@depechemode
DEPECHEMODE
OFFLINE

Sounds Of The Universe

Дата регистрации: 07 апреля 2010 года

Персональный блог DEPECHEMODE — Sounds Of The Universe

В то время, когда Дэвид Гаан занимался своим сольным альбомом Hourglass, который был издан 19 октября 2007 года, Мартин Гор в своей домашней студии в Санта-Барбаре работал над демо песен к новому альбому. В мае 2008 года группа собралась в студии для записи двенадцатого альбома. Продюсером для новой пластинки был выбран Бен Хиллиер, сотрудничеством с которым при записи предыдущего альбома Playing the Angel группа осталась очень довольна.


Depeche Mode описывали время, проведенное в студии, как очень продуктивное. Всего было представлено 22 песни, из которых было очень сложно выбрать лучшие для альбома. Пять композиций – Light, The Sun and The Moon and The Stars, Ghost, Esque и Oh Well, – которые не попали в трек-лист, были включены в специальное издание Deluxe Box Set.
Во время записи альбома группа регулярно публиковала на своем официальном сайте краткие видео-отчеты о работе, снятые Энди Флетчером.

Концепция альбома
Sounds of the Universe – Звуки вселенной – концептуально целостный альбом как с точки зрения лирики, так и звукового решения, и содержит послание о нашем мире, адресованное вселенной, как его видят Depeche Mode.
Слова песен – это философское переосмысление жизни, которое касается таких общечеловеческих понятий, как любовь и ненависть, добро и зло, правда и ложь, похоть и влечение, благодарность и несправедливость, стыд и раскрепощенность, смерть и бессмертие, отношения между людьми. В лирике неизменно присутствуют религиозные аллюзии, особенно заметные в песнях Jezebel и Hole to Feed, и отсылки к спиритуализму, который исповедовали хиппи (Fragile Tension, Little Soul). Если по смыслу связать все композиции, в них вырисовывается картина мира, в котором мы живём, и звучит тоска по другому – лучшему миру из параллельной вселенной.
Кроме того, в лирике трека Wrong используется тот же принцип и построение композиции, что и в детской песенке «Жил на свете человек – скрюченные ножки» (Crooked man).
Аранжировки песен передают нам звуковую картину космической эры человечества – благодаря несколько дисгармоничным синтетическим звукам и атональным ритмам, напоминающим позывные орбитальных станций (тема, которая активно эксплуатировалась во второй половине 80-х – начале 90х годов), и грязным гитарным рифам, свойственным андерграунд-року. Несмотря на то, что ингредиенты звукового оформления взяты из недавнего прошлого, они интересно интерпретированы и поданы, и в результате получается необычный коктейль в стиле футуристического ретро.

Отзывы
В целом критики вполне позитивно восприняли Sound of the Universe. По рейтингу Metacritic альбом получил 70 из 100 баллов на основании 28 ревью специалистов со всего мира. Entertainment Weekly охарактеризовал новую пластинку «как всё еще способную вдохновлять»; Allmusic присудил ей 4 звезды из 5 возможных, считая, что «альбом проникает в слушателя исподволь по мере прослушивания, достаточно прокрутить его несколько раз – и вы попались. Именно тогда и можно понять, насколько мастерски группа сочетает поп-мелодизм с электронной музыкой, звуковыми экспериментами и неожиданными сочетаниями». Нил МакКормик из Daily Telegraph присудил альбому 5 звезд и заключил, что «в нём присутствует фантасмагорическое напряжение, свойственное гитарному року».
Небольшое число критиков оказались более резкими в своих заключениях. В частности, журнал Rolling Stone выделил Sounds of the Universe всего 2,5 звезды из 5 возможных, а PopMatters – 5 из 10, заявляя, что «Depeche Mode завлекают сильным началом, после которого следует унылый ряд песен, годных разве что на B-Side».
Несмотря на то, что первый сингл Wrong достиг всего лишь 24 позиции и продержался всего одну неделю на UK Singles, альбом целиком достиг 2 места в рейтинге UK Album Chart, высоты, которую группа не занимала с 1997 года с альбомом Ultra. В США альбом занял 3 позицию в рейтинге Billboard 200, и его продажи в первую неделю составили 80 000 копий. Но, несмотря на эти достижения, пластинка продержалась в первой десятке английских и американских рейтингов только неделю (как и его предшественник Playing the Angel), а в рейтингах вообще – всего лишь месяц. На конец 2009 года альбом занимал 200-ю строчку годового рейтинга Billboard (США).
2 декабря 2009 года Sound of the Universe был номинирован на Grammy Awards как Лучший Альтернативный Музыкальный альбом, но награды так и не получил. Зато получил 10 место в рамках вручения наград на Art Vynil Awards в 2009 году.

Специальное издание Deluxe box set



Оно включало 3 CD с альбомом, бонусными песнями и ремиксами и 14 эксклюзивными демо-версиями песен, входивших в разные альбомы. Помимо этого в набор входил DVD с тремя фильмами, роликом Wrong, видео четырех песен, снятых вживую на студии в декабре 2008 года и издание альбома и бонус треков в 5.1.
К изданию прилагалось два 84-страничных буклета в твердом переплете. В первом содержались слова ко всем песням, которые были опубликованы в различных изданиях Sound of the Universe и эксклюзивными фотографиями Антона Корбайна. Второй был сборником редких студийных фотографий, сделанных Дэниелом Миллером, Люком Смитом, Беном Хиллиером и Фергом Петеркином.
И ко всему этому богатству прилагались два эмалированных значка, 5 арт-крыток, запечатанных в коллекционный конверт, постер и сертификат, подтверждающий подлинность всех материалов.
.
CD 1 - Sounds of the Universe
13 стандартных треков альбома:
CD 2 - Bonus Tracks & Remixes
1. Light – 4:44
2. The Sun and the Moon and the Stars – 4:41
3. Ghost – 6:26
4. Esque – 2:17
5. Oh Well (Gore, Gahan) – 6:02
6. Corrupt (Efdemin Remix) – 6:29
7. In Chains (Minilogue's Earth Remix) – 7:54
8. Little Soul (Thomas Fehlmann Flowing Ambient Mix) – 9:20
9. Jezebel (SixToes Remix) – 5:33
10. Perfect (Electronic Periodic's Dark Drone Mix) – 5:21
11. Wrong (Caspa Remix) – 5:04
CD 3 – Демо-версии песен
1. Little 15 – 4:16
2. Clean – 3:42
3. Sweetest Perfection – 3:23
4. Walking in My Shoes – 3:22
5. I Feel You – 4:03
6. Judas – 3:25
7. Surrender – 5:00
8. Only When I Lose Myself – 5:22
9. Nothing's Impossible – 5:02
10. Corrupt – 4:41
11. Peace – 4:33
12. Jezebel – 4:38
13. Come Back – 5:09
14. In Chains – 4:33
DVD
1. Making the Universe / Фильм – 45:23
2. Usual Thing, Try and Get the Question in the Answer – 55:12
3. Sounds of the Universe (короткий фильм) – 10:05
4. Wrong (видео-клип) – 3:16
Студийные сессии:
1. Corrupt – 4:08
2. Little Soul – 3:52
3. Stories of Old – 3:24
4. Come Back – 6:05
5. Аудио: Sounds of the Universe с бонус-треками в 5.1 surround sound

Кто работал над альбомом
-Эндрю Флетчер – синтезатор
-Дэвид Гаан – вокал (за исключением Jezebel и The Sun and the Moon and the Stars)
-Мартин Гор – синтезаторы, гитара, бэк-вокал, вокал (Jezebel, The Sun and the Moon and the Stars)
-Бен Хиллиер – продюсирование, сведение, звукорежиссура
-Кристиан Айнер – пре-продакшн: подготовка демо-материалов вместе с Дэвидом Гааном, драм-соло в Hole to Feed & Fragile Tension
-Тони Хоффер – сведение
-Люк Смит – синтезатор, программирование

Размышляя о лирике и эмоциональном наполнении альбома, приходишь к мысли,
что РТА - это как бы SOFAD наоборот, месса, превратившаяся в фарс.
Каждому чувству и эмоции можно найти соответствие с точностью до наоборот.
Все изменилось… Боль стала привычна, Бог только один - тот,
который не спешит с проявлениями милосердия и высшей справедливости,
впрочем, как и я не спешу стать безгрешным…
и, как альтернатива, появилось некое Макровидение, вера в любовь - но уже не в высшую,
а в самую обычную, которую оказалось так трудно сберечь и так легко разрушить…
еще хочу это все, хочу твоей ласки, но это уже проходили столько раз, хотя…
нет ничего невозможного, если ты сможешь понять, что страдания
разрушили былую веру и превратили меня в калеку…
О, Лилиан, ты обнажила мое сердце, но мне ли привыкать?..
делай все, что хочешь, будь тем, кем тебе нравится - я ведь знаю,
как непросто притворяться ангелом… а к боли я уже привык.

