@obshestvoege
OBSHESTVOEGE
OFFLINE

Это просто Вьюи блог

Дата регистрации: 09 ноября 2012 года

Персональный блог OBSHESTVOEGE — Это просто Вьюи блог

Рыночная экономика. Спрос и предложение

План ответа:

1. Признаки рыночной экономики.

2. Объективные экономические законы.

3. Роль рынка в современном обществе.

В организации экономической жизни общества — в рыночном варианте экономики — вопросы что, сколько и как производить, производитель решает самостоятельно, ориентируясь на соотноше­ние спроса и предложения на рынке. Свободный рынок характери­зуется тремя признаками:

1) нерегулируемым предложением — производитель самостоятель­но решает, какие товары и в каком количестве произвести;

2) нерегулируемым спросом — покупатель в зависимости от нали­чия у него денежных средств самостоятельно определяет, что и сколько приобрести;

3) нерегулируемой ценой, уравновешивающей спрос и предложение.
При наличии всех этих признаков происходит рыночное регули­рование хозяйственной деятельности.

В рыночных отношениях действуют два объективных экономиче­ских, закона: закон стоимости и закон спроса и предложения. Закон спроса и предложения определяет соотношение денежных и товар­ных потоков, образующихся на рынке товаров. Цена товара не явля­ется точным выражением стоимости (затраты на производство това­ра) и может быть выше или ниже стоимости товара, все зависит от спроса и предложения на рынке. Колебание цен вокруг стоимости влияют на деятельность товаропроизводителей. Выше цена — при­быль, ниже цена — прибыль уменьшается. Через цены рынок регули­рует производство: что производить, какого качества и в каком коли­честве. Рынок побуждает к снижению производственных затрат, совершенствованию техники и технологий, повышению производи­тельности труда, регулирует распределение ресурсов для производст­ва тех или иных товаров, а в результате делает выгодным производств во тех товаров спрос на которые превышает предложение.

Огромное значение в рыночных отношениях также играет рынок труда (спрос на работника той или иной специальности), рынок капитала (акции, облигации, валюта какой-либо страны), рынок ин­формации.

Современная рыночная экономика — это отработанный меха­низм для координации деятельности товаропроизводителей и по­требителей, которым управляют объективные экономические зако­ны и который развивается вместе с обществом. С развитием цивилизации становится цивилизованным рынок.

Всеобщая декларация прав человека

План ответа:

1. Всеобщая декларациядокумент объединенных наций.

2. Основные права и свободы Декларации.

Всеобщая декларация прав человека, принята Организацией Объединенных Наций 10 декабря 1948 г. В ней содержится мини­мальный объем прав и свобод, которыми должен обладать сегодня каждый человек во всех сферах общественной жизни, например, право на труд, социальное обеспечение, свободу мирных собраний и ассоциаций, доступ к государственной службе, участие в управле­нии государственными и общественными делами, в культурной жизни страны и т.д.

Декларация прав человека имеет перечень личных (гражданских) прав: право на жизнь., свободу и личную неприкосновенность, на невмешательство в семейную жизнь, на тайну корреспонденции, на владение имуществом (собственностью). Декларация закрепляет право на гражданство и что никто не может лишить человека этого права или прав изменить свое гражданство. Всеобщая декларация прав человека — это общечеловеческий идеал права, к которому должны стремиться все народы и все государства.

Многие идеи Декларации нашли отражение в Конституции де­мократических стран мира. Главная мысль Декларации: у каждого человека на Земле есть неотъемлемые права, они являются основой свободы, справедливости и всеобщего мира. В центре внимания Декларации находится человек, его права и свободы.

Экономика и ее роль в жизни общества

План ответа:

1. Понятие экономика.

2. Производствопроцесс создания материальных благ общества.

3. Собственность и ее формы.

4. Состояние экономики и уровень жизни населения.

Понятием экономика обозначают широкую область в жизни общества, включающую экономику предприятий, отраслей, на­родное хозяйство в целом, финансы, денежное обращение и мно­гое другое. В широком смысле слова — это система общественно­го производства.

