@gregorsamsa
GREGORSAMSA
OFFLINE

Миру Мор

Дата регистрации: 30 июля 2010 года

The more chaotic I am, the more complete I am


/Перевод О. Седаковой

Некому замесить нас опять из земли и глины,

некому заклясть наш прах.
Некому.

Слава тебе, Никто.
Ради тебя мы хотим
цвести.
Тебе
навстречу.

Ничем
были мы, остаемся, будем
и впредь, расцветая:
Из Ничего —
Никому — роза.

Вот
пестик ее сердечно-святой,
тычинки небесно-пустые,
красный венец
из пурпурного слова, которое мы пропели
поверх, о, поверх
терний.

П. Целан

/Перевод А. Глазовой/

В миндалине — что ждёт в миндалине?

Ничто.

Ничто ждёт в миндалине.

И ждёт там, и ждёт.


В Ничто — кто ждёт там? Царь.

Там царь ждёт, царь.

И ждёт там, и ждёт.

Прядь у еврея не поседеет.


И твой глаз — куда ждёт твой глаз?

Твой глаз у миндалины ждёт.

Твой глаз, он ждёт у Ничто.

Ждёт у царя.

И ждёт так, и ждёт.

Прядь людей не поседеет.

Пустая миндалина по-царски синевеет.

П. Целан

Мандорла – в средневековом католическом иконописном каноне -- двойное овальное свечение вокруг головы святого наподобие нимба; дословно (итал.) -- миндаль. Поскольку весь цикл посвящён "памяти Осипа Мандельштама", очевидна лингвистическая игра, вообще присущая поэзии Целана: Mandelstamm по-немецки значит "ствол миндаля". (Примечание переводчика)

Один из великих уроков, который я извлек из опытов расширения сознания, состоит в том, что каждый мужчина содержит в себе сущность всех мужчин, а в каждой женщине скрыты все женщины.
Говоря о моногамии, я имею в виду полное сексуальное доверие к одной женщине. Представление о бесконечном поиске подходящих партнерш кажется мне неинтересным. Мы живем в мире, где население постоянно растет и где каждый месяц с Конвейера сходит все больше красивых молодых девушек. Совершенно очевидно, что сексуальные критерии прошлого пересматри ваются. Наша сенсорная и клеточная аппаратура предназначена для того, чтобы исследовать невообразимые глубины и многообразие собственной индивидуальности вместе с единственным партнером противоположного пола, а не вступать в сексуальные отношения с уймой партнерш, постоянно сменяющих друг друга. Это требует времени и доверия к путешествию. Развивается определенная форма нейрологической и клеточной преданности. Мне кажется, в будущем основанием для развода может служить не то, что ваша жена провела ночь с другим мужчиной, а то, что она разделила сеанс расширения сознания с другим мужчиной. Ибо разви вающиеся при этом узы и связи невероятно сильны.
Тимоти Лири - Семь языков бога. Часть 3. Семь религиозных учений йоги. Глава 16.

Когда нервная система активизируется во время сеанса расширения сознания, чувства начинают накладываться друг на друга и сливаться. Вы не только слышите, но начинаете видеть музыку танцующих частиц. Вы видите многоцветье звука, одновременно наслаждаясь его ритмом. И в то же время вы сами становитесь звуком, нотой, струной виолончели или клавишей фортепиано. Каждый из ваших органов пульсирует и взрывается оргазмом в гармонии с этой пульсацией. Происходит невероятное ускорение и усиление всех чувств и ментальных процессов. Если вы к этому не готовы, вам станет не по себе. Каждую секунду ваш мозг бомбардируется миллиардами сигналов. Во время сеанса расширения сознания вы воспринимаете тысячи сигналов, которые не регистрируете, когда находитесь в обычном состоянии сознания. Одновременно к вам поступает невероятное количество сигналов от различных частей вашего тела. Поскольку для вас это не привычно, вы испытываете либо сумасшедший восторг, либо дикую растерянность. Некоторые люди испытывают ужас. Вас буквально затопляет водопад цвета, звука, огней, ощущений и образов. Вы не знаете, как на это реагировать.
Тимоти Лири - Семь языков бога. Часть 3. Семь религиозных учений йоги. Глава 16.


Свиданий наших каждое мгновенье
Мы праздновали, как богоявленье,
Одни на целом свете. Ты была
Смелей и легче птичьего крыла,
По лестнице, как головокруженье,
Через ступень сбегала и вела
Сквозь влажную сирень в свои владенья
С той стороны зеркального стекла.

