@obshestvoege
OBSHESTVOEGE
OFFLINE

Это просто Вьюи блог

Дата регистрации: 09 ноября 2012 года

Персональный блог OBSHESTVOEGE — Это просто Вьюи блог

  • Вскоре после переворота Пиночет заявил, что вооруженные силы остаются верны своему профессиональному долгу, что только чувства патриотизма, а также (цитата из заявления Пиночета) «марксисты и обстановка в стране» вынудили их взять власть в свои руки, что «как только спокойствие будет восстановлено, а экономика выведена из состояния коллапса, армия вернется в казармы». Генерал даже установил срок для реализации этих целей — около 20 лет, после чего Чили вернется к демократии.
  • До декабря 1974 г. Пиночет оставался главой военной хунты, а уже с декабря 1974 г. по март 1990 г. пребывал на посту президента Чили, являясь одновременно главнокомандующим вооружёнными силами страны. Со временем, он сумел сосредоточить в своих руках всю полноту власти, устранив всех своих конкурентов — генерал Густаво Ли получил отставку, адмирал Мерино, формально остававшийся в составе хунты, со временем был лишен всякой власти, министр внутренних дел генерал Оскар Бонилья погиб в авиакатастрофе при невыясненных обстоятельствах. Летом 1974 был принят закон «О юридическом статусе правительственной хунты», в котором генерал Пиночет провозглашался верховным носителем власти. Он был наделен широкими полномочиями, в том числе правом единолично объявлять осадное положение, одобрять или отменять любые законы, назначать и смещать судей. Его власть не ограничивалась ни парламентом, ни политическими партиями (хотя продолжала формально ограничиваться другими членами хунты). Еще 21 сентября 1973, согласно президентскому декрету-закону, был распущен Национальный Конгресс Чили, как было заявлено, вследствие невозможности «соблюдать в настоящее время законодательные требования, предъявляемые к установленной процедуре принятия законов».

Государственный строй стран мира

Государственный строй каждой страны характеризуется формой правления и государственно-территориального устройства. Существуют две основные формы правления: республика и монархия.

Республиканская форма правления распространена особенно широко, так как 75% всех стран мира составляют республики. Республика — это такая форма государственного правления, при которой высшая законодательная власть принадлежит парламенту, который является выборным органом. В республике исполнительная власть принадлежит правительству. Среди республик различают социалистические (Китай) и буржуазные (Франция). Глава республиканского государства избирается населением или специальной избирательной коллегией.

Монархическая форма правления имеет меньшее распространение. Монархия — форма правления, при которой верховная государственная власть принадлежит монарху. Им может быть король, император, князь, султан, эмир, шах. В монархических государствах власть передается по наследству.

Среди монархий различают государства с абсолютной монархией и государства с конституционной монархией. Под абсолютной понимают такой вид монархии, когда власть самодержца почти не ограничена. Но таких стран на современной политической карте осталось очень мало. Как правило, в странах абсолютной монархии глава государства осуществляет законодательную и исполнительную власть, одновременно являясь премьер-министром, верховным судьей, главнокомандующим вооруженными силами страны и духовным правителем. Правительство формируется в основном из членов королевской семьи. К абсолютным монархиям относятся следующие страны: Саудовская Аравия, Кувейт, Объединенные Арабские Эмираты, Оман, Бруней, Бахрейн, Катар и некоторые другие.

Под конституционной понимают такой вид монархии, когда верховная государственная власть правителя ограничена конституцией. Реальная законодательная власть принадлежит парламенту, а исполнительная — правительству. Поэтому монарх фактически «царствует, но не правит». В странах с подобным государственным устройством монархический строй сохраняется в качестве традиции, которая напоминает о былом величии «короны».

Конституционные монархии в современном мире более распространены, чем абсолютные (Бельгия, Великобритания, Испания, Дания, Норвегия, Марокко, Япония и др.).

Великобритания — самая старая конституционная монархия в мире. Король (в настоящее время королева Елизавета II) считается главой государства, а также возглавляемого Великобританией Содружества. В 15 из стран Содружества королева считается главой государства формально, так как ее представляет генерал-губернатор. Это относится к таким бывшим доминионам Великобритании, как Канада, Австралия, Новая Зеландия.

Япония — практически единственная империя в мире. Император страны — символ государства и единства нации, хотя вся законодательная и исполнительная власть принадлежит парламенту и кабинету министров. Япония до принятия конституции 1947 года была абсолютной монархией, законы которой наделяли императора неограниченной властью и приписывали ему божественное происхождение. В 1947 году абсолютная монархия здесь была упразднена.

Еще одной разновидностью монархии является теократическая, когда монарх -— глава церкви. Примером теократической монархии является Ватикан.

Основными формами государственно-территориального устройства (деления) являются унитарная форма и федеративная. Унитарное (от лат. unitas — единство) государство — такая форма государственного устройства, при которой его территория не имеет в своем составе самоуправляющихся образований. В таком государстве есть единая конституция, единая система органов государственной власти. Имеющиеся здесь административные единицы обладают исполнительной властью, но не законодательной. Большинство государств современного мира являются унитарными. К ним относятся, например, Франция, Япония, Венгрия, Италия, Ирландия, Нидерланды, Португалия, Китай, Монголия, Индонезия, Турция, Сирия, Алжир и другие.

Федеративное (от лат. foederatio — союз) государство — форма государственного устройства, при которой наряду с едиными законами и органами власти существуют отдельные территориальные единицы. Они обладают определенной политической самостоятельностью, хотя и входят в одно союзное государство. Такие федеративные единицы (республики, штаты, земли, провинции и т.д.), как правило, имеют собственные законодательные, исполнительные и судебные органы власти, а также собственную конституцию. К федеративным государствам относятся Россия, Бельгия, Индия, где федеративное устройство связано с этническим принципом. В других же странах, например ФРГ и США, — с историко-географическими особенностями.

Относительно редко встречается такая форма государственно-территориального устройства, как конфедерация. Она, как правило, образуется для достижения весьма ограниченных целей (военных, внешнеполитических или каких-либо других).

Линии сравнения

Публичное право

Частное право

1. Интересы, которые обеспечивает

Общественные, государ­ственные

Личные

2. Предмет правового регулирования

Неимущественные от­ношения

Имущественные и не­имущественные отно­шения

3. Метод пра­вового регули­рования

Соподчиненность и ко­ординация действий участников правовых отношений. Импера­тивный (субординаци­онный) метод: верти­кально-властная связь между субъектами об­щественных отношений

Соподчиненность и координация дейст­вий участников право­вых отношений. Дис-позиционный (коорди­национный) метод*. горизонтальные свя­зи равных субъектов общественных отно­шений

4. Состав уча­стников

Государственные орга­ны власти; частные ли­ца и государство

Частные лица (физи­ческие и юридиче­ские)

5. Состав от­раслей права

Конституционное, ад­министративное, уго­ловное, финансовое право, процессуальные отрасли и т. д.

