@19andbored
19ANDBORED
OFFLINE

Конституционно-правовой статус межгосударственного союза России и Белоруссии

Дата регистрации: 22 мая 2012 года

Персональный блог 19ANDBORED — Конституционно-правовой статус межгосударственного союза России и Белоруссии

В результате работы с поисковыми системами Google, Яндекс, Рамблер, я выяснила, что наиболее оптимальный для меня Google, эта поисковая система находит больше результатов чем Yandex и Рамблер, находит больше иностранных источников по нужной мне теме, а интегрированная система перевода Google translate с легкостью переводит интересующие иностранные документы.

С момента подписания Договора «О создании Союзного государства» прошел ни один год. Наблюдая за достаточно успешным развитием сотрудничества, некоторые страны также выражают желание присоединиться к союзу. В настоящее время необходимо подчеркнуть, что при любых путях развития ситуации вокруг привлечения к Союзному государству самых различных "коалиционеров", сам этот союз для России и Белоруссии крайне важен.

В договоре разграничены предметы ведения союзного государства, принципы формирования экономического пространства.

Для осуществления целей и принципов Союзного государства его органы в пределах своей компетенции принимают нормативно-правовые акты, предусмотренные настоящим Договором, а именно: законы, Основы законодательства, декреты, постановления, директивы и резолюции. Органы Союзного государства также могут принимать рекомендации и заключения.

По предметам исключительного ведения Союзного государства принимаются законы, декреты, постановления и резолюции. Декреты и постановления принимаются органами Союзного государства на основании настоящего Договора и законов Союзного государства.

По предметам совместного ведения Союзного государства и государств-участников принимаются Основы законодательства, директивы и резолюции.

Нормативно-правовые акты Союзного государства по предметам совместного ведения Союзного государства реализуются путем принятия национальных нормативно-правовых актов государств-участников по соответствующим вопросам.

Законы и декреты предназначены для общего применения, являются обязательными во всех частях и после их официального опубликования подлежат прямому применению на территории каждого государства-участника.

В настоящее время Союз для России и Белоруссии крайне важен. Сегодня фактически только Белоруссия "мешает" замыканию геополитической Балтийско-Черноморской дуги, превращающейся не только в "санитарный кордон" между Россией и Западом, но и в реальный плацдарм для всех форм экспансии на российскую территорию. Если такое замыкание произойдет, речь пойдет уже о дележе территории самой России по тем или иным стратегическим схемам.

Кроме того, Белоруссия исключительно важна для России и как единственный по сути (в отсутствие Украины и Прибалтики) выход в Европу для транспортно-коммуникационных маршрутов (железные и автомобильные дороги, газопроводы и нефтепроводы, ЛЭП и т.д.). Уход Белоруссии из зоны "российской союзности" будет означать резкое наращивание уровня геополитической и геоэкономическое изоляции нашей страны.

Наконец, Белоруссия и Россия, хотя бы в силу унаследованной структуры своих хозяйственных комплексов, являются друг для друга пока незаменимыми производственно-технологическими партнерами и взаимодополняющими рынками, лишиться которых для каждой из республик будет крайне болезненно.

Использование конституционных механизмов членами Содружества позволит эффективнее решать многие региональные и глобальные проблемы.

Перспективы союза России и Белоруссии стали одной из наиболее важных проблем, обсуждаемых аналитиками. И это неудивительно, поскольку отношение к «братской республике» и к установившемуся там режиму является для россиян важным критерием при оценке адекватности самой российской власти.

В принципе, существует четыре сценария сближения России и Белоруссии:

1) полное поглощение,

2) продолжение нынешнего сближения на базе союзного договора,

3) сближение по типу ЕС,

4) самостоятельное развитие с надеждой объединиться когда-нибудь в «Соединенных Штатах Европы».

Поглощение Россией Белоруссии по образцу объединения Германии было бы наиболее эффективным и приемлемым вариантом для народов обеих стран. Разумеется, это повлекло бы за собой серьезные экономические издержки для России, однако, когда речь идет о стремлении братских народов к объединению, не следует измерять гармонию народных настроений экономической алгеброй. От такого развития событий более всего выиграл бы белорусский народ, так как для него закончилась бы эпоха экономической экзотики и неосталинской риторики. Впрочем, этот вариант является и наименее вероятным, поскольку белорусская правящая элита к нему совершенно не готова — для нее он равнозначен потере средств к существованию.

Продолжение движения в логике нынешнего союзного договора совершенно неприемлемо для России. Этот сценарий справедливо было бы назвать «ремонтом», т. е. состоянием неустойчивости и неопределенности, из которого участники ремонта могут извлекать личную пользу: ремонт всегда выгоден строителям. Расхождение таможенных тарифов, множественность валютных курсов, цены на энергоносители — эти и многие другие неурегулированные вопросы вредят союзу, однако выгодны отдельным участникам «строительства». Практика многих лет ремонта продемонстрировала его полную неэффективность — не только экономическую, но и политическую. Если посмотреть на эволюцию политических институтов России и Белоруссии, на произошедшие изменения в экономическом законодательстве двух стран, то нельзя не поразиться тому, как же далеко они разошлись друг с другом за годы сближения.

Объединение в «Соединенных Штатах Европы» может рассматриваться в качестве стратегической перспективы, однако этот сюжет не имеет прямого отношения к текущим проблемам и среднесрочным перспективам российско-белорусского союза.

Наконец, существует сценарий сближения, опирающийся на опыт западноевропейской интеграции, который становится весьма популярным. Строго говоря, опыт ЕС не может быть транслирован на российско-белорусские отношения непосредственно. Тому есть несколько причин. Во-первых, в ЕС объединялись народы, разделенные столетиями вражды и войн, тогда как в случае России и Белоруссии речь идет о народах, живших в составе единого государства. Во-вторых, в ЕС первоначально входили примерно равные по экономическому потенциалу страны. В-третьих, европейские страны имели примерно идентичные экономические и политические институты, тогда так в России и Белоруссии они различны и за прошедшие годы эволюционировали в противоположных направлениях. В-четвертых, реальная интеграция экономик наших стран уже сейчас гораздо ближе, чем была в послевоенной Западной Европе.

Следовательно, специфика отношений России и Белоруссии сама по себе еще не позволяет сделать однозначный вывод относительно перспектив использования опыта ЕС. Одни факторы создают предпосылки для более быстрой и более глубокой интеграции, другие, напротив, тормозят этот процесс.

Но существует еще один фактор сближения наших западноевропейских соседей, который принципиально важен для оценки перспектив российско-белорусского союза. Это близость базовых ценностей формирующих европейский союз народов. Наблюдая за поведением правящей элиты Белоруссии и, особенно, за решениями большинства белорусского народа на выборах, трудно сделать вывод, что российские и белорусские ценности находятся в одной системе координат. Можно спорить вслед за белорусской демократической оппозицией, на какой именно процент голосов мог бы рассчитывать Лукашенко при более честной системе выборов, однако вряд ли стоит сомневаться: большинство белорусских избирателей отдает предпочтение именно ему. О чем свидетельствует хотя бы опыт ЛДПР, в России политик подобного типа вряд ли получил бы большинство даже в самые тяжелые моменты посткоммунистической трансформации. И в этом глубочайшее расхождение между двумя странами.

Сказанное, однако, не должно закрывать дискуссию о необходимых шагах по формированию реального российско-белорусского союза. Политические обстоятельства, препятствующие этому союзу, могут отпасть, и тогда интеграция возобновится.

Для начала реального движения к объединению Белоруссия должна сама (хотя и с помощью России) пройти ту часть пути, которую Россия прошла за последнее десятилетие. Речь идет о восстановлении в Белоруссии реально функционирующей политической демократии, оздоровлении бюджета, принятии российской налоговой системы и таможенного законодательства. На этой базе можно начать и совместное движение к единой экономике.

