К сожалению, до настоящего времени значительное число людей, пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС, чувствуют себя неуверенно, подавленно, тревожно. Усугубляют положение повседневные заботы, ухудшившийся быт, общие условия жизни. При этом конечно, сохраняется своеобразный «фон отношения» к случившемуся; в образ событий каждым человеком привносятся свои субъективные представления, знания с учетом возможностей конкретного интеллекта и воображения, именно поэтому имеют место резко противоречивые оценки даже среди лиц достаточно однородных по профессии, возрасту и общему уровню развития. Состояние психологической неготовности к адекватному восприятию случившегося можно объяснить следующими причинами:
1) уникальностью аварии (не было аналогов для сравнения, что создало чрезвычайное когнитивное напряжение при оценке данного события);
2) очень слабой подготовкой подавляющего большинства людей к рациональным действиям в случае атомной опасности (органы гражданской обороны, как правило, не функционировали);
3) недостатком конкретной информации и одновременно своего рода информационной анархией, определяющими часто стихийное и неразумное поведение многих людей, низким порогом критичности к поступающим сведениям (слухам);
4) эмоциональной неустойчивостью, заторможенностью собственной инициативы.
Таким образом, складывалась достаточно благоприятная почва для возникновения индивидуальных и массовых эмоциональных реакций панического характера, основывающихся на постоянной тревоге и сильном чувстве страха.
Неполная искаженная информация и дезинформация сделали свое дело: страх, который всегда является главной причиной паники, в данном случае объективно основывался еще и на недостаточном знании возможных последствий облучения.
С первых дней чернобыльской катастрофы начала развиваться своеобразная скрытая радиационная паника, имеющая тенденцию к непрерывному длительному проявлению. Она порождена как воздействием самой радиации, так и страхом воздействия на живой организм ее малых и повышенных доз.
В результате анализа установлено, что проявление скрытой чернобыльской радиационной паники связано со следующими основными причинами:
1) страх перед полной неопределенностью и непредсказуемостью общего воздействия радиации на человека;
2) страх перед последующими возможными разрушениями в зоне АЭС;
3) страх перед зараженностью воздуха, воды, продуктов питания, земли, жилища, зданий и пр.;
4) отсутствие постоянной правдивой информации об истинном положении;
5) отсутствие для подавляющего большинства людей медицинского контроля, консультаций;
6) постоянные слухи о гибели людей, облучении, заболеваниях, переполненности больниц зараженными и др.;
7) отсутствие перспектив на переселение в чистые зоны, смену квартиры, работы и пр.;
8) неадекватная запросам людей работа средств массовой информации;
9) нарушение режима питания, сна, отдыха, усугубление психического состояния вследствие биофизического ослабления организма.
Динамика переходов скрытых форм паники в некоторые разновидности "открытых" практически не поддается логическому прогнозу. Катализаторами возникновения панических состояний могут быть в первую очередь конкретная информация, слух, в том числе и малоправдоподобный или значимый для конкретного человека, так как значимость всегда преломляется через субъективные установки, оценки и пр.
(Автор статьи Марков Р.Ю.)