17 декабря 2014 года в17.12.2014 01:33 1 0 10 1

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ КРЕАТИВНОСТИ В СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ СФЕРЕ

Социально-культурная деятельность как специфический вид общественной деятельности характеризуется прежде всего тем, что она осуществляется в свободное время, яв¬ляется добровольной, определяется активностью личности, разноообразием, обусловлена национально-этническими осо¬бенностями и традициями, носит гуманистический и раз-вивающий характер. Особая роль в социокультурной сфе¬ре принадлежит искусству, художественно-творческой дея¬тельности. Значение искусства велико не только в худо¬жественном, но и в общем развитии личности. Это при¬знается учеными разных стран. Накопленные факты, на¬блюдения отдельных педагогов, данные, полученные отече¬ственными и зарубежными исследователями, позволяют предположить, что художественная деятельность ребенка благотворно сказывается на развитии определенных интел¬лектуальных и творческих способностей. Следовательно, приобщение к искусству важно не само по себе, а в ка-честве предпосылки одного из мощных средств воздей¬ствия на становление и развитие личности. Процесс художественного воспитания, представляющий собой сочетание трех основных видов деятельности: зна¬комство с художественными произведениями (потребление искусства), приобретение искусствоведческих знаний и соб¬ственно художественное творчество, не завершается приоб¬щением человека к занятиям искусством, а наоборот, именно с этого момента начинается самая существенная фаза, которая на сегодняшний день остается мало изучен¬ной. Рассматривая искусство как средство стимулирования образного мышления, духовного обогащения, эмоциональной разрядки и катализатора потребностей в самых разных видах творчества, в большинстве случаев выпускают из поля зрения последствия общения человека с искусством, функции искусства в общем развитии личности. Поэтому на современном этапе развития научной мысли изучение психолого-педагогических механизмов формирования лич¬ности средствами искусства — остро актуальная проблема художественного воспитания, решение которой позволит избавиться от многих противоречий действительности. В современном словоупотреблении понятие "искусство" имеет несколько значений. Во-первых, искусство — это всякое мастерство; во-вторых, искусство — это творчество по законам красоты, которое включает и законы творчес¬кой деятельности, присущие любой профессии; в-третьих, искусство — это художественное творчество. И в этом смысле искусство понимается как часть духовной жизни общества и форма общественного сознания. В связи с этим искусство представляет собой одно из наиболее эф¬фективных средств воспитания творческой личности и способствует выявлению уникального личностного "я", эмо¬циональному раскрепощению, предоставляет возможность самостоятельной реализации креативности в процессе ху¬дожественной деятельности. Тем более, что сам термин креативность проник в научный обиход из области худо-жественного воспитания, где он означает центральное зве¬но теории художественного творчества. В процессе осуществления творческой деятельности на материале искусства происходит своеобразное осмысление отношения человека к действительности, осознание соци¬альной значимости его как члена общества, укрепляется уверенность в себе. Знания, навыки, приобретенные в про¬цессе художественного творчества, человек может перено¬сить в трудовую, учебную, социально значимую деятель¬ность, сферу быта и общения, доводя их до уровня эсте¬тической. Специфическая роль искусства в формировании миро¬воззрения отмечалась Л. Выготским, который считал, что именно посредством искусства самые интимные сферы личности вовлекаются в процесс осуществления обществен¬ных целей и задач. Поскольку искусство — своеобразная модель человеческой культуры, концентрированное выраже-ние идеала эпохи, поэтому приобщение к художественным ценностям способствует развитию потребности в активной деятельности по законам красоты. И это последнее осо¬бенно важным представляется в подростковом возрасте, когда на первый план выступает потребность в практи¬ческом действии. Эта потребность и активно-творческое отношение к жизни наиболее полно реализуются в художественно-твор¬ческой деятельности школьников. В определении этого понятия мы солидарны с мнением Я.