«Все вещи можно представить в виде чисел.»
Пифагор
Человек постоянно находится в замкнутой цепи символов. Символы часто неоднозначны, взгляд на их значение меняется в зависимости от контекста эпохи, но на протяжении всей истории своего развития человечество неизменно признает и поклоняется одному главному символу - Числу. Его мистическоевлияние признавалось во все времена. Число идет рука об руку со «стариком Мак-Фатумом», этим исполнителем вселенской Воли.
Число старее времени, ибо оно в свою очередь проглотило Кроноса. Что может быть древнее времени? - только Число, многоемкое и бесконечное.
Прихотливое число. Причудливые комбинации чисел, эти арабески мироздания, носятся в пространстве хаотично, по-броуновски, подчиняясь только Своей воле.
О, хитроумное Число! Стоит только 6 превратиться в 9 - и мироздание рухнуло. Число - вот основа сущего, все подчиняется Его Законам. А у Него нет законов, ибо законы Космоса зашифрованы в числах. Человек не мог придумать Число, ибо это Число придумало человека, своего маленького раба, служителя своего культа.
О, неумолимое Число! Ты неизменно, и никто и ничто не сможет не покориться тебе.
О, многоликое число! Ты медленно повернуло свою гулкую колесницу - и кудель Мойр совершил определенное число оборотов, зашифровав и без того непонятную тайнопись судьбы.
Учение о числах, но не математика, возникло еще в Древней Греции в пифагорейской школе. Число - это не просто выражение, но существо и ядро реальности вещи. Число воспринимается как первоматерия, как вещь и как образец вещи. Универсальное значение имеет разделение чисел на четные и нечетные в связи с дуальными мифологическими классификациями - мужские и женские, правые и левые. Пифагорейцы рассматривали нечетные числа как органические и выражающие лучшее, четные - как выражающие неорганическое и худшее. Мир слагается из предела и беспредельного, в котором правит понятие гармонии и Числа.
Исследователи мифологии высказываются о том, что числа использовались как кодовая система для передачи духовных истин. За каждым числом прячется тайна, только числами можно зашифровать мудрость всего сущего в мире. Эта идея о числах получила свое дальнейшее развитие в христианстве.
«Преступление и наказание» - это тайное, символическое начало жизни, несмотря на детективную и психологическую основу романа. Герои книги находятся под мистическим, роковым влиянием символов. Число-символ - главный шифр романа.
Лейтмотив числа прослеживается сквозь всю канву сюжета. Число всюду: оно правит поступками и мыслями героя. Число на каждой странице. Без него - ни шагу. Даже в никуда.
Главное место в романе занимает число три, и это неслучайно, ибо три - это главная координата Вселенной: небо, земля, преисподняя. Пифагор считал, что число 3 символизируется треугольником, который представляет прошлое, настоящее и будущее.
«Петр сказал Ему: Господи! почему же я не могу идти за Тобою теперь? я душу мою положу за Тебя. Иисус отвечал ему: душу твою за Меня положишь? истинно говорю тебе: не пропоет петух, как отречешься от Меня трижды (!) ».
Число 3 играет огромную роль в христианстве. Это число высшей, тайной, божественной мудрости: Святая Троица, возраст Христа, воскрешение Иисуса на третий день. Достоевский - христианин, и число 3 полно для него особого, сакрального таинства и смысла. В романе оно выступает в нескольких ипостасях:
3 - символ предчувствия, предупреждения, предопределения:
— от второго заклада до убийства прошло 3 дня; 3 раза Раскольников позвонил старухе в дверь перед убийством; «Дарья Францовна, женщина злонамеренная и полиции многократно известная, раза 3 через хозяйку наведывалась насчет Сонечки»; Раскольников принес старухе 3 заклада (колечко Дуни с тремя камешками, часы и фальшивую «папиросницу» ;); каждую ночь в 3 часа Раскольников слышал вопли под окном; 3 раза Раскольников видел мещанина, обвинившего его в убийстве (2 раза наяву и одна галлюцинация); 3 рубля подал чиновник Катерине Ивановне перед смертью; Свидригайлов видел перед смертью 3 сна; сад, где Свидригайлов был перед смертью: 3-летняя елка и 3 кустика росли; 3 привидения жены посетили Свидригайлова; 3 святых реликвии было у старухи на шее: 2 крестика, кипарисный и медный, финифтяный образок;
3 - символ беды, несчастья:
— 3 раза Раскольников ударил старуху по голове; после убийства Раскольников спустился по трем лестницам; предположительно трех человек убил Раскольников: старуху, Лизавету и ее неродившегося ребенка; 3 раза Свидригайлов бил жену кнутом; от смерти Мармеладова до смерти Катерины Ивановны прошло 3 дня; в 3 часа ночи Свидригайлов видит свой третий сон: похотливую девочку;
3 - символ надежды и обновления:
— 3 тысячи Марфа Петровна оставила Дуне; 3 копейки Раскольников дал Настасье за письмо матери; 3 тысячи Свидригайлов перед смертью дает Соне; признался в конторе на третьем этаже в третьей комнате.
