11 июня 2011 года в11.06.2011 15:47 0 0 10 1

Depeche Mode - Playing The Angel

Размышляя о лирике и эмоциональном наполнении альбома, приходишь к мысли,
что РТА - это как бы SOFAD наоборот, месса, превратившаяся в фарс.
Каждому чувству и эмоции можно найти соответствие с точностью до наоборот.
Все изменилось… Боль стала привычна, Бог только один - тот,
который не спешит с проявлениями милосердия и высшей справедливости,
впрочем, как и я не спешу стать безгрешным…
и, как альтернатива, появилось некое Макровидение, вера в любовь - но уже не в высшую,
а в самую обычную, которую оказалось так трудно сберечь и так легко разрушить…
еще хочу это все, хочу твоей ласки, но это уже проходили столько раз, хотя…
нет ничего невозможного, если ты сможешь понять, что страдания
разрушили былую веру и превратили меня в калеку…
О, Лилиан, ты обнажила мое сердце, но мне ли привыкать?..
делай все, что хочешь, будь тем, кем тебе нравится - я ведь знаю,
как непросто притворяться ангелом… а к боли я уже привык.

©marine

Однажды в интервью Флетч признался, что фирменная фишка Депеш Мод в создании музыки, родившаяся во времена Black Celebration – никогда не использовать одни и те же звуки дважды - на Ultra уже начала давать серьезные сбои, потому что звуки закончились. Тогда стало очевидным, что пришла пора копать не вширь, а вглубь, и теперь надо заставить старое зазвучать по-новому.

Первой попыткой такого подхода стал мягкий и лиричный Exciter с его блюзовыми гармониями. Но альбом был очень неоднозначно воспринят и фанатами, и критикой, некоторым даже показалось, что группа начала впадать в радостный маразм. И в принципе: может ли группа с 25-летним стажем, 10-ю студийными альбомами, каждый из которых можно было бы назвать экспериментальным, и перманентными внутренними проблемами предложить еще что-то новое и волнующее? Именно этот вопрос задавали себе музыканты, приступая к новой записи. Ответ на него мы как раз и постараемся дать в заключение данного обзора.

Эксайтер-тур был завершен, и вопросы о дальнейшей судьбе Depeche Mode снова повисли в воздухе. Фанаты буквально затаили дыхание, когда после выхода первого сольного альбома в 2003 году от Дэйва Гаана последовало несколько довольно категоричных заявлений о том, что он неудовлетворен своей ролью в Депеш Мод и готов продолжать работу в группе только в случае, если ему будет предоставлена возможность принимать участие в творческом процессе. Мартин Гор за это время также выпустил свой второй сольный сборник каверов. У многих возникали серьезные опасения, что вроде бы полностью восстановившаяся и отлаженная машина Депеш Мод может снова пойти вразнос. Но, как оказалось, даже внутренние трения Депеши могут заставить работать на себя. Выбрав компромиссный вариант, Дэйву предоставили возможность выступить сонграйтером в новом альбоме - и результат в итоге превзошел ожидания.

Запись по традиции началась в Санта Барбаре в январе 2005 года. По совету Дэниеля Миллера продюсером был выбран Бен Хиллер. Как пишет о нем сайт 140db.co.uk: «Бен Хиллер – один из продюсеров «старой» английской школы, наряду с такими мастерами как Флад, Стив Осборн и Гил Нортон, но при этом применяющий новые, передовые методы программирования. Сотрудничество Хиллера с Blur в работе над альбомом "Think Tank", с Doves над "Some Cities" и Futureheads над "News and Tributes" оказалось очень удачным, выявив в нем прекрасное сочетание независимого взгляда и бережного внимания к идеям группы, а также редкого умения создавать продуктивную творческую атмосферу для их воплощения».

Именно эти качества Хиллера, а еще ауру уверенности и спокойствия, которую он излучал в студии, в конечном счете сыгравшую очень большую роль, отмечали потом все участники ДМ. Это заметно и на видео, снятом Флетчером в Санта Барбаре. В пресс-релизе к РТА Мартин Гор заметил: «У нас была команда, помогавшая нам: прежде всего Бен Хиллер, который являлся главным продюсером, и два очень хороших программиста - Дэйв МакКрэкен - он работал с Яном Брауном и еще несколькими ребятами - и Рик Моррис, который в основном работал в паре с Беном. И нам больше никто не был нужен. На записи последних альбомов мы вынуждены были обращаться за помощью к нескольким другим музыкантам, но на этот раз все было сделано только нашей командой».

Отметим, что 2008-й год начался для Бена Хиллера с микширования дебютного альбома группы The Rascals, а также известия о том, что после совместной работы над «Playing The Angel» Depeche Mode будут рады видеть его снова в качестве продюсера своего будущего альбома.

Стоит упомянуть еще одного программиста из команды Хиллера - Дэйва МакКрэкена. Сильная сторона Дэйва в том, что он «способен увидеть потенциал артиста или группы и с помощью своих аранжировок позволить раскрыться ему в полной мере. Молодой, коммуникабельный и напористый, в любой проект, где Дэйв принимает участие, он вносит непринужденную атмосферу и жизненную энергию». В последнее время МакКрэкен занимался продюсированием и микшированием альбома группы dEUS "Vantage Point", который выходит в скором времени.

