Несколько лет назад, когда я сильно простудилась, навестить меня пришли пакет апельсинов и молодой человек, которого я считала хорошим другом. Он подарил мне книгу с улыбающимся зелёными глазами Элайджи Вуда на обложке (видимо, типографская краска почему-то решила сделать их зелёными, а не голубыми, как в жизни). Внутри была подпись: «Постарайся прожить жизнь так, чтобы ты всегда могла сказать правду».
В тот день я соврала как минимум один раз: когда пообещала, что буду хранить эту книгу. Год назад она безвозвратно потерялась у знакомой в коробках при ее переезде. Но ведь тогда я об этом не знала? Тогда я же была убеждена в своей честности?
Как вы думаете, сколько красных огоньков замигает по всей планете, если подключить ее к гигантскому детектору лжи? Скорее всего, не так уж и много. Первыми, наверное, алая иллюминация коснется политиков и СМИ (ведь правда в том, что одна из лживейших газет Советского Союза называлась «Правда» ;), затем адвокатов, ростовщиков и изменщиков. Но а что дальше? Какая часть планеты, например, окрасится в красный: ДНР или Украина? Штаты, бывшие уверенными в победе Клинтон или штаты, молчавшие за Трампа? Вся Сирия или только городок Алеппо?
Скорее всего, наша Зеленая планета так и останется преимущественно зелёной.
Все дело в том, что правда подразделяется на две иногда полностью противоположные сущности: убеждения и истину. Именно из-за убеждённости человека в свою правоту мы утверждаем: «Правда у каждого своя». Она ведь действительно у каждого своя. А нам почему-то так нравится раскидывать колоду на тех, «кто прав», и «кто виноват». Конечно, сейчас гипотетически можно подойти к Гитлеру и сказать: «Гитлер, ты не прав». Но разве сработала бы такая манипуляция, выиграй он ту войну? Скорее всего, он был бы также убежден в своей правоте. Скорее всего, у всего мира была бы другая правда.
Так что то, о чем мы говорим, – вещь сугубо субъективная и строго зависящая от времени.
Несколько лет назад я обещала сохранить ту книгу. И несколько лет назад это было самой настоящей правдой.