Д. Григорович, кото¬рая считает, что художественно-творческая деятельность — это особая форма созидательной-продуктивной деятельнос¬ти по законам красоты в области различных видов ис¬кусства, отвечающая требованиям эстетического воспитания и образования, направленного на воспитание гармоничес¬ки развитой личности [2]. Участие школьников в художественно-творческой дея¬тельности предполагает развитие активности, самостоятель¬ности мышления, воображения, воспитание эмоциональной и волевой сферы в процессе общения с искусством. При¬обретение знаний, развитие умений и навыков в области художественной деятельности осуществляются с учетом формирования у детей потребности и проявления способ¬ности самостоятельно решать творческие задачи, что акти¬визирует развитие креативности. Таким образом, приобщение школьников к искусству в самых разных формах, а особенно в форме художествен¬но-творческой деятельности, является актуальной задачей современной системы воспитания и образования главным образом потому, что в процессе художественной деятель¬ности: а) развивается креативность как общая универсальная способность к творчеству, необходимая для успешной реа¬лизации любой продуктивной деятельности; б) постигается сущность процесса создания художе¬ственного произведения и происходит познание его глу¬бинных идей; в) углубляется изучение программного материала предметов эстетического цикла; г) повышается уровень духовной культуры подростков; д) эффективнее и плодотворнее осуществляется процесс саморазвития, самовоспитания и самоактуализации лично¬сти школьников. Как известно, искусство, художественное творчество — яв¬ление многоликое и многообразное, привлекающее к себе вни¬мание множества наук, которые изучают различные вопросы его бытования. Одной из характерных особенностей современ¬ной научной мысли является отсутствие терминологического единства по проблеме форм художественного творчества, а точнее по вопросу названия этих форм, а следовательно, и на¬значению каждой из них в жизни человека. Мы исходим из признания следующих основных форм художественного творчества: профессиональное искусство, фольклорное искусство и любительское творчество. Каж¬дая из форм делится на жанры, виды, направления, обла¬дает совершенно определенными типологическими особен¬ностями, имеет свой механизм функционирования и отра¬жает различные стороны духовной жизни. Таким обра¬зом, обострившаяся в последние годы полемика в науке о "чистоте" терминологии сводится прежде всего к выясне¬нию сути и значения того явления, что до недавнего вре¬мени именовалось "самодеятельным художественным твор¬чеством" или "художественной самодеятельностью" и в на¬стоящее время не способно адекватно отражать действи¬тельность. Искусство, возникнув на начальных стадиях развития общества, с первых своих шагов было связано с удовлет¬ворением художественно-творческих потребностей перво¬бытного человека. Более того, все особенности становления и развития художественного творчества обусловливаются конкретными социальными условиями, господствовавшей системой производства материальных и духовных ценнос¬тей, а также той ролью, которую само искусство играло в жизни людей. Логика развития художественного творче¬ства как одной из подсистем духовного производства оп¬ределяется способом производства. Такое искусство харак¬теризуется следующими чертами и свойствами — просто¬та выражения мыслей и чувств, непосредственная связь с трудом и бытом, традиционность тем, безымянность, уст¬ная форма передачи, синкретизм. Таким образом, первич¬ная форма бытования искусства по своим характеристи¬кам близка к фольклорному творчеству. В процессе исторического развития каждая социальная группа вырабатывала свои самобытные формы художе¬ственного творчества, которые корнями уходили в фольк¬лор и его традиции. Так, под мощным воздействием со¬циальных факторов (общественное разделение труда, появ¬ление новых классов и социальных групп, усиление анта-гонистических противоречий в обществе и т.д.) от фольк¬лора отделяется и на его основе развивается профессио¬нальное искусство, а затем и любительское творчество. Постепенно каждая из этих форм обогащается новыми жанрами и видами, приобретая свой неповторимый облик. Здесь необходимо отметить, что многие исследователи ука¬зывают на различные особенности фольклорного творчества, но важнейшей его особенностью признается самодеятельный характер как способ свободного и нерегламентированного проявления личности, как свободная игра физических и ду¬ховных сил человека, когда человек творит по законам кра¬соты. Некоторые из перечисленных черт самодеятельности можно обнаружить в "Словаре русского языка" С.