Дело №5: болезнь с прозаичным названием "Вопрос и ответ", где ответов гораздо меньше, чем вопросов.
Пациент: серия Мишель Ходкин "Мара Дайер"
Надо оговорить с самого начала, что хоть в названии этого ревью значится вся серия, оно будет преимущественно о третьей книге, ибо первые две я помню смутно [но опираться в таких подпунктах отзыва как "отношения" и "главные персонажи" придется именно на них], а третью я прочла сравнительно недавно и тут будут спойлеры [в первую очередь тем, кто не прочел третью книгу, опять же, а таких в русскоязычной аудитории, что читала эти книги, думаю, будет много, так как "Возмездие Мары Дайер" еще не перевели]. Именно по этой причине я вынуждена извиниться за мелкие неточности, которые здесь, возможно, имеют место быть, а еще за неопределенный характер всего ревью, ибо я до сих пор не могу понять нравится мне то, что я прочитала или не нравится, и я надеюсь, что отзыв поможет расставить все на свои места и "Мара Дайер" отправится на заслуженный отдых от моих спекуляций рядом с другими подопытными. Далее в этот короткий пункт отправится предупреждение о том, что в отношении героев я буду вставлять отсылки к таким нашумевшим книгам, как "Дивергент" и "Орудия смерти", но вовсе не потому, что оно мне нравится, а потому, что это книги-шаблончики, под которые сейчас пишутся все остальные произведения в этом жанре.
Итак, начнем с названия третьей книги, которое на английском языке звучит довольно таки многообещающе, как по мне - "The Retribution of Mara Dyer". Громко и вычурно, в соответствии с аннотацией на англоязычных ресурсах. Забегая наперед сразу же стоит сказать, что, по сути, возмездия мы никакого не увидим. Здесь стоит провести параллель между Марой из первой книги, что, как нам дали понять, уничтожила целый заброшенный приют, обрекая на смерть девочек, которых считала своими подругами и бойфренда только за то, что тот к ней приставал и Марой из третьей книги, которая готова сбросить под поезд хулиганов на станции метро, но спокойно отпускает человека, что финансировал женщину, которая ее пытала и предпринял попытку убийства Джозефа, ее брата. Когда я села писать это ревью, я еще пыталась осознать, где же начались эти порванные ниточки с узелками, которые как-то не вписывались в то, что нам рассказали до этого и пришла к выводу, что все началось с появления Ноя. Мне не то, чтобы не нравился этот персонаж категорически, но лучше бы он уж действительно умер [немножечко неопределенности]. Мишель Ходкин, похоже, просто не знала как его ввести обратно в сюжет, что с ним сделать, куда пристроить настолько, что даже не сумела нормально пояснить, где же он все это время был ни читателям, ни самому Ною. И нет, я не придираюсь. Разве что чуть-чуть. Ладно, раз уж мы начали говорить о персонажах, сейчас будем разбирать конкретно их. Начнем, пожалуй, с Ноя, раз уж о нем зашла речь.
