Методическая разработка по логопедии (старшая группа) по теме: Дидактические игры в логопедической работе с детьми старшего дошкольного возраста. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Все речевые нарушения, если их вовремя не исправить в детском возрасте, вызывают трудности в общении с окружающими, ведут к возникновению у детей закомплексованности, мешая им учиться в полной мере, раскрывать свои природные способности и интеллектуальные возможности. Одним из направлений логопедической коррекционной работы, является формирование правильного звукопроизношения.
Комарова Т.П. Логопедические игры и упражнения для детей с нарушениями зрения - Все для студента. Макатрова Ирина Васильевна Приморский. Дидактические игры предназначены для индивидуальных, логопедических занятий с детьми 4 – 7 лет. Данный материал будет полезен.
Порой не так трудно поставить ребенку звук, как автоматизировать и ввести его в речь. Но механическое многократное повторение одного и того же слова утомляет детей, не стимулирует к самостоятельному его употреблению.
Разработкой способов и этапов автоматизации звуков занимались М. Е. Хватцев, М. Ф.
Фомичева, Г. В. Гуровец, С. И. Маевская и другие.
Смирнова отмечает, что логопед должен формировать у ребенка мотивы, волевые качества, необходимые для продолжительной работы, дающие стабильные результаты. И это необходимо делать легко, непринужденно, в игровой форме, заинтересовывая ребенка. Практическое владение языком предполагает умение различать на слух и правильно воспроизводить все звуковые единицы родного языка, поэтому работа по формированию произношения звуков у дошкольников должна проводиться систематически. Наблюдения за артикуляцией у детей создают основу не только для формирования речевого слуха, но и для развития культуры устной речи в ее произносительном аспекте. Наблюдения за собственной речью приводят к тому, что дети, понимая значение слова, начинают связывать его со звуками, составляющими эти слова. Отсюда начинается наблюдение за произношением слова, за чередованием гласных и согласных. Для формирования правильного звукопроизношения логопеду важно максимально использовать наглядность и игровые приемы, учитывая, что игра – ведущая деятельность для дошкольника.
Предложенные игры служат для автоматизации и дифференциации поставленных звуков, направлены на развитие фонематического.
Метки: логопедия логопедические игры звук ч звук щ занятие развитие развивающие игры игры лото Развивающие и дидактические игры для детей.
Благодаря использованию игр процесс автоматизации поставленных звуков проходит в доступной и привлекательной для детей форме. Важным в коррекции звукопроизношения и развитию фонематического восприятия является работа органов слуха и зрения, так же особое место уделяется работе двигательного анализатора (руки). Известно, что двигательный и речевой центры в коре головного мозга находятся рядом, поэтому подвижность артикуляционного аппарата обусловлена состоянием двигательной сферы.
В процессе игры у детей происходит совокупная работа всех анализаторов: слухового, зрительного, речедвигательного, что позволяет наиболее эффективно проводить коррекционную работу. Игры, которые я хочу представить вашему вниманию, многофункциональны. Они служат для автоматизации и дифференциации поставленных звуков, направлены на развитие фонематического слуха и восприятия, мелкой и артикуляционной моторики, способствуют формированию лексико- грамматических категорий. Дидактическая игра: «Спичка – ватка»Цель: Учить определять какой согласный звук, ориентируясь на тактильные ощущения. Описание игры: Ребенок определяет какой звук в слове – твердый или мягкий и ведет маркером линию к спичке или ватке.
Дидактическая игра «Матрёшки»Цель: Учить детей изменять слова при помощи уменьшительно- ласкательных суффиксов. Развитие мелкой моторики рук. Описание игры: ребёнок называет «большую» картинку и шнурком прикрепляет её к большой матрёшке, а «маленькую» к маленькой матрёшке.
Дидактическая игра: «1 – 2 – 5»Цель: Учить согласовывать существительные с числительными. Развивать мелкую моторику. Описание игры: Ребёнок прикрепляет к цифре картинку и произносит словосочетание: один мяч, одна пирамидка, два кубика, две куклы, пять белок, пять машин. Дидактическая игра «Волшебные бусы»Цель: Автоматизация звука в словах, развитие фонематического слуха, определение места звука в слове. Развитие мелкой моторики.
Описание игры: Дети выбирают слова с автоматизируемым звуком, нанизывают бусины на нитку. Можно предложить детям определить место звука в слове. Дидактическая игра: «Звуковая улитка»Цель: закрепление изолированного звука. Описание игры: Ребенок ведет по спиралям улитки картинку – символ (на звук.
Кроме работы двигательного и речевого анализаторов, в развитие включаются и психические процессы: восприятие, память, мышление. Всё это делает коррекционную работу наиболее разнообразной, поддерживает интерес к логопедическим занятиям, помогает наиболее качественно подготовить детей к школе. Работа по данному направлению способствует более быстрой автоматизации звука в спонтанной речи, развитию фонематического слуха, совершенствованию слоговой структуры слова, коррекции лексико- грамматического строя речи. Во время проведения игр у детей активизируется память, внимание, воображение, развивается логическое мышление. Игровая ситуация создаёт непринуждённую обстановку, дети не скованны, у детей появляется стимул к общению, что способствует быстрому контакту логопеда с детьми. Список использованной литературы.
Программа воспитания и обучения в детском саду/ Под ред. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Фомичева М. Ф. Воспитание у детей правильного произношения: Пособие для воспитателя детского сада.