И.Ожего¬ва, который отмечает, что самодеятельность характеризуется проявлением личного почина в каком-нибудь деле, и что са¬модеятельность — это непрофессиональная, театральная, ис¬полнительская, художественная деятельность. Таким образом, самодеятельность представляет собой не какой-нибудь вид деятельности, а характер любой деятельности человека, это качество, присущее в той или иной степени деятельности человека вообще. Она может быть скована, ограничена, по-разному проявляться в разных сфе¬рах социальной практики (художественной, научной и т.п.), но в любом случае это характеристика, определение самой деятельности как процесса, а не вид деятельности, в частности искусства. Сам термин "любительство", возникнув в XVIII в., дал знать о совершившемся в истории разделении индивиду¬альной жизнедеятельности на свободное занятие, которое "приятно само по себе" (Кант) и "работу", т.е. занятие необходимое, которое, может быть, "само по себе неприят¬но (обременительно) и привлекает только своим результа¬том, стало быть, можно принудить к такому занятию" (Кант) [3]. Смысл любительства как занятия, основанного на отно¬шении самодеятельности, прочитывается отчасти в самом значении слова "любительство". В его семантике заклю¬чено указание на то, что человек "любит" свою деятель¬ность, испытывает внутреннюю потребность в ней как твор¬ческом самовыражении своей индивидуальности. С.И.Оже¬гов писал, что любитель — человек, который занимается чем-нибудь в свободное время, не как профессионал. Таким образом, любительское начало в художественной деятельности является ведущим мотивом, сущностной чер¬той, проявляющейся на всех этапах развития искусства и присущей различным его видам. Кроме того, в известный исторический период любительское начало в художествен¬ной деятельности локализовалось в ведущую форму худо¬жественного творчества, получившую название любительс¬кое искусство или любительское творчество. Итак, рассматривая искусство как одно из средств раз¬вития креативности личности, нельзя обойти вниманием существование многообразия его жанров и видов, а также наличие трех его форм: профессиональное, любительское, фольклорное. Каждая из этих форм имеет свою специфи¬ку, отличительные особенности, качественную характеристику, механизмы функционирования. Однако, с точки зре¬ния воспитательного воздействия на личность, развития творческих способностей и креативности, можно говорить об идентичности проявления этих трех форм. Поэтому ис¬кусство, художественную деятельность мы и рассматрива¬ем как разнообразие видов и жанров, а также как спе¬цифику воздействия отдельных его видов на личность. В этом смысле художественно-творческая деятельность в со¬циокультурной сфере обладает большим воспитательным и развивающим потенциалом в силу своего самодеятель¬ного и творческого характера, где доминирующими прин¬ципами организации являются добровольность участия и доступность для различных социальных групп.

(Автор статьи Малахова И.А.)

Комментарии

Зарегистрируйтесь или войдите, чтобы добавить комментарий

Новые заметки пользователя

ONIX17R — Это просто Вьюи блог

1

Психологический анализ проявления агрессии и тревоги...

В современной психологической литературе существует множество работ, посвященных изучению агрессивности и тревожности у детей младшего шк...

2

Dasein- анализ как направление психологии

Dasein-анализ относится к числу малоизвестных в СНГ школ психологии: русскоязычной информации о нем чрезвычайно мало, она разрозненна и э...

1

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ КР...

Социально-культурная деятельность как специфический вид общественной деятельности характеризуется прежде всего тем, что она осуществляетс...

2

Нападают ли психологи на интернет?

Социокультурным мероприятием было отмечено 40-летие факультета психологии МГУ им. М. В. Ломоносова: ИТАР-ТАСС по¬святил этому событию...

1

Психологические детерминанты суицидального поведения

Основной целью настоящей статьи является более подробный анализ психологических подходов в суицидологии. Необходимо отметить, что точки з...

2

Стили семейного воспитания, стимулирующие нарушения ...

Семья как один из важнейших факторов социализации оказывает существенное влияние на формирование направленности поведения ребенка. С наш...