Производство есть процесс создания материальных благ, необ­ходимых для существования и развития человеческого общества. В любом производстве взаимодействуют рабочая сила — способность человека к труду — человеческий фактор производства, средства производства — вещественный фактор (то, из чего производят раз­личные продукты и чем или с помощью чего они производятся). Че­ловеческий и вещественный факторы образуют понятие производ­ственные силы — сложная система взаимодействия человека, техники, технологии, от которой зависит уровень развития произво­дительных сил.

В процессе производства люди вступают также и в отношениях между собой, т.е. производственные отношения — сложная систе­ма, включающая в себя отношения к собственности средств произ­водства, формы распределения произведенного продукта (прибыль, зарплата), а также обмен и потребление. Производственные силы и производственные отношения в единстве образуют способ произ­водства материальных благ, который является экономической осно­вой существования человеческого общества.

Собственность — это отношение к средствам производства с це­лью получения дохода (прибыли), это право владеть, пользоваться и распоряжаться средствами производства. Отношения собственности на средства производства составляют основу экономических отно­шений. Различают: корпоративная (акционерная), государственная

собственность, кооперативная, коллективная. Отношения собствен­ности играют высшую роль в жизни общества, так как через конку­ренцию товаропроизводителей стимулируют развитие производст­ва, его обновление, насыщение рынка качественными товарами, отвечающими спросу и предложению рынка.

Каждый из нас является участником многообразных экономиче­ских отношений. Они возникают тогда, когда мы покупаем в мага­зине продукты или получаем деньги за выполненную работу, поль­зуемся муниципальным жильем за плату или продаем что-либо, открываем счет в банке или пользуемся услугами такси, обменива­емся с другом видеокассетами или получаем стипендию и т.д. От отношений собственности зависят распределительные отношения в обществе.

Существует прямая связь между состоянием экономики и уровнем жизни населения. Потребление связано с производством, т.к. уровень жизни — это увеличение или уменьшение потребле­ния материальных и духовных благ на душу населения, который зависит от:

1от объемов производства собственной стране.

2 эффективности (результативности) на основе достижений нау­ки и техники.

З покупает или продает страна дешевый продукт за рубежом и т.д.

Глобальные проблемы человечества

План ответа:

1. Понятие глобальные проблемы,

2. Причины возникновения,

3. Основные глобальные проблемы.

4. Характеристика глобальных проблем.

В конце XX века человечество столкнулось с группой проблем, от решения которых зависит дальнейший социальный прогресс, судьбы цивилизаций. Глобальные проблемы — это последствия ин­тенсивной, безудержной, преобразующей деятельности человека, то что охватывает содержание всей мировой цивилизации и самого че­ловека. В условиях усиления взаимосвязи и взаимозависимости стран и регионов отдельные события, противоречия приобретают общемировой характер. Ученые-глобалисты полагают, что XXI век несет в себе противоречивые возможности как взлета, так и упадка современной мировой цивилизации.

К глобальным проблемам относят:

• разрыв между развитыми странами запада и развивающимися странами третьего мира;

• угроза новой мировой войны;

• экологический кризис;

• демографическая проблема охраны здоровья человека;

• кризис духовных ценностей.

Высочайшие достижения общечеловеческого прогресса выраже­ны в высокой технологии, эффективном производстве и т.д., но в тоже время сотни и сотни миллионов людей не имеют возможности пользоваться благами цивилизации — это проблема между «сытым севером» — небольшая группа высокоразвитых стран и «голодным Югом» — основная масса стран, живущих в предындустриальном или индустриальном обществе.

Сохраняется угроза термоядерного пожара — глобальное унич­тожение всех людей. Человечество накопило огромные арсеналы оружия. Нет современной технологии быстрого уничтожения этого оружия. Процесс ядерного разоружения может растянуться на неоп­ределенно длительный срок.

Растущее давление техногенной цивилизации на биосферу может привести к полному разрыву естественных циклов воспроизводства биологических ресурсов, самоочищение почвы, вод, атмосферы. Гибель природы — это гибель человечества. Экологическая угроза реальна, и сроки ее от 30 до 100 лет.