Россия может и должна помочь братскому народу пройти свою часть пути. В самой же России весьма искаженно понимают эту помощь, предоставляя белорусскому правительству комфортные финансовые условия для существования — будь то дешевые энергоресурсы или кредитование бюджета. Между тем, как свидетельствует практика десятков стран (в том числе посткоммунистических), дешевые ресурсы не только не способствуют решению назревших проблем, но, напротив, тормозят преобразования.

Помощь нужна Белоруссии, прежде всего, в виде четкой политической позиции России и ее руководства относительно условий и направлений сближения двух стран, в виде технической помощи в осуществлении стабилизационных мероприятий и структурной реформы, в виде поддержки российского бизнеса, готового инвестировать в Белоруссию. И только в данном контексте имеет смысл обсуждать реальные возможности применения опыта формирования ЕС для создания союза России и Белоруссии. В���8���^��здать дополнительные рабочие места на предприятиях России и Беларуси.

4. «Повышение эффективности производства и переработки плодоовощной продукции на основе прогрессивных технологий и техники»

Основная цель – насыщение продовольственных рынков Беларуси и России конкурентоспособными продуктами питания из плодов и овощей отечественного производства в объемах и ассортименте, позволяющих удовлетворить покупательский спрос, повысить качество питания населения.

Для достижения этой цели необходимо реализовать такие конкретные задачи, как:

- разработка прогрессивных, экологически безопасных, ресурсо- и энергосберегающих технологий производства и переработки плодов и овощей;

- создание на их основе новой современной техники и освоение ее серийного производства;

- оснащение новой техникой белорусских и российских хозяйств и предприятий плодоовощной отрасли.

Выполнение Программы и дальнейшее использование ее результатов, то есть создание и внедрение современных безопасных ресурсо- и энергосберегающих технологий и конкурентоспособной техники для производства, транспортировки, послеуборочной доработки, хранения и глубокой комплексной переработки плодов и овощей позволит увеличить объемы производства, переработки и потребления населением плодоовощной продукции улучшенного качества и в расширенном ассортименте.

К основным программам союза России и Белоруссии относятся следующие:

1. «Создание компьютерных технологий программно-переналаживаемого оборудования, новых материалов и инструментов для обработки оптических деталей от микрооптики до астрооптики из традиционных и нетрадиционных оптических материалов»

Задачами программы являются: создание автоматизированного, управляемого компьютерами оборудования для обработки оптических компонентов, изготовления оптических систем и управления технологическими циклами; создание компьютеризированных контрольных устройств, предоставляющих полную информацию о ходе технологического процесса в реальном времени для системы управления качеством.

Социально-экономическая значимость программы состоит в следующем:

- сохранение и развитие научно-технического потенциала в области оптико-электронного приборостроения специального и гражданского назначения России и Белоруссии, совершенствование их интеграционных связей;

-обновление оптического производства новым компьютеризированным программно-переналаживаемым и экологически чистым оборудованием;

- развитие производства и обеспечения оптико-механическими и оптико-электронными приборами отраслей народного хозяйства;

- создание на базе данного оборудования новых форм организации производства оптической элементной базы оптико-электронных систем и комплексов «двойного» назначения, максимально адаптированных к условиям рынка.

2. «Развитие дизельного автомобилестроения на период до 2020 года»

Основная цель – создание и организация производства автомобильной техники, отвечающей современным международным и перспективным требованиям по экологии, экономичности, безопасности и надежности.

Основные задачи программы: разработка конструкций и организация производства различных видов большегрузной автомобильной техники, силовых агрегатов, систем, компонентов и материалов, отвечающих требованиям норм ЕВРО-3 и ЕВРО-4 по экологии, безопасности, экономичности и надежности.

Программой предусматривается проведение НИОКР по разработке конструкций автомобилей, двигателей, топливной аппаратуры, электронных систем и других автомобильных компонентов, проведению сертификационных мероприятий в России и при необходимости – в Европе. Эти работы носят инновационный характер и обеспечивают создание конструкций для реализации в инвестиционных проектах, направленных на создание новых, реконструкцию и техническое перевооружение существующих мощностей по производству дизельной автомобильной техники, компонентов, электронных систем и материалов. Создание специализированных мощностей по компонентам и электронным системам учитывает потребность автосборочных и автобусных заводов России и Беларуси, не являющихся непосредственными участниками программы.

В результате реализации программы ожидается:

- активизация и повышение эффективности экономики Российской Федерации и Республики Беларусь на основе развития производства на предприятиях автомобильной промышленности и в смежных отраслях;

- организация дизельного автомобилестроения, отвечающего перспективным техническим требованиям по экологии, безопасности и надежности, в количествах, удовлетворяющих основные потребности внутреннего рынка и государственные нужды;

- создание новых рабочих мест.

3. «Создание и организация серийного производства комплексов высокопроизводительных сельскохозяйственных машин на базе универсального мобильного энергосредства мощностью 200-450 л.с. на 2009-2016 годы»

Цель программы – создание конструкции и освоение производства комплексов высокопроизводительных сельскохозяйственных машин на базе универсального мобильного энергосредства с двигателем мощностью 200-450 л.с. и его модификации повышенной проходимости для Нечерноземной зоны России с мощностью двигателя 210-280 л.с.

Программа решает следующие основные задачи: повышение технической оснащенности сельскохозяйственного производства за счет обеспечения его техникой повышенной энергонасыщенности; повышение эффективности сельскохозяйственного производства за счет увеличения использования сельскохозяйственной техники (комплексов УЭС) до 1000-1200 часов в год вместо 150-200 часов (узкоспециализированной) в настоящее время.

Программа реализуется в два этапа. Первый этап – проведение НИР и ОКР по созданию универсального мобильного энергосредства и его модификации повышенной проходимости для Нечерноземной зоны России, а также высокопроизводительных комплексов машин и комбинированных агрегатов, проведение испытаний на машиноиспытательных станциях России и Беларуси. Второй этап – подготовка совместного производства универсальных мобильных энергосредств, комплексов уборочных машин и комбинированных агрегатов на предприятиях Беларуси и России, организация центров по реализации и сервису новой техники в регионах России и Беларуси.

Применение комплексов машин на базе УЭС позволит сократить материалоемкость машинно-тракторного парка в 1,7-2 раза, повысить производительность труда на 40-60%, сократить расход топлива на 25-30%, вдвое уменьшить потребность в мощных дизельных двигателях, создать дополнительные рабочие места на предприятиях России и Беларуси.

4. «Повышение эффективности производства и переработки плодоовощной продукции на основе прогрессивных технологий и техники»

Основная цель – насыщение продовольственных рынков Беларуси и России конкурентоспособными продуктами питания из плодов и овощей отечественного производства в объемах и ассортименте, позволяющих удовлетворить покупательский спрос, повысить качество питания населения.

Для достижения этой цели необходимо реализовать такие конкретные задачи, как:

- разработка прогрессивных, экологически безопасных, ресурсо- и энергосберегающих технологий производства и переработки плодов и овощей;

- создание на их основе новой современной техники и освоение ее серийного производства;

- оснащение новой техникой белорусских и российских хозяйств и предприятий плодоовощной отрасли.

Выполнение Программы и дальнейшее использование ее результатов, то есть создание и внедрение современных безопасных ресурсо- и энергосберегающих технологий и конкурентоспособной техники для производства, транспортировки, послеуборочной доработки, хранения и глубокой комплексной переработки плодов и овощей позволит увеличить объемы производства, переработки и потребления населением плодоовощной продукции улучшенного качества и в расширенном ассортименте.