Гражданское, пред­принимательское, трудовое, семейное право и т. д.

6. Сущность

Нормы, закрепляющие порядок деятельности органов государствен­ной власти и уп­равления

Упорядоченная сово­купность юридиче­ских норм, охраня­ющих и регулирую­щих отношения частных лиц

Основные понятия и нормы административного права.

I. Административная ответственность — вид юридиче­ской ответственности, наступающей за совершение адми­нистративного проступка.

Признаки административной ответственности:

— Основанием для ее возникновения является админист­ративное правонарушение.

— Применение к субъектам административных правона­рушений взысканий менее суровых, чем уголовные наказания.

— К административной ответственности привлекают ор­ганы, которым такое право предоставлено законом (суды, судьи, многие органы административной власти: комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав; органы внут­ренних дел; налоговые органы; таможенные органы; военные комиссары; органы рыбоохраны; органы, осуществляющие государственный пожарный надзор и др.).

— К административной ответственности могут привле­каться индивидуальные субъекты (граждане, должностные лица, индивидуальные предприниматели) и юридические лица.

— Существует особый порядок привлечения к админист­ративной ответственности, который отличается сравнитель­ной простотой, а поэтому он оперативен и экономичен.

— Урегулирована нормами административного права, которое содержит исчерпывающий перечень административ­ных нарушений, взысканий и органов, уполномоченных их применять.

II. Административное правонарушение (проступок) —

противоправное, виновное действие (бездейст­вие) физического или юридического лица, за которым уста­новлена административная ответственность.

III. Административное наказание — установленная госу­дарством мера ответственности за совершение админист­ративного правонарушения

Виды административного наказания

Наименование вида

Его сущность

Предупреждение

Мера административного наказания, вы­раженная в официальном порицании фи­зического или юридического лица. Выно­сится в письменной форме

Административный штраф

Денежное взыскание, которое не может быть менее одной десятой минимального размера оплаты труда (МРОТ). Сумма штрафа, налагаемого на граждан, не мо­жет превышать 25 МРОТ, на должност­ных лиц — 50 МРОТ, на юридических лиц — 1000 МРОТ

Возмездное изъятие орудия совершения или предмета адми­нистративного пра­вонарушения

Принудительное изъятие и последующая реализация с передачей бывшему собст­веннику вырученной суммы за вычетом расходов на реализацию изъятого пред­мета. Назначается судьей

Конфискация ору­дия совершения или предмета админист­ративного правона­рушения

Принудительное безвозмездное обраще­ние в федеральную собственность или в собственность субъекта РФ не изъятых из оборота вещей. Назначается судьей

Лишение специаль­ного права, предос­тавленного физиче­скому лицу

Устанавливается за грубое или система­тическое нарушение порядка пользова­ния этим правом. Срок лишения не мо­жет быть менее 1 месяца и более двух лет. Назначается судьей

Административный арест

Содержание нарушителя в условиях изо­ляции от общества; устанавливается на срок до 15 суток, а за нарушение требова­ний режима чрезвычайного положения или режима в зоне проведения контртер­рористической операции до 30 суток. На­значается судьей

Административное выдворение за пре­делы РФ иностран­ного гражданина или лица без граж­данства

Принудительное и контролируемое пере­мещение указанных лиц за пределы РФ, а в случаях, предусмотренных законода­тельством РФ, в контролируемом само­стоятельном выезде иностранного граж­данина и лица без гражданства из РФ. Назначается судьей, а при въезде в РФ — должностными лицами

Дисквалификация

Лишение физического лица права зани­мать руководящие должности в исполни­тельном органе управления юридическо­го лица, входить в совет директоров (наблюдательный совет), осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом. Уста­навливается на срок от 6 месяцев до трех лет. Назначается судьей

Основные понятия и нормы гражданского права

I. Гражданская правоспособность — это способность субъекта иметь гражданские права и нести обязанности. В Российской Федерации правоспособность признана в равной мере за любым гражданином, а из организаций — только за юридическими лицами.

Содержание гражданской правоспособности составляют следующие права:

— иметь имущество на праве собственности;

— наследовать имущество;

— заниматься предпринимательской и иной, не запре­щенной законом деятельностью;

— создавать юридические лица как самостоятельно, так и совместно с другими лицами;

— совершать любые не запрещенные законом сделки;

— выбирать место жительства;

— иметь авторские права, иные охраняемые законом ре­зультаты интеллектуальной деятельности;

— иметь иные имущественные и личные неимуществен­ные права.

II. Гражданская дееспособность — способность субъекта своими действиями приобретать и осуществлять граждан­ские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их..

Уровни дееспособности граждан РФ

Уровни дееспособности и их сущность

Особенности проявления

Полностью недееспо­собные (малолетние) — не могут приобретать права и обязанности; от их имени выступают их законные представите­ли (родители, опекуны и т. д.)

В порядке исключения малолетние в возрасте от 6 до 14 лет могут: а) совершать мелкие бытовые сделки; б) совершать безвозмездные сделки, направленные на получение выго­ды (если сделки не требуют нотари­ального заверения или регистра­ции); в) распоряжаться средствами, полу­ченными от законных представите­лей или других лиц с разрешения законных представителей. За причиненный малолетним вред от­ветственность возлагается на родите­лей и т. д.

Полностью недееспо­собные лица по состо­янию здоровья — не мо­гут приобретать права и обязанности; им назна­чается опекун, который совершает все (в том числе и мелкие быто­вые) сделки

Только по решению суда гражданин, страдающий психическим расстрой­ством и не понимающий своих дейст­вий, может быть объявлен недееспо­собным. Пока не отменено решение суда, это лицо, даже в отдельные про­межутки времени понимающее свои действия, все равно остается недеес­пособным. Если недееспособный при­чиняет своими действиями вред, то ответственность несет его опекун

Частично дееспособ­ные граждане (от 14 до 18 лет) — участву­ют в гражданском обо­роте самостоятельно и от своего имени, но с письменного согласия своих родителей либо лиц, их заменяющих

Обладают тем же объемом прав, что и малолетние. Распоряжаются заработком, стипен­дией и иными доходами. Осуществляют авторские и изобрета­тельские права. Отвечают за причиненный вред своим имуществом. В случае, если этого имущества не хватает, к ответственности привлека­ются родители

Ограниченно дееспособ­ные граждане, злоупотт ребляющие спиртным или наркотическими веществами и тем са­мым ставящие семью в тяжелое материальное положение

