Этот пост я посвящаю столь замечательному фильму, который запал в моё сердце. История фильма начинается с рассказа Пола Эджкомба, обладающим удивительным характером, который смог преодолеть все трудности жизни. Но вот, ему уже 108 лет, он один, у него нет семьи, все его друзья давно умерли.
«Каждый из нас должен умереть, исключений нет. Но иногда Зелёная миля кажется такой длинной…»
Его мучает желание смерти, он хочет к родным и близким. Но его единственным утешением остаются мышонок - мистер Джинглс и подруга Элейн. В пристарелом доме «Джорджия Пайнз» дни проходят однообразно и скучно, казалось бы, чего особенного. Но наш герой постепенно раскрывает тайну, тайну его долголетия. Каждый день, прогуливаясь через множество километров, он приводит нас к заброшенному домику, в котором живёт и по сей день его маленький друг. Вроде бы, обычный день, все смотрят телевизор, кто - то вскрикивает: "Какой позор, зачем мы это смотрим, это сборище необразованных людей!" Переключая каналы, чтобы подальше забыть этот позор, что охватывает многие телевизионные каналы, они останавливаются на фильме Top Hat «They're Dancing Cheek-To-Cheek Again!»
Пол, не сдержав слёз, вынужден покинуть помещение и пойти на виранду. Почему Пол заплакал? Что заставило вылить свои чувства и эмоции? Ответ он раскрывает в своём рассказе своей приятельницы Элейн.
Не замечаешь, как прошлое на тебя наваливается, хочешь ты этого или нет.
1930 - ые, годы депрессий. Пол работает надзирателем в самом мрачном отделении федеральной тюрьмы «Холодная гора» — блоке «Е», где содержатся заключённые, ожидающие казни на электрическом стуле. Называли этот блок "Последняя миля", иногда "Зелёная миля". Пол был светло - зелёного цвета, у нас был электрический стул, мы его звали "Старушка Искра". Пол прожил много лет, но 1935 - особенный год, он тогда очень страдал воспалением мочеполовой системы, и ещё это был год Джона Коффи и смерти двух девочек..
В тюрьме работают несколько надзирателей - Пол, Брутус "Зверь" (лучший друг Пола), Дин и Перси, которые выполняют свою работу, придерживаясь негласного правила «Зелёной мили".
«Лучше относиться к этому месту, как к реанимационной палате. Самое лучшее здесь — тишина».
Перси Уэтмор - довольно мерзкая личность, постоянно дерзит начальнику и другим надзирателям, намекая что может с легкостью пожаловаться и их уволят.
Злобный, трусливый, глупый человек — это плохая комбинация для такого места.
В блоке «Е» ожидают казни два смертника — Арлен Биттербак по прозвищу Вождь и француз Эдуар Делакруа. Перед тем как Вождь проходит по «Зелёной миле» и садится на «Старушку Искру», он разговаривает с Полом, чутким, но в тоже время жёстким.
— Как вы думаете, мистер Эджкомб, — спросил он меня, — если человек искренне раскаивается в содеянном, может ли он вернуться в то время, когда чувствовал себя на вершине счастья, и жить в нем вечно? Может, это и есть рай?
— Именно так я себе его и представляю, — солгал я
Первым в октябре 1935 года прибывает заключённый по имени Джон Коффи. Странный вид этого человека сразу привлекает внимание Пола: абсолютно лысый негр более двух метров ростом и весом около двухсот килограммов, по поведению скорее похожий на умственно отсталого ребенка, чем на взрослого человека. В сопроводительных документах указано, что Джон Коффи признан виновным в убийстве двух девочек-близняшек Кэти и Коры Деттериков.
- У меня будут с тобой проблемы? Не слышишь?
- Да, босс, я слышу.
- Тебя зовут Джон Коффи?
— Да, сэр босс… Как напиток. Только пишется по-другому.
Вторым на «Зелёной миле» появляется маленький мышонок. Неизвестно откуда взявшись в тюрьме, он всякий раз неожиданно появляется и исчезает, демонстрируя недюжинный ум и сообразительность, несвойственную мышам. Вскоре Делакруа удается приручить мышонка и он дает ему имя «Мистер Джинглс». Забавный зверек становится любимцем всей «Мили», а для ожидающего казни Делакруа превращается в единственного друга. Получив разрешение оставить мышонка в камере, Делакруа обучает его различным трюкам и просит Пола не оставить Мистера Джинглса после своей смерти. Единственный, кто не разделяет общего отношения к мышонку - Перси Уэтмор. Каждый раз впадая в бешенство при появлении Мистера Джинглса, Перси пытается его убить, но мышонок всегда успевает ускользнуть.