©marine

Однажды в интервью Флетч признался, что фирменная фишка Депеш Мод в создании музыки, родившаяся во времена Black Celebration – никогда не использовать одни и те же звуки дважды - на Ultra уже начала давать серьезные сбои, потому что звуки закончились. Тогда стало очевидным, что пришла пора копать не вширь, а вглубь, и теперь надо заставить старое зазвучать по-новому.

Первой попыткой такого подхода стал мягкий и лиричный Exciter с его блюзовыми гармониями. Но альбом был очень неоднозначно воспринят и фанатами, и критикой, некоторым даже показалось, что группа начала впадать в радостный маразм. И в принципе: может ли группа с 25-летним стажем, 10-ю студийными альбомами, каждый из которых можно было бы назвать экспериментальным, и перманентными внутренними проблемами предложить еще что-то новое и волнующее? Именно этот вопрос задавали себе музыканты, приступая к новой записи. Ответ на него мы как раз и постараемся дать в заключение данного обзора.

Эксайтер-тур был завершен, и вопросы о дальнейшей судьбе Depeche Mode снова повисли в воздухе. Фанаты буквально затаили дыхание, когда после выхода первого сольного альбома в 2003 году от Дэйва Гаана последовало несколько довольно категоричных заявлений о том, что он неудовлетворен своей ролью в Депеш Мод и готов продолжать работу в группе только в случае, если ему будет предоставлена возможность принимать участие в творческом процессе. Мартин Гор за это время также выпустил свой второй сольный сборник каверов. У многих возникали серьезные опасения, что вроде бы полностью восстановившаяся и отлаженная машина Депеш Мод может снова пойти вразнос. Но, как оказалось, даже внутренние трения Депеши могут заставить работать на себя. Выбрав компромиссный вариант, Дэйву предоставили возможность выступить сонграйтером в новом альбоме - и результат в итоге превзошел ожидания.

Запись по традиции началась в Санта Барбаре в январе 2005 года. По совету Дэниеля Миллера продюсером был выбран Бен Хиллер. Как пишет о нем сайт 140db.co.uk: «Бен Хиллер – один из продюсеров «старой» английской школы, наряду с такими мастерами как Флад, Стив Осборн и Гил Нортон, но при этом применяющий новые, передовые методы программирования. Сотрудничество Хиллера с Blur в работе над альбомом "Think Tank", с Doves над "Some Cities" и Futureheads над "News and Tributes" оказалось очень удачным, выявив в нем прекрасное сочетание независимого взгляда и бережного внимания к идеям группы, а также редкого умения создавать продуктивную творческую атмосферу для их воплощения».

Именно эти качества Хиллера, а еще ауру уверенности и спокойствия, которую он излучал в студии, в конечном счете сыгравшую очень большую роль, отмечали потом все участники ДМ. Это заметно и на видео, снятом Флетчером в Санта Барбаре. В пресс-релизе к РТА Мартин Гор заметил: «У нас была команда, помогавшая нам: прежде всего Бен Хиллер, который являлся главным продюсером, и два очень хороших программиста - Дэйв МакКрэкен - он работал с Яном Брауном и еще несколькими ребятами - и Рик Моррис, который в основном работал в паре с Беном. И нам больше никто не был нужен. На записи последних альбомов мы вынуждены были обращаться за помощью к нескольким другим музыкантам, но на этот раз все было сделано только нашей командой».

Отметим, что 2008-й год начался для Бена Хиллера с микширования дебютного альбома группы The Rascals, а также известия о том, что после совместной работы над «Playing The Angel» Depeche Mode будут рады видеть его снова в качестве продюсера своего будущего альбома.

Стоит упомянуть еще одного программиста из команды Хиллера - Дэйва МакКрэкена. Сильная сторона Дэйва в том, что он «способен увидеть потенциал артиста или группы и с помощью своих аранжировок позволить раскрыться ему в полной мере. Молодой, коммуникабельный и напористый, в любой проект, где Дэйв принимает участие, он вносит непринужденную атмосферу и жизненную энергию». В последнее время МакКрэкен занимался продюсированием и микшированием альбома группы dEUS "Vantage Point", который выходит в скором времени.

На первую студийную сессию Гаан принес 15 готовых вещей - в два раза больше, чем Гор - но большинство из них были, по-видимому, материалом, не вошедшим в Paper Monsters. И хотя по словам Дэйва «что бы ты ни положил в общий котел, все равно в результате это станет Depeche Mode», положить туда, скажем, Miracle представляется немыслимым,) ) Выбор треков для альбома предоставили Бену Хиллеру, и в результате в новом альбоме появилось три композиции Дэйва, очень удачно дополнившие песни, написанные Мартином.

В целом альбом, названный «Playing The Angel» - «Изображая ангела», получился очень цельным, концептуальным и невероятно мрачным, даже для ДМ. Мартин, глумясь, предлагал написать на обратной стороне «Боль и страдание в разных темпах». Но, пожалуй, еще ни в одном депешевском альбоме не было столько скрытого эмоционального подтекста и самоиронии. Говоря о РТА, на ум неизменно приходит цитата из «Негодяя и ангела» НАУ:
какая у этой басни мораль?
а морали нет никакой
один родился рогатым, но
пернатым родился другой
и каким ты был
таким и умрешь:
видать, ты нужен такой
небу, которое смотрит на нас
с радостью и тоской



Стилистически релиз балансирует на грани обновленного "грязного" cold wave и synth pop, с характерными для группы гитарными вставками. Лирика традиционно наполнена аллегориями и местами пробирает просто до печенок. Звучание альбома определило отчасти желание группы вернуться к своим истокам, отчасти то, что Бен Хиллер оказался большим знатоком аналогового оборудования. Было использовано много различных аналоговых синтезаторов (некоторые из них вы сможете узнать на видео, если заглянете в ссылки к статье о Дэниеле Миллере, размещенной на форуме). Громкий, тяжелый, большей частью агрессивный, даже при n-ном прослушивании заставляющий вздрагивать при первых звуках, и не ослабляющий напряжения, не отпускающий ваше внимание ни на секунду даже на самых медленных и мелодичных треках альбом.

Можно провести довольно много параллелей с прежними работами ДМ. Нойзовое интро «A Pain That I'm Used To» напоминает вступление к «I Feel You». Динамичная «John The Revelator» обнаруживает родственные связи с «Master & Servant». Вокальная партия в «Macro» словно является продолжением вокализов «Condemnation». Идеально сбалансированная «Precious» вызывает ассоциации с «Enjoy The Silence».

Один из фанатов остроумно написал, что если бы SOFAD согрешил с Violator’ом, должен бы был родиться как раз Playing The Angel.)) Но поистине необычным его сделало широкое использование цифровых битов, электронных лупов и нойзовых эффектов при обработке звука. Всегда уделявшие самое пристальное внимание вспомогательным деталям, музыканты и на сей раз показали себя мастерами «отделочных» работ. Каждая песня заботливо укомплектована своей «изюминкой» - будь-то резкий гитарный аккорд, фоновое электронное мерцание или акцентированное на грани болевого ощущения стаккато клавишных.