Ной Элиот Саймон Шоу. Здесь Мишель Ходкин абсолютно ничем не выделилась, к моему вящему неудовольствию, но я ее понимаю: практически никому не интересны такие экземпляры, какие казались бы шикарными [а главное - реалистичными] мне. Можете не поправлять, если я ошибаюсь, Ной не главный герой этого отзыва [для меня он даже не главный герой книги, ха], но вот краткая характеристика: красивый, богатый, одаренный способностью [к концу третьей книги и вовсе оказывается бессмертным и предназначенным спасти весь мир] и со скелетом в шкафу. Что-то мне это напоминает. За исключением одного из пунктов [чаще всего супер-способности, но ведь не все книги повествуют о сверхъестественном, так что это нормально], такая сборная солянка найдется везде. Это вам и опасный, загадочный Четыре, который, по каким-то неведомым причинам, влюбился в Беатрис [отойдя от темы, скажу, что пацан просто загонялся: у нас в стране матушки уходят из дома повсеместно, а детей бьют только так] и, что уже ближе, самовлюбленный и саркастичный Джейс, который тоже любит до гроба свою невзрачную, как ее описывает автор, совершенно обычную [куда ж без этого] Клариссу. А еще Ной не любит своего папу. Неожиданно, правда? Так что персонаж Ноя можно брать и рисовать под копирку, меняя имена и несущественные детали. Как это не прискорбно, та же беда с его отношениями с Марой [да и со всем миром, чего греха таить]. Меня вообще выводит сам факт возникновения любви за несколько дней или даже недель. Даже если Ной видел Мару до этого в каких-то своих снах [сны - это, кстати, очень важный аспект, к которому мы еще вернемся], даже если их жизни как-то сплетались [к этому тоже придется вернутся, хотя что-то мне подсказывает, что если бабушка Мары помогла Ною появится на свет, то это мало действует в пользу их Великой Любви]. Ладно, просто я склоняюсь к мысли, что нельзя узнать человека за две недели/три свидания/два поцелуя/нужное подчеркнуть. А если ты его не знаешь - то о какой любви может идти речь? Это все ровно, что утверждать, что любишь книгу, которую не читал [а у меня такая хитрость даже с книгами Нила Шустермана и Орсона Скотта Карда на проходит]. И сам факт того, что в третьей книге раскрывается тема их вечной [!] любви [в принципе так во всех книгах, проверенных на фокус-группах, нельзя требовать чего-то иного, но я требую, такова жизнь] меня страшно вымораживает. Как бы много вы не прошли вместе, вам, так или иначе, семнадцать. И мне бы хотелось, чтобы на это обращали внимание, когда за неделю знакомства Уильям Эрондейл "по привычке ищет глазами Тессу", скрытный и в какой-то степени асоциальный Тобиас Итон показывает Беатрис свои страхи, а Ной Шоу бросается словами "навсегда" и "вечность", словно это значит вовсе не то, что в подобные слова вкладываю я. Все "истории любви за пол месяца", которыми пестрят книги в жанре young adult - это так же реалистично, как и доллар по восемь гривен. Так что если автор хочет сделать своих персонажей человечными в бесчеловечном мире, советую начинать не с бесконечной доброты и сожаления ко всем бедным и несчастным, а с характеров и взаимоотношений, которые зачастую вызывают нервный тик и желание перестать читать книгу. Итог: подразумевающийся потрясающим мачо и шикарным мужчиной [примерно так выражалась в его отношении моя одноклассница] Ной Шоу получился "одним из" и даже наличие его ПОВа в конце третьей книги мало спасло сложившуюся достаточно плачевную ситуацию.
Noah, my son. Most parents, when asked why they want to have children, say that they want to raise a child to be happy. To be healthy. To be wanted. To be loved. That is not why I had you. I want more for you than that. I want you to topple dictatorships. To end world hunger. To save the whales. To make sure that your great-grandchildren will know what gorillas look like, not because they have seen them behind a moat, playing with dog toys in a zoo, but because they have tracked them in the mountains of Uganda with sweat bees in their eyes and leeches in their socks.
