"Сто лет одиночества"
Впечатление от этого передать очень трудно, потому что сказать, что я в восторге - это не сказать ничего. У меня слова застревают в горле и руки сами останавливаются.
Я читала ее и мне не хотелось ничего, ни есть, ни пить, ни отвлекаться, ни моргать, ни дышать, лишь бы не отрываться от чтения (это впервые такое!), лишь бы не отводить глаза. Настолько она затягивает.
Затягивает всем: и этой странной маркесовской манерой, описывая что-то или кого-то, вдруг вклинить мол "именно об этом он подумает, когда будет стоять у стены напротив кладбища в ожидании расстрела", почему, из-за чего, что приведет к этому - до этого еще рано, еще слишком многое должно произойти, но Маркес уже вернулся к описанию того, с чего собственно начал; и сюжетом, потому что он интересен до безумия; и наполнением стилей - это латиноамериканская литература "магического реализма", и это важно, потому что здесь тесно сплетаются фантастическое, народное, реальное, я имею в виду, что если женщина летает на простыне или струйка крови поднимается к дому, то это нормально, оно не объясняется, потому что это верования людей, которые просто не нуждаются в объяснении, оно монолитно с их жизнью.
Я прекрасно знаю, что он наиболее известен тем, что у всех там одинаковые имена, но это не помеха, это, с течением романа, становится нормой и другие имена, вростающие в семью, начнут вас раздражать. Ты запоминаешь кто чем занят, проблема возникает лишь тогда, когда род разрастается и не упомнить уже кто кому приходится дедом, отцом, теткой, братом (потому что дети ведь есть не только законнорожденные).
Роман-одиночество, сплошное, тотальное. Ты, когда его читаешь, так же одинок, тебе никто не нужен, потому что ты уже затянут в глубь пучины, где постепенно, на протяжении ста лет, угасает род Буэндиа. Одинок каждый из них, и одинок ты. Но одиночество это отнюдь не темное, не тяжелое, оно не тяготит, наоборот, пока ты плачешь об одном из Буэндиа и сам закрываешь окна и двери своего дома, как снаружи, так и внутри себя, одиночество тебе отрадно.
"В Макондо идет дождь"
Очень глубоко, очень гениально и тонко, очень близко и въедающе.
Читать. На это не жалко сколько угодно времени.