22 мая 2012 года в22.05.2012 05:18 1 0 10 1

После распада Союза ССР в отношениях между бывшими союзными республиками присутствует не только стремление к суверенизации, но и в той или иной степени проявляются интеграционные процессы. Наиболее тесного межгосударственного сближения на постсоветском пространстве достигли Россия и Белоруссия. Отражением высокой степени российско-белорусской интеграции является Договор между Российской Федерацией и Республикой Беларусь от 8 декабря 1999 года «О создании союзного государства»[1], согласно которому государства-участники создают Союзное государство, знаменующее собой новый этап в процессе единения народов двух стран в демократическое правовое государство.

Договор о создании Союзного государства российско-белорусский интеграционный союз называет «государством», но не определяет форму его государственного устройства. В проекте Принципов Конституционного акта Союзного государства указывалось, что по своей правовой природе Союзное государство является межгосударственным образованием нового типа, что и следовало бы закрепить в Конституционном акте[2]. Вместе с тем основной проект Конституционного акта Союзного государства подобного положения не содержит, оставляя непроясненным правовой статус российско-белорусского союза[3].

Среди конституционалистов анализ юридической природы созданного интеграционного объединения Российской Федерации с Республикой Беларусь вызывает неоднозначную трактовку. Например, К.В. Арановский пишет, что Россия и Белоруссия образовали внутри СНГ свой союз — фактически конфедерацию внутри конфедерации. То, что достигнутый в настоящий момент этап интеграции соответствует варианту конфедерации, отмечают в своем исследовании о форме российско-белорусского Союзного государства проф. Г.В. Мальцев и И.Н. Барциц[4]. Аналогичной точки зрения придерживается И.П. Блищенко, указывающий, что Союзный договор о конфедерации требует одобрения на референдумах двух государств[5].

Проф. Н.А. Михалева считает, что модель Союзного государства, определенная учредительным Договором, несет в себе черты не только конфедеративного, но и федеративного союза[6]. С характеристиками создаваемого Союзного государства как конфедерации не согласен Ю. Тихомиров, считающий его новой разновидностью государства[7]. Другие вообще подвергают сомнению государственный статус Союзного государства[8].

Чтобы понять конституционно-правовой статус российско-белорусского объединения, необходимо провести системный анализ основных его элементов, причем не только в абстрактном нормативно-текстуальном контексте, а с учетом фактически сложившихся отношений.

Одним из качественных признаков государственного образования является его территориальность, т. е. наличие тем или иным образом определенного территориального пространства, на которое распространяется верховная государственная власть. Территория также средство обособления и географической идентификации государства в сфере международных отношений.


[1] См.: Договор между Российской Федерацией и Республикой Беларусь от 8 декабря 1999 г. «О создании союзного государства» // СЗ РФ. — 2000. — № 7. — Ст. 786 (далее по тексту и в сносках — Договор о создании Союзного государства или Союзный договор).

[2] См.: Проект документа «Принципы Конституционного акта Союзного государства» // Официальный сайт Информационного агентства Союзного государства России и Белоруссии «Союз-Инфо» https://www.sinfo.ru

[3] См.: Конституционный акт Союзного государства (проект) // Право и жизнь. — № 95.

[4] См.: Мальцев Г.В., Барциц И.Н. Политический смысл реинтеграции России. Форма Союзного государства // К единому государству: о создании российско-белорусского Союзного государства / Под ред. Г.В. Осипова и С.Н. Бабурина. — М.: РАДОН-ПРЕСС, 2001. — С. 226.

[5] См.: Блищенко И.П. Конфедерация: Материалы научно-практического семинара «Декларация о дальнейшем единении Беларуси и России: институциональные и правовые аспекты создания Союзного государства» // Информационный бюллетень Парламентского собрания Союза Беларуси и России. — 1999. — № 1. — С. 43.

[6] См.: Михалева Н.А. Правовые проблемы создания Союзного государства России и Беларуси // Государство и право. — 2002. — № 6. — С. 15.

[7] См.: Тихомиров Ю. Не надо бояться мнения народа // Российская газета. — 1999. — С. 2.

[8] См.: Калачян К.К. Союзное государство Белоруссии и России (международно-правовые проблемы создания) // Право: Теория и Практика. — 2003. — № 11 // www.yurclub.ru/docs/pravo/1103/index.html.

Комментарии

Зарегистрируйтесь или войдите, чтобы добавить комментарий

Новые заметки пользователя

19ANDBORED — Конституционно-правовой статус межгосударственного союза России и Белоруссии

1

В результате работы с поисковыми системами Google, Яндекс, Рамблер, я выяснила, что наиболее оптимальный для меня Google, эта поисковая с...

4

С момента подписания Договора «О создании Союзного государства» прошел ни один год. Наблюдая за достаточно успешным развитием...

1

Перспективы образования союза России и Белоруссии

Перспективы союза России и Белоруссии стали одной из наиболее важных проблем, обсуждаемых аналитиками. И это неудивительно, поскольку отн...

3

Программы Союзного государства России и Белоруссии

К основным программам союза России и Белоруссии относятся следующие: 1. «Создание компьютерных технологий программно-переналажива...

1

Внешняя и внутренняя политика союза России и Белоруссии

Значение cоюза России и Белоруссии выходит за пределы обоих государств. Он может рассматриваться не только как ядро нового международного...

1

Органы Союзного государства России и Белоруссии

В соответствии с Договором «О создании Союзного государства», вступившим в силу 26 января 2000 года, к органам Союзного госуд...