Когда настала ночь, была мне милость
Дарована, алтарные врата
Отворены, и в темноте светилась
И медленно клонилась нагота,
И, просыпаясь: "Будь благословенна!" —
Я говорил и знал, что дерзновенно
Мое благословенье: ты спала,
И тронуть веки синевой вселенной
К тебе сирень тянулась со стола,
И синевою тронутые веки
Спокойны были, и рука тепла.

А в хрустале пульсировали реки,
Дымились горы, брезжили моря,
И ты держала сферу на ладони
Хрустальную, и ты спала на троне,
И — Боже правый! — ты была моя.
Ты пробудилась и преобразила
Вседневный человеческий словарь,
И речь по горло полнозвучной силой
Наполнилась, и слово ты раскрыло
Свой новый смысл и означало: царь.

На свете все преобразилось, даже
Простые вещи — таз кувшин, - когда
Стояла между нами, как на страже,
Слоистая и твердая вода.

Нас повело неведомо куда.
Пред нами расступались, как миражи,
Построенные чудом города,
Сама ложилась мята нам под ноги,
И птицам с нами было по дороге,
И рыбы подымались по реке,
И небо развернулось пред глазами…

Когда судьба по следу шла за нами,
Как сумасшедший с бритвою в руке.

1962
Арсений Тарковский


Взрослые смотрят «Ежика» с большей охотой — и охотно же занимаются интерпретациями, порой чрезвычайно замысловатыми. Вот яркий пример: «Неумение ориентироваться на местности и циклично повторяющийся маниакально-депрессивный тип поведения неуклонно свидетельствует о внутренних глубинных комплексах, ассиметричных сумеречных состояниях и экстремальном генезисе» (Вадим Артамонов. «Ежик в тумане: Парапсихоаналитические заметки на примере» ;). Это эссе — конечно, пародия. Но вот Андрей Демкин, к примеру, гораздо более серьезен, когда говорит о следах шаманизма в сказке Сергея Козлова и мультфильме Норштейна. В каждой фигуре из фильма он видит символ и знак: филин — это охраняющий дух, можжевельник — ритуальное растение, которое используется шаманами для погружения в состояние транса, огромный дуб — мировое древо. Следуя Владимиру Проппу и его интерпретациям волшебной сказки, Демкин обнаруживает в «Ежике» остаточный рассказ о ритуалах шаманизма: «Начиная свое путешествие в мире относительной Реальности — Среднем мире, Ежик делает несколько попыток заглянуть в Нижний мир — он смотрит в воду и в глубокий колодец, которые являются символическими “воротами” из Среднего мира в Нижний, используемые шаманами для своих путешествий». (Андрей Демкин. «Ежик в тумане: апокрифическая мифология детской сказки» ;).

Не остались в стороне и толкователи-христиане, предлагая считать «Ежика» рассказом о нисхождении души во тьму перед возрождением. При таком толковании ежик означает грешника, узелок — это сума с деяниями личности, которые должны сохраняться в ожидании Страшного суда, лошадь символизирует смерть, собака — Архангела Михаила, а падение в реку — недвусмысленный образ Крещения. «Только через Крещение можно очистить Грешную Душу и принять Православие. Только с принятием Православия можно обрести Россию. И познать Бога».

Наконец, отдельные зрители (то ли в шутку, то ли всерьез — тут уж не разберешь) высказывают предположение, что «Ежик в тумане» вызвал «первитиновый бум начала 1990-х», и рассматривают его как скрытую пропаганду наркотиков: «Речь идет, конечно же, о можжевеловых веточках, которые подбрасывают в костер Ежик и Медвежонок. Можжевельник, а, именно вид Juniperus macropoda (он же Juniperus polycarpos, он же можжевельник персидский) известен своими энтеогенными свойствами, т.е. способностью изменять сознание. Это растение, помимо прочего, содержит алкалоид норпсевдоэфедрин (стимулятор центральной нервной системы) и некоторые гликозиды, возбуждающие сердечную деятельность».

На фоне такого сумасшедшего культа не менее отчетливо можно услышать изумленные вопросы многих и многих зрителей, которые не понимают ни самого «Ежика», ни образовавшегося вокруг фанатизма: «Да чем же он хорош? Скучный, затянутый, серый…»

Рассказывая о том, как он взялся за эту работу, Норштейн вспоминает пришедшего к нему сказочника Сергея Козлова — с огромным количеством своих лесных сказок. Из всех Юрий Борисович выбрал именно «Ежика в тумане», поскольку он напоминал о японской поэзии. Сходство с лаконичным и парадоксальным японским стихом сохранилось и в фильме. Он весь построен на тонких ощущениях, мимолетных впечатлениях, невысказанных чувствах.

