17 декабря 2014 года в17.12.2014 01:31 2 0 10 1

Нападают ли психологи на интернет?

Социокультурным мероприятием было отмечено 40-летие факультета психологии МГУ им. М. В. Ломоносова: ИТАР-ТАСС по¬святил этому событию круглый стол «Ин¬тернет и сознание». На встречу пригласили и тех, кто плетет компьютерные сети. Отечественная психоло¬гия первой в мире стала профессионально изучать влияние глобальной паутины на ее пользователей. Этот фактор подчеркивался в докладе канд. психол. наук А.Е. Войскунского «Психологические исследования дея-тельности человека в Интернете». На пред¬варительной пресс-конференции доклад был представлен наряду со сборником «Интернет и наука: 15 лет спустя». Закономерно, что одному из первых слово для выступления дали А. А. Солдатову, декану факультета нанотехнологий и информатики МФТИ, руководителю Инсти¬тута информационных систем НЦ «Курча-товский институт», в стенах которого в 1990 г. и произошел первый (тогда еще в СССР) выход в WWW. «Хочу напомнить, -сказал он, - что весь Интернет вышел из нужд науки, двигается наукой и развивает¬ся наукой». Поэтому образ хулигана-хаке¬ра никогда не должен заслонять лик учено¬го, интеллигента, который разбирается не только в законах природы, но и в нрав¬ственных нормах, и способен не только запустить ядерную реакцию, но и выступить против применения атомной бомбы. Круглый стол вели декан психологиче¬ского факультета Ю.П. Зинченко и член-корр РАО, зав. кафедрой психологии лич¬ности МГУ А. Г. Асмолов, директор Фонда развития Интернета Г. В. Солдатова. Вместе с психологами выступили спе¬циалисты в области сетевых технологий, социологи, знатоки информационной без¬опасности, управленцы и те, кто изучает применение перспективных технологий в образовании, а также воздействие инфор¬мационно-коммуникативных технологий на массовое сознание. Они были едины в мнении, что Всемирная паутина - одно из воплощений идеи Вернадского об окутыва-ющей Землю оболочке сознания - ноо¬сфере. В дискуссиях об Интернете принял участие и декан факультета журналистики МГУ им. Ломоносова Я. Н. Засурский. По его утверждению, ноосфера, как и биосфе¬ра, требует бережного отношения - «эко¬логии Интернета», который служит кладо¬вой знаний и является помойкой одновре¬менно. «Электронное сознание проникает во все поры жизни», - сказал профессор и привел примеры: мобильные телефоны стали восприниматься как «доступность немедленного знания», через них уже мож¬но не только выходить в веб, но и смотреть ТВ, и читать мобильный вариант газет. Вместе с образом жизни изменилось так¬же восприятие пространства и времени. Ведущий А. Г. Асмолов не замедлил от¬кликнуться: «Это вопрос для психологов. Мы часто говорим о том, что новые момен¬ты в жизни приводят к изменению мотива¬ций. К каким изменениям придет человек мобильный? Не станет ли он действовать настолько быстро, что не будет успевать думать? Никто не анализировал "скородумание", оно может быть как проигрышным, так и выигрышным». Участники мозгового штурма рассматривали актуальные темы: способно ли сознание каждого совместить мир физический и «параллельный» мир Интернета? Возможно ли перенести в сфе¬ру человеческих отношений опыт соглаше¬ний и компромиссов, накопленный при развитии глобальных сетей? Складывает¬ся ли в киберпространстве нечто вроде «коллективного разума»? Можно ли куль¬турно-технологическую историю развития человечества лаконично выразить всего тремя символами: Колесо - Печатный ста¬нок - Интернет? Чем отличается сознание «Интернет-поколения»? И, наконец, кто и как использует Интернет-технологии для создания образа врага и эскалации «инду¬стрии ненависти» на планете? Декан факультета государственного уп¬равления ГУ «Высшая школа экономики» профессор А. Г. Барабашев «воспел» Ин¬тернет. С его точки зрения, Всемирная па¬утина радикально меняет схему коммуни-каций между людьми: «Я подсчитывал, сколько встреч в течение дня мог бы отме¬нить. Почти все! Можно посылать друг дру¬гу текстовые сообщения, когда необходи¬мо четко контролировать высказывания, а если нет - то общаться посредством голо¬сового чата. Можно было бы не приезжать на работу, что является мечтой, особенно по теперешним пробкам!» Тему экологии, поднятую Я.Н. Засурским, А.Г. Барабашев «повернул» по-своему: «Если не ездить на работу, это было бы решением огромного количества проблем, в том числе затрат энергетических ресурсов и чистоты окру¬жающей среды». За рубежом виртуальное общение далеко зашло. А.