. Концерт через десять минут, чем быстрее отыграем - тем лучше. Мне ещё на свидание идти.
Первая: Не хочу я с тобой репетировать. Надоела ты мне. Ты на репетициях всё время "Мурку" играешь. Двадцать лет - одна "Мурка". У меня такое впечатление, будто я играю со звездой русского шансона.
Вторая: А у меня твой авангард уже в печёнках сидит. Прокофьев! Шостакович! Скорик! Да ты же того (крутит пальцем у виска), сумасшедшая! Тебя лечить надо вместе с твоим Прокофьевым!
Первая (приближается, опасно поигрывая бутылкой) Не трожь Прокофьева. Изувечу.
Вторая: Чего это ты мне указываешь, а? Двадцать лет тирании! Тоталитаризм в рамках одного фортепианного дуэта - просто книгу можно писать! Достаточно я терпела твой командирский тон, твои замашки примадонны. Какого чёрта я всё время играю вторые партии? Я тоже хочу первые!
Первая: Да ты сначала вторые нормально играть научись, несчастная.
Вторая: Да, я несчастная. Ты постоянно берёшь невозможно быстрые темпы, ещё и ускоряешь. Я двадцать лет гоняюсь за тобой по всем произведениям - никак догнать не могу! Из-за тебя у меня одышка появилась, сердце никуда не годно!
Первая: Просто не надо засыпать на репетициях. Ты попробуй хоть раз прийти из дома, а не со своей ночной работы в ресторане - сразу догонишь.
Вторая: А ты думаешь, я от хорошей жизни пошла играть в ресторанах?
Первая: Ооооо, а ты думаешь, я от хорошей жизни чай с духовиками пью? Посмотри на мои руки. Двадцать лет глиссандо туда-сюда! У меня от пальцев уже ничего не осталось. А я уже не девочка молоденькая, между прочим.
Вторая: Всё, надо расставаться. Поиграли и хватит. Так и до семидесяти лет можно этого долбаного Гаврилина лабать. Может, его и у нас на похоронах сыграют?
Первая (мрачно): Не сыграют.
Вторая: Почему?
Первая: Потому что кроме нас сделать это никто не сможет.

Вбегает Ведущая.

Ведущая: Элина Евгеньевна, Станислава Юрьевна, вам на сцене уже нужно быть! Народ требует "Галоп".

Первая и Вторая отрицательно мотают головами.

Вторая: Ни за что.
Первая: Скажите им, что мы скоропостиижно скончались.
Ведущая (умоляюще, едва не плачет): Ну я прошу вас, пожалуйста! Люди вас любят. Как узнали, что вы у нас в городе выступать будете - все билеты раскупили в один день. Спасите, прошу вас. Сыграйте. Ну последний раз.

Первая и Вторая постепенно оттаивают.

Вторая: Самый-самый последний-припоследний?

Ведущая кивает.

Первая: Ну, раз последний, так может сыграем, а?
Вторая: Эх, взлабнём на прощание!

Ведущая роняет скупые слёзы благодарности.

Ведущая: Спасибо вам! Спасибо огромное! (убегает за кулисы)

Первая и Вторая садятся за рояль.

Вторая: Только не очень быстро, хорошо?

Начинают играть в медленном темпе. По мере развития разговора, ускоряется темп произведения. К концу номера он становится просто бешеным.

Первая: А помнишь, как мы играли "Галоп" в донецкой филармонии…
Вторая (подхватывает): А в Днепропетровске? Когда нам первое место присудили… "Золотая лира"!
Первая: Золотое время!
Вторая: Нам аплодировал Арт-Люкс!
Первая: Стоя.
Вторая: А помнишь, как мы играли на сашином дне рождения в подвале, и…
Первая: … выбежала Диана, села за ударную установку, и мы каааак врезали!
Вторая: А когда мы репетировали вот в таком медленном темпе, непременно в кабинет заходила Ирина Николаевна Сидоренко.
Первая: Наверное, она думала, что мы вызываем сатану.
Вторая: Дааа, было здорово. Вот бы повторить всё сначала.
Первая (полушутя): Ещё двадцать лет "Галопа"? Ну уж нет!
Вторая: Ээээээээх! Молодость, молодость!
Первая: Безрассудство!
Вторая: Драаааайв!
Первая (радостно): И всё ушло! Всё! Ничего не осталось!