Ограничение в дееспособности осу­ществляется по решению суда. Совершают сделки с согласия назна­ченного попечителя. Самостоятельно совершают мелкие бытовые сделки. Несут ответственность за причинение вреда

Полностью дееспособ­ные граждане: — по достижении 18 лет; — при вступлении в брак до достижения 18-летнего возраста; — по эмансипации

Самостоятельно несут гражданско-правовую ответственность за свои деяния

III. Собственность — это отношение лица к принадлежа­щей ему вещи как к своей.

Формы собственности в РФ

Формы собствен­ности и их субъекты

Определение понятия и объект права собст­венности

Источники права собственности

Частная собствен­ность физичес­кого лица

Форма собственнос­ти, при которой сред­ства и результаты производства при­надлежат физичес­ким лицам. Это любое имущество, за исключением того, что в соответствии с за­коном исключено из права частной собст­венности. Количество и стоимость имущест­ва не ограничиваются, кроме случаев, уста­новленных законом

Труд физического лица в ка­честве наемного работника; собственная экономическая деятельность, не направлен­ная на извлечение прибыли; предпринимательская дея­тельность

Частная собствен­ность юридиче­ского лица

Форма собственнос­ти, при которой сред­ства и результаты производства принад­лежат юридическим лицам. Это любое иму­щество, за исключени­ем того, что в соответ­ствии с законом не мо­жет принадлежать юридическим лицам. Количество и стоимость не ограничиваются, кроме случаев, уста­новленных законом

Имущество, созданное за счет вкладов учредителей (участников), а также про­изведенное и приобретен­ное хозяйственным товари­ществом или обществом в процессе его деятельности

Государ­ствен­ная соб­ствен­ность РФ или ее субъ­ектов

Форма собственнос­ти, при которой госу­дарству принадле­жат средства и про­дукты производства. Это имущество всего общества в целом

Земля и природные ресур­сы, не находящиеся в собст­венности у граждан. Налоги, пошлины и сборы — это правовые формы изъя­тия у части собственников определенной доли их иму­щества для общегосударст­венных нужд. Особые способы приобрете­ния прдва собственности: — реквизиция (от лат. ге-quisitio — требование) — принудительное изъя­тие частного имущест­ва в собственность госу­дарства или во времен­ное пользование; — конфискация (лат. соп-fiscatio) — принудитель­ное и безвозмездное изъя­тие в собственность го­сударства всего или части имущества; — национализация (фр., англ. nationalisation от лат. — нация, народ) — переход из частной соб­ственности в собствен­ность государства зем­ли, промышленности, транспорта, связи, бан­ков и т. д.

Муници­пальная собствен ность

Имущество, прина­длежащее городским и сельским поселениям* а также другим муни­ципальным образова­ниям. Это имущество пред­назначено для удовлет­ворения общих интере­сов жителей муници­пального образования

Выделена из государствен­ной собственности и во мно­гом схожа с ней по источни­кам

IV. Сделка — действие граждан и юридических лиц, направ­ленное на установление, изменение или прекращение граж­данских прав и обязанностей.

Виды гражданско-правовых сделок

Наименование вида

Его сущность

Односторонние

Для их совершения необходимо и доста­точно выражения воли одной стороны (на­пример, составление завещания или при­нятие наследства)

Двухсторонние, многосторонние

В их совершении принимают участие (со­ответственно) от двух и более лиц. Подоб­ные сделки получили название «договор»

Возмездные

Сделки, по которым одна из сторон долж­на получить плату или иное встречное предложение

Безвозмездные

Сделки, по которым имущественное пред­оставление с одной стороны не обусловле­но встречным имущественным предостав­лением с другой (например, договор даре­ния)

Реальные

Считаются заключенными с момента пе­редачи вещи (денег) из рук в руки (напри­мер, дарение, заем, хранение)

Консенсуалъные (от лат. consensus — согласие)

Считаются заключенными с момента до­стижения соглашения сторон о соверше­нии каких-либо взаимных действий

Казуальные (от лат. casus — случай)

Сделки, имеющие под собой конкретное основание (причину)

Абстрактные

Сделки, основание которых остается юри­дически безразличным, т. е. имеют абст­рактный характер (например, вексель, который представляет собой общее обеща­ние выплатить определенную денежную сумму независимо от основания его выдачи)

Условные

Если возникновение или прекращение прав и обязанностей сторон зависит от об­стоятельств, в отношении которых неизвестно, когда они наступят

Безусловные

Если возникновение прав и обязанностей сторон не оговорено никакими дополни­тельными обстоятельствами

Бессрочные

Не определяется момент их вступления в действие и момент их прекращения

Срочные

Определяется момент их вступления в действие и момент их прекращения

V. Договор — соглашение двух или нескольких лиц об уста­новлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей.

Виды договоров

Основа классификации

Наименование видов

Их сущность

Юридическая направленность

Окончатель­ные (основ­ные)

Порождают права и обязан­ности сторон, связанные с перемещением материаль­ных благ

Предваритель­ные

Порождают право на заклю­чение окончательного дого­вора в будущем

Распределение прав и обязан­ностей

Односторон­ние

Права возникают только у одной стороны, у другой — только обязанности

Взаимные

Права и обязанности имеют­ся у каждой из сторон

Способ заключе­ния

Взаимосогласо­ванные

Условия устанавливаются всеми участниками договора

Присоединения

Условия устанавливаются только одной стороной дого­вора, другая сторона присо­единяется к нему

Лица, требую­щие исполне­ния договора

В пользу уча­стников

Участники требуют исполне­ния договора

В пользу третьих лиц

Третье лицо вправе требо­вать исполнения договора

Характер пе­ремещения ма­териальных благ

Возмездные

Имущественному предостав­лению с одной стороны про­тивостоит встречное имуще­ственное предоставление с другой

Безвозмездные

Имущественное предостав­ление с одной стороны не обусловлено встречным иму­щественным предоставлени­ем с другой

Основание заключения

Свободные

Заключение

Хартия прав человека (Международный билль о правах человека) включает в себя следующие международные согла­шения:

— Всеобщую декларацию прав человека 1948 г.

— Международный пакт о гражданских и политиче­ских правах 1966 г.

— Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 г.

— Факультативные протоколы к Международному пак­ту о гражданских и политических правах 1966 и 1989 гг.

