30 апреля 2014 года в30.04.2014 22:07 7 0 10 1

Источник вдохновения или Г. Гессе "Степной Волк"

Вот, совершенно случайно произошло знакомство с одной сверх замечательной книгой. Да, действительно. Наконец же я смогла найти то, что заденет меня.

Прочитав буквально пару страниц, я поняла, что мне интересно. Глаза так и забегали наперед, пытаясь ухватить новую строчку. Герман Гессе пишет о таких актуальных (для меня, по крайней мере) вещах и делает это не то, что просто увлекательно, а просто-таки мастерски! И я не преувеличиваю, ни в коем случае. Знаете, я бы даже сказала, что Гессе пишет о таких понятиях, о которых бы я только и писала, но не делаю этого, потому, что он сделал это, причем намного лучше. Маэстро, снимаю шляпу!

По правде сказать, я ещё не дочитала «Степного волка», но я в процессе. Я специально растягиваю удовольствие. И хотя, мне обещают, что в конце я разочаруюсь, а я отказываюсь в это верить, смею заметить, что эта книга уже дала мне такие эмоции, которые другие книги не способны дать, постигнув целые тома.

Цитаты… они здесь просто великолепны! И, да, есть еще один момент. Давненько я встретила одну цитату, которая меня поразила. Долго крутилась она в моей голове, но я тогда и подумать как-то не могла, что она выведена из книги. И вот представьте мое удивление, которое я испытала, когда наткнулась на эту же цитату в моей будущей любимой книге. Сказать, что я была удивлена – ничего, в принципе, не сказать. Это был очень приятный шок. Я ж даже проверила. Заставило в очередной раз задуматься над фразой «с лучайности не случайны».

Так, а сейчас, собственно, эта фраза:

«Как и для тысяч ему подобных, мысль, что он волен умереть в любую минуту, была для него не просто юношески грустной игрой фантазии, нет, в этой мысли он находил опору и утешение. Да, как во всех людях его типа, каждое потрясение, каждая боль, каждая скверная житейская ситуация сразу же пробуждали в нем желание избавиться от них с помощью смерти. Но постепенно он выработал из этой своей склонности философию, прямо-таки полезную для жизни. Интимное знакомство с мыслью, что этот запасной выход всегда открыт, давало ему силы, наделяло его любопытством к болям и невзгодам, и, когда ему приходилось весьма туго, он порой думал с жестокой радостью, с каким-то злорадством: «Любопытно поглядеть, что способен человек вынести! Ведь когда терпенье дойдет до предела, мне стоит только отворить дверь, и меня поминай как звали». Есть очень много самоубийц, которым эта мысль придает необычайную силу.»

Ну, и еще 100500 фраз, которые берут за живое, и жаль, что вся книга сюда не влезет. Но я постараюсь вкратце:

" Я понял, что Галлер – гений страдания, что он, в духе некоторых тезисов Ницше, выработал в себе гениальную, неограниченную, ужасающую способность к страданию. Одновременно я понял, что почва его пессимизма – не презрение к миру, а презрение к себе самому, ибо, при всей уничтожающей беспощадности его суждений о заведенных порядках или о людях, он никогда не считал себя исключением, свои стрелы он направлял в первую очередь в себя самого, он ненавидел и отрицал себя самого в первую очередь…"

" Одиночество — это независимость, его я хотел и его добился за долгие годы. Оно было холодным, как то холодное тихое пространство, где вращаются звёзды."

" Что было нормально вчера, сегодня уже ненормально."

" Каждый человек состоит из десятка, из сотни, из тысячи душ."

" Животные более настоящие, чем люди. Они не хотят тебе льстить, не хотят производить на тебя какое-то впечатление. Ничего показного. Какие они есть, такие и есть, как камни и цветы или как звезды на небе."

" Жить полной жизнью можно лишь ценой собственного «я»."

Когда в одной душе и в одной крови сходятся два заклятых врага, жизнь никуда не годится…

" Если тебе непременно нужно чье-то разрешение на твое удовольствие, то ты действительно бедняга."

" Тому, чьи жизненные силы с самого начала подорваны, не продлит жизнь никакое лекарство на свете."

" У жизни был отвратительно горький вкус."

