16 декабря 2014 года в16.12.2014 22:01 0 0 10 1

Страх и его причина

Причинами страха могут быть события, условия или ситуации, являющиеся сигналом опасности, а также присутствие чего-то угрожающего либо отсутствие того, что обеспечивает безопасность (например, для ребенка таким объектом является мать). Он может быть вызван и тем, что событие не происходит в ожидаемое время. Вызывает ли какое-то событие страх, зависит от того контекста, в котором оно происходит, от индивидуальных различий в темпераменте, предрасположенностях и от опыта и возраста индивида.
Страх может иметь своим предметом какого-либо субъекта или объект. Иногда он не связан ни с чем конкретным и переживается как беспредметный. Рано или поздно его испытывают все люди. Связанные с ним переживания легко воспроизводятся и могут вторгаться в сознание и сны.
Страх является наиболее опасной из всех эмоций. Интенсивный страх животных и человека иногда приводит даже к смерти. Но он может служить и предупреждающим сигналом и изменять направление мысли и поведение.
В современных цивилизациях существует все более возрастающее число объектов, событий, условий и ситуаций, которые пугают или потенциально могут быть пугающими. Понимание страха не избавляет от опасных или пугающих ситуаций, но может обеспечить дополнительную меру контроля над этой негативной эмоцией. Он возникает в ситуациях угрозы биологическому или социальному существованию индивида и направлен на источник действительной или воображаемой опасности. В отличие от боли и других видов страдания, вызываемых реальным действием опасных для существования факторов, страх возникает при их предвосхищении. В зависимости от характера угрозы интенсивность и специфика переживания страха варьирует в достаточно широком диапазоне оттенков (опасение, боязнь, испуг, ужас). Если источник опасности является неопределенным, возникающее состояние называется тревогой.
Функционально страх служит предупреждением субъекту о предстоящей опасности, позволяет сосредоточить внимание на ее источнике, побуждает искать пути ее предотвращения. В случае достижения силы аффекта (панический страх, ужас) он способен навязать стереотипы поведения (бегство, оцепенение, защитная агрессия).
Сформировавшиеся реакции страха являются сравнительно стойкими и способны сохраняться даже при понимании их бессмысленности. Поэтому воспитание устойчивости к нему обычно направлено не на избавление от него человека, а на выработку умения владеть собой при его наличии. Неадекватные реакции страха наблюдаются при различных психических заболеваниях.
Одним из наиболее характерных симптомов страха является дрожь мышц тела, прежде всего губ. Голос становится сиплым, глухим, а иногда и совершенно пропадает. Когда страх возрастает до состояния ужаса, мы получаем новую картину эмоциональных реакций. Сердце бьется беспорядочно, наблюдается аритмия, наступает обморок; дыхание затруднено, ноздри широко раздвинуты, губы конвульсивно двигаются, появляется удушье в горле, выпученные глаза устремлены на объект, вызвавший это состояние. Зрачки при этом бывают непомерно расширены. В других случаях появляется неудержимое стремление обратиться в бегство. Оно бывает настолько сильным, что даже храбрые солдаты могут быть им охвачены.
В большинстве случаев страх возникает на основании жизненного опыта. Маленький ребенок не боится высоты и, смело перегнувшись вниз, выпадает из окна, если не испытал раньше падения, и т.п. Лишь испытав боль, он начинает бояться того, что ее причиняет.
Страх в современном обществе вызывается гораздо чаще не угрозой физической боли, а ожиданием какого-либо значительного ущерба своим интересам, нужды, позора и т.д. Возьмем для примера страх, испытываемый во время экзамена: тут и неприятные материальные последствия, и впустую затраченные труды и время, и задетое самолюбие, и т.д. Словом, налицо комплекс представлений отрицательного чувственного тона, и хотя в него не входит представление о физической боли, в действие приходят те же физиологические механизмы, что и при боли.
Различные градации страха у человека выражаются по-разному: ужасом, паникой, боязнью, тревожностью, забитостью, а также связанным с ним чувством покорности и преданности.
Название "ужас" применяется к наиболее сильной степени страха, а "испуг" — к неожиданно и быстродействующему чувству.Другие перечисленные эмоции разнятся по интенсивности и особым оттенкам, связанным с ними. У человека при сильном испуге или ужасе наблюдаются те же реакции, что и у животных: оцепенение, паническое бегство, диффузное беспорядочное мышечное возбуждение. Страх, доходящий до безумия в буквальном смысле этого слова, проявляется во время сильных землетрясений. При этом у отдельных лиц наблюдается ступор. Например, известен случай, когда после землетрясения женщина с ребенком оставалась трое суток в постели на третьем этаже, онемев и без движения, хотя без труда могла спастись; ребенок за это время умер.