Как бы ни были забавны интерпретации, присваивающие фигурам из фильма разные символические значения, в главном они не так уж неправы. Многие более серьезные исследователи (да и просто зрители) также видят в фильме рассказ о трансцендентном опыте, когда обычный мир вдруг преображается — становится таинственным, непостижимым, пугающим — и в то же время раскрывает зрителю всю свою величественную древнюю красоту. Опустившийся на лес туман помогает ежику увидеть привычные вещи иначе — сухой листок похож на живое существо, ветвистое дерево вдруг оказывается невероятно огромным и пугающе древним, а лошадь со своей сверкающей белизной выглядит сказочным существом — волшебным единорогом.

Пережитый впервые, ворвавшийся в детское сознание этот опыт совершенно переворачивает героя — так, что, встретив в финале медвежонка с его уютной торопливостью и разговорчивостью, ежик сидит неподвижно, смотрит отстраненно и уже не может выйти из состояния вне пространства и времени, в которое погрузил его туманный лес. С этого момента он стал поэтом, художником, философом — существом, которое не сможет уже видеть в дереве только дерево и в реке только реку, поскольку все: и река, и лошадь, и дерево — наполнилось теперь для него особенным значением и смыслом.

О такого рода переживаниях написано много книг — чаще не художественных, а эзотерических, религиозных (и в том числе, кстати, действительно связанных с наркотическим опытом: один из самых известных примеров — «Двери восприятия» Олдоса Хаксли). Никаких америк Норштейн здесь не открыл — разве что создал свой мультфильм в необычное время в необычном месте (все же официальная советская мультстудия 1970-х действительно была неожиданной производственной базой для рассказа о трансцендентном).

Здравствуй, здравствуй, я вижу тебя, ландыш.

Ручей сошёлся в мой пульс, не удалось отыскать тебя, ландыш.

Сажей покрою тело, покрою сажей лицо, лягу на крылья вороны, чтобы украсть тебя, ландыш.

Здравствуй, здравствуй..

Трагедия в том, что мой пульс истекает ручьём.

Я вижу тебя, цветок.
Цветок среди тёмных стволов. Маленький, тощий, как чёрт. Ландыш.. белый чёрт ландыш

я прячу тело на белом фоне не так уж холодно на снегу как молоко топить ладони я утону в пуху особой формы снежный мед не тянется не льется не так уж холодно
наоборот светло

пусть будет светло

цветочный порох хмель пчелы религия предмет я утопаю в белом меду плыву на нет такой вот лучший грех смерть не худший грех не так уж ласков снег я знаю что

цветы
сжигают
себя
когда приходит холод

Вместо этого он велел подвергнуть свое тело кремации и запустить часть своего пепла на околоземную орбиту. Я спросил его, не хочет ли он оставшуюся часть смешать с марихуаной и закрутить из этой смеси косяки, чтобы его друзья и родственники смогли покурить его.
«Да, - сказал он. - Только не затягивайтесь мной очень глубоко».

Кто я?

На атомном уровне я - галактика атомов. Я - вселенная, центр и храм-хранитель всей энергии. Я - это свет. Я - это вы.

На клеточном уровне я - неразрывная цепь жизни, высшая ступенька на лестнице ДНК, центр эволюционного процесса. Я - это жизнь. Я - это вы.

На соматическом уровне я - самая сложная и разумная форма энергетической структуры. Система моих органов и тканей представляет собой последнее слово в опыте космической миниатюризации и небесного архивирования. Я - это мое тело. Я - это вы.

На сенсорном уровне я - приемник, спутник связи, телескоп-радар, счетчик Гейгера, перехватчик сигналов, миллиард сенсор­ных микрофонов, улавливающих колебания энергетической системы планеты. Я - это вы.

Но каждое поколение привносит в меня нечто новое. Я, предвечный Бог, носитель атомов, носитель семени, в каждом поколении возвращаюсь в новом теле, выталкиваемый на новую сцену с новыми декорациями. Сейчас я американец. Когда-то я был ирландским фермером. Я был кельтским менестрелем. Я был… Я был… Я был… Всякий раз, появляясь на сцене, я приходил в смущение, не зная сюжета новой драмы, языка, на котором написан новый сценарий (она говорит, что ее зовут <мама>?), основ актерского мастерства. Всякий раз я забывал о своей атомной, клеточной, соматической и сенсорной божественности, мучительно и болезненно втискиваемый во что-то смехотворно нелепое и отвратительно неестественное, в то, что сегодня называется моей личностью, а вчера называлось кармой.

