09 ноября 2012 года в09.11.2012 23:11 2 0 10 1

42

Линии сравнения

Формационный подход

Цивилизационный подход

1. Соотно­шение объектив­ных и субъ­ективных факторов общест­венного развития

Объективные закономер­ности развития носят всеобщий характер. Хотя общественные законы прокладывают себе путь через деятельность лю­дей, они непреложны

Человек — единст­венный творец истории, стоит в центре прошлого и настояще­го. Общественно-исто­рическое познание — это познание человека через формы и продук­ты его трудовой, соци­альной, политической и другой деятельности

2. Соотно­шение ма­териаль­ных и ду­ховных сфер жизни общества

Материальные факторы (прежде всего произ­водство) играют решаю­щую роль в развитии общества

Ценностные установки, мировоззрение играют в развитии общества не меньшую роль, чем ма­териальные факторы, а в ряде случаев могут стать определяющими

3. Направ­ленность истори­ческого развития. Понятие «прогресс»

Общество движется от бо­лее низкой к более высо­кой ступени развития. Главные критерии про­гресса связаны с совер­шенствованием производ­ственных отношений

Каждая цивилизация неповторима, каждая вносит свой оттенок в «палитру» человеческого многообразия. Про­гресс относителен, он может охватывать отдельные сферы жиз­ни общества: экономи­ку, технологии. Приме­нительно к духовной культуре это понятие можно использовать очень ограниченно

4. Достоин­ства

Позволяет:

— увидеть то общее, что было в историческом раз­витии различных народов;

— представить историю человеческого общества как единый процесс;

— установить определен­ные закономерности ис­торического развития об­щества;

— предложить опреде­ленную периодизацию всемирной истории и ис­тории отдельных стран

— позволяет глубоко изучить историю конк­ретных обществ и наро­дов во всем их многооб­разии и специфике;

— ориентирует на изу­чение тех сторон обще­ственной жизни, кото­рые обычно выпадают из поля зрения сторон­ников формационного подхода (ценности, на­циональные особеннос­ти, духовная жизнь, психология и др.);

— ставит в центр иссле­дования человеческую деятельность и человека

5. Недос­татки

— многие народы не про­ходили в своем развитии через все и даже через большинство формаций;

— большинство процессов политического, духовно­го, идейного, культурно­го порядка не могут быть без искажений и упроще­ний объяснены с чисто экономических позиций;

— последовательное при­менение формационного подхода неизбежно ото­двигает на задний план роль человеческого фактора

— недостаточное внимание своеобразию и неповторимости отдельных культур

— при своем последова­тельном применении ве­дет к тому, что стано­вится невозможным взгляд на всемирную историю как единый процесс исторического развития человечества в целом;

— создает возможность полного отрицания единства человеческой истории, изоляции целых народов и об­ществ;

— сводит к минимуму возможность исследований закономерностей исторического развития обществ

Комментарии

Зарегистрируйтесь или войдите, чтобы добавить комментарий

Новые заметки пользователя

OBSHESTVOEGE — Это просто Вьюи блог

3

Режим генерала Пиночета в Чили

Вскоре после переворота Пиночет заявил, что вооруженные силы остаются верны своему профессиональному долгу, что только чувства патриотизм...

3

51

Государственный строй стран мира Государственный строй каждой страны характеризуется формой правления и государственно-территори...

3

50

Линии сравнения Публичное право Частное право 1. Интересы, которые обеспечивает Общественные, государ­ственные Личны...

3

49

Основные понятия и нормы административного права. I. Административная ответственность — вид юридиче­ской ответствен...

2

48

Основные понятия и нормы гражданского права I. Гражданская правоспособность — это способность субъекта иметь гражданские пр...

3

47

Хартия прав человека (Международный билль о правах человека) включает в себя следующие международные согла­шения: — Всеобщую ...