Кроме вещей, выпущеных в альбоме, в него планировалось также включить композиции «Everything» (позже ее заменили на "I Want It All) и «Martyr» (в итоге вошла в последующий релиз The Best of, Volume 1).

Создание обложки для альбома как обычно доверили Антону Корбайну, который решил поместить на нее странное темное существо из перьев. Музыканты шутя прозвали его Табби Гот (Tubby Goth), а фэны стали почтительно называть Мистером Физерсом (Перья). Как бы там ни было, этот образ был очень удачно обыгран в клипе John The Revelator и широко использовался в масштабном туре Depeche Mode 2005-2006 в поддержку нового альбома.

В чартах Великобритании альбом дебютировал на 6 месте, а в Штатах - на 7 (ср. предыдущий альбом Exciter – № 9 и 8 соответственно). С момента релиза РТА был продан тиражам более 3 млн. копий по всему миру. К февралю 2007 года в Америке он разошелся тиражом 412 000 экземпляров, совсем немного не дотянув до золотого статуса. К апрелю 2007 года альбом был продан в Германии 500 000 тиражом, став там дважды платиновым, в Великобритании – 190 000, завоевав золото. В Канаде альбом также стал золотым с 50 000 проданных там дисков. С общим числом продаж 3 543 000 экземпляров это стало рекордом для звукозаписывающей компании Mute Records в 21 веке.

О песнях

A Pain That I'm Used To (04:11). Открывает альбом исключительно мощная и эмоциональная песня, очень цельная, но в то же время наполненная самыми разными музыкальными элементами. Раздирающие уши "техногенные" запилы в начале трека сменяются пульсирующим риффом, на фоне которого звучит сдержанная вокальная партия. Однако постепенно саунд опять возвращается к неистовости и резкости начального мотива. Определенный контраст вносят флегматичные гитарные проигрыши. A Pain That I'm Used To стала вторым синглом из альбома.

John the Revelator (03:42). Второй трек (и по совместительству - четвертый сингл) во многом близок по настроению к начальной композиции. Его изюминка - сочетание рок-н-ролльной мелодии, прямолинейного, даже чуть старомодного сопровождения и - атмосферных электронных эффектов.

Suffer Well (03:49). Одна из композиций Дэйва Гаана. При том, что такой текст вполне мог бы стать балладой, неожиданно энергичный трек. На фоне минималистичной аранжировки куплета гитара звучит ярко и насыщенно. Но вся прелесть песни сосредоточена в потрясающем припеве - возвышенном, экстатичном и предельно выразительном. Отлично смотрится в роли третьего сингла.

The Sinner in Me (04:56). Мрачный напряженный трек очень интересен по построению, хотя несколько теряется между двумя шедеврами - Suffer Well и Precious. Аранжировка изобилует электронными эффектами, напряжение достигает апогея в длинном проигрыше: навязчивый электронный бит, к которому присоединяются гитарный дисторшен, а затем резкие взвизги синтезатора создают ощущение какофонии, ритм почти вводит в транс, словно завлекая в дикую шаманскую пляску.

Precious (04:10). Первый сингл из Playing The Angel является, на мой взгляд, одной из лучших песен Depeche Mode за всю их карьеру. Трек явно наследует Enjoy The Silence: такой же меланхолично-остраненный вокал Дэйва, такая же запоминающаяся партия клавишных… и такая же магия в каждом звуке, каждой гармонии! Как признался Мартин Гор, песня носит очень личный характер: она была написана о его детях в связи с разводом.

Macro (04:03). Одна из двух песен Playing The Angel, в которых поет Мартин. Рефрен строится всего на двух звуках, но тем не менее, впечатление композиция производит сильнейшее. Шестой номер продолжает линию Sinner In Me. Пожалуй, это одна из самых темных песен на диске, и лирика без труда выиграет приз в номинации "Убей мозг переводчика",) )

I Want It All (06:09). На смену безнадежному пессимизму Macro приходит атмосферная, как бы парящая в звуковой невесомости, I Want It All. У песни необычное строение, но музыка настолько удивительна, что ее даже не хочется разлагать на составляющие. Просто погрузитесь в это неземное звучание! Продолжая параллель с Violator, не могу не сравнить I Want In All с Waiting For The Night. На первый взгляд, у этих двух песен не так много общего, но общее настроение и ни с чем не сравнимая мелодика композиций позволяют воспринимать их как звенья одной цепи. Ну кто еще, кроме Depeche Mode, мог бы создать такую музыку?

Nothing's Impossible (04:21). Вместо бесплотной электронной фактуры, возвышенных гармоний и одухотворенных мелодий восьмой трек предлагает нам плотную насыщенную электронную ткань, на фоне которой голос Гаана звучит уже не только меланхолично, но и несколько жутковато.

Introspectre (01:42). Единственная инструментальная композиция на первый взгляд не несет в себе ничего примечательного, но есть в этой музыке что-то такое, отчего накатывает иррациональный страх - словно шелест ветра на погосте. Трек позволяет слушателю настроиться на восприятие следующей песни и плавно перетекает в

Damaged People (03:29). Мягкая флегматичная синтезаторная поступь, на фоне которой звучит нежная выразительная мелодия. И все это сменяется напряженным пульсированием, отлично подчеркивающим драматизм вокальной партии в припеве, который мелодически напоминает Колыбельную Магдалины из Jesus Christ Superstar. Мягкий, но не лишенный эмоциональности напряженности голос Мартина Гора как нельзя лучше подходит для этой композиции.

Lilian (04:49). Предпоследний трек альбома вышел на четвертом сингле в качестве второго a-side (первый трек - John The Revelator). Самая ритмичная вещь в альбоме, почти танцевальная. Вся сила песни заключается в пластичной и непривычно взволнованной вокальной линии, исполняемой Дэйвом Гааном. Несомненно, в Lilian реализовалось все то, что не совсем удалось в эксайтеровской I Feel Loved.

The Darkest Star (06:55). Завершает трек-лист поистине гениальная композиция, объединяющая в себе все лучшее, что есть в альбоме. Подлинный драматизм в мелодике - и флегматичная меланхоличность в гармоническом сопровождении, философские звуковые "капельки" - и роскошные "грязные" электронные аккорды, поднимающие номер до какого-то иного измерения. Не случайно именно здесь мы слышим слова "playing the angel", давшие название всему альбому. Бесподобное созвучие голосов Дэйва в основной партии и Мартина на бэк-вокале.

Спустя некоторое время после окончания Singles тура и выхода последних релизов, было официально объявлено, что Depeche Mode обсуждают работу над новой пластинкой.

Но одно дело – обсуждать, и совсем другое – создавать. Потому что Мартин Гор испытывал серьезные трудности с написанием нового материала. «Все ждали, что я начну писать песни в январе или феврале, но пришел октябрь, а я так ничего и не сделал». Мартин объяснял это психологическим давлением: «В течение шести или семи месяцев, когда я отчаянно пытался что-то написать дома, я чувствовал, как все этого от меня ждут. Я знал, что группе нужны песни, лэйблу нужен релиз, что миллионы поклонников ждут, но я ничего не мог поделать». Поэтому Гор решил поэкспериментировать и пригласил для этого Гарета Джонса и Пола Фригарда. Он считал, что, если за ним будут приглядывать и постоянно пинать, это поможет сдвинуть дело с мертвой точки.

Тактика сработала: Мартин почувствовал себя увереннее, работа пошла, и ему теперь хватало пары часов для разработки новой идеи. Демо-версии становились все более законченными и чёткими, благодаря спасительному «взгляду со стороны» и использованию профессиональных программ по созданию музыки на своем новом ноутбуке. «Компьютер даёт много возможностей - пояснял Гор, - потому что при помощи софта можно саранжировать композицию и подобрать звуки, которые потом легко можно воплотить или разработать уже в студии».

В мае 2000 года Марк Белл, талантливый продюсер и большой поклонник группы, получает от Mute предложение о сотрудничестве в работе над новым альбомом. Марк встретился с участниками коллектива, и в процессе обсуждения всеми было решено начать запись немедленно. Белл, который обладал способностью «проигрывать» музыкальные картины и создавать новые звуки у себя в голове, очень четко представил себе картину всей пластинки, основываясь на пяти демо-версиях, которые были ему проиграны. Он говорил, что каждая из композиций несла свою эмоцию, и каждая из них по-своему захватывала. За концептуальную основу для альбома была принята комбинация электронного и акустического звука.