Оцепенение, наступающее при испуге, как правило, быстро проходит и может смениться двигательным возбуждением. Во время землетрясения толпа бессмысленно мечется, люди кричат, у многих наблюдаются дрожь, судороги и т.д. Гонимый страхом человек может сделать немыслимый прыжок через забор, поднять неимоверную тяжесть, стать способным на такое напряжение, какое в обычном состоянии ему кажется невообразимым. Перед человеком, перенесшим сильный страх, повторно встает картина перенесенного и, соответственно, возникает телесная реакция. В этом периодически повторяемом переживании единожды перенесенной реакции боли и страха находит выражение какая-то общая физиологическая причина, но с каким процессом связано это циклическое течение реакции, в настоящее время неизвестно. Реакции примитивного типа на неприятные раздражения легко возникают у детей: бестолковое метание, барахтанье, крики.
При сильном страхе высшая психическая деятельность полностью подавляется силой эмоционального возбуждения; по терминологии И.П.Павлова, происходит отрицательная индукция с подкорки на кору головного мозга. С уменьшением силы аффекта можно наблюдать, как, начиная от полного торможения высшей нервной системы, влияние страха на мышление сказывается во всеубывающей степени. Если он не достигает силы, тормозящей психику, то может полностью поставить мышление себе на службу. Мысль прикована к одной цели: найти выход из устрашающего положения. И наконец, страх может испытываться в столь слабой степени, что человек выполняет привычную работу, совершается обычный ход ассоциаций, а он кроется где-то на задворках сознания. От полного торможения высших психических процессов до легкого действия страха укладывается шкала непрерывных изменений интенсивности его воздействий на психику.
Страх — пассивно оборонительная реакция. Он указывает на опасность, идущую от кого-то более сильного, на опасность, которой нужно избежать. Если угроза исходит от более слабого, это вызывает гнев. У людей слабых, которым труднее преодолевать жизненные трудности, больше поводов для реакций страха.
В культурном обществе человек реже подвергается физической боли и опасности насильственной смерти. Но здесь появляются новые поводы для страха. Одни испытывают боязнь несчастных случаев (на железной дороге, в автомашине, самолете и т.п.), другие боятся за свое здоровье. Наиболее частым источником опасений являются социальные отношения, в которых находится человек. Сюда относятся страх за свое материальное положение, боязнь лишиться уважения, заработка, потерять завоеванное в обществе место, стать предметом насмешек, страх ответственности (боязнь, что будет не в состоянии выполнять свои обязанности), сильное волнение при выступлении перед публикой в качестве оратора или на сцене и т. д. Люди, склонные к этим состояниям, часто к тому же суеверны (боязнь какого-нибудь числа, например 13, или определенного дня в неделе), верят в дурные приметы и т.п. Склонность к реакциям страха индивидуальна. От совершенно естественных опасений за свое здоровье и положение в жизни незаметные переходы ведут к утрированным страхам и опасениям и, далее, к таким состояниям у психопатических личностей, где эти страхи разрастаются до фантастических размеров, не поддаются никаким логическим доводам, завладевают психикой людей и делают жизнь мучительной. Часто при вполне удовлетворительном интеллекте такие люди страдают боязливостью, недостатком уверенности в себе, слабостью воли и отсутствием самостоятельности.
Психастеники представляют для психологии тот интерес, что у них можно наблюдать те же явления, что и у здоровых лиц с наклонностью к реакциям страха, но в увеличенном масштабе. Лица астенические, лишенные надежной поддержки, испытавшие ряд неудач, остающиеся в жизненных соревнованиях всегда позади других, становятся боязливыми, робкими, запуганными, тревожно-мнительными. В сознании своей неполноценности они живут под грузом постоянного страха. Здесь часто имеется сочетание влияния неблагоприятной внешней ситуации и пассивного темперамента слабой личности. Жизненные неудачи таких людей нередко коренятся в недостатке активности, а испытанные неурядицы ведут к потере веры в себя и еще больше подавляют активность.
И у ребенка, и у взрослого есть страх перед неизвестным, новым. Он делает индивида осторожным и имеет защитное значение. Для человека, страдающего беспредметным страхом, предпочтительней без раздумий броситься навстречу опасности. Неотступный страх иногда заставляет преступника отдавать себя в руки правосудия.
