Галерея Brucie Collections представила вниманию украинских критиков и поклонников современной фотографии серию работ молодого, но, как утверждают отечественные СМИ, весьма выдающегося чешского автора Мартина Странки (Martin Stranka).
За свою бурную творческую молодость таки умудрился нахватать кучу международных фотографических наград. Всякие - разные почетные и не очень премии должны убедить зрителя в том, что человек сей очень даже ничего себе фотограф, он, между прочим, молодец, и вообще бравый малый. Может он душа компании, свой парень и тот еще весельчак, да вот только в фотографии у него глубинные бездны одиночества. Смеем предположить, что они даже весьма осознанные, раз он так умело их подчеркивает. Как утверждает сам автор, вдохновляется он «запахом осени в сверкающих пылинках, парящих в воздухе», это безумно поэтично, но об этом, пожалуй, чуть позже. Так вот, тот факт, что делает он это подчеркивание профессионально и со знанием дела, неоспорим. Но, как и у каждого мало малость художественно образованного человека, у меня часто возникает желание вносить изменения в готовые произведения. Просматривая картины, фотографии, инсталляции мне хочется что-то в них видоизменять, кадрировать и т.д. Подобные тяготения должны быть чужды зрителю, критику, будущему искусствоведу… Но гнилое граф.дизайнерское нутро всегда рвется наружу, жаждет поковыряться на чужой художественной кухне. И эта выставка не была исключением. Хотя, если справедливо подметить, исключением она была ровно на 50%.
Превью фотографий казались весьма многообещающими. Собственно, за ними я и шла, такими они и были. Признаюсь честно, мне близка тематика и сюжетность его взгляда сквозь объектив. Близко исполнение, техника. Импонирует одухотворенная пространственость, где воздух играет равную с человеком роль. Плохо или хорошо то, что воздух этот был затхл и тяжел, что он был скорее свидетельством глубинной бесперспективности, чем стремлением к свободе, - не мне судить. Тут дело вкуса, мироощущения и настроения. Суть в том, что фотографии его символичные, метафоричные, но в то же время весьма лаконичны и универсальны для визуального своего восприятия. Истории на грани сна и пробуждения, реальности и мечты. Работа «With all my lies» пленила меня с первого взгляда, «Frozen» со второго. Серия квадратных форматов, где композиция предсказуемо впечатляет симметрией, где та самая бездонность одиночества тонет в глубине ч/б и сепийных тонов, где псевдо свобода ограничена оковами сна, а псевдо левитация лишь одна с граней мечты, где хочется в минуты душевной наготы тонуть вместе с этим одиночеством. Честно? Резонирует.
Но каково было мое разочарование, когда на ряду со столь сильными работами взгляд мой остановился на работах весьма сомнительных… Вдруг эта тягучая и томная контрастность фотографий сменяется какими-то картинками юношеского подтекста с новомодной глухой и забитой тушенной зеленью, желтизной. Фотографиями, где сразу начинает хромать композиция. Все было бы не так плохо, и даже возможно хорошо, не будь эти фотографии в цвете! Резко ощутилась дешевая постановочность и театральность съемки, утратилась та глубина, в которой Странка был просто неподражаем. Единственное, что хоть как-то спасло ситуацию, была экспозиционная компоновка, где осенние листики-вдохновители, вместе с новоиспеченными главными героями работ птичками, дружно и пластично порхали с одной работы на другую через всю галерейную стену. Банально? Возможно, зато безумно поэтично, вы не считаете?
Вот такая двухзначная неопределенность впечатлений. Мой восторг составил баланс с моим разочарованием. В каком-то смысле это как раз и есть то самое ХО РО ШО. Всемирный Баланс, Дзен и все такое.
Выставка продлится до 03.03.2013
Галерея Brucie Collections, ул. Артема, 55-б, г.Киев
https://www.bruciecollections.com/