06 марта 2015 года в06.03.2015 15:02 3 0 10 2

Торжественно клянусь не сквернословить в сием тексте, полном осуждения и глубочайшего недовольства. Все нехорошие выражения будут заменяться словом «ерунда».

Дело №4: Болезнь Кассандры Клэр – навязчивое желание разрушить все прекрасное, что получилось вложить в книгу.

Подсудимый: трилогия «Адские механизмы» Кассандры Клэр.

Тесса Грей пересекает океан в поисках своего брата, и в Лондоне времен правления королевы Виктории она обнаруживает Нижний мир, где по улицам бродят вампиры, могущественные чародеи, оборотни и другие создания. Письмо брата оказывается ловушкой, и девушку похищают Темные сестры из тайной организации "Клуб Преисподняя", которые используют ее сверхъестественную способность превращаться в любого человека, узнавая чужие мысли и чувства. Спасенная из плена Сумеречным охотником, Тесса попадает в сети коварных интриганов и с ужасом понимает, что над всеми нефилимами нависла смертельная опасность. Перед девушкой стоит сложный выбор - найти и освободить брата или вместе с Сумеречными охотниками вступить в битву за спасение мира. На этом пути Тессе предстоит понять, что любовь бывает опаснее самого страшного колдовства.

Знаете, у меня такое ощущение, что Кассандра Клэр пишет первую книгу, которая получается вполне приличной, а потом начинает писать второсортные фанфики по этой книге, уничтожая все, чего она добилась той одной книгой и разбивая мое черное-черное сердце на мелкие кусочки своей алогичностью. И не то чтобы я не любила фанфики. На просторах Интернета встречается много фанфиков получше некоторых книг [если их можно так назвать]. Но, принимая во внимание прошлое Кассандры Клэр, я решила, что это сравнение будет здесь как нельзя кстати.

Мне нравиться мир Сумеречных Охотников, представленный нам в этой трилогии и в оригинальной серии «Орудия Смерти», с которой все и началось. С чем-чем, а с пунктом построения мира Кассандра справилась отлично: существуют довольно классические, но все еще не лишенные оригинальности, представители Нижнего Мира плюс абсолютно новая раса Сумеречных Охотников. И здесь Кэсси не ударила лицом в грязь: Охотники берут свое начало от ангелов, в связи с чем есть множество отсылок к Библейским текстам, в самих книгах встречается множество фраз на латыни, которые вовсе не кажутся лишними, а руны, используемые воинами Ангела, прорисованы, благодаря чему с ними не возникает путаницы и неразберихи, и если вы внимательный читатель, то сможете их различить между собой. Да и сам быт Сумеречных Охотников тоже отличается детальностью. Мы знаем об Институтах и Идрисе, о политической иерархии в Совете, о таких обрядах как свадьба, похороны, нанесение первой руны, становление парабатаями. И в предыстории к «Орудиям» Кассандра не просто пересказывает одно и то же по несколько раз, но и открывает новые аспекты жизни Охотников. Так что с этим проблем у меня не возникло.

Идем дальше: описание эпохи. Кассандра Клэр рискнула и взялась описывать Викторианскую Англию: 1878, если меня не подводит память, год. Я полностью осознаю, что судить этот пункт справедливо я не могу, так как читала в переводе, но, в принципе, в том, что касается языка, все получилось не так уж и плохо. А вот поведение героев – не лучшее воплощение абсолютно не фривольной эпохи, да еще и в консервативном Лондоне. Урок на будущее, госпожа Клэр: приличные незамужние барышни не заходят дальше единичного поцелуя в губы [и то, если уж гормональный фон совсем нестабилен], а приличные джентльмены, если имеют серьезные намерения по отношению к своей даме, стараются не посягать на их честь до свадьбы. Так что тут Кассандра Клэр как начала лажать [простите за не_викторианский оборот речи], так до конца трилогии уже не остановилась.

А теперь, дамы и господа, переходим к самой интересной части: персонажи и спойлеры.