Если есть некая конкретная причина страха, то можно активно действовать против нее и пытаться предупредить опасность. Если страх беспредметный, человек стремится превратить его в мотивированную боязнь. Эта переработка неопределенного чувства страха разумом, искание причин, объясняющих страх, называется рационализацией. Глубокая откровенность с другим человеком, с врачом и т.д. может уменьшить страх. Действительно, на примере депрессивных больных можно видеть, что после беседы с врачом, в которой больной излагает свои интимные переживания, он получает некоторое облегчение. Защиту от страха в определенных случаях ищут у более сильных лиц. Страх у слабого человека ведет к чувству покорности, преданности, а иной раз — к отдаче себя подавляющей эмоции. Боязливый солдат может проявить бессмысленную агрессивность, безрассудно бросаясь на врага. "Юмор висельника", веселая экспансивность, равно как и жестокость тирана, могут прикрывать собой страх. В отличие от реакций личностей невротических, примитивных или резко астенических страх полноценного человека характеризуется тем, что является реакцией более адекватной раздражению, при этом проявляется устойчивость психики и большая активность в защите от опасности.
При состояниях страха и вслед за перенесением его наступает ряд вегетативных реакций. Приведем некоторые примеры ситуаций, способствующих возникновению страха.
Страх не справиться с работой. Это знакомо многим. Наваливается куча дел, на письменном столе высятся груды бумаг, и у человека возникает чувство, словно его буквально разрывают на части. Начинает казаться, что из хозяина своей работы превращаешься в ее раба. А так как давление со всех сторон возрастает, сроки поджимают, появляется искушение одновременно решать все проблемы. Это ведет к еще большей путанице. Представьте себе такую картину: вам надо затопить печь. Одно полено свободно проходит в топку. А если попытаться засунуть туда все дрова сразу, произойдет затор, и в результате ни одно полено не загорится. Подобное может случиться с тем, кто захочет одновременно работать над многими проектами. Он не справится ни с одним из них. Из-за этого человек может впасть в апатию, у него возникнет ощущение, что он вообще ничего не может.
Страх быть обойденным другими. Большинству людей свойственно желание продвинуться вверх по служебной лестнице. Такую возможность имеют далеко не все. Выдвигают лишь одного, а другие остаются. Каждый из этих "других" реагирует по-своему: одни испытывают разочарование, заболевают, впадают в апатию, иные же проявляют повышенную активность, энтузиазм, заметно улучшают показатели своей работы, начинают трудиться с большей отдачей, надеются поправить таким образом свои дела. Смирившиеся полагают, что и выкладываться-то особенно теперь не стоит.
Если сотрудник считает, что в тайне от него у руководителя ведется досье его грехов, которое используется при рассмотрении вопросов о возможных перемещениях по службе, он не сможет избавиться от чувства страха, так как не знает, в чем "провинился", а потому не имеет возможности "исправиться". Он теряет веру в себя, и тогда действительно наступает спад в работе.
Страх потерять работу. Уже одна мысль об этом вызывает наиболее сильное чувство страха, равно как и безработица, отсутствие заработка, поиски новой работы, безуспешное хождение по кабинетам. Руководители, сознательно нагнетающие у сотрудников страх перед увольнением, в первую очередь отвечают за все вытекающие из этого ошибки, срывы и т.п. Когда человек находится под таким давлением, вряд ли можно рассчитывать на то, что он будет работать с должной активностью и энтузиазмом. Давление и страх оказывают на большинство людей парализующее воздействие, они становятся не способными действовать, делать то, что могли бы. Многие философы говорят сегодня даже об "эре страха".

(Автор статьи Марков Р.Ю.)

Комментарии

Зарегистрируйтесь или войдите, чтобы добавить комментарий

Новые заметки пользователя

ONIX17R — Это просто Вьюи блог

1

Психологический анализ проявления агрессии и тревоги...

В современной психологической литературе существует множество работ, посвященных изучению агрессивности и тревожности у детей младшего шк...

2

Dasein- анализ как направление психологии

Dasein-анализ относится к числу малоизвестных в СНГ школ психологии: русскоязычной информации о нем чрезвычайно мало, она разрозненна и э...

1

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ КР...

Социально-культурная деятельность как специфический вид общественной деятельности характеризуется прежде всего тем, что она осуществляетс...

2

Нападают ли психологи на интернет?

Социокультурным мероприятием было отмечено 40-летие факультета психологии МГУ им. М. В. Ломоносова: ИТАР-ТАСС по¬святил этому событию...

1

Психологические детерминанты суицидального поведения

Основной целью настоящей статьи является более подробный анализ психологических подходов в суицидологии. Необходимо отметить, что точки з...

2

Стили семейного воспитания, стимулирующие нарушения ...

Семья как один из важнейших факторов социализации оказывает существенное влияние на формирование направленности поведения ребенка. С наш...