Демографическая проблема — рост населения. В то время как в развитых странах прирост населения минимальный, в Азии и Афри­ке сохраняется слишком высокий уровень рождаемости, что ведет к избыточному приросту населения.. Максимальная численность Зем­ли не должна быть более 10 млн. человек, а с такими темпами роста населения к 30-м годам XXI века человечество может достигнуть этого показателя.

Следующая глобальная проблема — проблема здоровья. СПИД, наркомания, стрессовые, сердечно-сосудистые и другие заболевания становятся все более массовыми и уносят миллионы жизней.

Кризис человеческой духовности — страх, тревога, беспокойст­во пронизывают человеческое существование. Таковы современные проблемы человечества. Они реальны, существуют во взаимосвязи, их нельзя не видеть, но у человечества есть и надежды на их реше­ние. Многие ученые считают, что человечество обладает необходи­мыми интеллектуальными возможностями и материальными ресур­сами для решения глобальных проблем на основе международного сотрудничества.

Общество. Основные сферы общественной жизни

План ответа:

1. Обществосистема совместной деятельности людей.

2. Характеристика четырех сфер общественной жизни.

3. Взаимосвязь общественных отношений.

Общество — это обособившаяся от природы, но тесно с ней свя­занная часть материального мира, которая включает в себя способы взаимодействия людей и формы их объединения. В центре общест­венного развития стоит человек, обладающий сознанием и волей. Природа существует независимо от человека и общества. Поэтому общество — это искусственная природа, надстроенная над приро­дой естественной в результате совместной деятельности индивидов между собой. Между природой и обществом существует неразрыв­ная связь, которая носит взаимный характер. Общество — это сис­тема совместной деятельности людей. Слово система означает це­лое, составленное из частей, совокупность. Каждая система включает взаимодействующие части: подсистемы и элементы. Об­щество состоит из огромного количества элементов и подсистем, которые находятся в постоянном изменении и развитии.

К числу подсистем относят сферы общественной жизни, выде­ляют четыре:

1) экономическая: связана с производством, обменом, потреблени­ем и распределением материальных благ в обществе. Проявляет себя через рынок;

2) социальная: взаимодействие классов, социальных слоев и групп, связана с положением, которое занимает человек в обществе на основе выполняемых функций;

3) политическая: система организаций и управления обществом. Дея­тельность государственных организаций, политических партий;

4) духовная: связана с моралью, религией, искусством, философи­ей, деятельностью научных, религиозных организаций и учреж­дений.

Каждая сфера в отдельности представляет собой сложное, дина­мическое образование, состоящее из многих частей и элементов — государство, семья, партии, трудовые коллективы и т.д. Все сферы общества тесно взаимосвязаны и неотделимы друг от друга. Поэтому многообразные связи, возникающие между социальными груп­пами, классами, нациями, а также внутри них в процессе экономи­ческой, социальной политики, культурной жизни и деятельности на­зывают общественными отношениями.

Выделяют также материальные и духовные отношения, которые находятся во взаимосвязи и обеспечивают развитие общества — сложного и многогранного организма.

Религия. Свобода совести

План ответа;

1. Религиякак форма мировоззрения на окружающий мир.

2. Понятие свободы совести и ее роль в обществе.

Религия — это форма мировоззрения, которая удваивает окру­жающий мир: на мир реальный, в котором живет человек, и мир по­тусторонний, в котором пребывает сверхъестественная сила, Бог (очищенный разум). Религиозное верование — это внутренняя убе­жденность в существовании высшей силы, Бога (или богов), Бога, сотворившего мир, управляющего миром, даровавшего нормы мо­рали, устрашающего и утешающего, карающего или вознаграж­дающего. Религиозное верование предполагает принятие опреде­ленных утверждений (догматов), например об устройстве и происхождении мира, а также правил поведения во всех сферах жизни как преподанных Богом. Поэтому они принимаются в качест­ве абсолютно достоверных во все времена.