Итак, в центре повествования – Тереза Грей, девушка, которая умеет легко менять внешний вид и любовные интересы. Девушка, которую Кассандра Клэр хочет выставить воительницей подобной Боудикке, а получается только ночная бабочка [«Джем или Уилл? Уилл или Джем? Думаю, оба одновременно»]. Потому что вот вам моя феминистская истина: больше девушек здоровье, счастье и благополучие которых полностью зависят от мужчин, меня раздражают только такие же девушки, пытающиеся сделать вид, что они сильные и независимые и заведут себе сорок котов на старости лет [и которые пытаются оправдать свое непостоянное поведение: «Это все волшебный порошок, из-за него я целовалась с Уильямом, а вовсе не потому, что я – развратная девица, которой место на улицах после наступления темноты»]. Ко второму типу относится Тесса. Стоило ей несколько недель потренироваться с Сумеречными Охотниками, как она уже размахивает кочергой и чужими кинжалами и рвется в бой, который заведомо проиграет. Более того: в бой она рвется в свадебном платье и в красивых туфлях, каблук которых застревает между каменными плитами. Да еще потом и недовольна, что ее отправили присмотреть за другой такой же неумехой, как она. Сначала изучи свои возможности, а потом пытайся спасти мир, Тесса. Точно так же меня до сих пор коробит эта ерунда с ее происхождением. Как кровь демона и ангела может существовать в одном теле? Это же противоестественно, черт побери. И если кровь ангела оказалась достаточно сильной, чтобы сделать Терезу безупречной в плане внешнего вида и деторождения, то почему же она просто не выжгла кровь демона? Да, младенец при этом бы умер, но зато скольких проблем можно было бы избежать, а? И если кровь демона оказалась достаточно сильной, чтобы дать Тессе магические силы и бессмертие, то как же эта самая демоническая сущность смирилась с сосуществованием с кровью ангела в одном теле? Внутри хрупкого человеческого тела Тессы должны были происходить битвы не на жизнь, а на смерть. Это же пункта касается ее превращение в ангела Итуриэля [вполне вероятно, что это неправильное имя, но я не претендую на звание знатока жизни Терезы Грей]. Как человек может выжить, став ангелом, превратившись в чистую, небесную энергию? И это я еще опустила вопросы «как человек вообще может превратиться в ангела?» и «как Тесса, которая превращалась с помощью поиска кусочка души, смогла найти душу у ангела?». Теология это явно не мое, но примерным понятием о всемогуществе и величии ангельской расы я обладаю. К тому же, было указано, что Безмолвные Братья пробовали наносить ангельские руны на тело Тессы. И это не вызвало никакого протеста со стороны ее демонической части. Да, конечно. Почему бы и нет? И лично мое субъективное мнение твердит, что ни ангелы, ни боготворящие [уловили иронию, да?] свое происхождение Сумеречные Охотники не приняли бы хорошо новость о том, что кровь ангела можно смешать с кровью демона, тем самым опорочив ее. И уж точно не стали бы называть Тессу новым видом Сумеречного Охотника. Вывод: со всеми теми знаниями об этом мире, которые вручила мне Кассандра Клэр, я не понимаю, как Тереза Грей вообще умудрилась появиться на свет.

Гораздо лучше госпожа Клэр справилась с историями остальных персонажей, включая Уильяма Эрондейла и Джеймса Карстаирса. Правда, проклятие Уилла было несколько притянуто за уши, и выставляло его не в лучшем свете в плане догадливости и проницательности, но все лучше, чем то, что я описывала в предыдущем абзаце. События, произошедшие с Джемом, вообще привели меня в дикий восторг: пытали на глазах у родителей, которые умерли, пока он мучился демоническими видениями, зависим от крови демона на всю оставшуюся короткую жизнь. Это же какое пространство для автора, какой диапазон метафор и душевных страданий. А в итоге знаете что? Мы даже не получаем полноценного ПОВа Джема. Да-да, Кассандра Клэр просто берет и закапывает в землю возможность показать нам мир глазами умирающего и зависимого от самого отвратительного для Сумеречного Охотника наркотика мальчика. «Утерянные возможности» - вот как я назвала бы эту трилогию. И поэтично, и суть отображает.