Марк Белл идеально подошел для развития этого направления. Во-первых, он, будучи человеком креативным, привнес немало собственных идей, и, во-вторых, являясь поклонником новых технологий, принес очень быстродейственный компьютер – Macintosh G3, который позволил значительно ускорить процесс работы над каждой песней. Идей и находок было так много, что многие из них дореализовывались уже во время записи альбома в студии. Даже голос Дэйва стал своеобразным инструментом, который использовался в экспериментах. Гэан вспоминал, что у Марка была исключительная интуиция во всем, что касалось работы с вокалом и его использованием, и он показал Дэвиду много новых возможностей для развития его таланта.

И, действительно, исполнение Дэйва стало гораздо мягче. Да он и сам говорил, что «некоторые песни на альбоме очень лиричны, поэтому мне хотелось добавить в них нежности и заставить звучать по-особому». Именно этого попытались добиться в Нью-Йорке при записи When The Body Speaks. Марк: «Я попросил Мартина и Дэйва сыграть и спеть без наушников, просто наслаждаясь самой песней». В результате получилась очень красивая основа: чистая гитарная линия, глубокий и нежный вокал Дэвида и прекрасная лирика, которые потом просто обросли дополнительными элементами.

А при записи The Dead Of Night перед Дэвидом была совершенно иная задача. Ему предстояло напрячь воображение и создать собственное вокальное видение этой песни, в стилистике Игги Попа или Дэвида Боуи, но выполненное именно в манере Гэана.

Работа над альбомом проходила гораздо продуктивнее, чем над Ultra или предыдущими пластинками, когда в процесс иногда вмешивался менеджмент группы, чтобы оздоровить отношения между участниками коллектива, что в большинстве случаев приводило к еще большему разладу. Теперь же, отмечал Мартин, не было проблем с обсуждением той или иной песни или использованием новых идей. «Общение очень важная часть в любой музыкальной группе», - говорил он. Благодаря этой дружелюбной обстановке, Depeche Mode переживала настоящий подъем; такой слаженности в работе не было уже очень давно. Но, несмотря на это, запись альбома заняла 1 год и два месяца, из которых около полугода группа провела в различных студиях.

Как отмечали сами музыканты, если сравнивать новый альбом с предыдущими работами, то Exciter отличается гораздо более оптимистичным звучанием. Название для него, как и в большинстве случаев, придумал Мартин Гор. На этот раз он утверждал, что оно нашлось благодаря шутке. «У нас было два подходящих названия – Exciter и Lover. Мы крупно их написали на двух больших листах и пришпилили на стену. И, время от времени глядя на них, мы определили то, которое подходило больше».

У истории с названием было свое продолжение на официальном веб-сайте Depeche Mode, где проходил конкурс «Угадай, как называется новый альбом». После того, как рьяные участники намертво забили админский ящик своими предположениями, конкурс пришлось закрыть.

На обложке альбома поместили агаву. Особенность этого растения заключается в том, что оно цветет всего один раз в своей жизни, и обладает многими полезными свойствами. В частности, ее используют для производства алкоголя. Но для Антона Корбийна агава обладает магнетическим свойством, равным тому, которое производит на слушателей музыка Depeche Mode. Именно поэтому он решил использовать ее в качестве символа для новой пластинки, а сверху просто от руки надписав название альбома и группы.

О песнях

Dream On. Одна из первых записанных песен. Эта композиция создавалась около четырех дней, и в ней органично сочетаются сложные электронные лупы и декоративные элементы, ставшие фоном для чистой блюзовой акустической гитары. Гитарный звук для большего эффекта был несколько понижен. Благодаря своему колоритному звучанию, именно этой песне было суждено открыть новый альбом.

Shine. Мягкая и плавающая по настроению песня. Она наполнена синтетическими сэмплами и наэлектризованно-насыщенным битом и гразноватыми басами.

The Sweetest Condition. Эта композиция плавно вытекает из предыдущей, рождаясь из слайдовой гитары и неровной ритм-секции. Потом она выравнивается и льется в унисон с другими инструментами. По стилистике ее можно отнести к dark soul: волнующие синтетические элементы в ней хорошо сочетаются с вокалом Дэйва Гэана.

When The Body Speaks. Баллада построена на плавной гитарной партии, глуховатых басах, вокале и живых струнных инструментах. По мнению Мартина, это одна из самых органичных песен на альбоме, выполненная в стилистике 50-х и 60-х годов. По мнению Дэйва, это одна из самых красивых и любимых его песен на альбоме.

The Dead Of Night. Это самая агрессивная песня на альбоме. На первый взгляд, в ней хаотично используется набор каких-то странных звуков, но на самом деле в их последовательности есть определенная логика – именно таким образом достигался пугающий, гипнотизирующий, мрачный эффект. В композиции использовались электронные биты и эффекты, живая гитара и множество аналоговых звуков и инструментов.

Lovetheme. Короткая и простая интерлюдия с рваным ритмом, созданная с использованием синтезаторов и живой гитары.

Freelove. Легкая и спокойная композиция с блюзовыми оттенками, обманчиво простая по аранжировке, в основу которой легла мелодичная гитара. Дэйв Гэан говорил, что это лучшая песня, которую ему доводилось исполнять со времён Condemnation.

Comatose. Эту композицию исполняет Мартин Гор; ей присущ минимализм, который был свойственен Depeche Mode в ранних работах. Основой для трека стали густой бас, бит и запутанные разлетающиеся звуковые частицы, извлеченные в процессе шлифовки звуков органа. Мартин рассказывал, что изначально песня была более четкой и прорисованной, но от этого она становилась банальнее. Поэтому во время записи аккорды были искажены и перемешаны, что и создало необычную атмосферу композиции, удовлетворившую всех. Единственный фрагмент, который остался неизмененным – это кусок аранжировки под строчки "Don't be afraid, I'm floating away", делающий весь трек более выразительным.

I Feel Loved. Ритмичная, жёсткая и статичная композиция с множеством электронных сэмплов и эффектов. Гор и Флетчер рассказывали, что это одна из немногих песен на альбоме, сохранивших общие черты с демо-версией, записанной Мартином в домашней студии. Марк Белл немного ускорил её и добавил эффект «Ртуть» в проигрыше между куплетами, что делает песню более энергичной.

Breathe. Вторая песня на альбоме, исполненная Мартином Гором. В ее основе - блюз с плавными гитарными аккордами и мелодичной лирикой, звучащими в унисон с электронными басами и фоновыми щёлкающими звуками.

Easy Tiger. Мягкая, плавная инструментальная композиция создает вокруг себя неповторимую атмосферу. На фоне гитарных аккордов задействован вибрафон. Композиция вошла в альбом не полностью, мы слышим только первую её часть.

I Am You. Одна из самых атмосферных песен в альбоме. Композиция практически целиком состоит из электронных басовых, струнных и клавишных сэмплов. Единственный живой звук, который в ней использовался – это партия ударных, исполненная Кристианом Айнером.

Goodnight Lovers. Именно эта колыбельная, как её называют, была очень удачно выбрана для логического завершения альбома. Песня практически не отличается от демо-версии и является ещё одной любимой композицией Дэйва на альбоме.

«Если бы мы и собирались когда-либо распасться, то сделали бы это после записи Black Celebration».

Мартин Гор.


Хотя уже абсолютно все думали, что Depeche Mode распались окончательно, Мартин Гор не разделял всеобщего мнения. И уже в ноябре1995-го года группа, пока ещё без Дэвида, решает собраться вместе, чтобы обсудить еще не написанный материал без серьезных планов на будущее. Мартин просто хотел понять, способна ли группа работать дальше и получать удовольствие от этого процесса. Надеясь на лучшее, но готовясь к худшему, Дэниэл Миллер начал планировать сборник «Greatest Hits», куда хотел включить и пару-тройку новых песен. Но на тот момент они даже не были написаны – Гор должен был начать работу во время набора персонала для новой записи.