На первую студийную сессию Гаан принес 15 готовых вещей - в два раза больше, чем Гор - но большинство из них были, по-видимому, материалом, не вошедшим в Paper Monsters. И хотя по словам Дэйва «что бы ты ни положил в общий котел, все равно в результате это станет Depeche Mode», положить туда, скажем, Miracle представляется немыслимым,) ) Выбор треков для альбома предоставили Бену Хиллеру, и в результате в новом альбоме появилось три композиции Дэйва, очень удачно дополнившие песни, написанные Мартином.

В целом альбом, названный «Playing The Angel» - «Изображая ангела», получился очень цельным, концептуальным и невероятно мрачным, даже для ДМ. Мартин, глумясь, предлагал написать на обратной стороне «Боль и страдание в разных темпах». Но, пожалуй, еще ни в одном депешевском альбоме не было столько скрытого эмоционального подтекста и самоиронии. Говоря о РТА, на ум неизменно приходит цитата из «Негодяя и ангела» НАУ:
какая у этой басни мораль?
а морали нет никакой
один родился рогатым, но
пернатым родился другой
и каким ты был
таким и умрешь:
видать, ты нужен такой
небу, которое смотрит на нас
с радостью и тоской



Стилистически релиз балансирует на грани обновленного "грязного" cold wave и synth pop, с характерными для группы гитарными вставками. Лирика традиционно наполнена аллегориями и местами пробирает просто до печенок. Звучание альбома определило отчасти желание группы вернуться к своим истокам, отчасти то, что Бен Хиллер оказался большим знатоком аналогового оборудования. Было использовано много различных аналоговых синтезаторов (некоторые из них вы сможете узнать на видео, если заглянете в ссылки к статье о Дэниеле Миллере, размещенной на форуме). Громкий, тяжелый, большей частью агрессивный, даже при n-ном прослушивании заставляющий вздрагивать при первых звуках, и не ослабляющий напряжения, не отпускающий ваше внимание ни на секунду даже на самых медленных и мелодичных треках альбом.

Можно провести довольно много параллелей с прежними работами ДМ. Нойзовое интро «A Pain That I'm Used To» напоминает вступление к «I Feel You». Динамичная «John The Revelator» обнаруживает родственные связи с «Master & Servant». Вокальная партия в «Macro» словно является продолжением вокализов «Condemnation». Идеально сбалансированная «Precious» вызывает ассоциации с «Enjoy The Silence».

Один из фанатов остроумно написал, что если бы SOFAD согрешил с Violator’ом, должен бы был родиться как раз Playing The Angel.)) Но поистине необычным его сделало широкое использование цифровых битов, электронных лупов и нойзовых эффектов при обработке звука. Всегда уделявшие самое пристальное внимание вспомогательным деталям, музыканты и на сей раз показали себя мастерами «отделочных» работ. Каждая песня заботливо укомплектована своей «изюминкой» - будь-то резкий гитарный аккорд, фоновое электронное мерцание или акцентированное на грани болевого ощущения стаккато клавишных.

Кроме вещей, выпущеных в альбоме, в него планировалось также включить композиции «Everything» (позже ее заменили на "I Want It All) и «Martyr» (в итоге вошла в последующий релиз The Best of, Volume 1).

Создание обложки для альбома как обычно доверили Антону Корбайну, который решил поместить на нее странное темное существо из перьев. Музыканты шутя прозвали его Табби Гот (Tubby Goth), а фэны стали почтительно называть Мистером Физерсом (Перья). Как бы там ни было, этот образ был очень удачно обыгран в клипе John The Revelator и широко использовался в масштабном туре Depeche Mode 2005-2006 в поддержку нового альбома.

В чартах Великобритании альбом дебютировал на 6 месте, а в Штатах - на 7 (ср. предыдущий альбом Exciter – № 9 и 8 соответственно). С момента релиза РТА был продан тиражам более 3 млн. копий по всему миру. К февралю 2007 года в Америке он разошелся тиражом 412 000 экземпляров, совсем немного не дотянув до золотого статуса. К апрелю 2007 года альбом был продан в Германии 500 000 тиражом, став там дважды платиновым, в Великобритании – 190 000, завоевав золото. В Канаде альбом также стал золотым с 50 000 проданных там дисков. С общим числом продаж 3 543 000 экземпляров это стало рекордом для звукозаписывающей компании Mute Records в 21 веке.

О песнях

A Pain That I'm Used To (04:11). Открывает альбом исключительно мощная и эмоциональная песня, очень цельная, но в то же время наполненная самыми разными музыкальными элементами. Раздирающие уши "техногенные" запилы в начале трека сменяются пульсирующим риффом, на фоне которого звучит сдержанная вокальная партия. Однако постепенно саунд опять возвращается к неистовости и резкости начального мотива. Определенный контраст вносят флегматичные гитарные проигрыши. A Pain That I'm Used To стала вторым синглом из альбома.

