@paull
PAULL
OFFLINE

Это просто Вьюи блог

Дата регистрации: 02 февраля 2016 года

Персональный блог PAULL — Это просто Вьюи блог

Не будучи личным учеником Иисуса, Павел был обращен в христианскую веру керигмой эллинистической общины. Вопрос, поставленный перед ним этой керигмой, заключался в следующем: готов ли он в распятом Иисусе из Назарета, воскресение которого утверждала керигма, видеть ожидаемого Мессию. Однако для Павла как «ревнителя предания отцов» (Гал 1:4), которому тотчас стало ясно, насколько принципиально эллинистическая миссия ставила под вопрос еврейский Закон, это был также вопрос: готов ли он признать в крестной смерти Иисуса Христа Божий приговор всему его прежнему самопониманию, т.е. осуждение Богом еврейского стремления к оправданию через исполнение дел Закона. Тот, который сначала с возмущением отверг этот вопрос и стал гонителем христианской церкви, в своем обращении склонился перед решением Бога.

С нашей точки зрения, ангелами могут интересоваться только дети и поэты; но для апостола и его времени ангелы являются вполне реальными и серьезными величинами. Апостол Павел видит в ангелах не только дружественных помощников и слуг Бога; по его мнению, значительная часть этих существ имеет собственную власть и враждебно соперничает с Богом. Это те силы, власти, господства, начала, о которых он говорит в своих посланиях. У Павла они по большей части сливаются с демонами, первоначально от них отличными, во главе которых стоит сатана.

Циклы рассказов об Илие и Элише (в синод. переводе - Елисей) стоят в ряду интенсивно исследуемых частей Ветхого Завета; этот нарратив изучали не только многие авторы, но и с различных позиций: от исторической критики до читательской реакции. Случается, что разные комментаторы из одних и тех же наблюдений делают разные выводы; с иными из них трудно согласиться. Например, Берген, исходя из современного читательского подхода, заключает, что Элиша воспринимается как комический персонаж, призванный дезавуировать саму идею пророчества и объяснить исчезновение пророков в Израиле после Элиши, a Броннер видит в цикле Элиши, наряду с циклом Илии, нацеленность исключительно на ниспровержение культа Ваала.

По отношению к ранним эпохам, о которых не существует собственно исторических текстов, только археология и предоставляет данные по истории Израиля. Лучшим примером служит исследование «израильского расселения». Археологическая разведка и раскопки последних десятилетий более или менее отвергли все три классические теории о возникновении Израиля — военный захват, медленное проникновение кочевников с периферии и социальная революция, инициированная сельским населениям периода Поздней бронзы. Археологическая разведка прояснила, что волна заселения гор была лишь последним этапом повторяющихся длительных процессов перехода к оседлому кочевому образу жизни групп местного населения и что схожие процессы происходили в первый период Ранней бронзы и в период Средней бронзы.

В данной конкретной обстановке пророк сделал из них практические выводы, существенно повлиявшие на его отношение к внешней политике. Взгляды Иеремии становятся все более крайними по мере того как он убеждается в неосуществимости выдвинутых им требований в рамках существующего общественного строя. Поскольку требования социальной справедливости остаются невыполненными, народ утратил право на обладание родной страной. Земля, дар Яхве, будет отнята рукой вавилонского царя Небукаднецара, которого Иеремия называет «слугой Яхве», видя в нем внешнее орудие провидения. С этой точки зрения, антивавилонская политика правящей партии является изменой национальному Богу. При этом Иеремия, разумеется, учитывает как реальное соотношение сил, так и опыт недалекого прошлого. Судьба северного (Израильского) царства, как и целого ряда сиро-палестинских государств, показала, что всюду и везде капитуляция мелких династий перед Ассирией сопровождалась репрессиями, направленными в первую очередь против состоятельного класса как главного носителя национальной идеи. Поскольку Вавилон продолжал ту же политику, он являлся естественным союзником оппозиционной партии в Иудее. Отсюда вавилонская ориентация Иеремии, которой он неотступно следовал вплоть до падения Иудеи, не останавливаясь — даже во время последней осады Иерусалима — перед открытым призывом к переходу в неприятельский лагерь. Таким образом, принцип социальной справедливости, принявший форму религиозного догмата, впервые поставлен был выше идеи политической независимости.