Тимоти Лири "Семь языков Бога"

Ты знаешь я был рыбой я проплыл все океаны но
Сквозь волны не увидел никого
Верь не верь но я нашел простой ответ на твой вопрос
Нет его и не было
Я сказал спасибо я сказал конечно
Я сказал вот это я сказал конец
Я больше ничему не буду удивляться
Я сказал спасибо ай да молодец
Вот и все что было вот и все что будет
Вот и все что надо вот и все что есть
Я больше ничему не буду удивляться
Я сказал вот это я сказал конец
Ты знаешь ведь я был змеей прополз по всем полянам но
В траве я не увидел никого
Плачь не плачь но я нашел простой ответ на твой вопрос
Нет его и не было
Ты знаешь я был птицей пролетел все облака насквозь
Но в небе не увидел никого
Верь не верь но я нашел простой ответ на твой вопрос
Нет его и не было
Плачь не плачь но я нашел простой ответ на твой вопрос
Нет его и не было

После того, как я отделился от соматической тьмы внутри меня и психического хаоса в Разуме и Женственной Страсти […] во Тьме, я не пользовался этим снова. После того, как я разыскал бесконечную часть своей материи, я проклял Мёртвое Творение внутри меня и Божественного Космократора Воспринимаемого (Мира), усиленно проповедуя обо Всём тем, которые с Чуждыми Частями.

когда вы сделаете двоих одним, и когда вы сделаете внутреннюю сторону как внешнюю сторону, и верхнюю сторону как нижнюю сторону, и когда вы сделаете мужчину и женщину одним, чтобы мужчина не был мужчиной и женщина не была женщиной, когда вы сделаете глаза вместо глаза, и руку вместо руки, и ногу вместо ноги, образ вместо образа, - тогда вы войдете в Царствие.

Мы видим цветные сны. Мы пытаемся освободиться от всех уз и направить свои энергии в Космос. Познание истины лежит в плоскости истинной Воли. Воли, тождественной Любви. Следовательно, воплощенная Воля тождественна всему инобытию. Любовь есть Смерть. Следовательно, Смерть есть Жизнь.

Я беру кривоногое лето коня, Как горбушку беру, только кончится вздох. Белый пруд твоих рук очень хочет меня, Ну а вечер и Бог, ну а вечер и Бог? Знаю я, что меня берегут на потом, И в прихожих, где чахло целуются свечи, Оставляют меня гениальным пальто, Выгребая всю мелочь, которую не в чем. Я стою посреди анекдотов и ласк, Только окрик слетит, только ревность притухнет, Серый конь моих глаз, серый конь моих глаз, Кто-то влюбится в вас и овес напридумает. Только ты им не верь и не трогай с крыльца В тихий, траурный дворик «люблю», Ведь на медные деньги чужого лица Даже грусть я тебе не куплю. Осыпаются руки, идут по домам, Низкорослые песни поют, Люди сходят с ума, люди сходят с ума, Но коней за собой не ведут. Снова лес обо мне, называет купцом, Говорит, что смешон и скуласт. Но стоит как свеча над убитым лицом, Серый конь, серый конь моих глаз. Я беру кривоногое лето коня… Как он плох, как он плох, как он плох, Белый пруд твоих рук не желает понять… Ну а Бог? Ну а Бог? Ну а Бог?

GREGORSAMSA

Самые популярные посты

16

Зимин пытался найти себе попутчиков, чтобы дальше продолжать путешествие, но почему-то никого не нашел. Тогда он решил идти один. Он реши...

14

Существует хорошее словцо-«ничто». Не думай ни о чём — ни о канцлере, ни о «католоне». Думай о клоуне: он п...

13

Это не то говно, что щас гровят дети под искусственным светом, этим занимались седые мужчины в Чуйской долине знойным летом Такой стаф н...

13

я нарисовала наверное стотысячмиллионов глаз на полях тетрадей, листках, обрывках, справках, свидетельствах, инструкциях к презервативам ...

12

Проститутка - это женщина-преступник.Мы наблюдаем мозг, который меньше на несколько миллиметров, и ввиду этого факта, у проституток меньш...

12

…Я гнал ее далёко. Исцарапал Лицо о хвои, окровавил руки И платье изорвал. Кричал и гнал Ее, как зверя, вновь кричал и звал, И ...