Заканчивают играть совершенно угорело. После финального аккорда вскакивают из-за рояля, стремительно кланяются. Из-за кулис (или из зала - в зависимости от качества исполняемого номера и чувства юмора зрителей) звучат крики "браво", "бис". Обнявшись, Первая и Вторая уходят за кулисы.

ВСЁ

Недавно со мной приключилась беда.

Мои отношения с кинематогрофом всегда строились по вырыпаевскому принципу " что, не понимаешь? а чё тут понимать - ты просто ощущай и всё!".Фильмы говорили ёрническим голосом Алексея Филимонова - не ссы, хуже не будет, - и мне в голову не приходило сомневаться в том, что воспринимать кино на чувственном уровне - единственно верный подход. И действительно, чем больше я смотрела, тем сильнее убеждалась:

Попробуй пойми эту хероту, всё равно ж ничего не понятно! А ощутить возможно, короче.

И дёрнул же меня чёрт смотреть новый фильм Ренаты Литвиновой "Последняя сказка Риты", в котором я всё поняла. Я убеждена, настоящее кино должно быть мучительным, потусторонним явлением, которое можно разгадывать до ломоты в висках; ускользающей субстанцией, которой совершенно безразлично, дотянешься ли ты до неё. Фильм, существующий априори, как параллельная реальность, не может быть понятен как сочинение семиклассницы. Сочинение Литвиновой написано каллиграфическим почерком в дорогой тетрадке с лоснящейся бумагой и бархатной алой обложкой. Эту прелесть можно вертеть в руках, гладить, нюхать, можно даже откусить кусочек - уж больно красиво, надо подпортить, - но принимать её близко к сердцу не придёт в голову. На одном кинофоруме к этому фильму критическое количество раз применили эпитет "красивый" - красивые картинки, но бессмысленные. "Ренате бы в художники", - иронизировала некая барышня. Видимо, зрители не увидели того реющего флага, которым Литвинова в своём фильме помахала прямо перед их носами. Смерть (подпольная кличка - Таня Неубивко) в "Последней сказке" жалуется каждому встречному, что мэр Москвы разрушил все красивые здания. Видимо, Рената Муратовна решила восстановить гармонию и кинула на чашу весов столько изящества, что с лихвой покрыла и уродливые московские постройки, и все наши убогие русские реалии. Красота, действительно, невероятная - от цветового решения и композиции некоторых сцен у моих глаз едва не случился эстетический оргазм, например, от нестерпимо красной фигуры Ольги Кузиной (Рита Готье) на фоне красной же занавески. Почему едва - потому что случился он всё-таки чуть позже, когда Маргарита забирается в витрину кафе "Запределье", завернув тоскливые цветы в похорнный бублик и приклеив его к стеклу витрины. Её обволакивает кровавое пиршество ткани, кидающее отблески на бледное лицо. Какая живописная репетиция смерти - и какая ироничная! Красота в фильме Литвиновой нарочита - и потому смешна. "Это мой домик", - говорит до неприличия декадентская Рита Готье, томно курящая за стеклом витрины. Литвинова тоже может сказать, как в детской игре - "я в домике": она сама себя произронизировала насквозь, не оставляя такого удовольствия другим. Покаялся - айда грешить. Постебался над своим стилем - можно снова снимать фильмы, населяя их манерными барышнями с неизменной сигаретой в тонких пальцах.