Значение cоюза России и Белоруссии выходит за пределы обоих государств. Он может рассматриваться не только как ядро нового международного объединения, а, будучи открыт для любой третьей страны, которая разделяет цели и принципы cоюза, представляет из себя одну из возможных моделей углубления интеграции между всеми странами СНГ, а также за его пределами.

Среди основных направлений внешнеполитической деятельности Союзного государства можно выделить: координацию действий в сфере внешней политики, связанных с осуществлением Договора; принятие в состав Союзного государства других государств; взаимодействие в международной сфере по военным и пограничным вопросам, включая реализацию международных договоров по вопросам сокращения вооруженных сил и ограничения вооружений. Кроме того, важнейшими направлениями внешнеполитической деятельности являются обеспечение признания Союзного государства всем мировым сообществом, активное участие в деятельности и мероприятиях международных организаций, развитие всесторонних связей с бывшими республиками СССР в рамках СНГ, участие в обеспечении стабильности и безопасности на евразийском континенте и в мире.[21]

Главный акцент в интеграционном сотрудничестве России и Белоруссии ставится на создание единого экономического пространства. В этой плоскости ведется работа по углублению валютной интеграции, в рамках которой продолжается реализация Плана совместных действий правительств и Центробанков двух стран по введению единой денежной единицы Союзного государства, предусматривающего проведение структурных преобразований в области налогово-бюджетной, денежно-кредитной политики, внешнеэкономической деятельности, страхования, валютного регулирования. [22]

Активно развиваются российско-белорусские торгово-экономические связи. В 2005 г. двусторонний товарооборот составил 15,8 млрд.долл. Удельный вес Белоруссии во внешнеторговом обороте России составляет около 6%, а России во внешнеторговом обороте Белоруссии – порядка 50%.

Одним из важных направлений интеграции является реализация около 40 межгосударственных экономических, оборонных, социальных программ и проектов. Их финансирование осуществляется из бюджета Союзного государства, объем которого в 2006 г. составил более 3 млрд. российских рублей.

Расширению экономического сотрудничества содействует образование межгосударственных финансово-промышленных групп (МФПГ). Зарегистрировано 6 МФПГ: "БелРусАвто" - по развитию дизельного автомобилестроения; "Формаш" - по производству оборудования для выпуска химических волокон и нитей, переработки льна и шерсти; "Межгосметиз" - по производству металлокорда; "Электронные технологии" - по производству телевизоров и средств связи; "Оборонительные системы" и "Аэрокосмическое оборудование".

Большую роль в российско-белорусских отношениях играет быстро развивающееся межрегиональное сотрудничество. В настоящее время все 6 белорусских областей и Минск связаны соглашениями о сотрудничестве с 80 субъектами Российской Федерации. В Минске действуют представительства 6 российских регионов. В десяти регионах России открыты отделения посольства Белоруссии.

Осуществляется тесное внешнеполитическое взаимодействие. Россия и Белоруссия выступают с единых или близких позиций по основным международным проблемам, тесно сотрудничают в ООН, другими универсальными и региональными организациями. Поддерживаются активные контакты между внешнеполитическими ведомствами в рамках двухгодичной Программы согласованных действий в области внешней политики государств-участников Договора «О создании Союзного государства». В феврале 2006 г. состоялось четвертое совместное заседание коллегий МИД России и МИД Белоруссии, на котором была принята Программа согласованных действий в области внешней политики государств-участников Договора «О создании Союзного государства» на 2006 - 2009 гг.

Укрепляется российско-белорусское сотрудничество в сфере обороны и безопасности, антитеррористической деятельности, борьбы с преступностью. В декабре 2001 г. принята Военная доктрина Союзного государства. Эффективно функционирует совместная региональная группировка войск. Проводятся мероприятия по восстановлению кооперационных связей между предприятиями ВПК.

В социальной сфере ведется работа по выполнению положений Договора «О равных правах граждан». Значимым шагом стало создание единого миграционного пространства России и Белоруссии, обеспечение равных имущественных прав граждан двух стран, а также возможностей в получении бесплатного образования и при трудоустройстве. В январе 2006 г. подписаны соглашения по дальнейшему обеспечению равенства прав российских граждан в Белоруссии и белорусских граждан в России в сфере здравоохранения, пенсионной системы и налогообложения.

Интенсивный характер носят связи между Россией и Белоруссией в области культуры. В 2004 г. был проведен Год культуры Белоруссии в России, в 2005 г. – Год культуры России в Белоруссии. Наиболее крупным среди регулярных культурных мероприятий является частично финансируемый из бюджета Союзного государства фестиваль "Славянский базар". ?���x��H/��ставок и реализации вооружений и военной техники, объединенная система технического обеспечения вооруженных сил государств-участников;

6) единая торговая и таможенно-тарифная политика в отношении третьих стран, международных организаций и объединений;

7) единое законодательство об иностранных инвестициях;

8) разработка, утверждение и исполнение бюджета Союзного государства;

9) управление собственностью Союзного государства;

10) международная деятельность и международные договоры Союзного государства по вопросам, отнесенным к исключительному ведению Союзного государства;

11) функционирование региональной группировки войск;

12) пограничная политика Союзного государства;

13) стандарты, эталоны, гидрометеорологическая служба, метрическая система и исчисление времени, геодезия и картография;

14) статистический и бухгалтерский учет, единые банки данных;

15) установление системы органов Союзного государства, порядка их организации и деятельности, формирование органов Союзного государства.

В соответствии с Договором «О создании Союзного государства», вступившим в силу 26 января 2000 года, к органам Союзного государства Беларуси и России относятся Высший Государственный Совет, Парламент, Совет Министров, Суд и Счетная палата.

Высший Государственный Совет является высшим органом Союзного государства. В состав Высшего Государственного Совета входят главы государств, главы правительств, руководители палат парламентов государств-участников. Согласно Договору, в заседаниях Высшего Государственного Совета участвуют Председатель Совета Министров, Председатели Палат Парламента, Председатель Суда Союзного государства.

К основным задачам Высшего Государственного Совета относятся:

1) решение важнейших вопросов развития Союзного государства;

2) образование в пределах своей компетенции органов Союзного государства, включая органы управления отраслевого и функционального характера;

3) назначение выборов в Палату Представителей Парламента Союзного государства;

4) утверждение бюджета Союзного государства, принятого Парламентом Союзного государства, и годовых отчетов о его исполнении;

5) утверждение международных договоров Союзного государства, ратифицированных Парламентом;

6) утверждение государственной символики Союзного государства;

7) определение местопребывания органов Союзного государства;

8) заслушивание ежегодного отчета Председателя Совета Министров о реализации принятых решений.

Парламент Союзного государства является представительным и законодательным органом Союзного государства.

К основным вопросам ведения Парламента относятся:

1) решение вопросов развития нормативно-правовой базы интеграции государств-участников в политической, правовой, экономической, социальной, экологической, гуманитарной и других областях;

2) одобрение проекта Конституционного Акта Союзного государства;

3) принятие законов Союзного государства по вопросам, отнесенным к исключительному ведению Союзного государства;

4) принятие Основ законодательства Союзного государства по вопросам, отнесенным к совместному ведению Союзного государства и государств-участников;

5) внесение предложений по вопросам развития нормативно-правовой базы Союзного государства в органы Союзного государства;

6) содействие унификации законодательства государств-участников и внесение соответствующих предложений в органы государств-участников, обладающих правом законодательной инициативы;

7) обеспечение взаимодействия парламентов государств-участников;

8) заслушивание ежегодных посланий Высшего Государственного Совета о положении в Союзном государстве и об основных направлениях его развития;

9) принятие бюджета Союзного государства, заслушивание годовых и полугодовых отчетов о его исполнении;

10) ратификация международных договоров, заключаемых от имени Союзного государства;

Совет Министров является исполнительным органом Союзного государства. В Совет Министров входят Председатель Совета Министров, главы правительств, Государственный секретарь (на правах заместителя Председателя Совета Министров), министры иностранных дел, экономики и финансов государств-участников, руководители основных отраслевых и функциональных органов управления Союзного государства.