Большое влияние в романе имеет символ 30.
«Тогда один из двенадцати, называемый Иуда Искариот, пошел к первосвященникам и сказал: что вы дадите мне, и я предам Его? Они предложили ему 30 серебренников.»
В романе 30 выступает как символ искупления, платы за грех:
— 30 рублей принесла Соня в первый вечер; последние 30 копеек Соня вынесла отцу на похмелье; мать обещает выслать Раскольникову 30 рублей в связи со сватаньем Лужина; Свидригайлов предлагает Дуне 30 тысяч; 30 тысяч серебренников Марфа Петровна заплатила за Свидригайлова.
4, по мнению Пифагора, означает устойчивость и прочность. Его надежность представлена квадратом - 4 стороны света, 4 праматери, 4 времени года, элементы «огня», «земли», «воздуха» и «воды». Это самое примитивное число.
В христианской символике 4 характеризует мирское, человеческое. У Достоевского 4 выступает как резонатор материального, свойственного человеческой природе:
— старуха жила на четвертом этаже; Расколников был у старухи 4 раза; контора, куда вызвали Раскольникова, находилась на четвертом этаже в четвертой комнате; Раскольников просит у старухи за часы 4 рубля; Мармеладовы жили на четвертом этаже; при чтении «воскрешения Лазаря» Соня сделала ударение на слове «четыре»; когда Свидригайлов зашел попрощаться к Соне, у нее в комнате было четверо маленьких детей Капернаумовых.
Сумма основных горизонтальных и вертикальных координат вселенной (в христианстве - божественного и человеческого) дает число 7 (4+3=7) как воплощение космической целостности, включая временные (7 дней недели), астральные (7 планет), и культовые совокупности (обновление человека каждые 7 лет).
— «Только что он достал заклад, как вдруг где-то на дворе раздался чей-то крик:»Семой час давно!»; старуха берет 7 процентов в месяц; Свидригайлов должен был 70 тысяч перед женитьбой на Марфе Петровне; 7 детей было у Капернаумовых; в 7 часов перед покаянием Раскольников пришел проститься с матерью.
Обозначение целокупности в древних традициях может передавать число 9; в христианстве это сугубо божественное (3х3) - 9 чинов ангельских; 9 месяцев вызревает плод; на девятый день душа поклоняется Богу:
— в первый вечер Соня вернулась в 9 часов; Соня жила в девятом номере; по повестке Раскольникова вызвали к 9 часам.
Число 20 - это число, в основе которого лежит 2 - число-антитеза с такими крайностями, как день и ночь. Оно стоит за равновесие и контраст и поддерживает равенство, смешивая позитивные и негативные качества. В романе 20 - число во благо и во спасение:
20 копеек Раскольников дал городовому помочь девочке; 20 копеек Раскольникову подали после удара кнутом; 20 шагов было от ворот дома Раскольникова до поворота к Сониному дому.
Новозаветный текст дает «число зверя» - 666, в основе которого лежит число 6. Общий срок творимых Антихристом гонений - 42 месяца (4+2=6). Таким же 6 предстает и в романе:
— Соня в первый вечер ушла в 6 часов; мать выслала Раскольникову 60 рублей из жалованья Дуни в 6 часов проснулся Раскольников перед убийством; Дунино кольцо и часы отца стоили около 6 рублей; девица в кабаке попросилв у Раскольникова; 6 копеек; 6 часов бродил Раскольников после того, как спрятал украденные вещи; 6 лет назад привидение Фильки посетило Свидригайлова; 6 шагов было от номера Сони до номера Свидригайлова; 6 жертв Свидригайлова: Марфа Петровна, 2 девочки, дворовой Филька, целомудренная дама, Дуня;
— Свидригайлов умирает в шестой главе шестой части около 6 часов утра.
Число 15 (9+6) символизирует противостояние ангела и «зверя»:
— Раскольников подал девице из «Хрустального дворца» 15 копеек; Свидригайлов оставляет невесте перед смертью 15 тысяч; всего старуха дала Раскольникову за заклад 1 рубль 15 копеек.
В мировом построении и в космосе Достоевского господствуют Любовь и Безумие во взаимопропорциональных объемах. Объемы измеряются в числовых (!) соотношениях, ибо Число есть суть всех вещей. Число управляет Любовью и Безумием - единственными божествами человечества - как марионетками.
Число у Достоевского выступает формообразующим принципом. Число ирреально и абстрактно. Соты мироздания заполнены бесконечным числовым пространством. Пустоты не существует. Бесконечность тоже имеет числовое происхождение. Бесконечность суть число, исчерпавшее себя.