Что касается сигарет - этот штамп, который в режиссёрских руках становится антиштампом, оружием, обращённом против самого себя, разросся до размеров хорошо откормленного символа. Литвиновой мало издёвки над пресловутым образом дамы с сигаретой, она раздувает её до нагловатой гиперболы - курят, зажигая одну от другой все работники больницы. На пятиминутке в кабинете главного врача сизо от дыма; надтреснутым тенорком главврач отчаянно кричит: "Не курите! Вы же врачи!" Но врачи продолжают курить даже во время вскрытия, и патологоанатом, кинув в живот Риты Готье окурок, командует: "зашивайте". В конце-концов, все сигареты, выкуренные персонажами фильма, собираются в причудливую шляпку, в которой мёртвая Рита приходит ночью к своей подруге Наде.

Для себя я давно отметила в кино эффект "некстати". Когда в "Танцующей в темноте" герои начинают петь посреди трагедии, сначала ощущаешь неловкость, а потом понимаешь - только так и можно было сделать. Настолько некстати, что кстати - парадокс! Когда в "Последней сказке" Таня Неубивко (Рената Литвинова) поёт голосом Земфиры, становится просто некстати. Глубже дело не идёт. Но глубже и не надо. Это тоже такая ирония.

Вообще, чтобы смотреть "Последнюю сказку Риты" без ежеминутного передёргивания - "ой, так не бывает" (а оно будет у всякого нормального человека от диссонанса между происходящим на экране и понятием о реалистичности в искусстве), нужно сразу договориться с собственным восприятием: этот фильм не претендует на реализм. А иррациональное произведение нужно понимать иррациональным мышлением, когда зритель готов принять всё, что видит, не впихивая это в рамки свои предпочтений или представлений о том, "как должно быть". В противном случае потянется нудная цепь гайморитных вопросов: а почему Рите не ставят диагноз? Не лечат её? Почему её соседка по палате лежит в больнице уже три года? И, наконец, от чего всё-таки умерла Рита?
Литвиновой вся эта декорация безразлична. Прошлое её персонажей туманно, оно дано намёками (наверняка мы знаем только то, Рита и Надя - подруги по медицинскому институту) как они дошли до жизни смерти такой - неясно. Литвинова берёт смерть в кристалльно чистом виде, отбросив всю жизненную шелуху, которой обычно прикрывается её неизбежность; берёт как онтологическое явление, с которым бессмысленно спорить, как бы ты к нему не относился - как бесполезно отрицать воздух и в знак протеста пытаться не дышать. Рита обречена, как и все мы, независимо от того, больна она или нет, лечат её или нет. Не всё ли равно, как ты умрёшь - важен ведь лишь факт смерти. Чтобы было легче сочувствовать героине, представьте, что у неё рак. Тогда умирание станет весомым, серьёзным фактом. Но поверить в смерть женщины, на лице которой нет ни следа тяжёлой болезни, в смерть беспричинную, просто-так-смерть - это выше зрительских сил. Ну поймите, не может показать Рената Муратовна агонию, это не-кра-си-во!
Про Надю (Татьяна Друбич) мы тоже не знаем ничего - и это в контексте литвиновского фильма совершенно неважно. Видим, как она спивается - какая разница, что послужило причиной. В каждом человеке с рождения заложен такой заряд горя, что вполне можно спиться ни от чего. Знаем, что она положила свою подругу в аварийный корпус больницы и даже ни разу не проведала её - Надя приходит к Рите однажды ночью, когда та уже спит, и говорит ей всё то, что сказать хочется и сказать надо: как любит её, какая она у неё хорошая, славная. Но взглянуть в её глаза не может. Потому что ничем не может помочь, и винит себя в этом. Рита уже "не в её ведомости", а в ведомости смерти; недаром Таня Неубивко говорит любимому Риты: "Я теперь её новая, самая лучшая подруга". После смерти Готье Надя от бессилия кидается на психа-патологоанатома. прижимая к нему горящую сигарету (у символа появляется ещё одно значение - месть). Кидается она не столько на него, сколько на себя, обращая всю свою ярость и ненависть к своей вине перед подругой на другого человека.
Вот и получается так - трава зелёная, мама мыла раму, а тётка, бог знает почему торчащая в больнице три года, нужна лишь затем, чтобы Рита прочла в её ежедневнике роковое "моя соседка скоро умрёт". Захочется обвинить Литвинову в нелепости и нелогичности (а вам захочется) - подумайте, а так ли логична и стройна наша собственная, неинфернальная и вполне обычная жизнь. Абсурд - всего лишь густая квинтэссенция жизни, область, начинающаяся за гранью гиперреализма, соприкасающаяся с ним, а вовсе не отражение в кривом зеркале.