Г. Барабашев видел, как в Госдепартаменте США люди, сидящие в одном здании и даже в одной комнате, очень редко подходят друг к дру¬гу - они обмениваются посланиями по сети. Он считает, что у нас такой способ об¬щения пока не особенно распространен по той причине, что не разработаны системы безопасности электронного документообо¬рота, например, цифровые подписи. «Ин-формация, еще не согласованная между высокими управляющими сторонами, часто является "информационной бомбой", кото¬рая может рефлексивно изменить поведе¬ние большого количества людей, вплоть до социальных взрывов», - сказал оратор и обратился с просьбой к психологам помочь людям справиться с будущим «пережитком прошлого»: «Теперь мы вышли на такие скорости передачи сигнала, когда вся ком¬муникация в рамках планеты осуществля¬ется практически мгновенно. Но мы не го¬товы к этому чисто психологически. Мы бу¬дем хотеть по старинке встречаться лично до тех пор, пока новые образцы поведения не займут место прежних». Поэтому психо¬логам хорошо бы подготовить людей к по¬ниманию того, что «коммуникация необяза¬тельно должна сопровождаться перемеще¬нием тела в пространстве». Член-корр АН Кыргызстана, профессор А. А. Брудный, которого ведущий назвал гроссмейстером понимания, иронично под¬держал позицию и мнения А.Г. Барабашева: «Передача информации - это только форма существования, а сущность заклю¬чается в снятии дистанции между теми, кто общается. В этом направлении и будет эволюционировать Интернет, благодаря которому наше представление о виртуаль-ном пространстве станет более ярким, чем то - ну я не хочу сказать, - скучное и обы¬денное, но, в общем, то пространство, что нас окружает. Произойдет замещение ре¬ального мира тем миром, который того за-служивает. Вы это увидите, а я, наверное, нет». И было не совсем ясно, огорчен или рад профессор, что не увидит «эту пору прекрасную». Дискурс продолжил директор госпро¬грамм IBM, профессор М. А. Гуриев, пред¬ставлявший технологическое крыло участ¬ников круглого стола. Он, однако, будущее вовсе не воспевал, а сразу начал с «проб¬лемы сингулярности»: «Эта формула «гуляет» по сообществу с 1993-го года. Тогда было высказано предположение, что лет через 20 информационные системы ока¬жутся сложнее человека и тот станет для них подопытной материей, как для нас -кролики. И чтобы преодолеть эту опас¬ность, в первую очередь предложено нара¬щивать память человека». Уже сейчас у себя в IBM профессор Гуриев постоянно сталкивается с требованием компьютера назвать очередной пароль или шифр. При этом компьютер не понимает, как можно чего-нибудь не помнить. Естественно, лю¬ди создают подсказки, развивают меха¬низмы агентов, которые следуют за ними во время работы с корпоративной сетью. Но эта проблема существует, и это хоро¬шая проблема для психологического ана¬лиза. Итак, будут созданы системы, увели¬чивающие нам память, делающие ее «до¬скональной». Но наша реальная память о прошлом многое сглаживает, чем спасает нас от ошибок в настоящем. И это тоже во¬прос для психологов: как, помня всё, не «держать зла». Член-корр РАН, профессор факультета психологии МГУ В.Ф. Петренко выразил соболезнования по поводу смерти автора и его прав, которую несет киберпространство, подобно тому как когда-то письмен-ность убила импровизацию, присущую уст¬ному общению. В то же время мультиме¬дийные средства развивают образную, эй¬детическую память. Данная разновидность памяти крайне необходима при освоении огромных массивов информации, она при¬годится и в любом обучении, когда содер¬жание учебника можно узнать, просто пе¬релистав его.
Конечно, для этого нужно войти в особое гипнотическое состояние, в каком зачастую и оказываешься, если ча¬сами «зависаешь» в Интернете. Выступавшему возразил другой про¬фессор психологического факта, акаде¬мик РАО, директор Центра социологии об¬разования РАО В. С. Собкин: «Не из-за техники ли быстрого чтения современные подростки, как показали тесты, перестали чувствовать стиль автора и художествен¬ные особенности книги?» В книге «Подросток, виртуальность и социальная реаль¬ность», написанной в соавторстве с Ю.М. Евстигнеевой, он вопиет о межпоколенческом разрыве. Из-за технологическо¬го скачка образ жизни отцов и детей стал настолько разным, что младшие уже про¬сто не могут понять, что же им хотят пере¬дать старшие. Преемственность утрачива¬ется, и в известных словах поэта «жаль только, жить в эту пору прекрасную уж не придется ни мне, ни тебе» теперь начина¬ешь видеть не светлую печаль по прогрес¬су, который, увы, не укладывается в жизнь одного поколения, а скорее реквием по са¬мой мечте о духовном развитии. Как поко-лениям найти общий язык и общие ценнос¬ти? Выход ли - предложение главы «Майк¬рософта» Билла Гейтса создать такие обу¬чающие программы, при которых походы в школу станут необязательными? Ведь шко¬ла - это не только передача информации, но и воспитание чувств. Тем не менее, если такого воспитательного процесса там все равно не происходит, зачем туда ходить?