На заседания Совета Министров могут приглашаться руководители центральных банков и министры государств-участников.

Функции Совета Министров, его состав, а также порядок его деятельности определяются Положением, утверждаемым Высшим Государственным Советом. Государственный секретарь, руководители отраслевых и функциональных органов управления Союзного государства назначаются и освобождаются от должности Высшим Государственным Советом по представлению Председателя Совета Министров.

Совет Министров в соответствии со своей компетенцией, определенной Договором «О создании союзного государства» и решениями Высшего Государственного Совета, призван решать следующие задачи:

1) разрабатывать основные направления общей политики по вопросам развития Союзного государства и вносить их в Высший Государственный Совет для рассмотрения;

2) вносить в Высший Государственный Совет предложения по формированию отраслевых и функциональных органов Союзного государства и осуществлять руководство их деятельностью;

3) вносить в Парламент Союзного государства проекты союзных законов и Основ законодательства;

4) обеспечивать контроль над выполнением положений Договора, актов Союзного государства и при необходимости вносить мотивированные представления государствам-участникам в случае невыполнения обязательств, вытекающих из них;

5) разрабатывать и вносить в Парламент Союзного государства проект бюджета Союзного государства, обеспечивать исполнение бюджета, представлять Парламенту годовые и полугодовые отчеты об исполнении бюджета;

6) рассматривать отчеты и доклады Счетной палаты;

7) осуществлять управление собственностью Союзного государства;

8) обеспечивать создание и развитие единого экономического пространства, проведение единых финансовой, налоговой, кредитной, денежной, валютной, ценовой и торговой политики;

9) координировать процесс унификации законодательства государств-участников;

10) способствовать проведению согласованной политики государств-участников в международных делах, в сфере обороны, безопасности, обеспечения законности, прав и свобод граждан, обеспечения общественного порядка и борьбы с преступностью, а также в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения и охраны окружающей среды.

Совет Министров в пределах своей компетенции издает постановления, директивы и резолюции. Решение Совета Министров может быть приостановлено или отменено Высшим Государственным Советом.

Таким образом, нормативно-правовая база союза России и Белоруссии соответствует международным стандартам, обеспечивает равные права и свободы граждан. Органы Союзного государства наделены широкими полномочиями и достаточно успешно выполняют свои функции.

8 декабря 1999 года Российская Федерация и Республика Беларусь, руководствуясь волей народов России и Белоруссии к единению и опираясь на общность их исторических судеб, заботясь о жизненных интересах своих граждан, заключили Договор «О создании Союзного государства».

Главы России и Белоруссии были убеждены в том, что образование Союзного государства позволит объединить усилия в интересах социального и экономического прогресса обоих государств, продолжить развитие интеграционных процессов, заложенных Договором «Об образовании Сообщества России и Белоруссии» от 2 апреля 1996 года, Договором «О Союзе Беларуси и России» от 2 апреля 1997 года, Уставом Союза Беларуси и России от 23 мая 1997 года, а также реализовать положения Декларации «О дальнейшем единении России и Беларуси» от 25 декабря 1998 года.

Целями Союзного государства являются:

1) обеспечение мирного и демократического развития братских народов государств-участников, укрепление дружбы, повышение благосостояния и уровня жизни;

2) создание единого экономического пространства для обеспечения социально-экономического развития на основе объединения материального и интеллектуального потенциалов государств-участников и использования рыночных механизмов функционирования экономики;

3) неуклонное соблюдение основных прав и свобод человека и гражданина в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права;

4) проведение согласованной внешней политики и политики в области обороны;

5) формирование единой правовой системы демократического государства;

6) проведение согласованной социальной политики, направленной на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека;

7) обеспечение безопасности Союзного государства и борьба с преступностью;

8) укрепление мира, безопасности и взаимовыгодного сотрудничества в Европе и во всем мире, развитие Содружества Независимых Государств.

Союзное государство базируется на принципах суверенного равенства государств-участников, добровольности, добросовестного выполнения ими взаимных обязательств. Также оно основано на разграничении предметов ведения и полномочий между Союзным государством и государствами-участниками. Союзное государство России и Белоруссии является светским, демократическим, социальным, правовым государством, в котором признаются политическое и идеологическое многообразие.[20]

К исключительному ведению Союзного государства относятся:

1) создание единого экономического пространства и правовых основ общего рынка, обеспечивающего свободное перемещение товаров, услуг, капиталов, рабочей силы в пределах территорий государств-участников, равные условия и гарантии для деятельности хозяйствующих субъектов;

2) единая денежно-кредитная, валютная, налоговая и ценовая политика;

3) единые правила конкуренции и защиты прав потребителей;

4) объединенные транспортная и энергетическая системы;

5) разработка и размещение совместного оборонного заказа, обеспечение на его основе поставок и реализации вооружений и военной техники, объединенная система технического обеспечения вооруженных сил государств-участников;

6) единая торговая и таможенно-тарифная политика в отношении третьих стран, международных организаций и объединений;

7) единое законодательство об иностранных инвестициях;

8) разработка, утверждение и исполнение бюджета Союзного государства;

9) управление собственностью Союзного государства;

10) международная деятельность и международные договоры Союзного государства по вопросам, отнесенным к исключительному ведению Союзного государства;

11) функционирование региональной группировки войск;

12) пограничная политика Союзного государства;

13) стандарты, эталоны, гидрометеорологическая служба, метрическая система и исчисление времени, геодезия и картография;

14) статистический и бухгалтерский учет, единые банки данных;

15) установление системы органов Союзного государства, порядка их организации и деятельности, формирование органов Союзного государства.

Нормативно-правовая база союза базируется на следующих основных документах:

1) Договор «О создании Союзного государства»

Договор подписан 8 декабря 1999г., вступил в силу 26 января 2000г.

2) Договор «О равных правах граждан»

Данный договор обеспечивает равные права граждан избирать и быть избранными в выборные органы союза; на участие в хозяйственной деятельности на территориях России и Белоруссии; на получение среднего, среднего специального, высшего и послевузовского профессионального образования; на приобретение, владение, пользование и распоряжение имуществом на своих территориях; на трудоустройство, оплату труда и предоставление других социально-правовых гарантий на территориях Беларуси и России.

3) Договор «О сотрудничестве в области социального обеспечения»

Настоящий Договор распространяется на отношения, регулируемые законодательством договаривающихся сторон о государственном социальном обеспечении, обязательном (государственном) социальном страховании и обязательном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, в том, что относится к:

— пособиям по временной нетрудоспособности и материнству;

— пособиям по безработице;

— трудовым пенсиям по возрасту (по старости), инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет и социальным пенсиям;

— пособиям в случае трудового увечья или профессионального заболевания;

— пособиям для семей с детьми;

— пособиям на погребение.

4) Постановление «Об обеспечении равных прав на приобретение в собственность, владение, пользование и распоряжение имуществом»

В соответствии с данным постановлением граждане Республики Беларусь и Российской Федерации по своему усмотрению владеют, пользуются и распоряжаются принадлежащим им на территории другого государства союза имуществом наравне с гражданами этого государства. Гарантированная законодательством Союзного государства зашита права собственности относится в равной мере к гражданам Республики Беларусь в Российской Федерации и к гражданам Российской Федерации в Республике Беларусь.