Третьим в блок «Е» прибывает заключённый Уильям Уэртон, также известный как «Малыш Билли» и «Дикий Билл». Несмотря на свои девятнадцать лет, Уэртон — смертельно опасный маньяк, безжалостный и кровожадный.
Пол хорошо знаком с начальником тюрьмы. Мурс безумно любит жену Мелинду, но в их семье ужасная трагедия. Она больна. Надежды на излечение нет.
… И он расплакался, куда там – разрыдался, повергнув меня в тихий ужас, пусть я и жалел его всем сердцем. Страшно, знаете ли, наблюдать, как человек, всегда державший себя в руках, полностью теряет контроль над собой. Я постоял у двери, потом подошел к нему и обнял за плечи. Он схватился за меня обеими руками, как утопающий за брошенный спасательный круг, и, по-прежнему рыдая, уткнулся мне в живот. Потом, совладав с нервами, Мурс извинился. Он не решался встретиться со мной взглядом, стыдясь, что позволил себе распуститься до такой степени. Не любят люди, когда их видят в таком состоянии.
Именно болезнь Пола позволяет Джону Коффи проявить свои сверхъестественные способности. Случайно прикоснувшись к Полу, тихий и равнодушный ко всему заключенный оживляется и заявляет, что «может помочь». Потрясенный Пол видит, как Джон Коффи сначала поглощает болезнь как некую субстанцию, а затем выпускает ее из себя в виде тучи мошкары. Удивительное исцеление заставляет Пола сомневаться в виновности Джона Коффи: ведь Господь не мог дать такой дар убийце и насильнику.
Тем временем обстановка в блоке «Е» накаляется. Дикий Билл, который остается смертельно опасным даже в камере смертников, подкарауливает потерявшего осторожность Перси Уэтмора и хватает его через решетку. От испуга Перси мочится в штаны, а Делакруа, наблюдающий эту сцену, не может удержаться от насмешки. В отместку за свое унижение, Перси давит Мистера Джинглса сапогом. Но Джон Коффи снова проявляет свой дар и возвращает мышонка к жизни.
Возмущенные поведением Перси, Пол и другие надзиратели требуют, чтобы тот убирался с «Мили». Перси ставит условие: если ему разрешат руководить казнью Делакруа, то он переведется в психиатрическую лечебницу Брайр-Ридж, работа в которой считается для охранника престижной. Не видя другого способа избавиться от Перси Уэтмора, Пол соглашается. Казнь Делакруа превращается в кошмар: намеренно не намочив губку в соляном растворе, Перси размыкает один из контактов в электрическом стуле, из-за чего Делакруа буквально сгорает заживо.
Для Пола это становится последнй каплей. Понимая, что Мелинде Мурс, также как и Джону Коффи жить осталось совсем немного, он решается на отчаянный шаг: тайно вывезти из тюрьмы приговоренного к смерти заключенного для того, чтобы спасти умирающую женщину. Брут, Дин и Гарри без колебаний соглашаются помочь Полу, хорошо понимая, что ожидает их всех в случае провала.
После избавления от свидетелей, они выходят на улицу и отправляются к дому начальника.
- Смотрите, босс! Кассиопея! Леди в кресле-качалке!
- Джон, говори тише.
- Вы видели ее? Видели леди?
- Да, мы видели ее, пошли. Пошли! Пошли, пошли! Бегом! Не будем останавливаться, Джон. Пошли!
Помощь приходит вовремя, и Джон исцеляет Мелинду. Но поглотив опухоль, Коффи почему-то не выпускает ее в виде тучи мошек, как делал до этого, и ему сразу же становится плохо. Едва живого, его снова сажают в грузовик и спешно возвращают на «Милю». Убедившись, что за время их отсутствия ничего не произошло, Пол выпускает Перси из карцера, после чего события принимают непредсказуемый характер. Освободившись от смирительной рубашки, Перси начинает угрожать Полу и остальным надзирателям, что заставит их заплатить за содеянное. В очередной раз потеряв осторожность, он слишком близко подходит к камере, и Джон Коффи хватает его через решетку. На глазах надзирателей Джон выдыхает поглощенную опухоль в Перси Уэтмора. Лишившись рассудка, Перси выхватывает револьвер и всаживает шесть пуль в спящего «Дикого Билла».
Джон Коффи объясняет потрясенному Полу причины своего проступка. Именно «Дикий Билл» был настоящим убийцей Кэти и Коры Деттериков, и теперь его настигла заслуженная кара. Понимая, что ему предстоит казнить невинного человека, Пол предлагает Джону выпустить его. Но Джон отказывается.