В международных стандартах Организации Объединен­ных Наций (ООН) по правам человека закреплены следующие положения:

— права народов на мир и развитие;

— права лиц, принадлежащих к национальным или этни­ческим, религиозным и языковым меньшинствам;

— ликвидация всех форм нетерпимости и дискриминации на основе религии и убеждений, всех форм расовой дискрими­нации, пресечение преступлений апартеида (африканс. (бурск.) apartheid — раздельное проживание), дискриминации в об­ласти образования;

— принципы медицинской этики врачей в отношении за­ключенных или задержанных лиц;

— защита всех лиц от насильственных исчезновений;

— принципы обращения с заключенными;

— запрет пыток и других бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания;

— право мужчин и женщин на равное вознаграждение за труд равной ценности;

— социальные и правовые принципы защиты и благопо­лучия детей;

— права инвалидов и умственно отсталых лиц;

— права беженцев и апатридов (гр. а (частица отрицания) patris — родина) — лиц без гражданства; и т. д.

Правовые основы брака и семьи

I. Семья — круг лиц, связанных личными неимуществен­ными и имущественными правами и обязанностями, выте­кающими из брака, родства, усыновления или иной формы принятия детей на воспитание

II. Семейное право — это система правовых норм, регули­рующих личные и производные от них имущественные от­ношения, возникающие из брака, кровного родства, приня­тия детей в семью на воспитание

Характеристики семейного права

Их сущность

Основные источни­ки семейного права

Конституция РФ (ст. 38, 39); Семейный кодекс РФ, вступивший в силу в 1996 г.; федеральные законы; указы Президента РФ; постановления Правительства РФ, ре­гулирующие семейные правоотношения; общепризнанные принципы и нормы международного права и нормы между­народных договоров, подписанных и ра­тифицированных РФ; международные правовые акты (Всеобщая декларация прав человека, Конвенция о правах ре­бенка и др.)

Субъекты семейных правоотношений

Супруги, родители, дети, родные братья и сестры, усыновители и усыновленные, опекуны и попечители, отчим (мачеха) и пасынок (падчерица), приемные родите­ли, бабушка (дедушка) и внуки (внучки)

Объекты семейных правоотношений

Воспитание детей, выплата алиментов, управление имуществом

Отношения, регули­руемые семейным правом

Условия и порядок вступления в брак, прекращение брака и признание его не­действительным. Личные неимущественные и имущест­венные отношения между членами семьи. Формы и порядок устройства в семью де­тей, оставшихся без попечения родителей

III. Брак — это юридически оформленный, свободный, добро­вольный союз мужчины и женщины, направленный на созда­ние семьи и порождающий для них взаимные права и обя­занности

Условия заключения брака

Обстоятельства, препятствующие заключению брака

Взаимное добровольное со­гласие мужчины и женщи­ны на вступление в брачные отношения

Принуждение к вступлению в брак

Достижение брачного возрас­та вступающих в брак — 18 лет. При наличии исклю­чительных обстоятельств органы местного самоуправ­ления в порядке, предусмот­ренном законодательством, могут разрешить вступле­ние в брак до достижения возраста 16 лет

Несовершеннолетие вступаю­щих в брак (т. е. до 18 лет)

Отсутствие обстоятельств, препятствующих заключе­нию брака

Заключение брака между: — лицами, из которых хотя бы одно лицо уже состоит в другом зарегистрированном браке; — близкими родственниками (родственниками по прямой вос­ходящей и нисходящей линии: родителями и детьми; дедуш­кой, бабушкой и внуками), пол­нородными и неполнородными (т. е. имеющими общих отца или мать) братьями и сестрами, усы­новителями и усыновленными; — лицами, из которых хотя бы одно лицо признано судом недее­способным вследствие психиче­ского расстройства

Основаниями для прекращения брака являются следую­щие:

— смерть одного из супругов или объявление любого из них умершим;

— расторжение брака — оформляется в органах ЗАГСа при взаимном согласии супругов, не имеющих общих несо­вершеннолетних детей; по заявлению одного из супругов, ес­ли другой признан судом недееспособным или безвестно отсутствующим, и в судебном порядке при взаимном согласии супругов, имеющих общих несовершеннолетних детей; при отсутствии согласия одного из супругов на расторжение бра­ка; при уклонении одного из супругов от расторжения брака в органах ЗАГСа, несмотря на отсутствие возражений.

— признание брака недействительным — оформляется только в судебном порядке.

Виды прав супругов

Их сущность

Личные права и обязанности

свобода каждого из супругов в выборе рода занятий, профессии, мест пребыва­ния и жительства; равенство супругов в вопросах материнства и отцовства, воспитания и образования детей, других вопросов жизни семьи; право каждого из супругов по своему жела­нию выбирать при заключении брака фамилию одного из них в качестве общей фамилии, или сохранить свою добрачную фамилию, либо присоединить к своей фамилии фамилию дру­гого супруга.

Имущественные права и обязанности

— на совместную собственность, которая включает в себя: 1) имущество, нажитое супругами во время брака; 2) имуще­ство, нажитое каждым из супругов до вступления в брак. Дан­ное имущество может быть признано совместной собствен­ностью, если будет установлено, что в период брака каждым супругом были произведены вложения, существенно уве­личивающие стоимость этого имущества (капитальный ре­монт, реконструкция и т. п.).

— на личную собственность, которая включает в себя: 1) имущество, нажитое каждым из супругов до вступления в брак, если не будет установлено, что в период брака супруги произвели вложения, значительно увеличившие стоимость этого имущества; 2) имущество, полученное одним из супру­гов в порядке наследования; 3) имущество, полученное одним из супругов по безвозмездным сделкам (например, по догово­ру дарения); 4) вещи индивидуального пользования (обувь, одежда и т. п.), за исключением драгоценностей и других предметов роскоши; 5) награды, денежные призы, ценные по­дарки, полученные одним из супругов за спортивные дости­жения, за заслуги в научной деятельности, за деятельность в области искусства.

