@artpainter
ARTPAINTER
OFFLINE

Это просто Вьюи блог

Дата регистрации: 02 апреля 2014 года

Персональный блог ARTPAINTER — Это просто Вьюи блог

Парфенон — наиболее известный античный архитектурный комплекс, расположенный на Афинском акрополе. Парфенон — главный храм в древних Афинах, посвященный покровительнице этого города и всей Аттики, богине Афине-Деве (Афине-Девственнице).

Парфенон расположен на самой высокой отметке афинского акрополя, на том месте, где ранее уже стоял храм той же богини, заложенный еще до нашествия персов, вероятно, при Писистрате, и разрушенный Ксерксом.

По окончании персидских войн, в правление Перикла, было начато строительство, на месте прежнего святилища, нового, более обширного и роскошного храма. Для этого были приглашены лучшие из греческих мастеров. Строителями Парфенона называют Иктина и Калликрата. Первому, по-видимому, принадлежал проект этого храма, а второй заведовал строительными работами. Великий скульптор Фидий и сам Перикл наблюдали за постройкой, продолжавшейся около десяти лет в период 448—438 г. до н. э.

Со времени завоевания Греции римлянами не происходило в истории этой страны ни одного переворота, который не отражался бы печальным образом на судьбе этого сооружения. Сначала завоеватели увезли к себе его лучшие украшения. Потом христианство, восторжествовав над язычеством, лишило храм всего того, что было неприемлемо новой религии. Святилище Девы-Афины превратилось в церковь Приснодевы Марии, но и это не уберегло его от дальнейших несчастий. Нашествия славян, крестоносцев и турок, устроивших в Парфеноне мечеть, и, наконец, осада акрополя венецианцами, в 1687 г., страшно изувечили создание Иктина и Калликрата. Венецианская бомба, попав через мраморную крышу внутрь здания, где хранился тогда запас пороха, произвела взрыв и разорвала Парфенон по длине на две части (14 из 46 колонн были разрушены), обратив его в полуразвалины, из которых местные жители стали таскать камни для выжигания из них извести.

Варварское отношение к Парфенону прекратилось только в XIX столетии. Но еще до этой поры многие из тех скульптурных украшений храма, которые более или менее уцелели, были уже увезены в западную Европу. В настоящее время, из 5 не погибших, хотя и искалеченных метопов, только некоторые остаются на своих местах: 16 метопов южного фасада находятся в Британском музее, в Лондоне, один метоп — в Луврском музее и один — Акропольском музее, в Афинах. Остатки свалившихся и разбитых фронтонных групп перешли, главным образом, в Британский музей, где красуется также целая треть фриза, опоясывавшего целлу (главное помещение, святилище). Что касается до колоссальной статуи Афины, стоявшей в целле, то в конце III века до н.э. тиран Лахарий похитил часть ее драгоценных украшений, но сама статуя продолжала находиться в храме до конца IV века. Последнее имеющееся известие о ней относится к 375 г., вероятно, вскоре после того она была уничтожена, как бывший предмет языческого культа, неприемлемый для христиан.

Парфенон расположился на прямоугольной платформе (68,4х30,38 м.). По периметру идут колонны по 8 колонн в коротком фасаде и по 17 колонн в каждом длинном. Высота колонн по 11 м., диаметр их нижнего разреза 1,8 м.

Внутренность храма состояла из двух частей: из целлы, длиной в 100 футов (отсюда — другое название Парфенона, Гекатомпедон, то есть стофутный храм), и из заднего, менее обширного помещения, или описфодома. Два ряда колонн разделяли целлу на три нефа: на средний — широкий, и на два боковых, более узких. Над архитравом этих колонн стояли другие колонны меньшего размера, подпиравшие сложенную из мраморных плит крышу и устроенную в ней гипефру над срединой главного нефа.

В целле красовалась колоссальная статуя Афины (12 метров), одно из великолепнейших произведений Фидия. Богиня была представлена стоящей в простой, но величественной позе, в панцире, с эгидой на груди. У ее ног находился щит, слегка прислоненный к левой ноге. На нем покоилась левая рука богини, придерживавшая копье. На ладони правой руки стояла фигура Победы, величиной в человеческий рост, державшая лавровый венок. Высокий шлем Афины был украшен в середине изваянием сфинкса, а по бокам фигурами грифов. Вокруг копья, внизу, обвивалась змея — эмблема мудрости. На внутренней стороне щита была изображена рельефом гигантомахия, а на внешней — битва амазонок. Даже края одежды и сандалии богини были украшены изображениями битвы кентавров с лапифами. Вся статуя была исполнена на деревянной основе из чистого золота и слоновой кости, а не из бронзы и мрамора, как обычно. Так же — из чистого золота Фидий выполнил одежду и шлем богини, волосы и щит образовывали золотые пластины, а в глазницы были вставлены сапфиры.

