«Название Violator - это идея Мартина. Оно происходит от слова ‘violation’ – нарушение. В этом альбоме мы хотели нарушить все правила, которые сами себе установили в прошлом. Да, название Violator больше подходит для хэви-металлических команд. Но и для Depeche Mode оно оказалось вполне подходящим, потому что полностью отражает смысл альбома».
Дэвид Гэан
Седьмой студийный альбом Depeche Mode вышел 19 марта в 1990 год. Задумки в голове Мартина к альбому начались ещё в 1988-м году. Во время тура ”For the masses” ему в голову пришёл мотив и ритм песни, которая в последствии стала называться Personal Jesus. По одной из версий, в то время Мартин прочитал автобиографию Присциллы Пресли «Элвис и я» о ее взаимоотношениях с отцом. Элвис в этой книге был показан настоящим персональным богом, и, по свидетельству самого Гора, именно эта трактовка Пресли легла в основу песни. По другой версии, тот же Мартин говорил: «Мотив Personal Jesus я придумал во время тура в 1988-м году. Каждый день я видел по телевизору какого-то проповедника и вдруг подумал, что могу использовать это».
Сингл стартовал за 6 месяцев до выхода альбома. Для его раскрутки был применен занятный ход. В газетах появилось объявление с телефонным номером, позвонив по которому, можно было прослушать новую работу. И снова вокруг творчества группы начались споры. Текст с религиозным уклоном, гитарный риф в стиле Джона Ли Хукера на фоне электронных примочек а-ля Kraftwerk и приёмов, не совсем свойственных Depeche Mode. Песня была ориентирована на американский рынок, а там заигрывания с религией могли вызвать бурную негативную реакцию, сравнимую с той, которую вызвала в свое время Blasphemous Rumours.
Специально для ее сведения в качестве звукорежиссёра за пульт был приглашён небезызвестный Франсуа Кеворкян, который добавил в звук элементы современной танцевальной музыки. В качестве продюсера был выбран Флад (Марк Элис), чьи идеи и нововведения помогли взглянуть на музыку Depeche Mode под другим углом. В студии создался альянс. Алан и Флад предпочитали проводить большую часть времени за созданием звукового ряда и продумывания элементов песни, доводя её до совершенства.
Профессиональные взгляды Марка Эллиса и Франсуа Кеворкяна по поводу того, как должна выглядеть та или иная песня, не всегда совпадали с видением самих участников ДМ. Например 2 работы из Violator - Enjoy the silence и Blue dress были повторно «смикшированы» уже Дэниелом Миллером. Музыканты позже рассказывали, что Enjoy the silence в представлении Миллера выглядела более органично и живо. Дэниэл добился более естественного звучания гитарного рифа, чем это было в синтетическом миксе, созданным Франсуа. Но это не мешает Depeche Mode с 90-го года исполнять Enjoy the silence на концертах с оцифрованными Кеворкяном сэмплами. Кстати, Алану Уайлдеру больше нравилась версия Кеворкяна, он характеризовал микс Миллера, как «плоский, с малой бочкой на ударных, которая звучит липко, как тофи-пуддинг».
Все члены группы признают, что Violator – это практически единственный альбом, где окончательные версии песен по звучанию, аранжировке и подаче очень сильно отличаются от демо версий (разумеется, нот и мелодий это не касается). С точки зрения звуковой концепции нового альбома, Алан, Франсуа и Флад ориентировались на творчество Tangerine Dream, чьи работы отличались интересными эффектами и объемной атмосферой. Именно этого и хотелось достичь в Violator. И поэтому некоторые песни претерпели кардинальные изменения. Например, в Policy Of Truth сначала пробовали использовать флейту, но в итоге остановились на гитарном звуке, в песне Sweetest Perfection были использованы вставки симфонических инструментов и голос Дэйва на бэк вокале, чего ранее не делалось, Clean почти до самого конца записи альбома так и оставалась без басов и многих других звуковых линий. Плюс, в альбоме использовались живые ударные, но в виде запрограммированного ритма и так называемых «петель».
Violator – очень выверенный альбом. Для него музыканты отобрали самые сильные песни, которые смотрелись концептуально целостно в рамках новой работы. Они подходили друг другу по мелодичности, текстам, качеству аранжировок и настроением. При записи в альбом хотели включить еще две композиции - Happiest girl и Mother me. И если Happiest girl можно услышать в качестве бонуса к синглу, то Mother me была сочтена недостаточно сильной и интересной. Алан её описывал так: «песня со средним темпом, которую, скорее всего, исполнял бы Дэйв. Для неё была сделана барабанная партия, линия басов и пара других элементов. Но их быстро отложили на полку».
