@davka
DAVKA
OFFLINE

Where's your God?

Дата регистрации: 22 апреля 2013 года

Персональный блог DAVKA — Where's your God?

В том, что всегда молчу,
Лишь взглядами быстрыми.
Отмечу про себя, твою красоту,
Пока другие молятся искренне.
В том, что ты молода.
И сердце хочет безумия.
Сказала, хоть ты грел меня в холода,
Но, в тепле с тобою, тоскую я

Дело в том, что человеку обязательно требуются идеи и убеждения, придающие смысл его жизни и позволяющие найти свое место во вселенной. Он преодолеет самые невероятные испытания, будучи убежденным в том, ради чего он это делает. Но когда все неприятности уже позади, он может потерпеть сокрушительное поражение, узнав, что участвует в идиотской и бессмысленной затее.

В Средние века существовало учение нигилизм, преданное анафеме папой Александром III в 1179 г.. Учение нигилизма, ложно приписанное схоластику Петру Ломбардскому, отвергало человеческое естество Христа.

В западной философской мысли термин «Нигилизм» ввёл немецкий писатель и философ Ф. Г. Якоби. Это понятие использовали многие философы. С. Кьеркегористочником нигилизма считал кризис христианства и распространение «эстетического» мироощущения. Ф. Ницше понимал под нигилизмом осознание иллюзорности и несостоятельности как христианской идеи надмирного Бога («Бог умер» ;), так и идеи прогресса, которую считал версией религиозной веры. О. Шпенглер нигилизмом называл черту современной европейской культуры, переживающей период «заката» и «старческих форм сознания», который в культурах других народов якобы неизбежно следовал за состоянием высшего расцвета. М. Хайдеггер рассматривал нигилизм как магистральное движение в историиЗапада, которое может привести к мировой катастрофе.

Нигилисты придерживаются некоторых или всех из следующих утверждений:

  • Нет (бесспорного) разумного доказательства наличия высшего правителя или создателя;
  • Объективной нравственности не существует;
  • Жизнь, в определённом смысле, не имеет истины, и никакое действие объективно не предпочтительнее любого другого.

Философская мировоззренческая позиция, ставящая под сомнение (в крайней своей форме абсолютно отрицающая) общепринятые ценности, идеалы, нормы нравственности, культуры;

Мереологический нигилизм — философская позиция, согласно которой объекты, состоящие из частей, не существуют;

Метафизический нигилизм — философская теория, согласно которой существование объектов в реальности необязательно;

Эпистемологический нигилизм — отрицание знания;

Моральный нигилизм — метаэтическое представление о том, что ничто не является моральным или аморальным;

Правовой нигилизм — порождённое социальной средой активное или пассивное отрицание обязанностей личности, а также установленных государством норм и правил.

Эрих Фромм предложил подходить к нигилизму как к одному из механизмов психологической защиты. Он считал, что центральной проблемой человека является внутренне присущее человеческому существованию противоречие между бытием «вброшенного в мир помимо своей воли» и тем, что он выходит за пределы природы благодаря способности осознавать себя, других, прошлое и будущее. Фромм утверждает, что развитие человека, его личности происходит в рамках формирования двух основных тенденций: стремления к свободе и стремления к отчуждению. Развитие человека идет по пути увеличения «свободы», но не каждый человек может адекватно воспользоваться этим путем, вызывая ряд негативных психических переживаний и состояний, и это приводит его к отчуждению. В результате человек теряет свою самость (или Я). Возникает защитный механизм «бегства от свободы», для которого характерны: мазохистские и садистскиетенденции, деструктивизм, стремление человека разрушить мир, чтобы тот не разрушил его самого, нигилизм, автоматический конформизм.

Понятие нигилизм также анализируется В. Райхом. Он писал о том, что телесные характеристики (сдержанность и напряженность) и такие особенности, как постоянная улыбка, пренебрежительное, ироничное и вызывающее поведение, — это остатки очень сильных защитных механизмов в прошлом, которые отделились от своих исходных ситуаций и превратились в постоянные черты характера. Они проявляются как «невроз характера», одной из причин которого и есть действие защитного механизма — нигилизма. «Невроз характера» — это тип невроза, при котором защитный конфликт выражается в отдельных чертаххарактера, способах поведения, то есть в патологической организации личности в целом.