5) Решение Высшего Совета «О беспрепятственном обмене жилых помещений»

Основная цель данного решения состоит в том, что обмен жилыми помещениями между гражданами Республики Беларусь и Российской Федерации, постоянно проживающими на территориях обоих государств и переселяющимися из Республики Беларусь в Российскую Федерацию или из Российской Федерации в Республику Беларусь, осуществляется беспрепятственно в соответствии с национальным законодательством обоих государств. Такой обмен является основанием для выдачи им разрешений на постоянное жительство в Белоруссии или в России.

6) Решение Высшего Совета «О равных правах на трудоустройство, оплату труда и предоставление других социально-трудовых гарантий»

На основе данного решения Высшего Совета порядок регулирования привлечения и использования иностранной рабочей силы в отношении граждан Республики Беларусь в Российской Федерации и граждан Российской Федерации в Республике Беларусь не применяется. Документы, выданные в Белоруссии и России для реализации трудовых прав и социально-трудовых гарантий их граждан, или их копии, заверенные в установленном порядке, признаются без легализации. Трудовой стаж, включая стаж, исчисляемый в льготном порядке, и стаж работы по специальности, приобретенный в связи с трудовой деятельностью на территории обеих стран, взаимно признается за их гражданами. Исчисление трудового стажа граждан производится в соответствии с законодательством государства трудоустройства.

7) Постановление «О взаимном предоставлении равных прав в получении всесторонней медицинской помощи»

Данное постановление гарантирует то, что каждое из государств обеспечивает гражданам другого государства доступность и равные со своими гражданами права на все виды медицинской помощи. Взаиморасчеты за оказание гражданам Республики Беларусь в Российской Федерации и гражданам Российской Федерации в Республике Беларусь скорой и неотложной медицинской помощи и лечение социально значимых заболеваний не производятся.

��������ми. Об общенародном голосовании за принятие Договора речи в нем не идет. Реальное создание Союзного государства определяется Конституционным Актом, который предусматривает вынесение его на референдумы в государствах-участниках. Таким образом, основной документ - Договор - на референдум не выносится, а выносится производный от него проект Конституционного Акта Союзного государства, разработанный в его развитие и продолжение.

Если учредительной власти нет и под Договором стоят подписи двух президентов, которые лишь руководствуются, как сказано в преамбуле Союзного Договора, волей народов России и Белоруссии к «единению», то по своей форме учредительный договор становится международным и для придания ему юридической силы достаточно его ратификации парламентами двух государств. Для придания же Договору юридической силы учредительного акта необходим референдум, что и предусмотрено Конституционным Актом Союзного государства.

Чем более полно выражается воля народа, тем весомее и совершеннее учредительная власть. Нередко формы сочетания учредительной и действующей власти становятся настолько усложненными, что трудно провести грань между ними. Договор о создании Союзного государства начинается словами: «Российская Федерация и Республика Беларусь, руководствуясь волей народов России и Белоруссии…», а заканчивается тем, что «за» Российскую Федерацию и «за» Республику Беларусь подписываются президенты этих республик. Для придания Договору значения первичного учредительного акта в нем предусматривается принятие Конституционного Акта. Приоритет отдается воле народов России и Белоруссии.

Таким образом, международные договоры не обладают учредительной силой по созданию государств, они не могут определять форму правления, государственное устройство, правовую систему государства.

Между учредительной, законодательной и президентской властями всегда должна проходить ясная и четкая грань, в противном случае возникает опасность узурпации учредительной власти со стороны власти законодательной или президентской. Недопустимо, чтобы конституционные нормы трансформировались в нормы, в результате чего возникает подмена: учредительная власть регулируется нормами международного права, а законодательная или президентская власть становится выше власти учредительной.

Появление целого ряда межгосударственных объединений «в рамках СНГ» на основе международных договоров стало результатом ослабления действия учредительной власти во всех странах-участницах. Процесс создания объединений вышел из-под контроля демократических институтов, предусмотренных основами конституционного строя (референдумы, прямые свободные выборы, контроль парламентов и т.д.). Создание каждого межгосударственного объединения сопровождалось образованием многочисленных органов (межпарламентских ассамблей, парламента, Высшего государственного Совета и Совета Министров Союзного государства, исполнительных комитетов), при которых, в свою очередь, стали бесконтрольно развиваться различные советы, комиссии, комитеты.

Договор о создании Союзного государства от 8 декабря 1999 г., если судить по его содержанию, является учредительным документом. Он устанавливает принципы Союзного государства, основы разграничения предметов ведения и полномочий между Союзным государством и государствами-участниками, закрепляет основные элементы федеративного государства: территорию, границы, гражданство, систему органов и др. Все эти государственно-правовые институты могут определяться только конституционным путем, включая референдумы. Международные договоры здесь не применяются: у них другие цели и функции.

К сожалению, в Договоре о создании Союзного государства тема референдума занимает далеко не первое место. Сам Договор вступил в силу с использованием процедур международного права. Чтобы придать ему видимость учредительного акта, было предусмотрено принятие (с соблюдением всех норм Союзного Договора) Конституционного Акта Союзного государства. Но и он не наделялся учредительной силой, поскольку должен быть одобрен лишь на референдумах государств-участников.

Вместо того чтобы занять позицию укрепления в проекте Конституционного Акта государственно-правовых, конституционных механизмов, с помощью которых только и возможно создание Союзного государства, обе стороны стали выдвигать на первый план в многочисленных вариантах Конституционного Акта принципы международного права. В частности, Союзное государство трансформировалось в «межгосударственное образование нового типа»; для принятия решения органами Союзного государства предусматривалось использование «права блокирования» принятия решения представителями одного государства, а также права вето на законы Союзного государства и т.д.

Парадокс ситуации состоял в том, что для создания «межгосударственного образования нового типа» Союзный Договор вообще не нужен. Не нужен и Конституционный Акт. Достаточно использовать для этих целей ст. 79 Конституции Российской Федерации и ст. 8 Конституции Республики Беларусь, что не потребует изменений в Конституциях обоих государств.

Среди специалистов наметились два разных подхода. Одни призывают не торопиться с образованием Союзного государства, предварительно создать экономические и другие условия, но для этого достаточно межгосударственных форм сотрудничества, чему были посвящены предшествующие договоры тех же государств о Сообществе и Союзе.

Другие полагают, что следует двигаться дальше и формировать федеральное государство, чему и посвящен Договор о создании Союзного государства, а также подготовленный на его основе проект Конституционного Акта. Именно Союзное государство обладает более эффективными властными механизмами и рычагами, позволяющими, как утверждают сторонники такого подхода, быстрее решать геополитические, макроэкономические и интеграционные задачи.

Какой путь будет избран – вопрос высокой политики. И только после того как тот или иной выбор будет сделан, станет возможным создание единой организационно-правовой базы.

Соответственно и юристы должны будут заниматься либо «трансформацией», «унификацией», «имплементацией» норм международного права в национальное законодательство, либо созданием единой правовой системы Союза.

Опыт западных стран показывает, что формирование организационно-правовых механизмов по разработке и принятию для органов Союзного государства многочисленных проектов нормативных актов в соответствующих сферах, анализ всех вариантов последствий принимаемых решений, экономические расчеты и подсчеты являются важнейшим условием, облегчающим принятие политических и экономических решений на уровне президентов России и Белоруссии.

Исходя из интересов развития двух государств, предстоит, очевидно, снова осмысливать и конкретизировать Программу действий по реализации Договора. При этом следует учесть огромный теоретический задел и практический опыт развития таких программ как у нас, так и на Западе.

Поэтапное воссоединение двух государств в последнее время приостановилось. Во многом из-за противоречий, заложенных в самом Договоре, которые и завели этот процесс в неизбежный юридический тупик. На стадии обсуждения проекта Конституционного Акта эти противоречия затруднили и саму работу над этим актом. Вместо того чтобы представить на подпись президентам новый, на этот раз профессионально составленный, вариант договора, его авторы все надежды на выход из тупика стали возлагать на политическую волю президентов.