Они помогли ему убить себя. И так происходит каждый день во всём мире.
- Привет, Джон. Ты знаешь, что близится день казни. Через пару дней. Ты хочешь что-нибудь особенное на ужин? Мы раздобудем для тебя все, что угодно.
— Пожалуй, не откажусь.
— А как насчет священника? Он почитает молитву.
- Я не хочу священника. Ты сам прочитаешь.
- Я? Вообще-то, я не читаю молитв. Джон… Я тебе хочу сказать что-то очень важное.
- Я знаю, что ты скажешь. Думаю, не стоит.
- Нет, я должен. Я должен сказать. Джон… Скажи мне, что ты хочешь, чтобы я сделал? Хочешь, чтобы я тебя выпустил отсюда? Дал тебе сбежать? И ты далеко уйдешь?
- Зачем тебе это надо?
- Когда призовет Господь на свой суд праведный, он спросит меня: "Почему ты убил одно из настоящих моих чудес?". Что я ему скажу? Что это моя работа? Моя работа…
- Ты скажешь Господу, что сделал хорошее дело. Я знаю, ты страдаешь и беспокоишься, я чувствую это. Но ты должен успокоиться. Я хочу умереть и покончить с этим. Я хочу. Я устал, босс. Устал быть в дороге. Одинокий, как воробей под дождем. Я устал, что у меня никогда не было друга, с которым можно поговорить о том, куда мы идем, откуда и зачем. Я устал, что все люди жестоки и беспощадны. Я устал от боли, которую я чувствую и слышу в мире каждый день. Это слишком много. Здесь, в голове, как будто осколки стекла. Каждый день. Ты можешь понять?
- Да, Джон, кажется, да.
- Что еще мы можем сделать для тебя, Джон? Что еще ты хотел бы?
- Я никогда не видел кинофильма.
Именно фильм Top Hat смотрел Джон, что заставило Пола через 60 лет вспомнить всё..
Они как ангелы. Ангелы такие, как в раю.
На этом заканчивается земной путь Джона Коффи: скрепя сердце, Полу приходится провести его «Зелёной миле». Это становится последней казнью, которую проводит Пол.
- А что касается меня, Джон передал мне часть самого себя, весь свой дар, чтобы я смог увидеть сам, что сделал Дикий Билл. Когда Джон сделал это, когда он взял мою руку, часть энергии в нём перешла ко мне. Мне уже 108 лет, Эллейн. Мне было 44, когда Джон Коффи пришёл на Милю. Не надо винить Джона, он ничего не смог изменить, он был вроде природной силы. Я прожил и увидел так много всего интересного, при мне начинается новый век. Но я видел как умирали мои друзья и те, кого я любил. Хол и Мелинда, Брутус , моя жена, мой сын. И ты, Элейн. Ты тоже уйдёшь. А я обречен, я буду жить - это мое проклятье, это моя Божья кара за то, что позволил убить Джонна Коффи тогда. За то, что убил Божье чудо. Ты умрёшь, как все остальные, а я останусь жить. О, когда - нибудь я умру, в этом я уверен. Я не питаю иллюзий относительно бессмертия, но я захочу умереть намного раньше, чем смерть придёт ко мне. Честно говоря, я уже хочу умереть. По ночам я лежу в постели и думаю об этом.. и жду. Я думаю обо всех людях, которых я когда-то любил…И я думаю обо всех нас, проходящих свою «Зелёную Милю» каждый в свое время.. Каждый из нас должен умереть. Исключений нет. Но, Господи! Иногда «Зелёная Миля» кажется такой длинной!
Фильм просто шикарен! В нём мало спецэффектов, игра актёров потрясна, что делает его наиболее реалистичным. Фильм заставляет не просто задуматься, а по - новому смотреть на добро и зло, героев, жизнь и смерть.
Хочу поблагодарить Thomas Newman (композитор) и других исполнителей за столь прекрасные песни.
Thomas Newman - Coffey on the Mile
Thomas Newman - Night Journey
Thomas Newman - Danger of Love
Thomas Newman - The Green Mile
Ink Spots - If I Didn't Care
Mantovani His Orchestra - Charmaine
Billie Holiday - I Can't Give You Anything But
Источники: https://citaty.info/film/zelenaya-milya-green-mile и Википедия
Посмотрите этот фильм, не пожалейте 3-х часов, вы будите удивлены, а главное вам понравится этот фильм. Желаю всем удачи! И самое главное - будьте любимы!