Так как это ревью на всю серию [можно и так сказать], надо обязательно не забыть упомянуть еще одну составляющую "обычной" части книги. Друзей Мары, ее семью и, соответственно, семью Ноя. С друзьями у Мары плохо. Двоих она убила [потом выяснилось, что одна из этих девочек была подставной уткой, а Джуда другом Мары назвать трудненько, он же ее убить пытался несколько раз [это очень запутанные книги, если не читать вдумчиво]]. Девочка из школы [это события первой книги, поэтому если я их перевираю сейчас, не обессудьте] ее невзлюбила из-за Ноя [ну, разумеется] и достался Маре всего один единственный друг-неудачник Джейми Рот. Своеобразный, со странным чувством юмора черный паренек [я не расист, но…], у которого с друзьями так же не заладилось, как и у Мары. Он как бы уравновешивал творящуюся с Марой загадочную ерунду своей обычностью до тех пор, пока не выяснилось, что Джейми тоже обладает даром просто-таки сверхъестественного убеждения [как вампиры из "ДВ" почти]. Семья Мары тоже довольно типично прописана, любящие родители [они настолько ничего не жалели для своего ребенка, что ни разу не поверили тому, что Джуд жив и упекли ее в дорогостоящую психиатрическую клинику-пансион и это прекрасно, потому что если бы они поверили Маре, то с реалистичностью в этой книге можно было бы покончить навсегда], двое родных братиков [старший потом еще и неплохо помог им в Нью-Йорке с поисками ответов и Ноя, за что и получил бесплатный билет в больничное крыло] и вообще все хорошо. Иное дело Ной [да, скелет в шкафу ему нужен был непременно, иначе шаблон не полный, а это не дело]. У Ноя за спиной смерть матери, отец, которому до него нету дела, кажется, сестра [но она, видимо, бесконечно невзрачна, раз уж я не запомнила наверняка] и бесконечные попытки покончить с собой [но он же исцеляется, так что из года в год у него ничего не получалось, а почему Ной так сильно жаждет умереть, я понятия не имею да и Мишель Ходкин тоже, наверное, но писать-то надо о чем-то]. Отношение Мары к своей семье тоже довольно типично, но это именно тот случай, где ничего особенного быть не должно вовсе. Дело в том, что в каждом человеке любовь к семье заложена на генном уровне [я не знаю имеет ли это отношение к нуклеиновым кислотам или все дело в многовековых традициях, что берут свое начало глубоко из древних времен, где родителей и братьев почитали только так, но факт есть фактом]. Иное дело, что часто дети, под влиянием определенного воспитания [в наше время это явление довольно-таки распространенное, но раньше подобных случаев наблюдались единицы], эту любовь то ли не берут в расчет, то ли попросту искореняют и ничего с этим нельзя поделать. С Марой ничего такого не произошло, даже после того, как ее мама и папа не поверили в то, что Джуд жив и она не сходит с ума взаправду, и это хорошо. Когда я думаю о Маре, как об отдельном персонаже, я склонна думать, что ей нужно что-то, чтобы уравновешивать ее способности, нужен какой-то рычаг. И почему бы этим рычагом не побыть для разнообразия семье, а не Ною? В конце третьей книги есть момент, который выделяет Мару среди прочих героинь подобных книг, как мне кажется, но это все еще впереди. Перейдем непосредственно к ней. К неподобающей Маре Дайер. У нее классное имя. Не знаю, задумала Мишель Ходкин это с самого начала [я, на самом деле, стараюсь судить объективно и, с учетом всего, что я видела, больших надежд по поводу женских коэффициента интеллекта и образованности не питаю] или индийские корни Маре "пришили" уже потом, но в индийской мифологии Мара - злой демон. Этимологически Мара - существо, что заставляет умирать. У главной героини книги такая способность [вернее, изначально так и было: просто пожелав чьей-то смерти, Мара Дайер убивала этого человека, причем любым способом, на который ее фантазия была способна, без какой-либо тетради смерти, кстати говоря]. А вот к концу третьей книги выясняется, что Маре подвластна не только смерть. Она может причинять боль, не убивая или даже воскрешать человека, что, как по мне, немного перебор, но хозяин - барин. И, понятное дело, это порождает в мыслях семнадцатилетней девочки некий диссонанс. Таким образом Мару Дайер из первых двух книг и Мару Дайер из третьей можно разделить ровной, аккуратной черточкой в вопросе отношения к тому, что она умеет [причем, это не кажется каким-то отступлением