Религиозный человек верит, что началом мира, его сердцевиной является Бог — высшая инстанция, источник силы и помощи, даю­щий человеку возможность быть услышанным и понятым. Служе­ние Богу и выполнение его повелений, считают верующие, состав­ляет смысл человеческой жизни. Религия является одним из вариантов поиска и понимания смысла мира и жизни., одним из воз­можных мировоззрений. В религии воплощены многие элементы мировой культуры (искусство, архитектура, музыка и т.д.) Значима и гуманистическая направленность вероучения, т.е. рассмотрение религиозных норм морали в качестве абсолютных ценностей, необ­ходимых для поддержания нравственного миропорядка. Мировая практика выработала нормы и закрепила их в конституции стран, во Всеобщей декларации прав человека, в Международном пакте о гражданских и политических правах — гражданин самостоятельно решает, быть ему приверженцем атеистических (отрицание религии) убеждений или религиозных. Свобода совести это:

· иметь религию или убеждения; менять религию или убеждения;

· исповедовать религию или убеждения как единолично так и со­обща;

· отправлять культы или выполнять религиозные и ритуальные обряды;

· обеспечивать религиозное и нравственное воспитание своих детей.
Свобода совести позволяет достичь полного равноправия ве­рующих и атеистов.

Малая группа. Человек в группе

План ответа,

1. Группа— объединение людей по признакам.

2. Положение человека в группероль и поведение.

В группах происходит общение человека с другим человеком. Ма­лыми группами называются семья, школьный класс, дружеская ком­пания и т.д. Группа — это реально существующее образование, в ко­тором люди объединяются по каким-то определенным признакам:

1) совместной деятельности (производственной, спортивной, се­мейной, учебной и т.д.);

2) единству цели.

3) межличностному взаимодействию.

4) по характеру отношений между членами группы — формальным (официальным) и неформальным (неофициальным).
Положение человека в малой группе называется статусом. Оно

определяет права, обязанности и привилегии человека, В разных группах (семья, трудовой коллектив и д.р.) один и тот же человек имеет разный статус, разное положение — оно зависит от содер­жания деятельности группы и характеризуется авторитетом и пре­стижем. Например: в малой группе — семье - отец может быть главой, его авторитет (влияние) и престиж (уважение, которым он пользуется) признаются всеми другими членами семьи. В спор­тивной команде или в кружке самодеятельности он же рядовой член, признающий авторитет тренера или руководителя кружка. В группе человек всегда играет какую-либо роль — роль члена се­мьи, роль работника, роль ученика и т.д. Роли определяют харак­тером деятельности группы. Наиболее важной является роль лиде­ра. Лидер в группе — это человек, имеющий влияние на других при выполнении ими совместной деятельности (его слушаются, его руководство признают и т.д.). Через групповые нормы, ценно­сти, определенные правила к т.д. складываются основы совмест­ной деятельности. Эти нормы обязательно принимаются и при­знаются всеми членами группы. Групповой эгоизм, когда цеди группы достигаются за счет ущемления интересов отдельных чле-

нов в ущерб интересам всего общества. Например, ученики, не выучившие урок и под каким-либо предлогом срывающие занятия, чтобы учитель не догадался об истинной причине их поведения и т.п. Существует три способа реагирования человека на давление группы:

1) внушаемость, когда человек бессознательно принимает линию поведения, мнение группы — все так делают, и я так поступаю.

2) конформизм — осознанное внешнее согласие при внутреннем расхождении с мнением группы.

3) коллективизм — осознанное согласие с мнением группы, приня­тие и активное отстаивание ее ценностей, норм и идеалов.
Малая группа и человек в ней сопровождают его от рождения до

глубокой старости. Роль, поведение, цели и задачи человека в малой группе постоянно изменяются, изменяется и сама малая группа, в которой человек участвует.

Права человека. Защита прав человека

План ответа:

1. Понятие права.

2, Роль права в обществе.

3. Классификация прав человека.

4. Защита прав.