" Большинство людей не хочет плавать до того, как научится плавать. Разве это не остроумно? Конечно, они не хотят плавать! Ведь они созданы для суши, а не для воды. И конечно, они не хотят думать; ведь они рождены для того, чтобы жить, а не для того, чтобы думать!"

" При каждом таком потрясении моей жизни я в итоге что-то приобретал, этого нельзя отрицать, становился свободнее, духовнее, глубже, но и делался более одинок, более непонятен, более холоден."

" Так вот, уничтожить личность, подавить волю в данном случае не удалось, ученик был для этого слишком силен и тверд, слишком горд и умен. Вместо того чтобы уничтожить его личность, удалось лишь научить его ненавидеть себя самого."

" Если бы у нас была наука, обладающая достаточным мужеством и достаточным чувством ответственности, чтобы заниматься человеком, а не просто механизмами жизненных процессов."

" Как же не быть мне Степным волком и жалким отшельником в мире, ни одной цели которого я не р У всех этих людей, как бы ни назывались их деяния и творения, жизни, в сущности, вообще нет, то есть их жизнь не представляет собой бытия, не имеет определенной формы, они не являются героями, художниками, мыслителями в том понимании, в каком другие являются судьями, врачами, сапожниками или учителями, нет, жизнь их – это вечное, мучительное движенье и волненье, она несчастна, она истерзана и растерзана, она ужасна и бессмысленна, если не считать смыслом как раз те редкие события, деяния, мысли, творения, которые вспыхивают над хаосом такой жизни. В среде людей этого типа возникла опасная и страшная мысль, что, может быть, вся жизнь человеческая – просто злая ошибка, выкидыш праматери, дикий, ужасающе неудачный эксперимент природы. Но в их же среде возникла и другая мысль – что человек, может быть, не просто животное, наделенное известным разумом, а дитя богов, которому суждено бессмертие. "

" У каждого типа людей есть свои признаки, свои отличительные черты, у каждого – свои добродетели и пороки, у каждого – свой смертный грех. Один из признаков Степного волка состоял в том, что он был человек вечерний. Утро было для него скверным временем суток, которого он боялся и которое никогда не приносило ему ничего хорошего. азделяю, ни одна радость которого меня не волнует!"

" Он никогда не продавал себя ни за деньги, ни за благополучие, ни женщинам, ни сильным мира сего и, чтобы сохранить свою свободу, сотни раз отвергал и сметал то, в чем все видели его счастье и выгоду. Ничто на свете не было ему ненавистнее и страшнее, чем мысль, что он должен занимать какую-то должность, как-то распределять день и год, подчиняться другим."

" Властолюбец погибает от власти, сребролюбец – от денег, раб – от рабства, искатель наслаждений – от наслаждений. Так и Степной волк погибал от своей независимости. Он достиг своей цели, он становился все независимее, никто ему ничего не мог приказать, ни к кому он не должен был приспосабливаться, как ему вести себя, определял только сам."

" Оказалось, что быть одному и быть независимым – это уже не его желание, не его цель, а его жребий, его участь, что волшебное желание задумано и отмене не подлежит, что он ничего уже не поправит, как бы ни простирал руки в тоске, как бы ни выражал свою добрую волю и готовность к общенью и единенью: теперь его оставили одного. При этом он вовсе не вызывал ненависти и не был противен людям. Напротив, у него было очень много друзей. Многим он нравился. Но находил он только симпатию и приветливость, его приглашали, ему дарили подарки, писали милые письма, но сближаться с ним никто не сближался, единенья не возникало нигде, никто не желал и не был способен делить с ним его жизнь. Его окружал теперь воздух одиноких, та тихая атмосфера, то ускользание среды, та неспособность к контактам, против которых бессильна и самая страстная воля. Такова была одна из важных отличительных черт его жизни."