Выбор продюсера осуществлял Дэниэл Миллер. И он порекомендовал старого друга группы Тима Сименнона, у которого был богатый опыт диджейства и работы с танцевальной музыкой. По словам участников ДМ, у Мартина и Тима было много общих идей, касающихся записи. Мартин Гор: «Я знал Тима и до того, как он стал нашим продюсером, и встречался с ним довольно часто в течение многих лет, хотя никогда не проводил с ним много времени. Но мне он показался очень милым. Мне показалось, что я нашел в нем брата по духу». Кроме Сименнона в работе приняли участие ещё пара старых друзей группы - Гарет Джонс и Дэниэл Миллер, которого часто называли пятым участником Depeche Mode.

У группы были две проблемы - Дэвид с героиновой зависимостью и отсутствие Алана Уайлдера. После ухода последнего, группа потеряла техника в студии, поэтому нужно было найти ему замену. Когда Винсент Кларк узнал о потере Depeche Mode, он сразу же предложил свою помощь, но Мартин Гор счёл, что это шутка. Только после нескольких таких предложений он понял, что Кларк серьезен, и отказался. В этот раз Depeche Mode по рекомендации Тима решили привлечь к работе настоящих профессионалов по оборудованию, таких, как Къю, Керри Хопвуд и Дэйв Клэйтон. Участники Depeche Mode почувствовали, что с приходом людей, хорошо разбирающихся в аппаратуре и возможностях программ, альбом стал записываться быстрее и продуктивнее, чем предыдущие, потому что Алан очень долго возился с техникой.

Когда Дэйв проходил реабилитацию после попытки суицида в августе 1995 года, ему сообщили, что у Флетча и Гора есть желание попробовать сделать запись. В январе 1996-го года бессменный вокалист ДМ был готов отправиться в Англию для работы новым материалом. На этот раз музыканты планировали вернуться к аналоговым инструментам и вновь поработать над атмосферным звучанием своих композиций. И первые попытки такого рода были предприняты в небольшой Лондонской студии «Eastcote Studio Two», которую нашел Тим Сименнон на Викторианском заводе в Северном Кенсингтоне. В ней была контрольная комната площадью 600 квадратных футов, вполне просторная, чтобы вместить все то оборудование, которое требовалось для записи тех нескольких песен, которые были готовы у Мартина на тот момент.

Мартин говорил о новой работе: «Основой для Ultra стали блюз и кантри. При смешении этих двух направлений получился гибрид, выпущенный под маркой Depeche Mode». На первой неделе записи в коллективе царила напряженная атмосфера – все присматривались друг к другу и пытались адаптироваться. Но после некоторой притирки работа вошла в конструктивное русло. Тим Сименнон: «Мы начали понимать друг друга с полуслова. Это было действительно круто. И песни – это был классический Depeche Mode – который я попытался облечь в более грубое, угловатое звучание». Взаимопонимание было таким полным, что Гор предоставил почти полную свободу Тиму в работе над материалом. Его пожелания свелись к двум пунктам: добавить hip-hop ритмы и постараться создать дремотную атмосферу, близкую по духу к работам некоторых групп 80-х годов, например, к 3rd Bass. Но, не смотря на то, что все получали удовольствие от процесса, работа шла довольно медленно – в основном, из-за Дэйва, у которого начались проблемы с голосом на фоне наркотической зависимости, которую он не очень успешно пытался скрывать от коллег. В результате мучений и потуг была записана только одна песня с вокалом - Sister Of Night. Остальные остались в качестве наработок и готовых композиций без голоса.

К концу апреля во время первой сессии Мартина снова охватило вдохновение, и он решил взять перерыв для написания нового материала, чтобы укомплектовать полноценный альбом. В это время Гор очень много времени проводил в домашней студии, экспериментируя со звуковыми дорожками и гитарными ритмами.

28 мая 1996 у Дэйва случается передозировка от speedball’a (смесь кокаина с героином), По свидетельству полиции, Гэана нашли в гостинице «Sunset Marquis» в 1:15 утра. По медицинскому заключению, у него была клиническая смерть около 2-х минут, но его вернули к жизни. Практически тут же Гэана арестовали за хранение и употребление наркотиков и 6 июня отправили в реабилитационный центр Эксодус. Первое слушание в суде, которое должно было состояться 18-го июня, было перенесено на 9-е июля. На нем с Дэйва сняли обвинения в хранении кокаина и нахождения под его воздействием. 30-го июля состоялось второе слушание, где было решено отправить Дэвида на лечение от наркотической зависимости и реабилитацию. В случае полного и успешного прохождения программы суд постановил снять все обвинения с Дэйва. Во время лечения Гэану было разрешено выезжать для студийной записи, и уже к августу 96-го в студии Лос-Анджелеса Тим проводит несколько занятий по вокалу с Дэвидом. На этой ноте в конце августа стартует вторая сессия записи альбома.

Группа кочует из студии в студию, работая со звуком и новым материалом. В рамках второй сессии группой были записаны Home, The Love Thieves, Freestate, Uselink, The Bottom Line и Jazz Thieves. Теперь активно принимает в обсуждении песен и Эндрю Флетчер, работа которого была очень незначительной в предыдущих двух альбомах, когда он был вынужден покидать студии из-за плохих отношений внутри коллектива и личных проблем. Флетч: «Мы как будто писали новый A broken frame. Эти две пластинки совсем не похожи, но суть в том, что нам пришлось еще раз создавать себя заново». Эндрю также обращал особое внимание на инструментальные композиции, вошедшие в альбом, как на одну из важнейших его частей – на первый взгляд они не кажутся особенно яркими, но именно они помогают работе выглядеть целостно. Сессия шла продуктивно и для Дэйва: он одновременно проходил лечение, посещал студию для записи вокала и снялся в клипе на будущий сингл. Это были непростые времена для фронтмена как для человека, приходящего в норму.

Гэан отмечал, что на этот раз альбом впервые отражал суть самой группы и её состояние – умиротворенное, мудрое, несущее на себе бремя прожитого опыта. Но Мартин был категоричен, говоря, что намеренно не стал использовать прошлые события для вдохновения при написании текстов. Всё же, исходя из самого творческого процесса, группа очень много пережила за период работы над альбомом и до него – ещё со времени окончания последнего турне. Дэвид впервые заговорил о своих проблемах с наркотиками в интервью для NME, и Мартин и Флетч впоследствии сочли это ошибкой, так как после этого журналистов интересовал только факт наркозависимости фронтмена, а не информация о работе в студии. Некоторое время спустя Дэйв сделал публичное заявление, в котором извинился перед поклонниками за своё недавнее поведение.

К середине декабря 96-го года появилась информация о выходе первого сингла, а 14 апреля 1997 года свет увидел и сам альбом. Мартин Гор: «Мне хотелось придумать звучное и простое название для альбома, и чтобы это было единственным в своём роде. Тогда я пошёл в библиотеку и пересмотрел все каталоги разных музыкальных групп. К моему удивлению, ещё никто тогда не использовал Ultra в названиях альбомов».

О песнях

Barrel Of A Gun. Самая жёсткая песня на альбоме – именно поэтому ее и поставили в начало альбома, хотя изначально планировали открыть его No Good. Мартин рассказывал: «Я много экспериментировал в домашней студии с гитарным рифом, который можно услышать в куплете. При помощи педали с фильтром «вах» я и добился такого звука. Позже сэмпл был сыгран в обратную сторону, и это отлично сработало. Раньше мы такого не делали». Дэйв Гэан отзывался о треке так: «Barrel Of A Gun – одна из самых творческих работ, что мы когда-либо делали». В целом же трек очень насыщен басами, ударными, синтезаторными партиями, мелодикой и эффектами, которые раньше Depeche Mode не использовали.

The Love Thieves. Более легкая композиция по сравнению с предыдущей. В ней используется электрогитара с нейлоновыми струнами, что придает песне особую мягкость. Спокойный трек с наплывами синтезаторных партий и выдержанным, иногда нарастающим ритмом. Синглом он не стал, зато был включен в саундтрек к сериалу: «Её звали Никита».