Договор о создании Союзного государства вступил в силу после подписания его главами двух государств, ратификации и обмена ратификационными грамотами. Об общенародном голосовании за принятие Договора речи в нем не идет. Реальное создание Союзного государства определяется Конституционным Актом, который предусматривает вынесение его на референдумы в государствах-участниках. Таким образом, основной документ - Договор - на референдум не выносится, а выносится производный от него проект Конституционного Акта Союзного государства, разработанный в его развитие и продолжение.

Если учредительной власти нет и под Договором стоят подписи двух президентов, которые лишь руководствуются, как сказано в преамбуле Союзного Договора, волей народов России и Белоруссии к «единению», то по своей форме учредительный договор становится международным и для придания ему юридической силы достаточно его ратификации парламентами двух государств. Для придания же Договору юридической силы учредительного акта необходим референдум, что и предусмотрено Конституционным Актом Союзного государства.

Известно, что с 1994 г. Россия и Белоруссия идут по пути интеграции. Для всестороннего сотрудничества была создана соответствующая правовая база.

К числу главных документов, отражающих политическое взаимодействие Российской Федерации и Республики Беларусь, следует отнести те, которые появились в 1996 г. и последующие годы. Это: Договор о создании Сообщества (1996 г.). Договор о создании Союза России и Белоруссии и Устав Союза России и Белоруссии (1997 г.). Договор о создании Союзного государства и Программа по реализации Союзного договора от 8 декабря 1999 г. Проект Конституционного акта Союзного государства России и Белоруссии ("Принципы Конституционного акта Союзного государства" от 1 февраля 2002 г.) и др.

I этап: Подписание Договора об образовании Сообщества России и Белоруссии от 2 апреля 1996 г. В Договоре стороны поставили перед собой следующие задачи:

- формирование единого экономического пространства;

- синхронизация проводимых реформ;

- восстановление объединенных транспортной и энергетической систем, общего научно-технологического и информационного пространств;

- формирование единой законодательной и нормативно-правовой базы;

- проведение унификации денежно-кредитной и бюджетной систем;

- создание условий для введения общей валюты;

- завершение создания общего таможенного пространства с единой системой управления;

- согласование своей внешней политики, позиций по основным международным вопросам;

- взаимодействие в обеспечении безопасности, охране границ, борьбе с преступностью.

Договор об образовании Сообщества специально оговаривал неприкосновенность суверенитета, независимости, территориальной целостности Белоруссии и России. Оставаясь субъектами международного права, эти государства самостоятельно действуют на международной арене.

В соответствии с Договором на паритетной основе начали действовать межгосударственные органы и отраслевые органы управления. В качестве представительного органа начало работать Парламентское Собрание, которое формировалось из равного числа парламентариев России и Белоруссии.

Договор был открыт для присоединения других государств, разделяющих его принципы. Дальнейшее развитие Сообщества и его устройство должны были определяться референдумами. День 2 апреля объявлялся в России и Белоруссии праздником Единства народов.

II этап: 2 апреля 1997 г. Президенты двух стран подписали Договор о Союзе Беларуси и России. Документ был основан на Договоре об образовании Сообщества России и Белоруссии от 2 апреля 1996 г., развивал его положения в целях достижения действенной интеграции в экономической и других областях общественной жизни.

Неотъемлемой частью Договора должен был стать Устав Союза. 23 мая 1997 г. на заседании Высшего Совета Сообщества России и Белоруссии Устав и оговор были одобрены и в тот же день, подписаны Президентами. После чего были переданы на ратификацию в парламенты, которыми они вскоре были одобрены.

Договор, преобразуя Сообщество Беларуси и России в Союз Беларуси и России, дает возможность поднять российско-белорусские отношения на новый качественный уровень, обозначает политическую перспективу дальнейшего развития этих отношений.

По данным социологического вопроса около 80% россиян высказались за Союз с Белоруссией. Несколько больший процент выступающих за Союз был выявлен в Беларуси.

Устав Союза Беларуси и России уравнивал в правах граждан обоих государств. В соответствии с ним был введен институт гражданства Союза. Предусматривалось постепенное формирование унифицированной валютной системы. Согласно решению Высшего Совета Союза ранее созданные органы Сообщества были преобразованы в органы Союза.

III этап: В конце декабря 1998 г. Президентами двух стран была подписана Декларации о дальнейшем единении России и Белоруссии. В ней были сформулированы основные задачи по созданию Союзного государства:

- разработка и вынесение на всенародное обсуждение проекта соответствующего договора;

- формирование союзных органов государственной власти и управления;

- выработка механизма проведения общей политики в международных делах;

- вопросы обороны и безопасности.

В экономической сфере предполагалось создание единого экономического пространства, в социально-гуманитарной сближение социальных стандартов и обеспечение соблюдения прав граждан в соответствии с общепризнанными нормами международного права.

Помимо этого Президенты подписали еще два важных соглашения: Договор о равных правах граждан и Соглашение о создании равных условий субъектам хозяйствования.

Принятие указанных документов означало переход России и Белоруссии на качественно новый уровень интеграции в политической, экономической и социально-гуманитарной сферах.

28 апреля 1999 г. в Москве Б.Н. Ельцин и А.Г. Лукашенко подписали 14 решений Высшего Совета Беларуси и России, в том числе:

- о завершении формирования единого таможенного пространства Союза Беларуси и России;

- о концепции безопасности Союза Беларуси и России;

- о концепции пограничной политики Союза Беларуси и России;

- о концепции совместного оборонного заказа государств - участников Союза Беларуси и России.

8 октября 1999 г. одновременно в России и Белоруссии на всенародное обсуждение был вынесен проект Договора о создании Союзного государства. В тот же день публикуется проект Программы действий по реализации данного Договора.

В конце ноября 1999 г. Договор о создании Союзного государства представлен Президентам России и Белоруссии для подписания. 8 декабря 1999 г. Президенты Б.Н. Ельцин и А.Г. Лукашенко подписали Договор и Программу действий по реализации его положений. 26 января 2000 г. Договор вступил в силу.

Это был самый сильный интеграционный шаг России на постсоветском пространстве, хотя уже тогда многие эксперты отмечали его предвыборный характер, т.к. идея объединения двух государств была очень популярна в общественном мнении и в России, и в Белоруссии.

С выполнением Программы должен быть завершен процесс создания Союзного государства с единым экономическим пространством, единой денежной единицей, общим бюджетом, единым таможенным пространством и транспортной системой, что можно трактовать как промежуточную форму между федеративным и конфедеративным устройством, но решающую роль для определения будущей формы мог бы играть конкретный план последовательности интеграционных действий, которого в документах не содержалось.

В Программе не оказалось места ни конкретной разбивке процесса интеграции на этапы с определением их последовательности, ни какие-либо сроки её исполнения.

IV этап: В течение 2000 и 2001 гг. продолжалась работа по формированию Союзного государства. Состоялось несколько заседаний высших органов Союзного государства. Было принято решение о введении единой денежной валюты с 2008 г.

Одной из важнейших задач, стоящих перед двумя государствами, являлась разработка и принятие Конституционного Акта Союзного государства, определяющего государственное устройство и основы функционирования его институтов.

В 2001 году началась разработка основных положений проекта Конституционного Акта Союзного государства России и Белоруссии. Была создана Рабочая группа под руководством заместителя руководителя администрации Президента Республики Беларусь Л.П. Козика. 1 февраля 2002 г. Рабочая группа подготовила проект документа "Принципы Конституционного акта Союзного государства".

На заседании Высшего Госсовета с участием Президентов России и Белоруссии в Минске 20 января 2003 г. был утвержден состав совместной комиссии по разработке проекта Конституционного Акта во главе с руководителями нижних палат парламентов обеих стран, которой подготовил проект названного документа.