Термин был введён в употребление английским зоологом, профессором Томасом Генри Гексли в 1869 году[1], когда «Метафизическое общество» предложило Гексли стать участником его заседаний[3]. «Когда я достиг интеллектуальной зрелости, — пишет Гексли, — и начал задаваться вопросом, кто же я — атеист, теист или пантеист, материалист илиидеалист, христианин или свободно мыслящий человек — я пришёл к выводу, что мне не подходит ни одно из этих наименований, кроме последнего»[4]. По его определению, агно́стик — это человек, который не отрицает существованиебогов, но и не принимающий сторону какой либо религии или веры. Убеждённый в том, что первичное начало вещей неизвестно, так как не может быть познано - либо на данный момент развития, либо вообще. Термин применяется к учениюГерберта Спенсера, Уильяма Гамильтона (англ.) русск., Джорджа Беркли, Давида Юма и др.

Свой вариант происхождения этого термина приводит П. А. Кропоткин[5]: «Слово „агностики“ впервые было введено в употребление небольшой группой неверующих писателей, собиравшихся у издателя журнала „Девятнадцатый век“ („Nineteenth Century&ldquo ;) Джеймса Ноульса (James Knowles), которые предпочли название „агностиков“, то есть отрицающих гнозу, названию атеистов».

Агностицизм можно обнаружить уже в античной философии, в частности у софиста Протагора, утверждавшего невозможность проверить реальность существования богов, а также в античном скептицизме. Древнеиндийский философ Санджая Белаттхапутта (англ. Sanjaya Belatthaputta), живший, как и Протагор, в V веке до нашей эры, высказывал агностическую точку зрения на существование какой-либо жизни после смерти.[6][7][8][9] А в «Ригведе» есть гимн Насадья Сукта (англ.) русск. с агностической точкой зрения по вопросу о происхождении мира.

Агностик считает невозможным познание истины в вопросах существования богов, вечной жизни и других сверхъестественных существ, понятий и явлений, но не исключает принципиально возможности существования божественных сущностей, как и возможности отсутствия их. Отвергается лишь возможность доказательства истинности или ложности таких утверждений рациональным путём. Поэтому агностик может верить в Бога, но не может быть приверженцем догматических религий (как христианство, иудаизм, ислам), поскольку догматизм этих религий противоречит убеждению агностика о непознаваемости мира — агностик, если и верит в Бога, то лишь в рамках допущения возможности его существования, зная, что может ошибаться, так как считает приводимые аргументы в пользу существования или несуществования Бога неубедительными и недостаточными, чтобы прийти на их основании к однозначному выводу.

В то же время некоторые религии изначально не имеют учения о персонифицированном боге (буддизм и даосизм), что устраняет основной конфликт религии и агностицизма.

В философии агностицизм не является самостоятельной и целостной концепцией, а представляет собой лишь критическую позицию в познании — как в отношении явлений, так и в отношении методов. То есть агностик может принадлежать к любой философской школе, которая не настаивает на возможности познания абсолютной истины. В этом смысле агностицизм согласуется, например, с кантианством и позитивизмом.

Философы-идеалисты, в частности, Д. Юм, утверждали, что приобретенный опыт ознакомляет нас только с ощущениями, поэтому мы не можем знать, насколько субъективная оценка соответствует объективной реальности вокруг нас, но даже и то, существует ли она вообще вне наших ощущений. И. Кант допускал также существование вещей вне нашего сознания, неосознанных — «которые существуют сами в себе», и считал, что наше познание не распространяется дальше явлений и феноменов. Диалектический материализм считал, что гносеологическим основанием агностицизма является абсолютизация относительности, что исторически обусловлено человеческим познанием на каждом этапе его развития. Социальные же причины современного агностицизма, видимо, кроются в конфликте идей — попытке внутреннего примирения религиозного и научного мировоззрения, или в затруднении выбора идей [источник не указан 1567 дней] .

Агностицизм подвергается критике как с позиций религиозной философии, так и с позиций материализма. Иллюстрациями к этому можно привести высказывания от первых Льва Толстого, от вторых — Владимира Ленина. В. И. Ленин указывал: «Агностицизм есть колебание между материализмом и идеализмом, т.е. на практике колебание между материалистической наукой и поповщиной. К агностикам принадлежат сторонники Канта (кантианцы), Юма (позитивисты, реалистыи пр.) и современные „махисты“»[13]. Лев Толстой писал: «Я говорю, что агностицизм, хотя и хочет быть чем-то особенным от атеизма, выставляя вперед мнимую невозможность знать, но в сущности то же, что атеизм, потому что корень всего есть непризнание Бога»

«Символизм, сакральное и искусство» (англ. Symbolism, the sacred, and the arts) — сборник эссе румынского историка религий Мирчи Элиаде, анализирующих взаимосвязь между религией и искусством.