Рената пренебрегает причинно-следственными, да и вообще любыми связями, привычными для человеческого мышления, оставляя в своём пространстве место только для сновидческого, полубредового видения мира. Симптоматично для такого подхода то, что в "Последней сказке", на мой взгляд, Литвиновой наиболее удались сны Риты Готье и её смерть - пугающие сцены. В них раскрывается суть названия "сказка" - история страшная и приятная одновременно. В первом сне Риту везёт на саночках мама. Вперёд ногами. Будто бы она маленькая, будто бы она мёртвенькая. И это ещё ничего, потому что во втором сне Литвинову прорывает на такую реалистичность бреда, что кажется, будто она подсмотрела твой сон. Готье снятся собственные похороны: её, живую, уговаривают залезть в гроб, она просит - можно не сегодня, можно потом? Нельзя, - монотонно твердит мама, - пора, дочка. Все собрались. Надо сегодня. Только во сне жизнь и смерть существуют бок о бок, не отменяя одна другую, сплетаясь в прихотливый узор - и только во сне можно умирать, оставаясь живым, можно наблюдать свою смерть. Сказку читают домашним тёплым голосом, и, чтобы не происходило с её героями, ты знаешь - можно попросить маму перестать рассказывать, почитать другую. И герои останутся целы. А можно дослушать до конца - всё равно ведь понарошку, да и скоро ты уснёшь. Засыпает и Рита, когда к ней приходит смерть-Таня с бокалом шампанского и в красивом платье - как и хотела героиня. Она кладёт ладони под голову - совсем как ребёнок. Её кровать опускается вниз и становится могилой. Сказка Риты рассказана. О чём жалеешь после фильма - что к тебе не придёт нежная и воркующая смерть (такая, как Литвинова), да и вообще финал жизни красотой отличаться не будет.

Когда говорят, что Литвинова - преемница Муратовой, хочется возразить. Да, Рената появилась из фильмов Киры Георгиевны, и в её собственных режиссёрских работах заметно влияние Муратовой. Но появилась ровно настолько, насколько выросла "Последняя сказка Риты" из рассказа Литвиновой-медсестры из муратовского фильма "Увлечения" о бедной покойной Риточке Готье, которой бросили в живот окурок. То есть - то, да не то. У Муратовой картины более реалистичные, жёсткие, выворачивающие человека наизнанку. У Литвиновой - сказки, страшные, как картонный волк на утреннике в детском саду. Красота у неё ироничная, смерть - добрая, а ирония смерти, по-моему, заключена в финальном диалоге возлюбленного Риты - Коли (Николай Хомерики), который после смерти любимой решает, застрелиться ему или нет, с мужчиной, который достал ему сразу два пистолета:
- Я читал один рассказ про морского офицера… Он вот так приложил два пистолета к вискам - и выстрелил
- Ну зачем же, так ведь и без головы остаться можно.


Если рассказывать историю всерьёз - действительно, можно остаться без головы. А если так, как Литвинова - останешься с головой и даже вкус ненароком разовьёшь. Пусть Рената Муратовна снимает красивые фильмы - с некрасивыми, вон, у нас отлично ладит Балабанов. Тем более, что журналисты, писавшие о новом фильме Ренаты Муратовны, особенно напирали на тот факт, что снимала она его на свои деньги. Человек гуляет за свой счёт, ребята - и как красиво гуляет!

