У Вас ничего не получается не потому, что Вы ничего не умеете. Просто человеку сложно воспринимать смешанные сигналы. И всякий раз, когда Вы включаете одновременно и ахтунга, и систему, организм сопротивляется. Провал по всем пунктам. А избежать этого просто.
Метод «пяти шляп» был разработан еще в семидесятые, но работает-то до сих пор. Мысленно надевая определенную шляпу, Вы совершаете только одно действие. И все.
СИНЯЯ ШЛЯПА — ШЛЯПА ПРАВИЛВы надеваете синюю шляпу и оговариваете правила ведения мозгового штурма.
В компании R&I Юния Давыдова брейнштормы — часть ключевого бизнес-процесса, у них, например, принято поднимать палец, когда ты хочешь что-то сказать, не перебивая. В БМ перебивают друг друга, и это нормально. Зато есть другое правило: «штурмуют» не больше полутора часов, потом — кофе-брейк. И неважно, в какой момент остановились. Даже если это суперважная тема, стоп. Нужно четко оговаривать процесс коммуникаций и ожидаемые результаты. Тогда брейнштормы будут приносить пользу, а не станут бездарно потраченным временем.
ЗЕЛЕНАЯ ШЛЯПА — ШЛЯПА ИДЕЙВы задали формат Вашего мышления и думаете «в ту сторону». Вы не имеете права критиковать, только высказывать идеи. Абсолютно любые: нелепые, дурацкие, невозможные, устаревшие, слишком современные. Какие угодно. Главное, чтобы мозг был свободен. Потом, возможно, 70% идей Вы отметете, но без этого Вы не найдете ту самую.
ЧЕРНАЯ ШЛЯПА — ШЛЯПА КРИТИКИИсписали пять листов своими гениальными задумками, а теперь включайте логику. Здесь есть место и для математических расчетов, и для сравнения себя с конкурентами, и для аналитики. Входит главбух и говорит: «Лана Дель Рей для озвучки ролика? Не позволю!» Входит менеджер по продажам и орет: «100 единиц за сутки?! Да Вы с ума сошли!» Входит маркетолог и мрачно развешивает на доске диаграммы. А Вы думаете.
КРАСНАЯ ШЛЯПА — ШЛЯПА ЭМОЦИЙВы возвращаетесь к идеям и включаете эмоции. Что Вам реально нравится? От чего сердце екает? Что Вы чувствуете, когда представляете воплощение идеи? Как правило, именно на эмоциях рождаются самые интересные ходы. После этого можете снова надеть черную или зеленую шляпу, но завершиться цикл все равно должен синей.
СИНЯЯ ШЛЯПА — ШЛЯПА ВЫВОДОВСиняя шляпа отвечает за выводы. Перед Вами уже готовый, круто сгенерированный продукт. Так и производится планирование на 3 года, 10 или 100 лет вперед. А как известно, признак правильной ниши в том, что ее можно развивать бесконечно.