IV. Брачный договор — соглашение лиц, вступающих в брак, или соглашение супругов, определяющее имуществен­ные права и обязанности супругов в браке и (или) в случае его расторжения

V. Права несовершеннолетних детей

Права детей по Се­мейному кодексу РФ

Их основное содержание

Право жить и вос­питываться в семье

Совместное проживание с родителями, обеспечение интересов ребенка, его всес­тороннее развитие, уважение человече­ского достоинства

Право на общение с родителями и другими родст­венниками

Общение с обоими родителями, дедуш­кой, бабушкой, братьями, сестрами, дру­гими родственниками. В случае раздель­ного проживания родителей — право на общение с каждым из них

Право на защиту прав и законных интересов

Осуществляется родителями (лицами, их заменяющими), органом опеки и попечи­тельства, прокурором и судом. При нарушении данного права родителя­ми ребенок вправе самостоятельно обра­щаться за защитой в орган опеки и по­печительства, а по достижении возраста 14 лет — в суд

Право выражать свое мнение при ре­шении в семье воп­роса, затрагиваю­щего его интересы

Ребенок вправе быть заслушанным в ходе любого судебного или административно­го разбирательства. Учет мнения ребенка, достигшего возраста 10 лет, обязателен, за исключением случаев, когда это проти­воречит его интересам

Право на имя, от­чество и фамилию

Фамилия ребенка определяется фамили­ей родителей. Ребенку, родители которо­го имеют разные фамилии, по соглаше­нию родителей присваивается фамилия одного из них, а в случае разногласия вопрос о присвоении фамилии ребенку ре­шается органом опеки и попечительства. Если отцовство не установлено, ребенку присваивается фамилия матери, а отчест­во — по имени лица, записанного по ука­занию матери в качестве отца ребенка

Имущественные права

Ребенок обладает правом на получение со­держания от своих родителей и других членов семьи. Имеет право собственности на доходы, полученные им, имущество, полученное им в дар или в порядке наследования, а также на любое другое имущество, приобретенное на свои сред­ства. Полученные алименты, пенсии и пособия являются собственностью ребенка. Одна­ко право распоряжаться ими в интересах ребенка принадлежит его родителям. Родители и дети не имеют права собствен­ности на имущество друг друга, однако, если они проживают совместно, они вправе владеть и пользоваться имущест­вом друг друга по взаимному согласию

VI. Случаи, ведущие к ограничению или полному лишению родительских прав, определенные российским законодательством

— Уклонение родителей от выполнения своих обязаннос­тей, в том числе злостное уклонение от уплаты алиментов.

— Отказ родителей без уважительных причин взять свое­го ребенка из родильного дома (отделения) либо из иного ле­чебного учреждения, воспитательного учреждения, учрежде­ния социального обслуживания граждан или из других анало­гичных учреждений.

— Злоупотребление родителями своими правами.

— Жестокое обращение родителей с детьми, в том числе осуществление физического и психического насилия над ни­ми, покушение на их половую неприкосновенность.

— Родители — хронические алкоголики или наркоманы.

— Совершение родителями умышленного преступления против жизни или здоровья своих детей либо против жизни или здоровья супруга

VII. Пва

VIII.

Основные понятия и нормы трудового права

I. Трудовые отношения — отношения, основанные на со­глашении между работником и работодателем о личном вы­полнении работником за плату трудовой функции

II. Трудовой договор — это соглашение между работодате­лем и работником, в соответствии с которым работник обязуется: лично выполнять определенную этим соглашени­ем трудовую функцию; соблюдать действующие в организа­ции правила внутреннего трудового распорядка; работода­тель обязуется: предоставить работнику работу по обуслов­ленной трудовой функции (специальности, квалификации, должности); обеспечить условия труда, предусмотренные законодательством и своевременно и в полном размере вы­плачивать работнику заработную плату.

III. Коллективный договор — правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения в организации и заключаемый работниками и работодателем в лице их представителей

В коллективный договор включаются взаимные обяза­тельства работников и работодателя по следующим вопросам:

— формы, системы и размеры оплаты труда;

— выплата пособий, компенсаций;

— механизм регулирования оплаты труда с учетом роста цен, уровня инфляции;

— занятость, переобучение, условия высвобождения ра­ботников;

— рабочее время и время отдыха работников;

— улучшение условий и охраны труда работников;

— экологическая безопасность и охрана здоровья работ­ников на производстве;

— контроль за выполнением коллективного договора, по­рядок внесения в него изменений и дополнений, ответствен­ность сторон

Продолжительность рабочей недели для отдельных категорий работников

Количество часов в неделю

Категории работников

• Нормальная продолжи­тельность рабочего времени: — 40 часов

Подавляющее большинство работ­ников

• Сокращенная продолжи­тельность рабочего времени: — 36 часов

— Работники в возрасте от 16 до 18 лет; — другие категории работников (педагогические, медицинские и др.)

— 35 часов

Работники, являющиеся инвалида­ми 1-й или 2-й группы

— От 30 до 36 часов

Работники, занятые на работах с вредными и (или) опасными усло­виями труда

— 24 часа

Работники в возрасте до 16 лет

— 12 часов

Учащиеся образовательных учреж­дений в возрасте до 18 лет, рабо­тающие в течение учебного года в свободное от учебы время

Время отдыха

Виды времени

отдыха

Продолжи-

тельность

Особенность

Перерывы в

течение рабо-

чего дня

Не более двух

часов и не ме-

нее 30 минут

Перерыв для отдыха и пита-

ния (обеденный перерыв) не

включается в рабочее время. В

течение этого перерыва работ-

ник вправе отлучаться с места

Работы

Ежедневный отдых

От конца сме­ны до начала следующей ра­бочей смены

Чаще всего используется для домашнего времяпрепровож­дения и сна

Выходные дни

Не менее 42 часов

Общим выходным днем явля­ется воскресенье. Второй вы­ходной день при пятидневной рабочей неделе устанавливает­ся коллективным договором или правилами внутреннего трудового распорядка органи­зации. Оба выходных дня предоставляются, как прави­ло, подряд

Нерабочие праздничные дни

Общее количе­ство за год — 11 дней

При совпадении выходного и нерабочего праздничного дней выходной день переносится на следующий после празднично­го рабочий день

Отпуска

Не менее 28 календарных дней

Оплачиваемый отпуск должен предоставляться работнику ежегодно. Отзыв работника из отпуска с целью привлечения его к работе допускается толь­ко с его согласия

IV. Дисциплина труда (трудовая дисциплина) — это обя­зательное для всех работников подчинение правилам пове­дения, определенным в соответствии с законодательством о труде, коллективным договором, соглашениями, трудо­вым договором, локальными нормативными актами органи­зации

Трудовые споры

Виды трудовых споров

Причины возникновения

Возможные пути разрешения

Индивидуальный спор — неурегулиро­ванные разногласия между работодате­лем и работником по вопросам применения законов и иных норма­тивных правовых ак­тов, содержащих нор­мы трудового права, коллективного догово­ра, соглашений, тру­дового договора

Несогласие работни­ка с начислением зар­платы, с переводом на другую работу, нало­жением на него взыс­кания, изменением условий труда и т. д.