Сборник начинается с анализа символов: их происхождения, функций, роли в человеческом опыте и эстетическому выражению. Эссе «Символизм тени в архаических религиях» описывает на примере теней многоуровневость символов и принципы герменевтики. Эссе «Культурные моды и история религий» исследует роль историка религий в расшифровке скрытых смыслов произведений искусства и анализирует причины популярности определённых культурных явлений. В главе «Пережитки и маскировки мифов» Элиаде комментирует структурные аналогии между классической мифологией и современными произведениями искусства, выполняющими мифологическую функцию в сегодняшней культурной жизни. Рассматриваются как примеры расистских мифов и эсхатологическая структура марксизма, так и комиксы и прочие мифы в средствах массовой информации.

Вторая часть книги посвящена изобразительным искусствам. Эссе «Божества: искусство и божественное» рассматривает методы изображения божеств в различных религиях — христианстве, буддизме, в Древней Греции. В эссе «Маски: мифические и ритуальные истоки» Элиаде показывает взаимоотношение между участником ритуала (в данном случае создателем или носителем маски) и Временем. В частности показывается, как маска позволяет своему носителю изменить традиционное восприятие времени, пространства и собственной личности. В эссе «Размышления о индийском искусстве» рассматриваются способы эстетического выражения духовности в индийской иконографии. В главе «Священное и современный художник» Элиаде показывает, что несмотря на отказ от традиционных религиозных форм в современном искусстве оно зачастую остаётся отражением сакрального. Последние два эссе второй части посвящены творчеству Марка Шагала и Константина Брынкуши.

Третья часть книги посвящена символизму «центра мира» в архитектуре. В эссе «Сакральная архитектура и символизм» рассматриваются мифические и ритуальные корни идеи «центра мира», её трансформации в различных обществах и сохранение в современном мире. В эссе «Боробудур: символический храм» Элиаде подчёркивает взаимосвязь между искусством и ритуалом и описывает преобразование профанического пространства в сакральное в буддийской архитектуре. В эссе «Из португальских дневников, 1941—1944» проводятся параллели между религиозными сооружениями, чье местоположение должно либо соседствовать с «центром мира», либо являть собою иерофанию, и окружением, в которое помещено произведение искусства.

В последняя части книги Элиаде рассматривает фольклорные и сакральные сюжеты в литературе на примере писательницы и принцессы Марты Бибеско, Эжена Ионеско и своём собственном творчестве.

Книга на русском языке ещё не издавалась.

такие странные люди. почему они ждут искренности и тепла в ответ на вранье и предательство. ЧТОСЭТИММИРОМ

КНЯЗЬ ТЬМЫ — образ героя в мировой литературе

Персонаж Князя Тьмы или Демона (герой, противостоящий самому Богу) - одна из самых загадочных личностей в культуре, литературе и мифологии. О нем написано сотни произведений, но только некоторые из них действительно заслуживают внимания, так как являются истинным портретом данного героя, соблюдая каноны и традиции. И почему бы нам ни проследить весь путь?!

Первое произведение, которое необходимо упомянуть, говоря о Демоне в западной традиции, - это "Библия". Но мало кто действительно читал данную книгу от начала и до конца, а прочитавший знает, что упоминания Демона в "Библии" практически нет. Есть только Змий в "Книге Бытия", давший людям знания и свободу, и есть некий Зверь, предвестник конца света и последний владыка на земле в книги "Откровения". А помимо этого в "Библии" нет ни демонов, ни ада, ни царства тьмы - ничего подобного, а все зло исходит от самих людей и, как ни странно, от Бога.

И только в конце XIII-ого и начале XIV-ого века Данте Алигьери, будучи приближенным к церкви поэтом, создает фундамент для канона такого необычного героя, как Демон. Написав "Божественную Комедию" Данте красочно описывает царство Демона и страдающих душ. И именно благодаря Данте в христианстве появились четкие понятия и описания рая и ада (которые он позаимствовал у других культур и адаптировал под христианский манер). До этого же концепция ада была довольно скудной, размытой и неоднозначной. "Божественная комедия" все изменила.