Право — это исторически сложившаяся система ценностей, регу­лирующая общественные отношения, нормы человеческого поведе­ния. Право находит свое выражение в системе юридических норм, правил, которые закрепляют в обществе представления о порядке и справедливости. Право может быть закреплено в форме закона, обя­зательного для выполнения всеми членами общества, или существо­вать в виде образца, идеала. На основе прав люди регулируют свои интересы: материальные, семейные, нравственные, правовые и т.д. Все права человека условно можно разделить на три группы;

1. Ограждающие — право на жизнь, на неприкосновенность личности, жилища, на защиту чести и репутация, на тайну коррес­понденции и др. Эта группа прав защищает человека от любого вмешательства в личную жизнь, в том числе со стороны государства и общества,,

2.Активность самого человека — право на свободу творчества, право зарабатывать на жизнь свободно выбранным трудом, право на свободу собраний, право на получение информации и т.д. Эта груп­па права может быть реализована, если человек сам активно дейст­вует, не нарушает закон. Эти права обеспечивают человеку свободу активных действий.

3. Группа прав3 обязывающая государство и общество заботиться о человеке, создать ему социальную защищенность; право на охрану здоровья, на жилье, на достаточный жизненный уровень и т.д. Это
социально-экономические права, защищающие человека от плохой, унизительной для человеческого достоинства жизни: от безработи­цы, бездомности, нищеты и т.д.

Всякая классификация прав человека условна, т.к. права едины и неделимы. Право только тогда право, когда оно может быть защище­но судом. Поэтому в случае нарушения своих прав, а для этого необ­ходимо обладать правовой культурой (знать свои права, уметь их за­щищать), гражданин — человек, имеющий права, должен правильно составить исковое заявление, предоставить факты (нарушения прав) и обратиться в соответствующий суд — Конституционный, граждан­ский. Самым массовым является районный суд. В случае отказа гра­жданин обращается в вышестоящий суд — в городской, областной, республиканский или краевой и, наконец, Верховный Суд. Высшей европейской инстанцией, если гражданин прошел все этапы судеб­ных разбирательств и ему было отказано в защите, является Европей­ский Суд по правам человека в Страсбурге.

Общение. Культура общения

План ответа,

1, Общениеважная общественная потребность человека.

2. Культура общениянормы взаимоотношения.

Общение — обмен между людьми определенными результатами их психической деятельности: усвоенной информацией, мыслями, суждениями, оценками, чувствами. Общение с другими людьми яв­ляется жизненно важной необходимостью для человека любого воз­раста, особенно око важно и желательно в пору юности. Через об­щение человек получает знания об окружающем мире, с помощью общения происходит передача опыта, усвоение тех культурных, нравственных ценностей, которые выработаны человечеством. Бла­годаря общению люди учатся оценивать поступки и отношения, ус­ваивают правила поведения, применяют их на практике. Важные качества человека — принципиальность, отзывчивость, честность, доброта — проявляются и формируются в общении. Общение спо­собствует развитию интересов человека, но происходит это избира­тельно (стремление поделиться своими знаниями или наоборот). Для человека важно полноценное настоящее общение.

Для установления нормальных взаимоотношений между людьми важное значение имеет культура общения: доверие к тому, с кем общаешься, вера в то, что он хороший и расположен к тебе, готов с тобой общаться; уважение к тому с кем общаешься признание того, что человек — высшая ценность и общаться с ним надо бережно и вежливо; уступчивость. Культура общения предполагает, что чело­век не навязывает своих вкусов, привычек, предпочтений другому. Если вы будете внимательны к любому человеку, с которым всту­паете во взаимоотношения — это и будет ключ поведения, добро­желательного общения.

Правонарушение, виды правонарушений

План ответа:

1. Понятие правонарушения.

2. Виды правонарушения.

3. Состав преступления, его категории.

Правонарушение — это нарушение норм права, нарушение уста­новленного порядка общественных отношений, противоправное по­ведение (действие) гражданина или учреждения, организации, предприятия. Правонарушение всегда связано с антиобщественным поведением, всегда кому-нибудь приносит вред (основная величина общественной опасности) — кража, обман, самоуправство, разбой, мошенничество и т.д. За правонарушение предусматривается опре­деленное законом наказание — в зависимости от характера право­нарушения. Правонарушения принято разделять на два вида: пре­ступление и проступок.

