Линии сравнения
Формационный подход
Цивилизационный подход
1. Соотношение объективных и субъективных факторов общественного развития
Объективные закономерности развития носят всеобщий характер. Хотя общественные законы прокладывают себе путь через деятельность людей, они непреложны
Человек — единственный творец истории, стоит в центре прошлого и настоящего. Общественно-историческое познание — это познание человека через формы и продукты его трудовой, социальной, политической и другой деятельности
2. Соотношение материальных и духовных сфер жизни общества
Материальные факторы (прежде всего производство) играют решающую роль в развитии общества
Ценностные установки, мировоззрение играют в развитии общества не меньшую роль, чем материальные факторы, а в ряде случаев могут стать определяющими
3. Направленность исторического развития. Понятие «прогресс»
Общество движется от более низкой к более высокой ступени развития. Главные критерии прогресса связаны с совершенствованием производственных отношений
Каждая цивилизация неповторима, каждая вносит свой оттенок в «палитру» человеческого многообразия. Прогресс относителен, он может охватывать отдельные сферы жизни общества: экономику, технологии. Применительно к духовной культуре это понятие можно использовать очень ограниченно
4. Достоинства
Позволяет:
— увидеть то общее, что было в историческом развитии различных народов;
— представить историю человеческого общества как единый процесс;
— установить определенные закономерности исторического развития общества;
— предложить определенную периодизацию всемирной истории и истории отдельных стран
— позволяет глубоко изучить историю конкретных обществ и народов во всем их многообразии и специфике;
— ориентирует на изучение тех сторон общественной жизни, которые обычно выпадают из поля зрения сторонников формационного подхода (ценности, национальные особенности, духовная жизнь, психология и др.);
— ставит в центр исследования человеческую деятельность и человека
5. Недостатки
— многие народы не проходили в своем развитии через все и даже через большинство формаций;
— большинство процессов политического, духовного, идейного, культурного порядка не могут быть без искажений и упрощений объяснены с чисто экономических позиций;
— последовательное применение формационного подхода неизбежно отодвигает на задний план роль человеческого фактора
— недостаточное внимание своеобразию и неповторимости отдельных культур
— при своем последовательном применении ведет к тому, что становится невозможным взгляд на всемирную историю как единый процесс исторического развития человечества в целом;
— создает возможность полного отрицания единства человеческой истории, изоляции целых народов и обществ;
— сводит к минимуму возможность исследований закономерностей исторического развития обществ