Home. Трек исполняет Мартин Гор. Вибрирующий, играющий голос Мартина идёт параллельно с оркестровой аранжировкой. Для усиления эффекта в песне были использованы живые ударные, бас и синтезаторы. Композиция завершается гитарной и вокальной блюзовыми партиями, исполненными Мартином.

It's No Good. Поп-трек – так его характеризовал Мартин Гор. Ритмичный и легкий. Изначально именно он должен был открывать альбом, но ДМ решили, что трек недостаточно сильный для этого.

Uselink. Инструментальная интерлюдия. Этот трек – кусочек одной из студийных версий песни Useless. В инструментал добавили немного новых эффектов и включили в альбом. Название трека произошло от Use(less) и Link (ссылка), что означает «ссылка на второй после интерлюдии трек». Плавный электронный трек с выразительным битом. Композиция была запрограммирована Гаретом Джонсом и Дэниэлом Миллером.

Useless. Спокойная, но довольно жёсткая композиция. В ней собраны яркие элементы Depeche Mode: задумчивый вокал Дэйва, выразительные ударные, грязноватое звучание и блюзовая гитара Мартина Гора.

Sister Of Night. По словам Дэвида, это одна из его любимых песен на альбоме. Она записывалась среди первых и была очень близка Гэану по своему смысловому наполнению. Мартин и Дэвид долго спорили, кто же ее исполнит, но в итоге это право досталось Гэану. Мартин же в качестве компромисса выторговал себе возможность спеть эту песню на каком-нибудь из будущих концертов, причем так, как считает нужным. Песня наполнена лирической философией и мелодикой.

Jazz Thieves. Ещё одна загадочная и мрачная интерлюдия, открывающая многогранность альбома своими замысловатыми звуковыми линиями, построенными Мартином Гором.

Freestate. Для этой песни была использована дОбро, которая придала резонирующий специфический тембр струнам. Мартин: «На дОбро сыграно почти всё на одном основном аккорде, а аккомпанемент идет на полтона ниже. Это и создает реально резкий, почти расстроенный эффект гитары». Спокойная плавная песня с выразительными гитарными звуками и атмосферным аккомпанементом.

The Bottom Line. Второй на альбоме трек, исполненный Мартином Гором. «Когда демо было только записано, стилистически и лирически оно напоминало кантри» - так характеризовал композицию Мартин Гор. Специально для расширения звука для этой композиции был приглашён Би Джей Коул – профессиональный музыкант, играющий на стальной педальной гитаре. Кроме него на перкуссию поставили Яки Либцайта, бывшего участника Can. В процессе были добавлены ещё несколько инструментов, что в итоге сформировало очень странную и мрачноватую песню. По словам Мартина: «Это то, что называется Depeche Mode».

Insight. Одна из песен, которую выдвигали как возможный сингл. Голос Дэйва звучит проникновенно, басы и пианино выстроены очень ровно и плавно звучат на фоне спокойного, словно летящего, ритма ударных.

Junior Painkiller. Котируется, как скрытый трек, не обозначенный на буклете альбома. Он представляет собой отдельно взятый элемент концовки инструментальной композиции Painkiller. Отсюда и название Junior Painkiller. В данном случае этот трек можно рассматривать как «Outro» (т.е. выход из альбома). С помощью него можно прочувствовать, как задумчиво и спокойно уходит в тишину целостное произведение под названием «Ultra».

27 ноября 1990 года Depeche Mode в полном составе заканчивают успешное, но изматывающее турне ”World Violation Tour”, длившееся 6 месяцев. Эти гастроли очень повлияли на отношения внутри группы: между участниками начинаются конфликты, многие предполагают неизбежность распада коллектива. Поэтому Depeche Mode отправляются на заслуженный отдых, не имея никаких определённых планов на будущее. Дэйв оставляет семью и переезжает в Калифорнию, где живет его новая подруга, в то время как остальные члены группы возвращаются в Англию.

В 91-м году Мартин пишет песню «Death’s Door», которая вошла в фильм «Until The End Of The World» - «Пока миру не наступит конец». Песня тихо заявила, что звучание Depeche Mode и на этот не остается в рамках прежнего направления. Работа была записана Мартином и Аланом при участии Стива Лиона в роли инженера.

Об альбоме

В 1991-м году Мартин вдохновенно начинает писать песни. Уже к 1992-му, сделав аранжировки, он посылает копию записей Дэйву, который к тому времени не особо горел желанием делать какие-либо записи. Демо были наполнены блюзовыми мотивами, мелодии и тексты были навеяны госпелом. Лиризм, в котором Гор весьма цинично отразил автобиографические аспекты (в таких песнях как «Walking In My Shoes», «Judas», «Condemnation» и т. д.), сразу проник в душу Дэвида. Многое в этих песнях на тот момент отражало духовное состояние Гэана, который успел погрузиться в культуру гранжа и рока не только внутренне, но и внешне. Дэйв отращивает длинные волосы, добавляет немного новых татуировок к тем, что уже были, и тусуется с такими группами, как Primal Scream или Nirvana. При встрече с ним не все давние коллеги узнают того Дэвида, которого знали раньше.

Группа решает обсудить, каким будет новый альбом. В качестве продюсера команда снова выбирает Марка Эллиса (Флад). Пред всеми стоит сложный выбор. Либо сделать такой же по силе альбом, как предыдущий, либо – что-то совершенно новое. Дэйв, пропитавшись американской музыкальной культурой начала 90-х, настаивает на утяжелении звучания, как в гранже или роке. Эта идея нравится не всем, но, в отсутствии четкого видения звуковой концепции нового альбома и из желания избежать похожести на самих себя, группа решает пойти в этом направлении.

В поисках нового звука и вдохновения группа отправляется в Мадрид, где Флад снимает виллу, переоборудованную под студию. Дэйв и Флад настояли на внесении именно живых, не засэмплированных инструментов в альбом. Более того, именно Дэйв захотел слышать живые барабаны, поэтому Алану Уайлдеру пришлось садиться за ударную установку и разучивать партии. Работа приносила плоды, так как всё основывалось на детальной разработке технической части. Но проходила она тяжело и очень медленно.

Первые 4-ре недели пребывания в Мадриде просто вылетели в трубу - и, в частности, из-за изменений, которые произошли с каждым. Мартин рассказывал: «Мы все очень изменились за то время, пока не работали вместе. По большому счёту, это уже не была сплочённая команда, а отдельные люди в одной студии». Дэйв скрывал свою наркотическую зависимость от своих коллег, и поэтому группа была в недоумении, что же с ним происходит. Недомолвки и недопонимания приводили к постоянным склокам всех участников и, естественно, негативно влияли на рабочий процесс. В какой-то момент ДМ стали настолько разобщены, что, фактически, виделись и разговаривали только в студии. Да и там участники зачастую просто играли на музыкальных инструментах, много выпивали, забывая об основной работе. Дэйв становился с каждым днём все агрессивнее, ссорился с Мартином, влезал в драки на улице.

В итоге за 12 недель и две сессии в этой студии у Depeche Mode рождаются только 2 трека. Первый – Condemnation - был записан в гараже. Дэйв вошёл внутрь и, воодушевившись от акустики, которую создавали лежащая стопками кафельная плитка и пространство помещения, начал петь. Получилось так хорошо, что единогласно решено было записать песню в этом гараже. Голоса Мартина и Алана были записаны, а потом уже обработаны на самых низких и высоких частотах, что бы создать эффект многоголосья. Также в Мадриде была записана песня Judas, которая при создании имела целых 4 версии аранжировки: блюз, кантри, рэгги и ту, что мы слышим на альбоме, - с ирландской волынкой, на которой сыграл Стифан Ханниган.

