12 июля 2015 года в12.07.2015 13:37 3 0 10 1

Бел Кауфман "Вверх по лестнице, ведущей вниз"

Кому-то обещала рассказать о книге.
Бел Кауфман "Вверх по лестнице, ведущей вниз".
Когда увидела книгу в каком-то списке "должен прочитать каждый", подумала, что вряд ли стану читать. Аннотация заинтриговала. Что ж такого может быть описано в книге, если американские реалии середины 20 века актуальны и в СССР, и в настоящее время?
А книга о школе. О школе глазами молодой учительницы, пришедшей преподавать сразу после колледжа, где она изучала возвышенные материи. Также представлено множество записок от имени учеников ОО (особо отстающего класса) и совсем немного от одаренных.
Проблемы в общем-то самые привычные для такого рода книг: воспитание, влияние среды на становление личности, образование, педагогические подходы, роль учителя в социализации учеников, взаимоотношения в коллективе, отношение к ученикам, расизм, равенство, демократия, бюрократизм. Довольно много всего.
На этом закончу общее описание и перейду к конкретике.
----
" Она показала мне распоряжение Совета по образованию, висящее у нее над столом: ШКОЛЬНАЯ МЕДИЦИНСКАЯ СЕСТРА НЕ ДОЛЖНА ПРИКАСАТЬСЯ К РАНАМ, ВЫДАВАТЬ ЛЕКАРСТВА, ВЫНИМАТЬ ИЗ ГЛАЗ ИНОРОДНЫЕ ТЕЛА.
Значит, никому из нас не дозволено прикасаться к ранам?
В чем же тогда ответственность учителя? С чего начинается и где кончается? Какая доля вины падает на нас? "
У меня две мысли по этому поводу. Одна - самая поверхностная. Я вспоминаю школьный медпункт, где никогда не было таблеток от боли животе и голове. Другая иного рода.
Учитель может стать врачом для истерзанного, а может стать и убийцей. Кто-то добрым словом поддержит и поможет, а кто-то добьет, изувечит, заставит почувствовать себя неполноценным. К сожалению, вторых больше. Учитель подобен хирургу, накладывающему швы. Хирург может наложить швы, которые воспалятся и начнут гноиться, а может сделать так, что они будут способствовать заживлению раны. Одна лишь разница - с опытом хирург накладывает швы быстрее и аккуратнее, а вот учитель может остаться прежним или стать хуже.
---
" Беда в том, — Пол улыбнулся своей очаровательной улыбкой, — что учитель должен быть одновременно актером, полицейским, ученым, тюремщиком, родителем, инспектором, рефери, другом, психиатром, учетчиком, руководителем и воспитателем, судьей и присяжным, властителем дум и составителем отчетов, а также великим магистром Классного журнала. "
Если только учитель настоящий. Настоящий Учитель, а не просто автомат для выдачи учебного материала, который ни на шаг не отступает от методички и плана занятия.
---
" Связывать урок с жизненным опытом учеников — хорошо, если удается. Но иногда это выглядит искусственно. Вспоминаю молодую учительницу из профессиональной школы. Ее ученики — грубые городские парни. А она начала обсуждение стихов Вордсворта с вопроса к ученикам: «Вас часто радовал вид моря нарциссов?» "
На моей памяти уроки были редко связаны с жизненным опытом учеников. У нас не спрашивали до начала изучения, что мы думаем, а сначала давали информацию, с которой предстояло либо согласиться, либо которую следовало опровергнуть. Очень жаль, что многие соглашались просто потому, что от них этого ждали.
---
" Вот пришел чей-то отец прямо в рабочем комбинезоне. Пришел и сел, задумчиво скрестив руки на парте, — наверно, вспомнил свои школьные дни. Матери — привыкшие к терпеливому ожиданию, изможденные, робкие, недоумевающие — сидели, сжимая в руках сумочки, готовые просить, уговаривать, жаловаться или просто надеясь на доброе слово. Некоторые были настроены вызывающе, это те, кто пришел либо отомстить своим давним учителям за пережитое когда-то в школе, либо просить особых привилегий для своих детей, либо требовать от учителя сделать то, с чем не справились сами.
А я? Кто я такая, чтобы советовать этим взрослым людям? Что я знаю об их детях? Несколько штампованных фраз из характеристик: «Старается, не старается, прекрасный мальчик, прекрасная девочка». Несколько эвфемизмов: «С удовольствием проводит время в школе» — это о болтуне; «Весьма активен» — это о том, кто разбивает окна. "
---
" Сколько бы ни было бессмысленно растраченного времени, тупости, невежества, злоупотреблений, сколько бы ни было огорчений, все можно вынести, потому что нет ничего более прекрасного, чем школа. В каждом классе, на каждом этаже здесь происходит нечто очень важное — молодежь вступает в мир знаний. "
Каждый получает лишь ту толику знаний, что способен или желает усвоить.
---
Главной героине пришлось столкнуться с особо отстающим классом. Наверное, именно так разбиваются мечты о преподавании. В начале пути многие полны энтузиазма, готовы свернуть горы, научить детей. А потом сталкиваются с реальностью: большинство детей и их родителей вовсе не хотят, чтобы их учили и воспитывали. Одни представляют собой лишь корзины для хранения информации, другие воспринимают школу как галочку на жизненном пути, третьи видят ее назначение в концентрированной социальности заведения. Наконец, есть люди, которые действительно желают получить те знания, что до них доносят. Понимание важности школьного образования приходит со временем. Задумайтесь: насколько эрудированным может быть человек, который овладел школьной программой хотя бы на 80%? Широкий базис знаний о мире, человеке, обществе, науке.