от канона, это такая себе обещанная названием второй книги эволюция]. Я знаю, какая Мара из двух мне приятнее, но точно не скажу, какая из них лучше. Мара из первых двух книг страшно отрицает то, что именно она убила Джуда, Клэр и Рейчел, а позже еще и свою учительницу. Она отрицает даже не свою вину, а свое умение. Она хочет вытравить это, выжечь, убрать и даже просит у Ноя "исцелить" что-то внутри нее, что убивает и калечит. Это выделяло ее на фоне главных героинь сего пресловутого жанра, ибо все они как-то быстренько свыкались с тем, кем они являются, даже, по сути, не понимая чем такое отклонение от нормы чревато. С другой стороны, Мара, полная этой свой иррациональной пассионарности часто доходила до ручки, в то время как лучше было бы искать корень всех аномалий, пусть даже таким нелепым способом, как "принцип Кларка Кента и Питера Паркера", предложенный Джозефом. В третьей книге Мара уже признает то, что она умеет и даже активно использует [а это, согласитесь, не просто, ибо убивать людей - довольно муторная работа]. Тому, что заставило ее принять свое умение выделяется довольно-таки много времени, по крайней мере, достаточно, чтобы Мару можно было понять. Ей сложно, она растеряна, она не знает, где заканчивается одна загадка и начинается другая, но, помимо всего этого, у Мары есть и ответы на некоторые вопросы, которые перед ней ставят ребром. Я где-то видела ревью, где некая девушка недоумевала, зачем было убирать из книги персонажа, ради которого, по большей части, все и читают эту книгу [то бишь, Ноя], мол, это нелогично. Но то, что я увидела в Маре без Ноя, гораздо глубже, чем их бездонная любовь с пошловатыми шуточками. Мара в третьей книге действительно та Мара, о которой хочется читать. Решительная. Сильная. Мара, которая скальпелем зарезала трех человек. Если это значит "Мара без Ноя", то можно было бы его и вовсе не возвращать.
He must have seen my hesitation, because he whispered, “Good girl.” I cocked my head. “You’re not so bad, are you?” Those were his last words before I cut his throat.
I couldn’t leave her alive. Not after everything. I couldn’t take that chance. But as I held the syringe, I realized I could make death painless for her, just like she’d said she would do for me. But was what she’d done to me painless? She’d hurt me before tonight, before today. She had tortured me. She’d said she had her reasons, but then, didn’t everyone? Did reasons matter? She was mouthing something—praying, maybe? I hadn’t seen that coming. When I’d thought about death before, it had been so abstract. I’d thought things but I’d never felt them. But this, this was real. My face was just inches from hers. I could hear her heart beating weakly in her chest with the effort to pump what blood still remained in her body. I could smell the sweat on her skin and almost taste her blood in my mouth, hot and metallic. The truth was, I had known since the second I’d woken up in Horizons, since the second she’d confessed what she’d done to me, since she’d showed me the list, that if given the chance, I would kill her. “Don’t worry, ” I said to Dr. Kells. “This will only hurt a little.”
Ну и заключительная часть ревью, которое даже я сама не стала бы читать до конца, скорее всего. Перейдем к непосредственному названию - "Вопрос и ответ" и, соответственно, к третьей книге, ради которой все это, собственно говоря, затевалось.
Вопрос #1 - это сами по себе способности Мары, Стеллы, Джейми, Ноя и еще парочки неудачливых ребят, что угодили в загребущие руки компании Horizons. Откуда они берутся? Это генный феномен или приобретенный? В сколько лет они проявляются? Если ли какая-то закономерность в разновидности таких способностей? [Знаю-знаю, половину ребят, которые открыли книгу, чтобы почитать про Ноя это не волнует, но я никогда не отрекаюсь от возможности выжать из книжки все, что только возможно]. На эти вопросы ответы были предоставлены, хоть и поверхностные [был момент в конце книги, где Мара решает рассказать эту историю, чтобы "с такими, как они" ничего подобного не произошло, что дает платформу для спекуляций на эту тему]. Опять же, раскрывались, по-большей части, истории способностей и чем они чреваты Мары и Ноя, но это было довольно занимательно, тем более, что теперь ни к чему не приуроченные флэшбэки обрели очертания здравого смысла.