После 6-ти недель записи в Мадрид приехал Дэниэл Миллер, чтобы проверить, как проходит запись. «Я помню, как Стив дремал за пультом для смешивания звука, положив на него ноги. Дэйв был в своей комнате и рисовал свечи или ещё что-то. Мартин и Флетч на софе читали спортивные обзоры, Алан где-то в другом конце студии играл на барабанах просто так, для себя. А Флад лежал на полу и извлекал из синтезатора всяческие звуки. Это было неправильно», - вспоминал Дэниэл, добавляя: «Это была очень сложная запись. В тот момент Дэйв по большей части блуждал только в одном ему понятном мире, Алан вроде бы хотел сделать альбом, но ему совершенно никто не был для этого нужен. Флюиды в группе летали очень плохие, ребята даже не говорили друг с другом».

Для работы над остальными треками группа отправилась в Гамбург. Флетчер к тому времени уехал домой по личным причинам. Работа в студии пошла более продуктивно, да и отношения между участниками группы заметно потеплели. Алан стал более дружелюбным и даже примыкал к совместным вылазкам Мартина и Дэйва в город. Depeche Mode каждый вечер шли в бар и расслаблялись, а с утра пытались работать. Алан активно участвовал в работе над альбомом, проводя время с Фладом или Мартином для разработки идей и их воплощения. Он вспоминает: «У нас с Мартином никогда не было особых отношений, но мы сидели часами с глазу на глаз и периодически выдавали великолепные идеи». В итоге, за 6 недель были записаны ещё 8 треков. В Гамбурге ненадолго появился и Флетч, но вскоре по причине плохого самочувствия лёг в больницу. Конечный этап работы проходил в Лондоне, где Алан и Стив сводили «бэкинг тэйп» для турне.

Альбом стал во многом первым: звучание, стиль, приглашённые сессионные музыканты, живые инструменты и новая подача вокала, который, по мнению музыкантов, звучал иначе и эмоционально дополнял альбом. Рработа шла над 15-ю композициями, но музыканты признались, что 4 трека были не настолько сильны, чтобы включать их в альбом или в виде бонусов. Но Дэниэл Миллер, похоже, был другого мнения: он намекнул, что из-за халатности всех участников и тяжелой атмосферы в коллективе трэки просто не записали и отложили в долгий ящик.

О том, как родилось название альбома, Мартин рассказывал следующее: «Альбом получился магическим, к тому же, многие песни основаны на мелодиях госпел. В его имени мы хотели отразить эту религиозную направленность. Религия давно меня вдохновляет, потому что я всегда хочу во что-то верить. Это придает жизни глубокий смысл. Но до последнего момента я не мог найти для себя истину. Я жил идеей - верить во что-то».

О песнях

I Feel You. Роковая композиция, открывающая альбом, по мнению группы, лучше всего представляет концептуальную начинку всей пластинки. Агрессивно звучащая гитара, оцифрованные живые ударные, электронный фон – именно это слушатель должен был услышать в первую очередь.

Walking In My Shoes. Один из самых сложных треков, который претерпел множество изменений. Он позволяет в полной мере оценить новое многослойное звучание Depeche Mode. В нем был использован звук живой бас-гитары, ряд лупов ударных, гитары, искажённого звука фортепьяно и риф клавесина. Песня сочетает густой бас, средний темп со сдержанным и волнующим вокалом Дэйва.

Condemnation. Начинается с размеренных ударов и аккордов фортепиано, подвергнутых изменениям через оцифровку. Дэйв признаёт, что это его лучший вокал, что подтверждает и Мартин: «Несмотря на то, что Дэйв был на героине, он приходил в студию и звучал великолепно». Идея композиции заключалась в том, чтобы передать дух госпела, и нужен был эффект присутствия игры всех участников в одной комнате: Эндрю колотил металлическим шестом по кофру, Дэйв и Флад хлопали, Алан играл на ударных, а Мартин на органе. Именно таким образом было определено, в каком ключе будет развиваться песня.

Mercy In You. Роковая динамичная композиция. В ней присутствуют орган, фортепьяно, вибрафон, гитара, как живая, так и засэмплированная, а также сэмплированные ритмические ударные в стиле рэп. Многие остались недовольны выбранной версией композиции, но она оказалась наиболее удачной из всех имевшихся.

Judas. Медленная, спокойная и воодушевляющая композиция, исполненная Мартином. По поводу этой песни шли долгие споры. Алан не хотел включать в композицию инструментальную концовку и делать трек очень мягким. Мартин же настаивал именно на такой версии песни. В итоге, все пошли на компромисс и в альбоме оставили полную версию, а на концерте Judas исполняли без инструментального финала. Флад вспоминал: «Мартин и Алан, сидя на софе, долго спорили, какая из версий войдёт в альбом, и в итоге сошлись на более подходящей по звучанию».

In Your Room. По звучанию это самая мрачная и депрессивная композиция на альбоме, приближенная по стилю к дарк-вейву. Начинается она с витающих по колонкам басов, и с каждым куплетом наращивает динамику и жёсткость звучания. Композиция была сведена из 3-х студийных версий в одну. От одной первый куплет, от другой второй и от третьей – последний. Таким образом была найдена нужная динамика для композиции.

Get Right With Me. Госпеловский трек с нотками блюза. Первый эксперимент Мартина Гора в написании песни в мажорных аккордах. Яркий бит, жёсткие гитарные рифы и сильный голос Дэйва.

Interlude #4. В этой композиции всего лишь одна нота была «написана» Мартином Гором. Интерлюдия по сути – это отрывок из сделанных Брайаном Ино миксов на I feel you, оформленный, как музыкальная вставка. Этот сэмпл часто звучит в концертных версиях вышеупомянутой композиции.

Rush. Самый жёсткий и агрессивный трек на альбоме. Живые ударные совмещены с жёстким техно без опоры на мелодичность – это придаёт агрессивность и напор трэку в аранжировке. Голос Дэйва в некоторых частях был обработан эффектом «возврата».

One Caress. Для аранжировки этой композиции был приглашён Уил Малоун, которому Мартин предоставил ноты для работы. Это была задумка Мартина и Алана – пригласить Уила, они давно об этом задумывались, когда обсуждали структуру композиции. Песня представляет собой всплеск струнных симфонических инструментов и прекрасно передаёт атмосферу текста. Воодушевившись услышанными наработками маэстро Малоуна, Мартин спел песню вместе с оркестром с первого раза без дополнительных дублей.

Higher Love. Атмосферная композиция, в которой практически не использовались живые инструменты, а только засэмплированные наработки фортепиано, гитары, ударных, органа. Спокойный насыщенный звук, средний темп, сложная мелодия и постановка ритма.

«Название Violator - это идея Мартина. Оно происходит от слова ‘violation’ – нарушение. В этом альбоме мы хотели нарушить все правила, которые сами себе установили в прошлом. Да, название Violator больше подходит для хэви-металлических команд. Но и для Depeche Mode оно оказалось вполне подходящим, потому что полностью отражает смысл альбома».

Дэвид Гэан

Седьмой студийный альбом Depeche Mode вышел 19 марта в 1990 год. Задумки в голове Мартина к альбому начались ещё в 1988-м году. Во время тура ”For the masses” ему в голову пришёл мотив и ритм песни, которая в последствии стала называться Personal Jesus. По одной из версий, в то время Мартин прочитал автобиографию Присциллы Пресли «Элвис и я» о ее взаимоотношениях с отцом. Элвис в этой книге был показан настоящим персональным богом, и, по свидетельству самого Гора, именно эта трактовка Пресли легла в основу песни. По другой версии, тот же Мартин говорил: «Мотив Personal Jesus я придумал во время тура в 1988-м году. Каждый день я видел по телевизору какого-то проповедника и вдруг подумал, что могу использовать это».

Сингл стартовал за 6 месяцев до выхода альбома. Для его раскрутки был применен занятный ход. В газетах появилось объявление с телефонным номером, позвонив по которому, можно было прослушать новую работу. И снова вокруг творчества группы начались споры. Текст с религиозным уклоном, гитарный риф в стиле Джона Ли Хукера на фоне электронных примочек а-ля Kraftwerk и приёмов, не совсем свойственных Depeche Mode. Песня была ориентирована на американский рынок, а там заигрывания с религией могли вызвать бурную негативную реакцию, сравнимую с той, которую вызвала в свое время Blasphemous Rumours.