А теперь о наболевшем. Парабатаи. Еще начиная с тех летних дней, когда я читала «Орудия Смерти» сама тема крепчайшего союза двух воинов очень пришлась мне по душе. Алека и Джейса вообще сложно назвать парабатаями, если вкладывать в это слово то, что в него вкладываю я. С Уильямом и Джеймсом все по-другому. Они были тем, чего я ждала, когда узнала, что у Сумеречных Охотников существует ритуал, связующий двух людей крепче брачных уз. В моем понимании парабатаи – это одно целое, два человека, которым в принципе не нужен никто третий. Вот вообще никто. Это понимание, поддержка, готовность прикрыть спину в бою и умереть за своего парабатая. Это должны быть неразрушимые нити, протянутые от одного сердца к другому, делающие из двух душ одну. Одну неразделимую, неразрушимую и цельную душу. «Ничто, кроме смерти, не разлучит нас». Ничто, кроме смерти и Тессы Грей, да, Кассандра? И знаете, уважаемые фанаты трилогии и того, что с ней сделала Кассандра Клэр, вы можете сейчас свободно взять палку Джахи и забить меня до смерти, но, черт побери, вся эта каша с любовным недо_треугольником – полная ерунда [обещала же не сквернословить, пока держусь]. Допустим, любовь к двум людям в чисто одухотворенном понятии, в платоническом, когда нету различия между любовью и дружбой, когда все «уровни отношений» и прочий специфический бред стираются, и остается только любовь – это возможно. Но когда девушка помолвлена с парнем, а только узнав о его смерти тут же бросается в постель к его парабатаю, это уже не те отношения, которыми их попыталась выставить госпожа Клэр. Это девушка, которой место в борделе и два окрученных ею парня. Счастья, что они еще не поссорились из-за какой-то бабы, иначе я бы не поскупилась на билет в Америку, отыскала бы Кассандру Клэр и плюнула бы ей в глаз. К тому же, я не понимаю, как, с точки зрения Уилла, Тесса за месяц могла стать на один уровень с Джемом, его парабатем, которого он знает с двенадцати лет. Вообще, у меня все три книги складывалось ощущение, что все наоборот – Тесса знает обоих парней с детства и знакомит их. Потому что музыку Джема понимает только Тесса [когда в эпилоге говорилось о том, что Джем играл на скрипке над смертным ложем Уилла, музыкой рассказывая об их жизни, я все ждала, когда же Тесса начнет объяснять Уиллу о чем была эта мелодия, ведь куда там парабатаю до такого знания человека, каким обладает Тесса], причины обиды Джеймса после того, как Уилл накачался «серебром» Эрондейлу тоже объясняет Тесса и два парня, которые должны знать друг друга лучше самих себя абсолютно не замечают, что они влюблены в одну и ту же девушку. Был один момент в «Механической принцессе», где Уилл выбежал на улицу во время битвы и «по привычке поискал глазами Тессу». Да. Не Джема, своего парабатая, который мог быть на волосок от смерти, а именно Тессу, которую он знает от силы два месяца. И не надо сейчас доказывать мне, что нельзя любить Джема, не любя Уилла и наоборот, ведь их души слились вместе. Ну, так что мешало Тессе любить их душу, а не обжиматься с одним и выходить замуж за другого? То, как Кассандра Клэр не использовала все возможности отношений Уилла и Джема, заставив их крутиться вокруг какой-то бабы, просто выводит меня из себя. Эта история вполне могла быть рассказана от лица двух парабатаев, и, поверьте, если бы это было сделано качественно, я бы заливалась слезами. Потому что я была близка к тому, чтобы заплакать, когда Уилл закапывал кинжал Джема, окропленный его кровью под тем дубом.

– Я говорил тебе, Джем, что мы с тобой навеки, – сказал Уилл, сжимая окровавленной ладонью серебряную рукоятку. – И ты сейчас по-прежнему со мной. Каждый мой вдох будет напоминать о тебе, ведь без тебя я уже много лет был бы мертв. Когда я буду засыпать и просыпаться, когда буду отбивать удары врага, когда буду лежать на смертном одре, ты будешь со мной, Джем. Ты говорил, что после смерти мы возрождаемся к новой жизни. И если там, на том свете, есть река, подожди меня на берегу, чтобы мы переплыли ее вместе.