Проект Конституционного Акта после его одобрения Высшим Государственным Советом Союзного государства должен быть вынесен на референдум России и Белоруссии.

V этап. В 2002 году В.Путин предложил строить Союзное государство на несколько иных основаниях – по образцу ЕС. В апреле 2002 года между странами было подписано соглашение, по которому Россия обязывалась поставлять газ в Белоруссию по внутрироссийским ценам в ближайшие пять лет. Впрочем, считать это шагом, связанным с интеграционными планами, вряд ли можно. Целью Газпрома было получение контроля над Белтрансгазом. Беларусь со своей стороны обещалась создать через год и два месяца газотранспортное совместное предприятие Газпрома и Белтефтегаза с паритетным участием. В связи с чем в ноябре 2002 г в двусторонних отношениях возник первый серьёзный кризис.

Нефтяной – второй кризис отношений России и Белоруссии. 1 января 2007 Россия ввела пошлины на экспорт нефти в Белоруссию ($180,7 за тонну), что сделало нерентабельным всю белорусскую переработку нефти. В ответ Минск ввёл плату за транзит нефти в размере $45 за тонну. Отказ России платить вынудил Белоруссию перекрыть нефтепроводы «Дружба-1» и «Дружба-2», в результате чего уже 8 января 2007 г. были остановлены поставки нефти в Словакию, Венгрию, Польшу, Чехию и Германию..

После газового и нефтяноого кризиса в Белоруссии встал вопрос о поиске путей диверсификации поставок энергоносителей. Было принято решение изучить возможность альтернативных поставок нефти через балтийские порты и нефтепровод Вентспилс-Новополоцк. Ещё с осени 2006 года Белоруссия развивала тему Энергетического союза с Украиной. Лукашенко теперь рассчитывает на поставки нефти из Ирана, Венесуэлы и Азербайджана. 26 января 2007 г. А.Лукашенко признал, что односторонняя ориентация на Россию была ошибкой.

Результатом двух кризисов стал переход Белоруссии к концепции многосекторной внешней политики.

Профессор Ф.Н. Клоцвог так оценил результат газового кризиса между Белоруссией и Россией: «Россия идет на окончательное разрушение постсоветского пространства, экономическая интеграция которого имела бы важное стратегическое значение для укрепления геополитического положения России в мире и явилась бы существенным дополнительным фактором роста российской экономики».

Согласно преамбуле к договору Российская Федерация и Республика Беларусь договорились о создании союзного государства «руководствуясь волей народов России и Белоруссии к единению и опираясь на общность их исторических судеб, заботясь о жизненных интересах своих граждан; будучи убеждены в том, что образование Союзного государства позволит объединить усилия в интересах социального и экономического прогресса обоих государств; движимые стремлением продолжить развитие интеграционных процессов, заложенных Договором об образовании Сообщества России и Белоруссии от 2 апреля 1996 года, Договором о Союзе Беларуси и России от 2 апреля 1997 года, Уставом Союза Беларуси и России от 23 мая 1997 года, а также реализуя положения Декларации о дальнейшем единении России и Беларуси от 25 декабря 1998 года; подтверждая приверженность целям и принципам Устава Организации Объединенных Наций и желание жить в мире и добрососедстве с другими государствами; действуя в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права».

Целями Союзного государства являются:

-Обеспечение мирного и демократического развития братских народов государств-участников, укрепление дружбы, повышение благосостояния и уровня жизни;

-Создание единого экономического пространства для обеспечения социально-экономического развития на основе объединения материального и интеллектуального потенциалов государств-участников и использования рыночных механизмов функционирования экономики;

-Неуклонное соблюдение основных прав и свобод человека и гражданина в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права;

-Проведение согласованной внешней политики и политики в области обороны;

-Формирование единой правовой системы демократического государства;

-Проведение согласованной социальной политики, направленной на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека;

-Обеспечение безопасности Союзного государства и борьба с преступностью;

-Укрепление мира, безопасности и взаимовыгодного сотрудничества в Европе и во всем мире, развитие Содружества Независимых Государств.

Достижение целей Союзного государства должно осуществляется поэтапно с учетом приоритета решения экономических и социальных задач. Конкретные мероприятия и сроки их выполнения определяются решениями органов Союзного государства или договорами государств-участников.

Договор предусматривает принятие Конституции Союзного государства по мере становления Союзного государства.

В октябре 2004 года гос. секретарь союзного государства П. Бородин в интернет-интервью сказал, что «мы планируем в декабре этого года провести заседание Совета Министров Союзного государства и заседание Высшего Государственного Совета, который рассмотрит проект Конституционного акта Союзного государства и внесет его на референдум. Безусловно, здесь нужна политическая воля и решение наших президентов, наших правительств и наших парламентов. Я в отличие от многих политиков участвую в разговорах, которые ведут и президенты, и премьеры. И вам сразу хочу сказать, что настрой президентов и премьеров однозначен - нужно создавать Союзное государство, нужно создавать рабочие места. И Беларусь, и Россия не просто морально, духовно, нравственно и исторически близкие народы, это действительно одно государство. И нам надо четко это понять. Я думаю, что на ближайшем заседании Высшего Государственного Совета эти правила игры будут выработаны, и мы внесем обсуждения проекта Конституционного акта уже на будущий год»

Союзное государство базируется на принципах суверенного равенства государств-участников, добровольности, добросовестного выполнения ими взаимных обязательств. Союзное государство основано на разграничении предметов ведения и полномочий между Союзным государством и государствами-участниками.

Для реализации целей Союзного государства создаются Высший Государственный Совет, Парламент, Совет Министров, Суд, Счетная палата Союзного государства.

Государственную власть в государствах-участниках осуществляют образованные ими в соответствии с их конституциями государственные органы.

Союзное государство является светским, демократическим, социальным, правовым государством, в котором признаются политическое и идеологическое многообразие.

Территория Союзного государства состоит из государственных территорий государств-участников. Государства-участники обеспечивают целостность и неприкосновенность территории Союзного государства. Внешней границей Союзного государства являются границы государств-участников с другими государствами или пространственный предел действия государственных суверенитетов государств-участников.

В Союзном государстве признаются и защищаются равным образом все формы собственности, принимаются необходимые законодательные и иные меры по обеспечению равных прав, обязанностей и гарантий субъектам хозяйствования любых организационно-правовых форм, а также гражданам, обладающим статусом предпринимателя, в соответствии с законодательством государств-участников.

Союзное государство имеет свой герб, флаг, гимн и другие атрибуты государственности. Официальными языками Союзного государства являются государственные языки государств-участников, Граждане государств-участников являются одновременно гражданами Союзного государства.

В Союзном государстве признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права.

В книге Година Ю.Ф. «Россия и Белоруссия на пути к единению» прописана цель объединения России и Белоруссии точки зрения определенных военно-политических кругов. Годин говорит о том, что в российском руководстве объединение России с Белоруссией представляет собой адекватный ответ на запланированное расширение НАТО на восток и предоставляет в распоряжение России военно-стратегическое предполье на западе.

Для Белоруссии объединение с Россией в военно-политическом плане означает следующее: Россия берет на себя обслуживание и уничтожение оружия, находящегося на территории Беларуси; обеспечивает демонтаж и вывод российского ядерного оружия и стратегических ракетных вооружений с территории Белоруссии; Россия становится мощной силовой поддержкой в случае конфликтных ситуаций.

Союз с Белоруссией обеспечивает России прямой доступ к Калининградскому анклаву, сохраняет открытыми ворота в Европу, экономит значительные средства, необходимые для создания системы военно-стратегического сдерживания на западной границе России, поскольку объекты ПВО на территории Белоруссии обеспечивают безопасность всего пространства Союза Российской Федерации с Республикой Беларусь. Про Российская позиция Белоруссии также «разрывает» Балто-Черноморский коридор, который в противном случае может отгородить Россию от основных магистралей транспортировки нефти через Латвию и Литву в Балтийское море и через Украину - в Черное.