Предсказание пророка Исайи об ассирийском нашествии исполнилось. В 14 год царствования Езекии, Синнахериб, ассирийский царь, осадил Иерусалим. Благочестивый Езекия послал спросить Исайю об исходе осады, а сам пал в молитве перед Богом. Исайя утешил Езекию предсказанием об отступлении ассирийских войск и их чудесном поражении. Пророчество Исайи исполнилось: 185 000 человек из ассирийского войска пали от руки Ангела. Вскоре после спасения Иерусалима от ассирийцев заболел сам Езекия. Пророк Исайя получил от Господа повеление сказать Езекии, что его смерть неизбежна и что он должен распорядиться о своем наследстве. Но смирением и слезной молитвой Езекия смягчил гнев Божий, и через пророка же Исайю получил откровение, что болезнь его благополучно минует и он еще будет царствовать 15 лет. За исполнение пророчества Исайи ручалось чудо с солнцем: согласно его предсказанию, солнечная тень возвратились на 10 ступеней по ступеням, вероятно, солнечных часов Ахаза. Исайя приложил пласт из смокв к больному месту, и царь, выздоровел. Чудесный возврат солнечной тени был замечен вне Палестины. Вавилонский царь, Меродах-Баладан, узнав о причине этого чудесного события, прислал своих послов поздравить Езекию с благополучным выздоровлением. В радости от выздоровления и чести, Езекия показал посольству богатства своей царской сокровищницы. После того, как посольство ушло, Исайя, в своей пророческой речи, раскрыл перед Езекией будущее политическое отношение Иудеи и Вавилона. Он предсказал, что показанные Езекией сокровища будут унесены в Вавилон, будущие сыновья и внуки царя будут служить при вавилонском дворе, хотя сам Езекия не доживет до этого печального времени.

Знаменитый библейский рассказ о единоборстве мальчика-пастуха Давида с филистимлянским богатырем Голиафом (евр. Голйат; I Сам. 17) излагается так: «И взял (Давид) свою палку в руку, и выбрал себе пять гладких камней из потока, и положил в пастушеский сосуд, какой (был) у него, и в сумку, и праща его в его руке; и пошел на филистимлянина… И сказал филистимлянин Давиду: «Разве я собака, что ты идешь на меня с палками?» — и проклял филистимлянин Давида (именем) своих богов… А Давид протянул руку к сосуду, взял оттуда камень и метнул пращой, и поразил филистимлянина в лоб; и вошел камень в его лоб, и тот упал лицом на землю»

Книга Царей вовсе не упоминает участие израильских монархов в сражениях против ассирийцев в дни дома Омри, а также уплату царями Израиля вассальной дани Ассирии на протяжении IX века до н.э. Несмотря на важную роль Ассирии на сирийско-израильской политической арене в IX первой половине VIII века до н.э. первое упоминание Ассирии в книге Царей приходится на рассказ об уплате дани Менахемом Пулу (Тиглатпаласар III) в 740 году до н.э. (1 Цар. 15:19-20), примерно за 20 лет до того, как Израильское царство прекратило свое существование. Более того, в книге Царей нет и намека на подати, которые платили цари Израиля другим правителям, начиная со второй половины X века и до начала VIII века до н.э., но налоги и подати, которые платили цари Иудеи в этот же период, описаны детально.