Специально для ее сведения в качестве звукорежиссёра за пульт был приглашён небезызвестный Франсуа Кеворкян, который добавил в звук элементы современной танцевальной музыки. В качестве продюсера был выбран Флад (Марк Элис), чьи идеи и нововведения помогли взглянуть на музыку Depeche Mode под другим углом. В студии создался альянс. Алан и Флад предпочитали проводить большую часть времени за созданием звукового ряда и продумывания элементов песни, доводя её до совершенства.

Профессиональные взгляды Марка Эллиса и Франсуа Кеворкяна по поводу того, как должна выглядеть та или иная песня, не всегда совпадали с видением самих участников ДМ. Например 2 работы из Violator - Enjoy the silence и Blue dress были повторно «смикшированы» уже Дэниелом Миллером. Музыканты позже рассказывали, что Enjoy the silence в представлении Миллера выглядела более органично и живо. Дэниэл добился более естественного звучания гитарного рифа, чем это было в синтетическом миксе, созданным Франсуа. Но это не мешает Depeche Mode с 90-го года исполнять Enjoy the silence на концертах с оцифрованными Кеворкяном сэмплами. Кстати, Алану Уайлдеру больше нравилась версия Кеворкяна, он характеризовал микс Миллера, как «плоский, с малой бочкой на ударных, которая звучит липко, как тофи-пуддинг».

Все члены группы признают, что Violator – это практически единственный альбом, где окончательные версии песен по звучанию, аранжировке и подаче очень сильно отличаются от демо версий (разумеется, нот и мелодий это не касается). С точки зрения звуковой концепции нового альбома, Алан, Франсуа и Флад ориентировались на творчество Tangerine Dream, чьи работы отличались интересными эффектами и объемной атмосферой. Именно этого и хотелось достичь в Violator. И поэтому некоторые песни претерпели кардинальные изменения. Например, в Policy Of Truth сначала пробовали использовать флейту, но в итоге остановились на гитарном звуке, в песне Sweetest Perfection были использованы вставки симфонических инструментов и голос Дэйва на бэк вокале, чего ранее не делалось, Clean почти до самого конца записи альбома так и оставалась без басов и многих других звуковых линий. Плюс, в альбоме использовались живые ударные, но в виде запрограммированного ритма и так называемых «петель».

Violator – очень выверенный альбом. Для него музыканты отобрали самые сильные песни, которые смотрелись концептуально целостно в рамках новой работы. Они подходили друг другу по мелодичности, текстам, качеству аранжировок и настроением. При записи в альбом хотели включить еще две композиции - Happiest girl и Mother me. И если Happiest girl можно услышать в качестве бонуса к синглу, то Mother me была сочтена недостаточно сильной и интересной. Алан её описывал так: «песня со средним темпом, которую, скорее всего, исполнял бы Дэйв. Для неё была сделана барабанная партия, линия басов и пара других элементов. Но их быстро отложили на полку».

Что же касается промоушн-акции, то и тут всё было запланировано. Для большего коммерческого успеха было единогласно решено провести PR акцию. В одном из магазинов в Лос Анджелесе во время релиза Violator члены группы должны были раздавать автографы. За четыре дня до релиза у магазина начали собираться поклонники. Когда группа была уже на месте, на улице находилась около 17000 кричащих поклонников. Через 90 минут после открытия магазина его пришлось закрыть из-за не совсем адекватного поведения толпы, потому что каждый хотел прорваться к своим любимцам. Организаторам данного действа показалось, что группа в опасности. 200 полицейских, включая вертолёты и офицеров во всеоружии, пытались успокоить толпу. В итоге участников ДМ с эскортом сопроводили в их гостиницу.

О песнях

World In My Eyes. Одна из первых песен, которая была записана для альбома. В ней всё ещё слышны отголоски ровного электронного звука без примесей. Сложный бас, чёткие, ровные ударные. Вероятно, решение начать именно с этого трека было вызвано тем, что своими экспериментами, которые были отражены в этой композиции, ДМ хотели показать растущее мастерство в написании электронной музыки.

Sweetest Perfection. Это экспериментальный трек. В песне встречаются сэмплы живых барабанов, гитары, оркестровых струнных вставок. Спокойным, грубоватым голосом Мартин рассказывает о наркотическом опьянении, а затягивающая, тяжелая, множащаяся аранжировка подчеркивает смысловое наполнение.

Personal Jesus. Ритмичный гитарно-электронный образец нового Depeche Mode. Центр всей композиции – это энергичный и настойчивый ритмический рисунок, на который нанизываются гитарные партии и электронные сэмплы. Именно с этой песни гитары в аранжировках стали звучать не как отдельные вставки, а как полноценный аккомпанемент. В ритм-секции используются сэмплы живых ударных, но сам аналоговый инструмент не применяется.

Halo. Номер четыре снова возвращает в старый добрый электронный звук. Но не полностью. Динамика ударных и баса позволяет увидеть, насколько разнообразно можно использовать фоновые сэмплы из песни Policy Of Truth. Выразительный вокал, запоминающийся припев. На песню был снят видео клип Антоном Корбином, который был включен в фильм Strange Too.

Waiting For The Night. Мягкая, холодная композиция с необычной расстановкой аккордов. Один из редких случаев, когда Мартин и Дэвид поют дуэтом. Подобные приёмы уже использовались, но голоса записывались по отдельности. В этой же песне автор и вокалист поют на равных в студии. Для придания композиции атмосферы был использован синкопический секвенсорный звук, который впервые был создан группой Tangerine Dream. Именно он делает эту песню такой булькающе-влажной и насыщенной. Официальный сайт Depeche Mode повествует, что изначально песня называлась Waiting For The Night To Fall, но при печати альбома возникли проблемы, и кусок названия случайно был стёрт. Алан Уайлдер утверждал, что такого не было, и песня изначально называлась Waiting For The Night.

Enjoy The Silence называют визитной карточкой группы. Рассуждающий текст, средний темп, приятная мелодия на фоне электронной аранжировки и живой гитары.

Interlude #2 – Crucified. Интерлюдия, которая идёт следом за Enjoy The Silence. Композиция состоит из фонового синтезаторного баса и игры перебором на гитаре. В этой маленькой работе наблюдается сразу два значительных дебюта. Слово Crucified, произнесённое Эндрю Флетчером, было оцифровано и обработано, так что это вполне можно считать официально записанным вокальным дебютом Эндрю. А написанный Мартином риф на необычной формы гитаре сыграл Дэвид. Так что здесь он дебютировал как музыкант.

Policy Of Truth. В этой композиции использовалась засэмплированная слайд-гитара, которая придает ей атмосферу томления и неотвратимости. Аранжировка очень сдержанная, в ней очень удачно сочетаются бас, ударные, гитара и духовые. В песне, как фоновая линия, задействован тот же сэмпл, что и в Halo.

Blue Dress. Эту песню Мартин поёт очень умиротворённо и словно заигрывает с мелодией. Композиция построена на плавающих звуках. Нежная, спокойная, эстетически выраженная, с наплывом эмоций в припеве. В треке, помимо электроники и мягких ударных, слышны пианино и гитара.

Interlude No. 3. Здесь снова звучит короткая инструментальная вставка Мартина, еще один логический мостик, связующий весь альбом. Композиция словно нейтрализует переход от спокойной Blue Dress к волнующей Clean.

Clean. Мрачная, органичная композиция. Жёсткая, со средним темпом. Её глубокая атмосфера идеально сочетается с угрюмым и сильным голосом Дэйва. Основной бас напоминает Pink Floyd «One of These Days», но на самом деле звук создан при помощи смеси аналогового синтезатора и бас-гитары. На песню был снят видео клип Антоном Корбином, который вошел в фильм Strange Too.

DEPECHEMODE

Самые популярные посты

2

Хорошего всем вечера!

2

Моя маленькая душа Оставит след после себя.

2

Смерть всюду, И мухи на ветровом стекле Для начала Напоминают нам, Что мы могли быть разлучены Сегодня вечером…