С образованием Союзного государства создаются реальные предпосылки дальнейшей интеграции России и Белоруссии в единое общеевропейское пространство, качественного укрепления их позиций на международной арене. Таким образом, обе страны выигрывают от сближения

Советский Союз распался быстро. Надежды на СНГ как на замену СССР не оправдались. Содружество не заменило Союз. Государства, входящие в него, последние годы ведут самостоятельную, часто несогласованную друг с другом и с Россией политику, углубляется процесс дезинтеграции их экономик. Грузия заявляет о своем намерении войти в НАТО, Украина балансирует между Соединенными Штатами Америки, Европейским союзом и Россией. Существуют попытки найти модели безопасности без России в рамках СНГ. (Годин Ю.Ф. Россия и Белоруссия на пути к единению. М., 2001. С.84.)

Именно президенты России и Белоруссии оказались в своем стремлении к интеграции единомышленниками, хотя первоначально были на противоположных позициях.

Для Ельцина союз России и Белоруссии - это была попытка хоть что-то восстановить из утраченного, хоть как-то оправдаться перед историей за распад СССР. Для Лукашенко - это шанс войти в историю, в российскую политику. Кроме того, для Лукашенко - это был шанс одним ударом решить многие проблемы экономики Белоруссии, которая сильно зависела от российской. Так, разные мотивы двух совершенно разных людей с разной историей и судьбой пересеклись в одной точке, побуждая каждого из них стремиться к подписанию договора о создании союза. (Бородин П. Союзное государство России и Белоруссии – новая геополитическая реальность// газета «Ведомости», – 2006. – С. 8-9)

Главы России и Белоруссии понимали, что объединение - долгий процесс. Годы уходят на интеграцию законодательств, создание единого бюджета и единой валюты. Перед ними стоял пример европейской интеграции. Европа создавала и вводила единую валюту около 10 лет. Страны доводили свои бюджеты до определенного уровня дефицита, экономики до определенного уровня инфляции, чтобы можно было объединяться на равных условиях. Также на долгие годы может затянуться построение политической, законодательной и экономической систем союза. И только после этого можно будет перейти к более глубокой интеграции - сокращению полномочий органов власти России и Белоруссии, постепенной передаче их союзному президенту, правительству и парламенту.

После распада Союза ССР в отношениях между бывшими союзными республиками присутствует не только стремление к суверенизации, но и в той или иной степени проявляются интеграционные процессы. Наиболее тесного межгосударственного сближения на постсоветском пространстве достигли Россия и Белоруссия. Отражением высокой степени российско-белорусской интеграции является Договор между Российской Федерацией и Республикой Беларусь от 8 декабря 1999 года «О создании союзного государства»[1], согласно которому государства-участники создают Союзное государство, знаменующее собой новый этап в процессе единения народов двух стран в демократическое правовое государство.

Договор о создании Союзного государства российско-белорусский интеграционный союз называет «государством», но не определяет форму его государственного устройства. В проекте Принципов Конституционного акта Союзного государства указывалось, что по своей правовой природе Союзное государство является межгосударственным образованием нового типа, что и следовало бы закрепить в Конституционном акте[2]. Вместе с тем основной проект Конституционного акта Союзного государства подобного положения не содержит, оставляя непроясненным правовой статус российско-белорусского союза[3].

Среди конституционалистов анализ юридической природы созданного интеграционного объединения Российской Федерации с Республикой Беларусь вызывает неоднозначную трактовку. Например, К.В. Арановский пишет, что Россия и Белоруссия образовали внутри СНГ свой союз — фактически конфедерацию внутри конфедерации. То, что достигнутый в настоящий момент этап интеграции соответствует варианту конфедерации, отмечают в своем исследовании о форме российско-белорусского Союзного государства проф. Г.В. Мальцев и И.Н. Барциц[4]. Аналогичной точки зрения придерживается И.П. Блищенко, указывающий, что Союзный договор о конфедерации требует одобрения на референдумах двух государств[5].

Проф. Н.А. Михалева считает, что модель Союзного государства, определенная учредительным Договором, несет в себе черты не только конфедеративного, но и федеративного союза[6]. С характеристиками создаваемого Союзного государства как конфедерации не согласен Ю. Тихомиров, считающий его новой разновидностью государства[7]. Другие вообще подвергают сомнению государственный статус Союзного государства[8].

Чтобы понять конституционно-правовой статус российско-белорусского объединения, необходимо провести системный анализ основных его элементов, причем не только в абстрактном нормативно-текстуальном контексте, а с учетом фактически сложившихся отношений.

Одним из качественных признаков государственного образования является его территориальность, т. е. наличие тем или иным образом определенного территориального пространства, на которое распространяется верховная государственная власть. Территория также средство обособления и географической идентификации государства в сфере международных отношений.


[1] См.: Договор между Российской Федерацией и Республикой Беларусь от 8 декабря 1999 г. «О создании союзного государства» // СЗ РФ. — 2000. — № 7. — Ст. 786 (далее по тексту и в сносках — Договор о создании Союзного государства или Союзный договор).

[2] См.: Проект документа «Принципы Конституционного акта Союзного государства» // Официальный сайт Информационного агентства Союзного государства России и Белоруссии «Союз-Инфо» https://www.sinfo.ru

[3] См.: Конституционный акт Союзного государства (проект) // Право и жизнь. — № 95.

[4] См.: Мальцев Г.В., Барциц И.Н. Политический смысл реинтеграции России. Форма Союзного государства // К единому государству: о создании российско-белорусского Союзного государства / Под ред. Г.В. Осипова и С.Н. Бабурина. — М.: РАДОН-ПРЕСС, 2001. — С. 226.

[5] См.: Блищенко И.П. Конфедерация: Материалы научно-практического семинара «Декларация о дальнейшем единении Беларуси и России: институциональные и правовые аспекты создания Союзного государства» // Информационный бюллетень Парламентского собрания Союза Беларуси и России. — 1999. — № 1. — С. 43.

[6] См.: Михалева Н.А. Правовые проблемы создания Союзного государства России и Беларуси // Государство и право. — 2002. — № 6. — С. 15.

[7] См.: Тихомиров Ю. Не надо бояться мнения народа // Российская газета. — 1999. — С. 2.

[8] См.: Калачян К.К. Союзное государство Белоруссии и России (международно-правовые проблемы создания) // Право: Теория и Практика. — 2003. — № 11 // www.yurclub.ru/docs/pravo/1103/index.html.

19ANDBORED

Самые популярные посты

4

С момента подписания Договора «О создании Союзного государства» прошел ни один год. Наблюдая за достаточно успешным развитием...

3

Программы Союзного государства России и Белоруссии

К основным программам союза России и Белоруссии относятся следующие: 1. «Создание компьютерных технологий программно-переналажива...

2

Цели создания и основополагающие принципы Союзного г...

Согласно преамбуле к договору Российская Федерация и Республика Беларусь договорились о создании союзного государства «руководствуя...

1

Перспективы образования союза России и Белоруссии

Перспективы союза России и Белоруссии стали одной из наиболее важных проблем, обсуждаемых аналитиками. И это неудивительно, поскольку отн...

1

Внешняя и внутренняя политика союза России и Белоруссии

Значение cоюза России и Белоруссии выходит за пределы обоих государств. Он может рассматриваться не только как ядро нового международного...

1

Органы Союзного государства России и Белоруссии

В соответствии с Договором «О создании Союзного государства», вступившим в силу 26 января 2000 года, к органам Союзного госуд...