Как известно, на древнем Ближнем Востоке существовало несколько типов письменности: месопотамская клинопись с ее местными вариантами, египетская иероглифика (с ее продолжением — иератикой и демотикой), сиро-палестинское алфавитное письмо (западно-семитское алфавитное письмо, в том числе два вида древнееврейского письма, а также и другие ответвления, в том числе «гибридные» — угаритская псевдоклинопись, древнеиранское псевдоклинописное письмо), а также лувийская иероглифика. Самым древним из них является клинопись (она была заимствована для ряда других языков, а псевдоклинописные письменности воспроизводят ее внешнюю форму, технику письма и писчий материал). К египетской письменности восходят, видимо, западно-семитское письмо и его бесчисленные потомки (оно является предком почти всех алфавитных письменностей). Все связанные с этим истории захватывающе интересны, но главная проблема, на мой взгляд, — это проблема возможного родства между месопотамской клинописью и египетской иероглификой. Чем старше образцы этих двух письменностей, тем больше они похожи. Конечно, похожи все рисуночные письменности, но здесь мы видим стилистическое сходство и, что еще важнее, практически одинаковые методы стандартизации рисунка. Возможно, что в самом начале степень сходства была еще большей. Ведь даже самые ранние известные нам месопотамские документы уже написаны сильно стандартизированным письмом, что, видимо, свидетельствует о его уже тогда длительной жизни, но, может быть, на другом материале, не выдержавшем здешнего климата. Наконец, необходимо отметить, что внутренняя структура этих двух письменностей практически одинакова: каждый знак может быть идеограммой, т. е. передавать смысл, либо он может быть фонетическим (слоговым) знаком, либо, наконец, детерминативом (указывать на класс понятия). Различия же внешнего вида знаков и правил орфографии объясняются различиями языков (в египетском можно не выписывать гласные, в шумерском обойтись без них невозможно), писчих материалов (глина и папирус) и, соответственно, самой техники письма. Хочу сразу же ответить на напрашивающееся возражение: самые ранние сведения о месопотамско-египетских контактах относятся к XIV веке до н.э., но выглядят эти сведения так, будто контакты были всегда.

В последние годы археология, как и многие другие отрасли научного знания, превращается в науку со своими методами исследования и внутренними отраслями, требующими узкой специализации и высокой квалификации. Расширение поля деятельности, обширная специальная литература и узкая специализация послужили причиной тому, что многие археологи последнего поколения, занимающиеся библейским периодом, погрузились в сугубо археологические исследования и отдалились от исторических толкований. Произошли конструктивные изменения в выборе целей археологических исследований и в интерпретации находок. Наряду с широкомасштабными раскопками центральных памятников развивался и ландшафтный подход, цели которого — изучение процессов заселения, расположение поселений, демографических и социальных процессов. Это требует проведения многочисленных археологических разведок, раскопок небольших памятников (например, сельских поселений и усадеб), исследования пограничных зон (пустынь и лесистых и горных районов) и анализа полученных данных с использованием передовых научных методов.

PAULL

Самые популярные посты

4

Письменность на древнем Ближнем Востоке

Как известно, на древнем Ближнем Востоке существовало несколько типов письменности: месопотамская клинопись с ее местными вариантами, еги...

3

Библейская археология сегодня

В последние годы археология, как и многие другие отрасли научного знания, превращается в науку со своими методами исследования и внутренн...

3

Книга Царей

Книга Царей вовсе не упоминает участие израильских монархов в сражениях против ассирийцев в дни дома Омри, а также уплату царями Израиля ...

3

Давид и Голиаф

Знаменитый библейский рассказ о единоборстве мальчика-пастуха Давида с филистимлянским богатырем Голиафом (евр. Голйат; I Сам. 17) излага...

3

Пророк Исайя

Предсказание пророка Исайи об ассирийском нашествии исполнилось. В 14 год царствования Езекии, Синнахериб, ассирийский царь, осадил Иерус...

3

Требования пророка Иеремии

В данной конкретной обстановке пророк сделал из них практические выводы, существенно повлиявшие на его отношение к внешней политике. Взгл...