29 июля 2015 года в29.07.2015 10:18 3 0 10 1

КНЯЗЬ ТЬМЫ — образ героя в мировой литературе

Персонаж Князя Тьмы или Демона (герой, противостоящий самому Богу) - одна из самых загадочных личностей в культуре, литературе и мифологии. О нем написано сотни произведений, но только некоторые из них действительно заслуживают внимания, так как являются истинным портретом данного героя, соблюдая каноны и традиции. И почему бы нам ни проследить весь путь?!

Первое произведение, которое необходимо упомянуть, говоря о Демоне в западной традиции, - это "Библия". Но мало кто действительно читал данную книгу от начала и до конца, а прочитавший знает, что упоминания Демона в "Библии" практически нет. Есть только Змий в "Книге Бытия", давший людям знания и свободу, и есть некий Зверь, предвестник конца света и последний владыка на земле в книги "Откровения". А помимо этого в "Библии" нет ни демонов, ни ада, ни царства тьмы - ничего подобного, а все зло исходит от самих людей и, как ни странно, от Бога.

И только в конце XIII-ого и начале XIV-ого века Данте Алигьери, будучи приближенным к церкви поэтом, создает фундамент для канона такого необычного героя, как Демон. Написав "Божественную Комедию" Данте красочно описывает царство Демона и страдающих душ. И именно благодаря Данте в христианстве появились четкие понятия и описания рая и ада (которые он позаимствовал у других культур и адаптировал под христианский манер). До этого же концепция ада была довольно скудной, размытой и неоднозначной. "Божественная комедия" все изменила.

Но все-таки именно Джон Мильтон в XVII-ом век начал тот самый путь Демона/Люцифера, который мы знаем сегодня. В поэме "Потерянный рай" Мильтон (как и Данте до него, заимствуя легенды более древних культур) описывает восход и падение Люцифера.
Самый совершенный ангел, несущий свет, делал всю работу за Бога, а посему посмел поставить свой трон выше всех и даже выше Бога, на что создатель разгневался и изгнал Люцифера, и тот с великими словами: "Лучше править в аду, чем прислуживать на небесах!" - с гордостью покинул Царство Небесное, создав свою империю в аду. Так и начался великий путь этого литературного героя.

Демон появлялся в легендах, былинах, пьесах, но в начале XIX-ого века, появилось, наверное, самое известное и важное произведение об этом герое. И мы говорим конечно же о "Фаусте" Иоганна Гете. Герой доктора Фауста уже неоднократно встречался в германской литературе, герой, заключивший сделку с Дьяволом. Но именно Гете своим гением смог эту довольно избитую и банальную историю (даже для своего времени) поднять на вершину пьедестала одного из самых лучших произведений искусства в истории. В пьесе Демон/Мефистофель предстает в образе хитрого и изворотливого существа, помогающего философу соблазнить юную деву Маргариту. И именно после этой довольно романтичной и трагичной истории в XIX-ом веке по всему миру начинается литературная лихорадка влюбленных или же соблазняющих своею хитрость Демонов.
Герой встречается везде: у Пушкина, Бульвер-Литтона, Лермонтова, Готорна, Мадача, Гоголя и даже у Достоевского… и у многих других писателей. И везде его изображают по-своему, нарушая уже заданный Мильтоном и Гете канон.

В XX-ом веке герой теряет свою значимость в виду того, что люди все меньше и меньше верят в Бога и различные суеверия. Атеизм и наука процветают. И именно в самый разгар атеизма Михаил Булгаков в своем романе "Мастер и Маргарита" решает продолжить канон, практически начиная свою историю там же, где закончил Гете. Булгаков возвращает того же хитрого и изворотливого Демона/Воланда, каким он был у Гете, возвращает и Маргариту и даже философа-героя. Булгаков пересказывает историю "Фауста" в новом свете, тем самым продолжая канон, придавая ему ни только философский, но и политический смысл. А в конце произведения читатель находит Демона уже не таким игривым и хитрым, каким он был на Патриарших Прудах, а мудрым и очень серьезным.
Демон взрослеет. Мы видим преображение героя.

XX-ый век стал веком высоких технологий и медии. Образ Демона использовался всеми, кому было не лень: в кино, в музыке, в видео играх и т.п.. Красные рога, пентаграммы и сатанинский смех люди видят так часто, что Демоном уже не удивить. Серьезный герой превратился в простое различение. И не было ни одного произведения, которое хотя бы хотело продолжить заданный канон, ибо каждый автор считал, что лучше создать собственного Демона, создав свой trademark и присвоив героя себе, нежели продолжать уже многовековую традицию.

В начале XXI-ого века все-таки продолжился и возможно даже завершился данный канон. Появлялось многослойное и неоднозначное произведение "Губы цвета крови" Юрия Кирнева, продолжающее традиции Мильтона, Гете и Булгакова. Автор описывает Демона/Дияко теперь уже старым и уставшим, желающим наконец-то уйти на покой, найти себе замену и отыграть свой последний бал. И под конец произведения Юрий Кирнев изображает, как Демон прощается с читателями и нашим миром навсегда.
Канон завершен.

Мы видели весь путь. Видели резкого и вспыльчивого юношу Люцифера, затем молодого и хитрого предпринимателя Мефистофеля, из которого в последствии вышел взрослый и мудрый Воланд, который под старость превратился в молчаливого и задумчивого властелина Дияко, уходящего на покой по собственной воле.

Будет ли продолжение? Увидем ли мы этого героя снова в своем каноничном образе?
Время покажет.

(Чёрная библиотека)

_________________________________

решила вернуться к моей извечно любимой теме.

Комментарии

Зарегистрируйтесь или войдите, чтобы добавить комментарий

Новые заметки пользователя

DAVKA — Where's your God?

16

вы знаете, всё хорошо. учусь, живу, радуюсь, смеюсь, адски устаю. ах да, скучаю. невыносимо. мой воздух. моя искренность. дурак

17

комфорт. молчание.

15

просто всю неделю накуренная. атлична. даже говорить не охото ни о чём. ни с кем.