" Другой отличительной чертой была его принадлежность к самоубийцам. Тут надо заметить, что неверно называть самоубийцами только тех, кто действительно кончает с собой. Среди этих последних много даже таких, которые становятся самоубийцами лишь, так сказать, случайно, ибо самоубийство не обязательно вытекает из их внутренних задатков. Среди людей, не являющихся ярко выраженными личностями, людей неяркой судьбы, среди дюжинных и стадных людей многие хоть и кончают с собой, но по всему своему характеру и складу отнюдь не принадлежат к типу самоубийц, и опять-таки очень многие, пожалуй, большинство из тех, кто по сути своей относится к самоубийцам, на самом деле никогда не накладывают на себя руки. «Самоубийца» – а Гарри был им – не обязательно должен жить в особенно тесном общенье со смертью, так можно жить и самоубийцей не будучи. Но самоубийце свойственно то, что он смотрит на свое «я» – не важно, по праву или не по праву, – как на какое-то опасное, ненадежное и незащищенное порожденье природы, что он кажется себе чрезвычайно незащищенным, словно стоит на узкой вершине скалы, где достаточно маленького внешнего толчка или крошечной внутренней слабости, чтобы упасть в пустоту. Судьба людей этого типа отмечена тем, что самоубийство для них – наиболее вероятный вид смерти, по крайней мере в их представлении. Причиной этого настроения, заметного уже в ранней юности и сопровождающего этих людей всю жизнь, не является какая-то особенная нехватка жизненной силы, напротив, среди «самоубийц» встречаются необыкновенно упорные, жадные, да и отважные натуры. Но подобно тому, как есть люди, склонные при малейшем заболевании к жару, люди, которых мы называем «самоубийцами» и которые всегда очень впечатлительны и чувствительны, склонны при малейшем потрясении вовсю предаваться мыслям о самоубийстве. Если бы у нас была наука, обладающая достаточным мужеством и достаточным чувством ответственности, чтобы заниматься человеком, а не просто механизмами жизненных процессов, если бы у нас было что-то похожее на антропологию, на психологию, то об этих фактах знали бы все."

" Таким образом, одной половиной своего естества он всегда признавал и утверждал то, что другой половиной оспаривал и отрицал."

" Если я говорю «вверху» или «внизу», то это ведь уже утверждение, которое надо пояснить, ибо верх и низ существуют только в мышлении, только в абстракции. Мир сам по себе не знает ни верха, ни низа."

" …мещанин сжигает сегодня, как еретика, вешает, как преступника, того, кому послезавтра он будет ставить памятники."

" И в то время как я, Гарри Галлер, захваченный врасплох и польщенный, вежливый и старательный, стоял на улице, улыбаясь этому любезному человеку и глядя в его доброе, близорукое лицо, другой Гарри стоял рядом и ухмылялся, стоял, ухмыляясь, и думал, какой же я странный, какой же я вздорный и лживый тип, если две минуты назад я скрежетал зубами от злости на весь опостылевший мир, а сейчас, едва меня поманил, едва невзначай приветил достопочтенный обыватель, спешу растроганно поддакнуть ему и нежусь, как поросенок, растаяв от крохотки доброжелательства, уваженья, любезности."

И, конечно же, это далеко не всё!

P.S.: Я просто без ума от постоянных реминисценций на «Фауста» Гёте. Да, моих любимых Фауста и Гёте, с которыми у меня тоже много чего связано. Так что, я просто на 7-м небе от счастья. (хотя я себя сейчас просто заставляю написать все это, настроение никакое, но след от эмоций глубокий, и это принципиально)

Комментарии

Зарегистрируйтесь или войдите, чтобы добавить комментарий

Новые заметки пользователя

THE-THEATRE — The Theatre of the Absurd

9

hah, that's again

Использую твиттер для общения с самой собой. впрочем, я везде так. просто куда не глянь - у меня везде the theatre of one person, and n...

8

Деградируем, господа!

Заметила, и уже не раз, что посты мои теряют былую краску. Где сотни букв, где сложноподчиненные предложения, где метафорическое разочаро...

9

Почему меня не любят

Почему меня не любят Ах, одна из причин "почему меня не любят". На шаг ближе к разгадке. Общаются со мною не многие, я думаю потому, ...

9

Is that an exit?

Routine… this insidious "creature" sometimes devours me completely. Strange people with endless problems. THEIR own problems. THEI...

8

Добро пожаловать!

А день обещал быть хорошим! А что в итоге?Я держалась, как могла. Не делала того, что обычно делаю. Старалась немного радоваться жизни. ...

7

у каждого должно быть право жить так, как он считает...