Рассмотрение комиссиями по трудовым спо­рам или в суде

Коллективный тру­довой спор —

неурегулированные разногласия между ра­ботниками и работо­дателем

Установление и изме­нение условий труда (включая заработную плату), заключение, изменение и выполне­ние коллективного трудового договора, соглашений, а также отказ работодателя учесть мнение выбор­ного представительно­го органа работников при принятии актов, содержащих нормы трудового права

Рассмотрение примиритель­ной комисси­ей; посредни­ком; трудовым арбитражем

Основные понятия и нормы уголовного

I. Преступление — виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное Уголовным кодексом РФ под уг­розой наказания

Классификация преступлений

Виды пре-

ступлений

Объекты совершения

преступления

Основные преступления

данного вида

Преступ-

ления

против

личности

Жизнь и здоровье

человека

Убийство, причинение вреда

здоровью, побои, истязание,

заражение венерической бо-

лезнью и ВИЧ-инфекцией,

неоказание помощи больному

и др.

Свобода, честь и

достоинство лич-

ности

Похищение человека, незакон-

ное лишение свободы, клевета,

оскорбление и др.

Половая неприкос-

новенность и поло-

вая свобода

личности

Изнасилование, насильствен-

ные действия сексуального ха-

рактера, развратные действия

и др.

Конституционные

права и свободы

человека и

гражданина

Нарушение равноправия

граждан, неприкосновенности

частной жизни и жилища, пра-

вил охраны труда, отказ в

предоставлении гражданину

информации, воспрепятство-

вание осуществлению избира-

тельных прав, права на свобо-

ду совести и вероисповедания

и др.

Семья и несовер-

шеннолетние

Вовлечение детей в соверше-

ние преступления, торговля

несовершеннолетними, разгла-

шение тайны усыновления

(удочерения), злостное уклоне-

ние от уплаты средств на со-

держание детей или нетрудос-

пособных родителей и др.

Преступ­ления в сфере эко­номики

Собственность

Кража, мошенничество, гра­беж, разбой, вымогательство, умышленные уничтожение или повреждение имущества и др.

Экономическая деятельность

Воспрепятствование предпри­нимательской деятельности, незаконное предприниматель­ство, ограничение конкурен­ции, изготовление или сбыт поддельных кредитных карт и иных платежных документов, контрабанда, преднамеренное и фиктивное банкротство, уклонение от уплаты налогов и др.

Интересы службы в коммерческих и иных организациях

Коммерческий подкуп, злоу­потребление полномочиями и др.

Преступ­ления против об­ществен­ной без­опасности и общест­венного порядка

Общественная без­опасность

Терроризм, захват заложни­ка, организация преступного сообщества, массовые беспо­рядки, хулиганство, ванда­лизм, нарушение правил без­опасности на особо опасных объектах, незаконное изготов­ление оружия, пиратство и др.

Здоровье населе­ния и обществен­ная нравствен­ность

Незаконное изготовление нар­котических средств с целью сбыта, нарушение санитар­но-эпидемиологических пра­вил, вовлечение в занятие про­ституцией, уничтожение или повреждение памятников ис­тории и культуры, жестокое обращение с животными и др.

Экология

Загрязнение вод, порча земли, незаконная охота, порубка де­ревьев и кустарников и др.

Преступ­ления против об­ществен­ной без­опасности и общест­венного порядка

Безопасность дви­жения и эксплуа­тация транспорта»

Нарушение правил безопас­ности движения, правил, обес­печивающих безопасную работу транспорта, оставление места дорожно-транспортного происшествия и др.

Компьютерная ин­формация

Неправомерный доступ к ком­пьютерной информации, созда­ние, использование и распрост­ранение вредоносных про­грамм для ЭВМ и др.

Преступ­ления против го­сударст­венной власти

Конституционный строй и безодае-ноеть государства

Государственная измена, шпи­онаж, вооруженный мятеж, диверсия, возбуждение наци­ональной, расовой или религи­озной вражды, разглашение государственной тайны и др.

Государственная власть, интересы государственной службы и службы в органах местного самоуправления

Злоупотребление должностны­ми полномочиями, получение и дача взятки, служебный под­лог, халатность и др.

Правосудие

Привлечение заведомо неви­новного к уголовной ответст­венности, незаконное осво­бождение от нее, заведомо ложный донос и др.

Порядок управле­ния

Оскорбление представителя власти, незаконное пересече­ние государственной границы РФ, самоуправство, ук­лонение от прохождения воен­ной и альтернативной граж* данской службы и др.

Преступ­ления против военной службы

Военная служба

Неисполнение приказа, сопро­тивление начальнику, оскорб­ление военнослужащего, само­вольное оставление части или места службы, дезертирство и др.

Преступ­ления про­тив мира и безопас­ности че­ловечества

Мир и безопас­ность человечества

Публичные призывы к развя­зыванию агрессивной войны, разработка% производство, на­копление, приобретение или сбыт оружия массового пора­жения, геноцид и др.

В зависимости от характера и степени общественной опас­ности деяния существует следующая классификация пре­ступлений.

Виды преступлений

Наименование вида

Степень виновности

Максимально допустимые сроки наказания

Преступления небольшой тяжести

Умышленные и неосторожные дея­ния

До двух лет лишения свободы

Преступления средней тяжести

Неосторожные деяния

Превышает два года лишения свободы

Умышленные дея­ния

Не превышает пяти лет лишения свободы

Тяжкие преступления

Умышленные дея­ния

Не превышает десяти лет лишения свободы

Особо тяжкие преступления

Умышленные дея­ния

На срок свыше десяти лет или более строгое наказание

II. Вина — это психическое отношение лица к своему про­тивоправному поведению и его результату, основанное на возможности предвидения и предотвращения последствий преступления

III. Уголовная ответственность — один из видов юридиче­ской ответственности, правовое последствие совершения преступления, заключающееся в применении к виновному государственного принуждения в форме наказания. Уголовная ответственность является самым тяжелым и сложным видом юридической ответственности.

Признаки уголовной ответственности

— Наличие исчерпывающего перечня преступлений, за совершение которых возможна уголовная ответственность.

— Причисление видов деяний к преступлениям только на основе закона.

— Строжайшее соблюдение процессуальных норм при привлечении к уголовной ответственности.

— Наличие особой совокупности документов, на основа­нии которых выносится приговор суда по уголовному делу.

— Особый порядок расследования преступлений.

— Возможность применения мер пресечения (подписка о невыезде, арест, заключение под стражу), принудительных мер медицинского характера.

— Наличие права у обвиняемого на защиту.

— Рассмотрение уголовного дела только судом.

— Состязательность судебного процесса.

— Возможность пересмотра приговора.

— Разнообразие и особая строгость уголовного наказа­ния, крайне неблагоприятные последствия для осужденно­го (лишение свободы, пожизненное заключение, смертная казнь).

— Наличие особого состояния после отбытия наказания, ограничивающего правовой статуе человека, — судимости

IV. Уголовное наказание — мера государственного принуж­дения, назначаемая по приговору суда и предусмотренная УК РФ.

Наказания, предусмотренные Уголовным кодексом РФ

— Штраф — денежное взыскание.

— Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.

— Лишение специального, воинского или почетного зва­ния, классного чина и государственный наград.

Исторический период

Представления о природе и принципе ее взаимосвязи с обществом

Античность

Природа — совершенный космос, противопо­ложный хаосу.

Принцип — жизнь в согласии, в гармонии с природой. Человек и природа составляют еди­ное целое

Средневековье

Природа — результат творения Бога, нечто бо­лее низкое по сравнению с человеком, по­скольку только человек обладает Божествен­ным началом — душой.

Принцип — возвышение над природой. Отно­шение к природе, а вместе с тем и к греховно­му ее порождению — человеческому телу — как к чему-то негативному, которое необходи­мо обуздать, подчинить себе. Поскольку при­рода — результат Божественного творения, считалось, что человек, наделенный искрой Божественного разума, приоткрывает в про­цессе познания природы сокровенный замы­сел Бога

Возрождение

Природа — источник радости, наслаждения.

Принцип — единение человека и природы. От­ход от природы рассматривается как нечто противоестественное и противоречащее истин­ному предназначению человека

Новое время

Природа — объект экспериментирования че­ловека, косная и инертная сила, требующая покорения и подчинения разумньш человеком

Принцип — господство человека над природой посредством развития науки, что приводит к разрыву устанавливаемой веками связи меж­ду человеком и природой

Современность

Необходимость формирования нового миропо­нимания, синтезирующего лучшие традиции западноевропейской и восточной культур; природа — уникальный целостный организм, основа жизнедеятельности человека. Принцип — партнерство, сотрудничество, от­крытый диалог человека и природы

Линии сравнения

Формационный подход

Цивилизационный подход

1. Соотно­шение объектив­ных и субъ­ективных факторов общест­венного развития

Объективные закономер­ности развития носят всеобщий характер. Хотя общественные законы прокладывают себе путь через деятельность лю­дей, они непреложны

Человек — единст­венный творец истории, стоит в центре прошлого и настояще­го. Общественно-исто­рическое познание — это познание человека через формы и продук­ты его трудовой, соци­альной, политической и другой деятельности

2. Соотно­шение ма­териаль­ных и ду­ховных сфер жизни общества

Материальные факторы (прежде всего произ­водство) играют решаю­щую роль в развитии общества

Ценностные установки, мировоззрение играют в развитии общества не меньшую роль, чем ма­териальные факторы, а в ряде случаев могут стать определяющими

3. Направ­ленность истори­ческого развития. Понятие «прогресс»

Общество движется от бо­лее низкой к более высо­кой ступени развития. Главные критерии про­гресса связаны с совер­шенствованием производ­ственных отношений

Каждая цивилизация неповторима, каждая вносит свой оттенок в «палитру» человеческого многообразия. Про­гресс относителен, он может охватывать отдельные сферы жиз­ни общества: экономи­ку, технологии. Приме­нительно к духовной культуре это понятие можно использовать очень ограниченно

4. Достоин­ства

Позволяет:

— увидеть то общее, что было в историческом раз­витии различных народов;

— представить историю человеческого общества как единый процесс;

— установить определен­ные закономерности ис­торического развития об­щества;

— предложить опреде­ленную периодизацию всемирной истории и ис­тории отдельных стран

— позволяет глубоко изучить историю конк­ретных обществ и наро­дов во всем их многооб­разии и специфике;

— ориентирует на изу­чение тех сторон обще­ственной жизни, кото­рые обычно выпадают из поля зрения сторон­ников формационного подхода (ценности, на­циональные особеннос­ти, духовная жизнь, психология и др.);

— ставит в центр иссле­дования человеческую деятельность и человека

5. Недос­татки

— многие народы не про­ходили в своем развитии через все и даже через большинство формаций;

— большинство процессов политического, духовно­го, идейного, культурно­го порядка не могут быть без искажений и упроще­ний объяснены с чисто экономических позиций;

— последовательное при­менение формационного подхода неизбежно ото­двигает на задний план роль человеческого фактора

— недостаточное внимание своеобразию и неповторимости отдельных культур

— при своем последова­тельном применении ве­дет к тому, что стано­вится невозможным взгляд на всемирную историю как единый процесс исторического развития человечества в целом;

— создает возможность полного отрицания единства человеческой истории, изоляции целых народов и об­ществ;

— сводит к минимуму возможность исследований закономерностей исторического развития обществ

Предпринимательская деятельность

План ответа:

1. Признаки предпринимательской деятельность.

2. Цели и задачи.

Предпринимательство — это осуществляемая по собственной инициативе, самостоятельная деятельность граждан, направленная на получение прибыли. Гражданин осуществляет ее, как правило, от своего имени, на свой риск и под свою имущественную ответствен­ность, это значит, что существует риск в случае неудачи потерять не только доход, но и свое имущество. Предпринимательством может заниматься любой гражданин или группа граждан.

Предпринимательство — это действенное средство поддержания стимулов к высокопроизводительному труду, хозяйскому отноше­нию к делу. Чтобы заниматься предпринимательством, бизнесом, нужны изобретательный ум, глубокие знания о предмете с которым связан бизнес, сила воли, твердость духа. Как показывает опыт раз­витых стран, настоящие деловые отношения строятся на основе строгих этических норм — честности, порядочности, верности сво­ему слову, выполнение своих обязательств. Предпринимательская деятельность должна быть полезна и самому предпринимателю, и всем людям, которые заинтересованы в хороших, качественных то­варах и услугах. Важно верно оценить свои возможности и найти свое место.

Законодательная, исполнительная, судебная власти в РФ

План ответа-.

1. Федеральное собраниепарламент Российской Федерации.

2. Правительство РФ.

3. Судебная власть.

Федеральное собрание РФ (парламент) — высший представи­тельный и законодательный орган России. Он состоит из двух па­лат: Совета Федерации (верхняя палата) и Государственной думы (нижняя). Законодательная деятельность сосредоточена преимуще­ственно в Государственной думе. Ее основное назначение — разра­батывать законы и осуществлять финансовый контроль за деятель­ностью правительства. Задача Совета Федерации — гарантировать, чтобы принятые законы не противоречили интересам российских республик и регионов, исполнялись на всех российских территори­ях. В Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта Федерации (2 от 89). Государственная дума состоит из 450 человек. Половина из них избирается по мажоритарной системе (один округ — один депутат), вторая половина избирается по системе пропорционального представительства, т.е. избиратель го­лосует не за личность, а за то или иное избирательное объединение (список кандидатов). Такой порядок выборов стимулирует форми­рование парламента с политическими фракциями и независимыми депутатами. Правительство РФ — исполнительный орган власти. Состоит из председателя Правительства РФ, заместителей и феде­ральных министров. Правительство разрабатывает и представляет Госдуме федеральной бюджет и обеспечивает его исполнение, обеспечивает проведение единой финансовой, кредитной и денеж­ной политики. Осуществляет меры по обеспечению обороны стра­ны, осуществляет управление федеральной собственностью.

