Мостовой кран устроен из моста, перемещающегося по надземным рельсам, и грузовой каретки, передвигающейся по балке. Опорный кран перемещается по монорельсам, уложенным на железобетонных и металлических подкрановых балках. Подвесной кран движется по нижним ступенькам двутавровых балок. Среди разнообразия моделей мостовых кранов есть совсем разные мостовые краны однобалочные и двухбалочные с электрическим и ручным приводом, пульта управления или управляемые с пола и с кабиной управления. Двухбалочные и однобалочные краны бывают подвесными или опорными. На фабрике используются подвесные краны в один или два пролета.
Мостовые краны изготавливаются с гибкой (на тросах), жесткой подвеской транспортируемого груза. С жесткой подвеской груза выполняются колодцевые краны, краны для разделения слитков (стрипперные), мульдозавалочные, краны с лапами (пратцен-краны) и металлургические краны и другие металлургические краны, рабочий подъемный орган которых жестко связан с передвижной тележкой с помощью шахты и перемещается по вертикальностоящим блоках. Зная предназначение захватного механизма мостовые краны подразделяются на магнитные, крюковые (с двумя и более крюками) и грейферные.
2-ух балочные мостовые краны в первом приближении состоят из двух параллельных балок, монтированных по краям к общим концевым балкам. При серьезных пролетах мостовой кран выполняется из ферм решетчатой конструкции или из прямоугольных балок. Грузовая каретка у двухбалочных мостовых кранов двигается по рельсам, находящихся по верхним платформам главных балок.
При достаточно увеличенных пролетах главная балка усиливается фермами (горизонтальными, вертикальными). В качестве подъемной тачки в этом случае используется ручной или электрический тельфер по нижнему поясу кран-балки. Однобалочные мостовые краны состоят из двутавровой балки, концы которой прикрепляются к концевым (поперечным) балкам.