…Тихо входит Раскольников –
санитар человечества.
А. Кутилов
Удивительно, насколько же мы привыкли к бытовой жестокости, к глобальным катастрофам и повседневной агрессии. Многое уже не замечается, забывается, стирается из памяти. Всеобщая апатия — как следствие выматывающего силы жизненного ритма технократической цивилизации. Успеть — главный мотив современного бизнеса. Успеть сделать, успеть купить-продать, успеть выпустить журнал, наконец! И что там до каких-то демонстраций, террактов и катаклизмов — итак хватает проблем. Удивительно ещё и то, насколько глубоки корни этой въевшейся уже под кожу каждого человека бытовой озлобленности. Каждый сам за себя… Так ведь? Если же быть настолько жестоким, чтобы озвучить то, что ясно и без объяснений: война (вернее, борьба за выживание) изначально в крови человека. Более того, правда заключается в том, что войны, катастрофа, катаклизмы и прочие бедствия, обрушивающиеся на род человеческий, этот самый род и спасают от гибели! Иначе наша планета давно уже сошла б с орбиты — учёными подсчитано максимальное количество жителей Земли, при котором жизнь будет ещё возможна — 10 млрд.
На такие мрачные мысли навели эти безумные 60 часов страха — ноябрьский терракт в московском мюзикле. Казалось, вся страна парализована, сидя перед экранами телеящиков. Мои друзья, действительно, провели почти трое суток в таком состоянии. Совместно с другими — музыкантами и импровизаторами — мы устроили творческую акцию на Люибнском проспекте в поддержку заложников. Однако мои однокашники, ныне живущие и работающие в Москве, на мои вопросы по электронке недоумённо отвечали, что, мол, у нас ничего не слышно. И это на вторые сутки! Кроме журналистов и телевизионщиков, похоже, не волновался никто. Здесь, кстати, опять отличился канал НТВ. Напомню, что полтора года назад мы уже писали о нём («ПС» №1) — НТВ тогда дал повод вновь задуматься над пресловутой свободой слова в России. В стране, во все времена склонной к монархии и тирании. А теперь НТВ стал единственным телеканалом, непрерывно освещающим происходящее в «Норд-Осте».
Возвращаясь к неожиданной развязке события, стоит сказать о такой шокирующей детали: по словам омских медиков, большинство погибших (общее их число составило 129 человек!) «обязаны» своей смертью… неподготовленности спецподразделений, выносивших тела из здания. Оказывается, у людей, которых несли за руки и за ноги, запал язык в глотку! Они просто задохнулись. Выжили же те, которых несли, перекинув через плечо…
Вот так. Элементарная необразованность. Это, по-моему, убедительный ответ тем нашим читателям, которые считают, что журнал о культурной жизни не должен писать о политике. Должен и обязан! Не о той политике, что называется предвыборными кампаниями, сводками законов и пр., а — о той, которая касается нашей жизни и культурной, в том числе. Должен и обязан ещё и потому, что мы живём в обществе, жизнедеятельность которого зависит от этой самой политики. Должен и обязан для того, чтобы показать контраст между внутренним и внешним. Ведь если поэту не дают квартиру и не обеспечивают пропитанием, глупо закрывать на это глаза.
К счастью, эта проблема не так тотальна для наших творцов. Более того, многие из них предпочитают укрываться от напастей в своём милом и уютном внутреннем мирке. Любовь, красота, мечты и свобода. Мало кому интересен экзистенциализм в чистом виде. Сартр продолжает пылиться на полках, Саган издают в цветастой серии «Женские романы»… «Попадаются люди с талантом. Но сейчас в ходу разные кружки и объединения. Всякая стадность – прибежище неодарённости, всё равно верность ли это Соловьёву, или Канту, или Марксу. Истину ищут только одиночки и порывают со всеми, кто любит её недостаточно». Ник. Ник. Веденягин (Л. Пастернак, «Доктор Живаго» ;). Сколько лет прошло, а ситуация в культурной сфере вновь повторяется. Видимо, поэтому вновь звучат и Бердяев, и Гессе, и тот же доктор Живаго — так же современно, актуально, точно.
Попадаются люди с талантом… Как грустно и как верно сказано! Именно — попадаются. Талант скромен, чистоплотен, тих. Редко когда наоборот. А потому его не видишь, не слышишь в безграничном сонме псевдодеятелей искусства.