Но все-таки именно Джон Мильтон в XVII-ом век начал тот самый путь Демона/Люцифера, который мы знаем сегодня. В поэме "Потерянный рай" Мильтон (как и Данте до него, заимствуя легенды более древних культур) описывает восход и падение Люцифера.
Самый совершенный ангел, несущий свет, делал всю работу за Бога, а посему посмел поставить свой трон выше всех и даже выше Бога, на что создатель разгневался и изгнал Люцифера, и тот с великими словами: "Лучше править в аду, чем прислуживать на небесах!" - с гордостью покинул Царство Небесное, создав свою империю в аду. Так и начался великий путь этого литературного героя.

Демон появлялся в легендах, былинах, пьесах, но в начале XIX-ого века, появилось, наверное, самое известное и важное произведение об этом герое. И мы говорим конечно же о "Фаусте" Иоганна Гете. Герой доктора Фауста уже неоднократно встречался в германской литературе, герой, заключивший сделку с Дьяволом. Но именно Гете своим гением смог эту довольно избитую и банальную историю (даже для своего времени) поднять на вершину пьедестала одного из самых лучших произведений искусства в истории. В пьесе Демон/Мефистофель предстает в образе хитрого и изворотливого существа, помогающего философу соблазнить юную деву Маргариту. И именно после этой довольно романтичной и трагичной истории в XIX-ом веке по всему миру начинается литературная лихорадка влюбленных или же соблазняющих своею хитрость Демонов.
Герой встречается везде: у Пушкина, Бульвер-Литтона, Лермонтова, Готорна, Мадача, Гоголя и даже у Достоевского… и у многих других писателей. И везде его изображают по-своему, нарушая уже заданный Мильтоном и Гете канон.

В XX-ом веке герой теряет свою значимость в виду того, что люди все меньше и меньше верят в Бога и различные суеверия. Атеизм и наука процветают. И именно в самый разгар атеизма Михаил Булгаков в своем романе "Мастер и Маргарита" решает продолжить канон, практически начиная свою историю там же, где закончил Гете. Булгаков возвращает того же хитрого и изворотливого Демона/Воланда, каким он был у Гете, возвращает и Маргариту и даже философа-героя. Булгаков пересказывает историю "Фауста" в новом свете, тем самым продолжая канон, придавая ему ни только философский, но и политический смысл. А в конце произведения читатель находит Демона уже не таким игривым и хитрым, каким он был на Патриарших Прудах, а мудрым и очень серьезным.
Демон взрослеет. Мы видим преображение героя.

XX-ый век стал веком высоких технологий и медии. Образ Демона использовался всеми, кому было не лень: в кино, в музыке, в видео играх и т.п.. Красные рога, пентаграммы и сатанинский смех люди видят так часто, что Демоном уже не удивить. Серьезный герой превратился в простое различение. И не было ни одного произведения, которое хотя бы хотело продолжить заданный канон, ибо каждый автор считал, что лучше создать собственного Демона, создав свой trademark и присвоив героя себе, нежели продолжать уже многовековую традицию.

В начале XXI-ого века все-таки продолжился и возможно даже завершился данный канон. Появлялось многослойное и неоднозначное произведение "Губы цвета крови" Юрия Кирнева, продолжающее традиции Мильтона, Гете и Булгакова. Автор описывает Демона/Дияко теперь уже старым и уставшим, желающим наконец-то уйти на покой, найти себе замену и отыграть свой последний бал. И под конец произведения Юрий Кирнев изображает, как Демон прощается с читателями и нашим миром навсегда.
Канон завершен.

Мы видели весь путь. Видели резкого и вспыльчивого юношу Люцифера, затем молодого и хитрого предпринимателя Мефистофеля, из которого в последствии вышел взрослый и мудрый Воланд, который под старость превратился в молчаливого и задумчивого властелина Дияко, уходящего на покой по собственной воле.

Будет ли продолжение? Увидем ли мы этого героя снова в своем каноничном образе?
Время покажет.

(Чёрная библиотека)

_________________________________

решила вернуться к моей извечно любимой теме.

DAVKA

Самые популярные посты

12

вы знаете, всё хорошо. учусь, живу, радуюсь, смеюсь, адски устаю. ах да, скучаю. невыносимо. мой воздух. моя искренность. дурак

11

комфорт. молчание.

10

просто всю неделю накуренная. атлична. даже говорить не охото ни о чём. ни с кем.

9

единственный человек, который видел мои слабости. который знал меня. и знаете где он теперь? правильно, его нет. вот так.