вообще среди блоггеров и задротов соц.сетей принято писать какой-то новогодний высер 31 декабря, так ведь? все ж хотят почувствовать себя президентом, толкнуть речугу, подвести итоги очередного бездарно прожитого года.

ну вот.

дветыщидвенадцатого мне немного жаль - он был беспокойный малый, нервноприпадочный, но настоящего зла делать не умел. как-то у него всё образовывалось в последнюю секунду. он много путешествовал, читал разные книги, умел вдохновенно попиздеть, обожал дружеские компании - неважно, с вином или чаем. часто он был готов шлёпнуться в обморок, но его подхватывали и ставили на ноги, а в морду совали нашатырный спирт, и он снова чувствовал себя огурцом. сам себе придумывал приключения, порой очень боялся, что очередная затея раскроется, но за шаг до краха удерживался на краю. он вообще любил побегать по краю. и вот вам результат - подох во цвете лет. хотя он ещё прожил на один день больше, чем дветыщиодиннадцатый, например. прощай, дружок, никогда не свидимся. ура.

ночью я остервенело выворачивала элине руки. руки хрустели, но не ломались. я орала - ненавижу тебя, дрянь, какого чёрта ты не здоровалась с нами в днепропетровске, ни на перроне, ни потом? а она тихо оправдывалась - да ты что, стась, я здоровалась - и я уже почти начинала верить, что она здоровалась, просто я не услышала, и жалеть её начинала, но орала всё так же вдохновенно. странно я себя вела. конечно, в реальной жизни я элину не люблю, но таких удушающих приступов ненависти никогда не чувствовала. так что зря я всё-таки не сломала ей руки во сне - когда ещё представится такая возможность?

меня обокрали.

от собрания сочинений жоржа остался один том с никому нафиг не нужной прозой. вот как я буду встречать новый год без этого многострадального трёхтомника, без мушиных крапинок на первом томе? на месте жоржа стоит залитая вином дина рубина - противная баба, ей захотелось изваляться в красненьком полусладком, а я из-за этого наталье петровне новую, чистую покупала. наталья петровна ничего не знает, но, видимо, интуиция ей подсказала, что мне нужно отомстить, и она взяла в заложники жоржа. вывод из этой истории следующий - не стоит входить с преподавателями в доверительные отношения и тем более заводить дружбу.

вчера я попробовал улыбнуться и у меня не получилось. совершенно. никак не могу понять, отчего люди считают улыбку чем-то хорошим? у меня вот только лицо заболело и всё. что хорошего в том, что у тебя болит лицо? до этого у меня болела только голова ну и ухо немного, а теперь ещё и щёки. хорошо быть ладненькой девочкой с красивой фамилией - такие наверное умеют улыбаться. откинуть голову гордо и улыбаться. героические девочки.

FLORESTANKA

Самые популярные посты

12

Дмитрий Быков Смерть не любит смертолюбов, Призывателей конца. Любит зодчих, лесорубов, Горца, ратника, бойца. Глядь, иной из некр...

12

Дмитрий Пригов БАНАЛЬНОЕ РАССУЖДЕНИЕ НА ТЕМУ СВОБОДЫ Только вымоешь посуду Глядь — уж новая лежит Уж какая тут свобода Тут д...

12

ну, что гений и злодейство - две вещи несовместные, вроде все знают. один мой знакомый говорит - не получается быть одновременно гусаром...

11

Борис Рыжий Море В кварталах дальних и печальных, что утром серы и пусты, где выглядят смешно и жалко сирень и прочие цвет...

11

один преподаватель украинского языка и литературы из нашего гуманитарного университета рассказал сегодня, что ректор запретил праздновать...

10

когда-то - мне было лет десять, кажется - мы с мамой отдыхали в пансионате у моря в компании каких-то малознакомых и очень анекдотичных л...