Правосудие в РФ осуществляется только судом. Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, ад­министративного и уголовного судопроизводства. Создание чрез­вычайных судов не допускается. Судьями могут быть граждане РФ, достигшие 25 лет, имеющие высшее юридическое образование и пять лет стажа по юридической профессии. Судьи независимы и

подчиняются только конституции РФ. Судьи несменяемы, непри­косновенны. Разбирательство дел во всех судах открытое (закрытое, только в случаях, предусмотренных законом). Судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Допускается участие присяжных заседателей. Законодательная, ис­полнительная, судебная власти РФ действуют независимо друг от друга в рамках, установленных законом. Каждая из ветвей власти осуществляет только свою, присущую ей функцию и не имеет права подменять деятельность другого органа. Такое разграничение на­правлено на то, чтобы удержать власть от возможных злоупотреб­лений. Гарантом Конституции и от всевластия какого-либо государ­ственного органа выступает глава государства — президент.

Право на образование: содержание и гарантии

План ответа;

1. Право на образование одно из основных прав гражданина.

2. Содержание права на образование.

3. Гарантии государства.

В процессе образования человек не только овладевает знаниями, умениями, началами творческой деятельности, он тем самым созда­ет себя, делает из себя гражданина. В этом заинтересовано и обще­ство, так как через образозание у человека формируются мораль, нравственные качества, профессионализм и т.д.

Право на образование — одно из основных конституционных прав, закрепленное как в международных документах, так и в за­конодательствах многих стран, в которых гарантируется общедос­тупность образования. Приоритетность образования определяется сущностью образования, его направленностью на воспитание са­мостоятельного, критически мыслящего гражданина, стремящего­ся к совершенствованию общества, в котором он живет. Гуманиза­ция образования означает поворот к потребностям, интересам и склонностям личности, это знание и осознание человеком насле­дия отечественной и мировой культуры, формирование поколения в соответствии с общественными потребностями. Образование достигается различными путями. Начальный этап происходит в семье — первые знания о добре и зле, об обязанностях и правах, обучение началам грамоты, приобщение к ценностям жизни и культуры. Осознание ответственности за ребенка — один из при­знаков гражданской зрелости. Важнейшим этапом образования является школа., где дается начальное, основное и полное общее образование. Гимназии, лицеи, колледжи, частные учебные заве­дения — это альтернативное образование — один из признаков гуманизации. Если человек в силу каких-либо обстоятельств (бо­лезни и т.д.) не может овладеть общим образованием, то возможно заочное приобретение образования, основанное на самообразовании, на самостоятельной работе над учебными предметами. После окончания основной школы молодой человек может поступить в училище, где ведется подготовка квалифицированных работников по разным специальностям; можно получить среднее профессио­нальное образование.

Гражданам России гарантируется общедоступность и бесплат­ность получения образования независимо от расы, национальности, языка, пола, возраста, состояния здоровья, социального, имущест­венного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, наличия судимости и т.д. В целях реализации права на об­разование тех граждан, которые нуждаются в социальной помощи, государство материально помогает инвалидам, предоставляет уча­щимся, проявившим выдающиеся способности, специальные госу­дарственные стипендии. За последние два года правительство РФ увеличивает ежегодно выделяемые средства на нужды образования, но финансовое и техническое обеспечение наших школ существен­но отстает от школ развитых стран, где большую заботу об образо­вании проявляют не только государственные органы, но и крупные компании — спонсоры учебных заведении.

Право граждан на образование гарантировано государством и признано обществом. Если у человека нет внутренней потребности в образовании, ему не помогут ни наличие у него права на образо­вание, ни гарантии со стороны государства.

1. Федерация, ее субъекты

План ответа;

1. Значение понятия федерации.

2. Основы федеративного устройства.

3. Виды субъектов.

4. Предметы ведения РФ и субъектов федерации.

Федерация — это форма государственного устройства, при кото­рой входящие в ее состав единицы (области, края, республики и т.д.) имеют собственные конституции или уставы, законодательные, ис­полнительные, судебные органы, при этом образуются единые для всех субъектов федерации органы государственной власти, устанав­ливается единое гражданство, денежная единица и т.д.

Основы федеративного устройства:

1государственная целостность

2единство системы государственной власти

3разграничение предметов ведение и полномочий между орга­нами государственной власти РФ и органами государственной вла­сти субъектов РФ

4равноправие и самоопределение народов РФ.

В составе РФ находятся субъекты РФ: республики — 21, края — 6, области — 49, города федерального значения: Москва, Санкт-Петербург — 2, автономная область — 1, автономные округа — 10; всего 89 субъектов. Принятие в РФ и образование в ее составе ново­го субъекта осуществляется в порядке, установленном Федераль­ным конституционным законом.

Статус субъекта РФ может быть изменен по взаимному согла­сию РФ и субъекта в соответствии с Федеральным конституцион­ным законом. Российская Федерация гарантирует права коренных малочисленных народов в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права. Республики впра­ве устанавливать свои государственные языки, но в органах госу­дарственной власти, местного самоуправления, государственных учреждениях республик они пользуются государственным языком РФ — русским. Конституция устанавливает разграничение полно­мочий между Федеральным центром и субъектами (перечень определен статьей 72 Конституции РФ). Законы и иные нормативные акты субъектов РФ не могут противоречить федеральным законам. Статья 71 Конституции РФ определяет перечень положений, кото­рые находятся в исключительном ведении федерального центра. Основным принципом является равноправие всех субъектов РФ во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти.

OBSHESTVOEGE

Самые популярные посты

7

49

Основные понятия и нормы административного права. I. Административная ответственность — вид юридиче­ской ответствен...

7

51

Государственный строй стран мира Государственный строй каждой страны характеризуется формой правления и государственно-территори...

7

Режим генерала Пиночета в Чили

Вскоре после переворота Пиночет заявил, что вооруженные силы остаются верны своему профессиональному долгу, что только чувства патриотизм...

7

45

Основные понятия и нормы трудового права I. Трудовые отношения — отношения, основанные на со­глашении между работ...

7

47

Хартия прав человека (Международный билль о правах человека) включает в себя следующие международные согла­шения: — Всеобщую ...

6

44

Основные понятия и нормы уголовного I. Преступление — виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное Уголо...