Преступление — это предусмотренное уголовным правом обще­ственно опасное действие, приносящее вред отдельной личности или организации, учреждению, предприятию. Преступление — это всегда поведение, деятельность конкретного человека. Противо­правное поведение может быть выражено как в активной деятельно­сти, так и в бездействии — проступок, при котором законом возла­гается обязанность действовать (например: зная о готовящемся преступлении). Правонарушителями могут быть признаны гражда­не, достигшие 16 лет, а за убийство, умышленное телесное повреж­дение, похищение человека, кражу, грабеж и т.д. уголовная ответст­венность наступает с 14 лет.

Проступок — общественно вредное действие, но в отличие от преступления, он не считается общественно опасным. Пьянство, де­боши в общественных местах, безбилетный проезд, мелкие хище­ния, незаконные сделки, прогул и т.д. — все эти действия наносят вред другим людям, обществу. За проступок предусматриваются наказания неуголовного характера — в виде предупреждения,
штрафов, возмездного изъятия или конфискации определенных предметов и даже исправительные работы. Проступок в любой мо­мент может перейти черту закона и стать общественно опасным,
уголовным деянием.

Состав преступления может быть только в деянии — этим зани­мается следствие (органы милиции), которое устанавливает факты, умышленно или по неосторожности совершено предусмотренное законом общественно опасное деяние.

Закон понятия состава преступление не раскрывает, он лишь объявляет то или иное деяние — преступлением.

Если общественная опасность деяния отсутствует, хотя оно и попадает под признаки деяния — оно не является преступлением, а значит и нет состава преступления, а значит и нет основания для привлечения и уголовной ответственности

Уголовное наказание возможно лишь при установления (дока­занности) совершения преступления. В зависимости от обществен­ной опасности выделяют категории:

1 тяжкие преступления (умышленное убийство, бандитизм, хище­ние и т.д.

2 особо тяжкие (которые караются лишением свободы свыше 10 лет или высшей мерой).

3 не представляющие большой общественной опасности (по неос­торожности и не более 5 лет).

Особенности межличностных отношений

План ответа:

1. Характеристика межличностных отношений.

2. Система взаимосвязей и их роль в обществе.

Межличностные отношения характеризуют взаимосвязи отдель­ных личностей и могут быть деловыми, личными, приятельскими, товарищескими, семейными. Особенности поведения человека в коллективе, результаты его работы или какой-либо иной деятельно­сти формируют и развивают систему взаимосвязей:

• взаимодействие — согласованность действий;

• взаимопонимание — понимание друг друга на основе взаимности;

• взаимовосприятие — восприятие одним человеком другого че­ловека, других людей.

При формировании межличностных отношений большую роль играет то, что они возникают и складываются на основе определен­ных чувств:

1) чувства сближающие людей (любовь и т.д.);

2) чувства разъединяющие людей (ненависть и т.д.).

Самой широкой формой межличностных отношений являются знакомства — деловые, личные (знать человека можно по делам, по личной привязанности, по личным отношениям). Приятельские от­ношения возникают с кем-то из круга знакомых при условии при­влекательности одного человека для другого (взаимная). Основны­ми условиями возникновения межличностных отношений являются взаимная тяга, симпатия, стремление к контакту, к общению.

Более близкими межличностными отношениями становятся от­ношения товарищества. Они основываются на деловых связях, уча­стников таких. отношений объединяет общая цель, средства и ре­зультаты общей деятельности.

Более высокий уровень отношений характеризуется словом «дружба». Наиболее часто чувства выражают симпатию (внутрен­нее расположение, привлекательность) и противоположное ей — антипатию. Благодаря симпатии люди могут объединяться в группы на основе общих и близких взглядов, ценностей, идеалов. Симпатии и антипатии людей избирательны, они распространяются на определенных людей и их качества. Нормальные отношения между людь­ми возможны при наличии у них способности сочувствовать, сопе­реживать другим людям, ставить себя на их место. Понимание людьми друг друга зависит от характера взаимоотношений между ними. Если эти отношения приятельские, дружеские, достичь взаи­мопонимания бывает легче. Сложнее, если отношения с другим че­ловеком складываются на основе неприязни. Здесь для того, чтобы понять друг друга, требуется приложить усилие.