John the Revelator (03:42). Второй трек (и по совместительству - четвертый сингл) во многом близок по настроению к начальной композиции. Его изюминка - сочетание рок-н-ролльной мелодии, прямолинейного, даже чуть старомодного сопровождения и - атмосферных электронных эффектов.

Suffer Well (03:49). Одна из композиций Дэйва Гаана. При том, что такой текст вполне мог бы стать балладой, неожиданно энергичный трек. На фоне минималистичной аранжировки куплета гитара звучит ярко и насыщенно. Но вся прелесть песни сосредоточена в потрясающем припеве - возвышенном, экстатичном и предельно выразительном. Отлично смотрится в роли третьего сингла.

The Sinner in Me (04:56). Мрачный напряженный трек очень интересен по построению, хотя несколько теряется между двумя шедеврами - Suffer Well и Precious. Аранжировка изобилует электронными эффектами, напряжение достигает апогея в длинном проигрыше: навязчивый электронный бит, к которому присоединяются гитарный дисторшен, а затем резкие взвизги синтезатора создают ощущение какофонии, ритм почти вводит в транс, словно завлекая в дикую шаманскую пляску.

Precious (04:10). Первый сингл из Playing The Angel является, на мой взгляд, одной из лучших песен Depeche Mode за всю их карьеру. Трек явно наследует Enjoy The Silence: такой же меланхолично-остраненный вокал Дэйва, такая же запоминающаяся партия клавишных… и такая же магия в каждом звуке, каждой гармонии! Как признался Мартин Гор, песня носит очень личный характер: она была написана о его детях в связи с разводом.

Macro (04:03). Одна из двух песен Playing The Angel, в которых поет Мартин. Рефрен строится всего на двух звуках, но тем не менее, впечатление композиция производит сильнейшее. Шестой номер продолжает линию Sinner In Me. Пожалуй, это одна из самых темных песен на диске, и лирика без труда выиграет приз в номинации "Убей мозг переводчика",) )

I Want It All (06:09). На смену безнадежному пессимизму Macro приходит атмосферная, как бы парящая в звуковой невесомости, I Want It All. У песни необычное строение, но музыка настолько удивительна, что ее даже не хочется разлагать на составляющие. Просто погрузитесь в это неземное звучание! Продолжая параллель с Violator, не могу не сравнить I Want In All с Waiting For The Night. На первый взгляд, у этих двух песен не так много общего, но общее настроение и ни с чем не сравнимая мелодика композиций позволяют воспринимать их как звенья одной цепи. Ну кто еще, кроме Depeche Mode, мог бы создать такую музыку?

Nothing's Impossible (04:21). Вместо бесплотной электронной фактуры, возвышенных гармоний и одухотворенных мелодий восьмой трек предлагает нам плотную насыщенную электронную ткань, на фоне которой голос Гаана звучит уже не только меланхолично, но и несколько жутковато.

Introspectre (01:42). Единственная инструментальная композиция на первый взгляд не несет в себе ничего примечательного, но есть в этой музыке что-то такое, отчего накатывает иррациональный страх - словно шелест ветра на погосте. Трек позволяет слушателю настроиться на восприятие следующей песни и плавно перетекает в

Damaged People (03:29). Мягкая флегматичная синтезаторная поступь, на фоне которой звучит нежная выразительная мелодия. И все это сменяется напряженным пульсированием, отлично подчеркивающим драматизм вокальной партии в припеве, который мелодически напоминает Колыбельную Магдалины из Jesus Christ Superstar. Мягкий, но не лишенный эмоциональности напряженности голос Мартина Гора как нельзя лучше подходит для этой композиции.

Lilian (04:49). Предпоследний трек альбома вышел на четвертом сингле в качестве второго a-side (первый трек - John The Revelator). Самая ритмичная вещь в альбоме, почти танцевальная. Вся сила песни заключается в пластичной и непривычно взволнованной вокальной линии, исполняемой Дэйвом Гааном. Несомненно, в Lilian реализовалось все то, что не совсем удалось в эксайтеровской I Feel Loved.

The Darkest Star (06:55). Завершает трек-лист поистине гениальная композиция, объединяющая в себе все лучшее, что есть в альбоме. Подлинный драматизм в мелодике - и флегматичная меланхоличность в гармоническом сопровождении, философские звуковые "капельки" - и роскошные "грязные" электронные аккорды, поднимающие номер до какого-то иного измерения. Не случайно именно здесь мы слышим слова "playing the angel", давшие название всему альбому. Бесподобное созвучие голосов Дэйва в основной партии и Мартина на бэк-вокале.

Комментарии

Зарегистрируйтесь или войдите, чтобы добавить комментарий

Новые заметки пользователя

DEPECHEMODE — Sounds Of The Universe

2

В моем другом мире Не существует никакой боли И все мои мысли Это облака счастья В моем другом мире Мое сердце бьется красным И н...

2

Моя маленькая душа Оставит след после себя.