Помимо равнодушных учеников есть и равнодушные преподаватели. Те, для кого школа - работа, приносящая прежде всего доход. Думаю, у каждого найдется пример такого учителя. Есть и люди, сохранившие веру в способность научить. Их мало, их всячески гнобят во многих общеобразовательных школах.

А еще есть ужасные условия обучения. Презентации - это стильно, модно, молодежно, но у многих они ужасны. Когда текст с экрана просто зачитывается, то лучше бы он был рассказан. Но я не об этом. Бесконечные бумажки, которые надо заполнить срочно. Бумажек столько, что они отнимают время, направленное на сами уроки. Показатели, тестирования.

Отметки. Отметки в журнале, аттестате подменили собой знания. Если у тебя аттестат с отличием, то люди думают, что ты что-то знаешь. Это напоминает "отлично" автоматом в зачетке. Автомат есть, а знание дисциплины лишь в общих чертах. А в школе еще и родители просят поставить ту или иную отметку, потому что в стране действует рабство бумажек.

Ну, и наконец о радостном в этом беспросветном царстве тьмы. Если ты сумел вложить в дурную голову что-то доброе и вечное, то ты не зря стоял у доски, не зря вызывал на обсуждение. Ты работал не зря. Возможно, что это и является стимулом для многих талантливых учителей. Потому что одаренные дети похожи на алмаз, который нужно подвергнуть огранке, чтобы вышел бриллиант. А вот с особо отстающими сложнее. Их разум - беспросветная тьма, в которую должен просочиться лучик света, позволяющий взглянуть на мир иначе.

Проблема, касающаяся в основном США, - расизм. Различное отношение к черным и белым ученикам. Пожалуй, это выражено в блестящей фразе: «А вы можете угадать по моему почерку, белый я или нет?»

Все это было актуально и в США в 1960-х, и в СССР 60-х -70-х, и в настоящее время. Вещи вполне очевидные. Я лишь повторяю то, с чем столкнулась сама, будучи еще ученицей.

И пришло время вспомнить спусковые и подъемные лестницы в моей школе. И хорошую метафору, разумеется.
" Название подсказала докладная записка начальника административного отдела: «Задержан мною за нарушение правил: шел вверх по лестнице, ведущей вниз, и на замечание ответил дерзостью»".

Комментарии

Зарегистрируйтесь или войдите, чтобы добавить комментарий

Новые заметки пользователя

SCHAKAL — Нетерпение сердца

7

Дж. Брейн "Путь наверх"

Литература любит ярких героев. Утверждение спорное, ведь есть и сорт литературы, повествующий о серых бесталанных людях, которые добивают...

7

О чем-то.

Сентябрь прошел, а я и не заметила. Спонсор быстротечности будней - учеба. Учеба. Куда делся вечер и когда наступит пятница? И за этот ме...

7

Андре Моруа

Иногда я боюсь писать. Я знаю, что есть люди намного умнее меня. Люди, которые пишут лучше, анализируют лучше. Кому же хочется, чтобы тво...

7

Обращение к самоубийце, не сказанное вовремя.

Ты волен делать то, что считаешь нужным. Ты волен бежать от проблем так, как тебе угодно. Но знай. Дальше ничего нет. Если дальше что-то ...

7

Для себя о скорочтении

Как это делать. Три шага техники «Сбор урожая» 1. Стоп. Как только вы дочитали законченный смысло-вой блок до конца (чаще вс...

7

Чак Паланик "Бойцовский клуб"

Уже сколько лет при фразе «Бойцовский клуб» я вспоминаю о шикарном произведении и одноименном фильме. Столько моих знакомых в...