В процессе межличностных отношений люди не просто общают­ся, а оказывают влияние друг на друга, формируют определенный стиль отношений. Стремясь подражать хорошему, сравнивая себя с окружающими, человек строит себя и свои отношения с окружаю­щим миром.

Конституция РФ. Основы конституционного строя РФ

План ответа:

1. Понятие конституции.

2. Роль конституции, как юридического документа.

3. Основные принципы и их роль в жизни общества.

12 декабря 1993 г. всенародным голосованием принята Консти­туция РФ — первая демократическая Конституция в истории Рос­сии. Конституция от латинского установление, устройство. Это до­говор между властью (государством) и народом, в котором народ стремится зафиксировать свои права и свободы, а власть утверждает такую форму правления, при которой должна быть реализована справедливость, т.е. правильность, гарантированность, защита прав и свобод граждан.

Конституция РФ — основной закон страны, имеющий высшую юридическую силу. Это означает, что все иные законы и правовые акты, принимаемые в нашем государстве, должны ориентироваться на конституцию, не могут ей противоречить. Если в Конституции сказано, что труд свободен, что каждый имеет право свободно рас­поряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятель­ности и профессию, то никакие иные законы и правовые документы не могут вводить принудительного труда и т.д.

Конституция базируется на общечеловеческих ценностях — нравственные, демократические, ценности патриотизма, ценности международного сотрудничества и т.д.

Роль Конституции:

1) закрепить и гарантировать фундаментальные права человека;

2) упорядочить государственную власть (государственное устрой­ство);

3) утвердить правосудие;

4) регулировать образование законодательных и исполнительных органов власти;

5) установить избирательную систему.

Конституция включает совокупность правовых норм, закреп­ляющих основы конституционного строя РФ; права, свободы и обязанности личности и т.д. Конституция закрепляет принцип взаим­ной ответственности государства и личности. Человек, его права и свободы являются высшей ценностью, их соблюдение — главная обязанность государства. Российское государство обязано также проводить социальную политику, направленную на обеспечение достойной жизни и свободного развития гражданина.

Организация жизни гражданского общества строится на основе идеологического многообразия, многопартийности и т.д. Экономи­ческий фундамент общества ориентирован на развитие рыночного хозяйства: закрепляет принцип равенства всех форм собственности. Конституция регулирует наиболее важные личные права: право на жизнь, свободу и личную неприкосновенность, на тайну корреспон­денции, на владение имуществом и т.д.

Взаимосвязь природы и общества

План ответа:

1. Природаокружающий человека мир.

2. Обществоприрода созданная человеком.

3. Взаимосвязь природы и общества.

Природа — это естественная среда обитания человека, кладовая тех ресурсов, которые необходимы человеку в повседневной жизни и производственной деятельности. Природа служит естественной основой жизнедеятельности человеческого общества, это окружаю­щий нас мир во веем бесконечном многообразии проявлений.

Сам человек — это результат эволюционного развития природы. Создает человека природа, а развивает общество. Общество —• это обособившаяся от природы, но тесно с ней связанная часть матери­ального мира, которая включает в себя способы взаимодействия людей и формы их общения. В центре общественного развития сто­ит человек, обладающий сознанием и волей. Природа существует независимо от человека и общества. Поэтому общество — это ис­кусственная природа, надстроенная над природой естественной в результате совместной деятельности индивидов между собой.

Между природой и обществом существует неразрывная связь, которая носит взаимный характер. Общество — это система совме­стной деятельности людей. Слово система означает целое, совокуп­ность, составленную из частей.

Общество — это многообразие, в котором выделяют: экономи­ческую сферу, связанную с производством материальных благ; со­циальную — взаимодействие классов, социальных слоев и групп; политическую — систему организации и управления обществом; духовную — мораль, религия, искусство, образование и т.д. Все сферы общества тесно взаимосвязаны и неотделимы друг от друга, а многочисленные процессы взаимодействия обеспечивают развитие общества, сложного и многогранного организма.

Человек своей хозяйственной деятельностью активно вторгается в природную сферу, причем с возрастанием масштабов этой дея­тельности усиливается ее отрицательное воздействие на многие

природные процессы, необходимые для существования самой жиз­ни. Интенсивная деятельность человека оборачивается проблемами от которых одинаково страдает как сам человек, так и природа и общество.