Что же касается промоушн-акции, то и тут всё было запланировано. Для большего коммерческого успеха было единогласно решено провести PR акцию. В одном из магазинов в Лос Анджелесе во время релиза Violator члены группы должны были раздавать автографы. За четыре дня до релиза у магазина начали собираться поклонники. Когда группа была уже на месте, на улице находилась около 17000 кричащих поклонников. Через 90 минут после открытия магазина его пришлось закрыть из-за не совсем адекватного поведения толпы, потому что каждый хотел прорваться к своим любимцам. Организаторам данного действа показалось, что группа в опасности. 200 полицейских, включая вертолёты и офицеров во всеоружии, пытались успокоить толпу. В итоге участников ДМ с эскортом сопроводили в их гостиницу.
О песнях
World In My Eyes. Одна из первых песен, которая была записана для альбома. В ней всё ещё слышны отголоски ровного электронного звука без примесей. Сложный бас, чёткие, ровные ударные. Вероятно, решение начать именно с этого трека было вызвано тем, что своими экспериментами, которые были отражены в этой композиции, ДМ хотели показать растущее мастерство в написании электронной музыки.
Sweetest Perfection. Это экспериментальный трек. В песне встречаются сэмплы живых барабанов, гитары, оркестровых струнных вставок. Спокойным, грубоватым голосом Мартин рассказывает о наркотическом опьянении, а затягивающая, тяжелая, множащаяся аранжировка подчеркивает смысловое наполнение.
Personal Jesus. Ритмичный гитарно-электронный образец нового Depeche Mode. Центр всей композиции – это энергичный и настойчивый ритмический рисунок, на который нанизываются гитарные партии и электронные сэмплы. Именно с этой песни гитары в аранжировках стали звучать не как отдельные вставки, а как полноценный аккомпанемент. В ритм-секции используются сэмплы живых ударных, но сам аналоговый инструмент не применяется.
Halo. Номер четыре снова возвращает в старый добрый электронный звук. Но не полностью. Динамика ударных и баса позволяет увидеть, насколько разнообразно можно использовать фоновые сэмплы из песни Policy Of Truth. Выразительный вокал, запоминающийся припев. На песню был снят видео клип Антоном Корбином, который был включен в фильм Strange Too.
Waiting For The Night. Мягкая, холодная композиция с необычной расстановкой аккордов. Один из редких случаев, когда Мартин и Дэвид поют дуэтом. Подобные приёмы уже использовались, но голоса записывались по отдельности. В этой же песне автор и вокалист поют на равных в студии. Для придания композиции атмосферы был использован синкопический секвенсорный звук, который впервые был создан группой Tangerine Dream. Именно он делает эту песню такой булькающе-влажной и насыщенной. Официальный сайт Depeche Mode повествует, что изначально песня называлась Waiting For The Night To Fall, но при печати альбома возникли проблемы, и кусок названия случайно был стёрт. Алан Уайлдер утверждал, что такого не было, и песня изначально называлась Waiting For The Night.
Enjoy The Silence называют визитной карточкой группы. Рассуждающий текст, средний темп, приятная мелодия на фоне электронной аранжировки и живой гитары.
Interlude #2 – Crucified. Интерлюдия, которая идёт следом за Enjoy The Silence. Композиция состоит из фонового синтезаторного баса и игры перебором на гитаре. В этой маленькой работе наблюдается сразу два значительных дебюта. Слово Crucified, произнесённое Эндрю Флетчером, было оцифровано и обработано, так что это вполне можно считать официально записанным вокальным дебютом Эндрю. А написанный Мартином риф на необычной формы гитаре сыграл Дэвид. Так что здесь он дебютировал как музыкант.
Policy Of Truth. В этой композиции использовалась засэмплированная слайд-гитара, которая придает ей атмосферу томления и неотвратимости. Аранжировка очень сдержанная, в ней очень удачно сочетаются бас, ударные, гитара и духовые. В песне, как фоновая линия, задействован тот же сэмпл, что и в Halo.
Blue Dress. Эту песню Мартин поёт очень умиротворённо и словно заигрывает с мелодией. Композиция построена на плавающих звуках. Нежная, спокойная, эстетически выраженная, с наплывом эмоций в припеве. В треке, помимо электроники и мягких ударных, слышны пианино и гитара.
Interlude No. 3. Здесь снова звучит короткая инструментальная вставка Мартина, еще один логический мостик, связующий весь альбом. Композиция словно нейтрализует переход от спокойной Blue Dress к волнующей Clean.
Clean. Мрачная, органичная композиция. Жёсткая, со средним темпом. Её глубокая атмосфера идеально сочетается с угрюмым и сильным голосом Дэйва. Основной бас напоминает Pink Floyd «One of These Days», но на самом деле звук создан при помощи смеси аналогового синтезатора и бас-гитары. На песню был снят видео клип Антоном Корбином, который вошел в фильм Strange Too.