Описфедом храма, лежавший позади целлы, представлял собой помещение, сообщавшееся с ее боковыми нефами посредством двух небольших дверей. Большая дверь вела из него в задний наружный портик, потолок этого помещения поддерживали четыре колонны. Здесь хранились храмовые драгоценности и утварь, равно как и государственная казна и важные общественные документы.

Великолепные скульптурные работы, исполненные Фидием и учениками этого мастера под его руководством, украшали различные части здания. Тимпаны обоих фронтонов были заняты группами, изображавшими, на восточном фронтоне «Рождение Афины из головы Зевса», а на западном — «Спор Афины с Посейдоном из-за обладания Аттикой».

Внешние стены целлы и описфодома украшал барельефный фриз работы Фидия, изображавший торжественную — в присутствии богов — процессию последнего дня панафинейского праздника, в которой в акрополь относился драгоценный пеплос, изготовленный для подарка Афине искуснейшими девушками Аттики. По своей величине, по гармоничной стройности архитектонических линий, по благородству целого, Парфенон представлял собой самое блестящее из произведений аттическо-дорического зодчества. Его красоту и живописность возвещала разноцветная, но не режущая глаз, окраска различных его частей.

К числу наиболее известных памятников древнеегипетской архитектура можно отнести Храм Рамсеса 2-го в Абу-Симбеле (8-й век до н.э.). Этот храм, наверное, самый исследованный храм во всём Египте, потому что в 19-м веке, при строительстве гидроэлектростанции он оказался в большой опасности. Для того, чтобы сохранить важнейший памятник архитектуры Древнего Египта ЮНЕСКО приняло решение о переносе храма на более высокое место. Его разобрали по частям и при этом смогли детально изучить всю структуру. Учёных поразил огромный объём знаний, которые использовали древнеегипетские архитекторы при строительстве этого храма. При строительстве были учтены геологические особенности местности, освещённость и многое другое.

Вся архитектура храма призвана показать величие Рамсеса 2. Это особенно подчеркивает фасад храма, вырубленный в скальном массиве в виде традиционного пилона - только невообразимых размеров, где вход в святилище обрамляют четыре исполинские, двадцатиметровой высоты фигуры Рамсеса II.

Ансамбль Абу-Симбеле состоит из двух частей: Большой храм, посвященный самому фараону Рамсесу II и трем богам: Амону, Ра-Хорахте и Птаху, и Малый храм, воздвигнутый в честь богини Хатор, в образе которой представлена жена Рамсеса II Нефертари-Меренмут.

Вход в храм Абу-Симбел ориентирован на восток. Два раза в год, 21 марта и 21 сентября, в 5 часов 58 минут луч солнца пересекает линию, находящуюся в 65 м от входа в храм, и освещает левое плечо Амон-Ра и Рамсеса II. Через несколько минут луч перемещается и освещает Хармакиса, а через 20 минут свет исчезает. Примечателен тот факт, что свет никогда не попадает на Птаха. Ведь Птах - владыка подземного мира и солнце ему ни к чему, он должен вечно пребывать во тьме.

Первые произведения первобытного искусства (которые дошли до нас) были созданы в эпоху палеолита. Чаще всего это искусство представлено в виде наскальной живописи. Ярким примером искусства эпохи палеолита является наскальная живопись в пещере Альтамира (Испания). Эта пещера была открыта только в 1879 году.

Живопись в пещере Альтамира нанесена простейшими красками – чёрной, красной, белой, жёлтой и поражает своей живостью. В пещере присутствуют изображения животных и отпечатки рук человека.

Самым ярким и запоминающимся изображением является изображение бизона. Он нарисован в натуральную величину (возможно это связано с неумением древнего человека изображать предметы в пространстве). Поражает яркость красок и простота линий. Это изображение часто сравнивают с изображениями импрессионистов. Есть различные мнения о предназначении изображений, ведь врядтли можно говорить о эстетическом предназначении. Существует мнение, что эти изображения служили для различных ритуальных целей. Изображение находится в тёмной пещере, поэтому это мнение имеет право на существование. Также возможно рисунки служили для наглядного примера животного, для тренировки навыков охотника. Однако, мы никогда не узнаем конкретное предназначение этих изображений. Можно лишь удивляться умениям первобытного человека, жившего около тридцати тысяч лет назад.

ARTPAINTER

Самые популярные посты

0

Искусство эпохи палеолита.

Первые произведения первобытного искусства (которые дошли до нас) были созданы в эпоху палеолита. Чаще всего это искусство представлено в...

0

Искусство Древнего Египта

К числу наиболее известных памятников древнеегипетской архитектура можно отнести Храм Рамсеса 2-го в Абу-Симбеле (8-й век до н.э.). Этот ...

0

Искусство Древней Эллады

Парфенон — наиболее известный античный архитектурный комплекс, расположенный на Афинском акрополе. Парфенон — главный храм в ...