Юридическая ответственность, ее виды

План ответа:

1. Понятиеправовая ответственность.

2. Виды юридической ответственности.

Понятие правовая (юридическая) ответственность употребляется в двух смыслах. Во-первых, это внутреннее качество гражданина, особенно когда правовая ответственность становится нормой пове­дения, руководством к действию. Проявляется в уважении человека к праву и правовому закону, в сознательном и добровольном со­блюдении всех требований права и закона. Юридически ответст­венный гражданин глубоко понимает всю важность и необходи­мость соблюдения права и закона для поддержания порядка и справедливости в обществе. Во-вторых, юридическая ответствен­ность имеет предупредительное значение, что законы нарушать нельзя, что за нарушением закона неотвратимо последует наказание. Нарушение закона — это правонарушение, порой ведущее к пре­ступлению, поэтому юридическая ответственность — это ответст­венность перед законом, перед судом.

Виды юридической ответственности разнообразны и зависят от характера правонарушений. Выделяют уголовную, гражданскую, административную, дисциплинарную ответственность. Наиболее суровый, жесткий и строгий вид ответственности — уголовная. Это ответственность за преступление, и заключается она в применении по отношению к виновным уголовных показаний, таких как лише­ние свободы, ссылка, высылка, конфискация имущества и др. Учи­тывая особую суровость уголовной ответственности, она осуществ­ляется только в судебном порядке.

Человек и культура

План ответа:

1. Культура процесс созидания материальных и духовных благ в обществе.

2. Человексубъект культуры.

3. Единство человека и культуры,

Культура является существенной характеристикой жизни обще­ства и неотделима от человека как социального существа. В процес­се жизнедеятельности человек формируется как культурно-историческое существо. Его человеческие качества есть результат усвоения им языка, приобщения к существующим в данном общест­ве ценностям, традициям, овладения им присущими данной культу­ре приемами и навыками деятельности и т.д. Культура представляет собой меру человеческого в человеке.

Первоначально культура означала возделывание, культивирова­ние почвы, но в дальнейшем получила более общее значение — со­зидание каких-либо ценностей (материальных, духовных). Накоп­ление культурных ценностей связано с передачей их от одного поколения к другому (преемственность). Наиболее устойчивая сто­рона культуры — культурные традиции — элементы социального и культурного наследия, которые не просто передаются от поколения к поколению, ко и сохраняются в течение длительного времени, на протяжении жизни многих поколений — ценности, идеи, обычаи и т.д. Формирование культуры предполагает не только сохранение лучших элементов старого, но и создание нового, приращение куль­турного богатства в процессе творчества, когда новые ценности приобретают общественную значимость.

Важным признаком культурного развития человека, общества является наличие необходимых условий для проявления -и развития творческих сил, способностей, талантов человека — музыкальные и художественные школы, клубы по интересам, самодеятельные теат­ры и т.д.

Кризисная ситуация, сложившаяся в России, с особой силой про­является в культуре нашего общества: упадок морали, 'ожесточенность, низкое финансирование культуры, засорение русского языка иностранными словами, бранной речью, утечка специалистов за границу и т.д. Все это привело к резкому падению культурного уровня человека, народа. Однако последние два года, правительство России наметило комплексную программу по исправлению сло­жившегося положения.

OBSHESTVOEGE

Самые популярные посты

8

Режим генерала Пиночета в Чили

Вскоре после переворота Пиночет заявил, что вооруженные силы остаются верны своему профессиональному долгу, что только чувства патриотизм...

7

49

Основные понятия и нормы административного права. I. Административная ответственность — вид юридиче­ской ответствен...

7

51

Государственный строй стран мира Государственный строй каждой страны характеризуется формой правления и государственно-территори...

7

45

Основные понятия и нормы трудового права I. Трудовые отношения — отношения, основанные на со­глашении между работ...

7

47

Хартия прав человека (Международный билль о правах человека) включает в себя следующие международные согла­шения: — Всеобщую ...

6

44

Основные понятия и нормы уголовного I. Преступление — виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное Уголо...