Профессор факультета госуправления МГУ Д. Н. Кавтарадзе продолжил опасения предыдущего оратора, связанные с массо¬вым распространением Интернета, срав¬нив его с рентгеном. Когда изобрели рент¬геновские аппараты, их хотели установить чуть ли не в каждом доме. Хорошо, что бы¬стро осознали катастрофичность возмож¬ных последствий. Правда, «Интернет-аппа¬раты» уже проникли в наши дома и, хотя пока ими охвачено лишь 7-10 процентов
россиян, их распространение вряд ли оста¬новишь. Остается создать «капсулу потом¬кам», где бы в сжатом виде содержалось послание от поколения, когда-то не знав-шего Интернета, который разрушил лично¬стную идентичность - ибо в киберпространстве можно выступать под сотнями ников, выдавая себя за кого угодно, а это уже угрожает психическому здоровью. Квинтэссенцией послания, заключенного в такой капсуле, могли бы стать слова: «ду¬ша обязана трудиться». Не только чатиться, обмениваться информацией, но прежде всего понять мир и свою уникаль¬ную роль в нем. Зав лабораторией психологии труда факультета психологии МГУ, профессор А.Б. Леонова главную ценность Интернета видит лишь в упрощении документооборо¬та. Креативные решения все равно требу¬ют личных встреч с глазу на глаз. Поле де¬ятельности А.Б. Леоновой - массовая про¬филактика потребителей Интернета, и озабоченность у нее вызывает психиче¬ское состояние не столько пользователей-подростков, сколько 30-35-летних
про¬граммистов, чья зависимость от «железа» и «виртуала» приводит их в этом возрасте к такой депрессии, что впору отнести их к группе риска. Как вернуть их к реально¬сти? Положение же с авторскими правами в Интернете А.Б. Леонову даже порадова¬ло: «Пускай через сеть любой может при-обрести наши диссертации за 600 рублей, пускай наше имя при этом не будет нигде упомянуто, зато теперь наши труды гораз¬до более доступны, чем раньше». В конце концов, истинный ученый бескорыстен, ему важнее популяризировать свои идеи, а не свое имя! Профессор A.Ш. Тхостов, заведующий кафедрой нейро- и патопсихологии психфака МГУ, отнес к группе Интернет-риска все-таки не только программеров и админов, но и хакеров, и геймеров, и даже пор-нографов, отметив, что на факультете пси¬хологии Московского университета пока только подбираются к определению их мо¬тивации, тогда как киберкультура уже дав¬но расцвела и привлекла множество одаренных молодых людей. Их бы таланты да поддержать и направить в нужное русло! Но, к сожалению, пока в России нет необ¬ходимой для их выявления вебнауки. Свою лепту в атаку на Интернет со сто¬роны преподавателей психологического факультета внесла и доцент Е. П. Белин¬ская, она предупредила, что вебобщение отрывает нас от контекста, происходя только здесь и сейчас, позволяя не думать о том, «чем наше слово отзовется». В вир¬туальном мире ответственность, увы, тоже виртуальная.
- Действительно, сказал ведущий А.Г. Асмолов, - легко получить «Интернет-травму». Доцент факультета С.Н. Ениколопов продолжил: «В чатах, на форумах сидит ог¬ромное количество чем-то ущемленных людей. Их гнев поначалу никак не опредмечен, но потом они находят сайты, где все структурировано, враг четко определен. Мало исследовано, как это все организо¬вано и кто за этим стоит». Вместе с тем он призвал не драматизировать ситуацию, ведь Интернет играет и терапевтическую роль. Например, после 11 сентября в Аме¬рике резко возросло посещение религиоз¬ных сайтов. При этом сайты ненависти и порнографические сайты потеряли боль¬шинство посетителей.На этой примиряющей ноте ведущие объявили мозговой штурм временно при¬остановленным - до следующего круглого стола.

(Автор статьи Шведовский Ф.В.)

Комментарии

Зарегистрируйтесь или войдите, чтобы добавить комментарий

Новые заметки пользователя

ONIX17R — Это просто Вьюи блог

1

Психологический анализ проявления агрессии и тревоги...

В современной психологической литературе существует множество работ, посвященных изучению агрессивности и тревожности у детей младшего шк...

2

Dasein- анализ как направление психологии

Dasein-анализ относится к числу малоизвестных в СНГ школ психологии: русскоязычной информации о нем чрезвычайно мало, она разрозненна и э...

1

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ КР...

Социально-культурная деятельность как специфический вид общественной деятельности характеризуется прежде всего тем, что она осуществляетс...

2

Нападают ли психологи на интернет?

Социокультурным мероприятием было отмечено 40-летие факультета психологии МГУ им. М. В. Ломоносова: ИТАР-ТАСС по¬святил этому событию...

1

Психологические детерминанты суицидального поведения

Основной целью настоящей статьи является более подробный анализ психологических подходов в суицидологии. Необходимо отметить, что точки з...

2

Стили семейного воспитания, стимулирующие нарушения ...

Семья как один из важнейших факторов социализации оказывает существенное влияние на формирование направленности поведения ребенка. С наш...