Он вздохнул и посмотрел на руку. Порез под действием иратце стал затягиваться.

– Джеймс Карстаирс, ты слышишь? Смерть разделила нас, но мы с тобой связаны одной нитью. Навсегда.

Нож когда-то принадлежал Джему, кровь была его собственной. Этот пятачок земли, если Уилл доживет до того дня, когда снова увидит его, будет принадлежать им обоим: ему и Джему.

Хочу еще сказать, что Кассандра Клэр как-то не умеет придерживаться одного характера персонажа [если это не характер ветреной девицы, конечно]. Когда Уилл узнал о том, что проклятия не существует, он сразу стал радушным и компанейским парнем, а от старых привычек огрызаться и грубить всем подряд и следа не осталось. Хотя все мы знаем, что выработать привычку тяжело, а избавиться от нее еще тяжелее. А Джем, который хотел жить только полноценной жизнью, который мучился из-за того, что не может гореть так же ярко, как Уилл вдруг выбирает серую и безрадостную жизнь Безмолвного Брата. А знаете, почему он так делает? Потому что Кассандре Клэр нужно, чтобы Тесса была и с Уиллом, и с Джемом, пускай даже для этого должно пройти сто тридцать лет. Кстати, никто не задался вопросом, как Уилл так легко справляется с потерей парабатая? И почему Джем встречался с Тессой каждый год на мосту Блэкфайер, а с Уиллом только в самых крайних случаях, буквально несколько раз за всю жизнь второго? И почему же никто из Безмолвных Братьев не заметил встреч Джема и Тессы и не пресек их? Не можете отыскать логику? Я тоже, друзья мои, я тоже. Эта алогичность и является последним аккордом в истории абсолютно отвратительной Терезы Грей и нераскрытых отношений парабатаев в пользу распутной девицы.

Я имею в виду, просто представьте историю про Уилла и Джема, про их отношения и любовь, про преданность и привязанность, в конце которой Джем умирает. На самом деле умирает. Это было бы гораздо лучше того, что я получила, читая эту трилогию.

В конце хочу добавить, что находить каждому персонажу любовь до гроба за две недели [а именно это мы видим у Сесилии с Габриэлем и Софи с Гидеоном] было не обязательно. Причем так явно проводить эти линии с первой же их встречи. А вот Генри и Шарлотта как в качестве отдельных персонажей, так и в качестве пары пришлись мне по душе. Шарлотта это, пожалуй, единственная женщина Сумеречного мира, действительно достойная называться сильной. Сесилия и Изабель, конечно, тоже не промах, но тут были свои недостатки, в то время как Шарлотта остается грамотным лидером, прекрасным воином и отличной женщиной в целом.

Приговор: трилогия «Утраченные возможности» была запущена Кассандрой Клэр с высокого холма девятки за первую книгу, и в конце докатилась до тройки за третью.

Пять лет парабатайство было для него непреложной истиной. Джем и Уилл. Уилл и Джем. Пока жив Уилл Эрондейл, жив и Джем Карстаирс. Quod erat demonstrandum.

Комментарии

Зарегистрируйтесь или войдите, чтобы добавить комментарий

Новые заметки пользователя

DUSTANDSHADOWS — bad blood

3

Дело №5: болезнь с прозаичным названием "Вопрос и ответ", где ответов гораздо меньше, чем вопросов. Пациент: серия Мишель Ходкин "Мара ...

3

Отзыв охватывает все три книги из серии, но так как спойлеров не будет, читать можно всем. Дело №5: Магия и мафия. Подсудимый: трило...

3

Торжественно клянусь не сквернословить в сием тексте, полном осуждения и глубочайшего недовольства. Все нехорошие выражения будут заменят...

4

Maggie Stiefvater, 'The Scorpio Races' Мэгги Стивотер 'Жестокие игры' Надо отметить, что к книгам, в центре которых имее...

3

warning: спойлеров, касающихся конкретно этой книги тут нет [разве что обобщенно, никакой конкретики], но тем, кто не знаком с предыдущим...

3

All Quiet on the Western Front " На Западном фронте без перемен " Я не из тех людей, которые читают книги, потому что эти книги сч...