Вопрос #2 - Horizons и доктор Келлс. О странной организации информация предоставлена довольно, таки скудная, чтобы что-то предполагать. У нас есть сумасшедшие ученые-садисты, несколько названий лекарств, пара тузов в рукаве, пресловутые скальпели [Мара говорит спасибо] и имя человека, который финансирует эту контору, а в остальном - аж ничего: есть ли там другие подопытные пациенты, помимо Мары и Ко и были ли они когда-либо нам ничего не известно. А вот доктор Келлс и ее история оказались едва ли не гвоздем программы, без шуток. Бешеная женщина, самая сумасшедшая докторша из всех сумасшедших докторов, самостоятельно взявшая на попечение, выходившая, пять пар детей, близнецов, на которых проводила опыты, чтобы достичь нужного результата: сначала найти способ "убрать" аномалию из генетического кода ребят, что подобны Маре, а потом вывести штучно "Ноя Шоу", который мог бы исцелять. Ничего у нее, как мы понимаем, не получилось: только Джуд, питающийся чужой жизненной силой и Клэр, о способностях которой неизвестно ничего.
Вопрос #3 - сны Мары. Во второй книге эти сны, которые, казалось бы, не имеют отношения ни к чему, кроме второго имени Мары, здорово выводили меня из себя. Как я ни пыталась пристроить их хоть куда-нибудь, все не так. В третьей это выливается в некую историю бабушки Мары, рождения Ноя и загадочного персонажа, который постоянно зовет себя Профессором [он же Лукуми, он же самый странный знак вопроса во всей книге или даже серии] и то, почему Мара способна видеть эти сны, полностью повторяющие жизнь ее давно погибшей бабушки, называется генетической памятью. Пускай генетическая память в том смысле, в котором ее раскрывает Ходкин не доказана и используется только в технике под названием "регрессия прошлой жизни" [на деле это просто метафорическое название для генетически закодированных склонностей к определенным типам поведения, только и всего], но, по крайней мере, складывается впечатление, что перед тем как что-то написать и назвать это что-то книгой, Мишель Ходкин, хотя бы, Википедию открыла, а не просто сочинила абы что только для возможности закрутить сюжет в бесконечное хитросплетение из простых не состыковок и банальной глупости [да, Кассандра Клэр?]. Но, как бы там ни было, я вполне осознаю, что подобные книги, художественные произведения и тому подобное - это не справочник по биологии и парапсихологии, и оценку я ставлю, считаясь с этой нагой истиной. Когда я прочитала книгу, я была зла. Зла на то, что англоязычная аудитория так сетовала на третью часть трилогии "Мары Дайер" [если из-за того, что Ноя было мало, то мне их искренне жаль]. Как по мне, эта книга лучшая из всех трех. Она открыла нам старые тайны, показала, что Мара может делать на самом деле и чем она стала. Здесь нам стало ясно, что Мара ни за что не пожертвовала бы своей семьей, даже ради Ноя. И пусть были какие-то смазанные, неуклюжие, притянутые за уши моменты, вроде двойного воскрешения из мертвых, заключительная часть трилогии "Мара Дайер" была выдержана достойно, написана красиво и доступно и это, скорее всего, одна из тех немногих книг, где я готова полюбить женского персонажа, а мне это редко удается [исключение - Рик Риордан, но он всегда исключение]. Первым двум книгам из этой серии я поставила семь балов, а эта получает неопределенную, мечущуюся на грани двух крайностей, восемь и, я думаю, вполне себе заслуженно, несмотря на явные и не очень недочеты.
Mara kisses me and it is sugar on my tongue and champagne in my blood; I want to drown in her taste and scent and sound. Hers is the body electric; she is the high I’d been chasing but never caught until now.