Скоро-скоро на луга лягут белые снега, как говаривал старик Антонов, и практически синхронно этому встанут водоемы, и население пустит в ход прямо у реки быстрые коньки, как в свое время подметила tequilajazz. Это к тому, что хватит про лодки, пора поговорить о высоком. То есть о самолетах, да не простых, а золотых, хотя этим материалом фюзеляжи отделывают разве что эксцентричные шейхи из нефтеносных регионов. Большинство бизнес-джетов, как называют небольшие реактивные самолеты, принадлежащие частным лицам, либо компаниям-операторам, окрашивается в белый цвет и их сложно отличить один от другого и от регулярных лайнеров гражданской авиации. А различать нужно, прежде всего, чтобы не обманули брокеры, сдающие такие джеты в аренду. Брокер может, например, и сам не знать, что лыжи, которые войдут в «гольфстрим», могут не поместиться в «цессну». Поэтому важно понимать различия – вдруг пригодится?
Вот они, бизнес-джеты в терминале TAG в Фарнборо, пригороде Лондона. У нас они гнездятся преимущественно во Внуково-3, но там за съемку на летном поле можно угодить за решетку
Первый реактивный самолет для частного использования запустил в небо в 1963 году американский изобретатель Уильям Лир, до этого осчастлививший человечество автомагнитолой и автопилотом. В качестве базовой модели был использован швейцарский штурмовик P-16. Нефтяные воротилы из Техаса и чикагские мясники ворчали, что в салоне LearJet тесновато, на что изобретатель парировал, что «вы же не собираетесь стоять в кадиллаке».
LearJet 60 выпускают до сих пор. Небесный Ferrari, машина, которую покупают, чтобы самому сидеть за штурвалом. Бро из команды обслуживания моет тачку своего босса в терминале Саарбрюкена.
Когда в Штатах появился LearJet, а за ним и четырехтурбинный Lokheed JetStar (на нем летели, подрались и упали в море Джеймс Бонд со злодеем Голдфингером в третьей серии о приключениях агента 007) известный летчик Чарльз Линдберг пересек океан и заявился к своему парижскому другу Марселю Дассо. До войны Дассо носил фамилию Блок и делал винтовые самолеты. Почтовые, на одном из которых летал Сент-Экзюпери, и военные, которые превосходили в бою «мессершмитты». Оккупировавшие Францию в 1940 году немцы посадили Блока в концлагерь, в Бухенвальд. Выйдя оттуда в 1945 году, он сменил фамилию, но продолжил делать самолеты, на этот раз реактивные. Этого-то человека Линдберг уговорил начать производство бизнес-джетов на базе легкого бомбардировщика Dassault Mystere, обещая поток заказов от клиентов компании PanAm. Не обманул, и уже в 1970 году взлетел первый европейский бизнес-джет – Falcon 10.
В дальнейшем на рынке производителей самолетов деловой авиации появились американские компании Cessna и Gulfstream. Первая давно уже делала легкие винтовые самолеты (на одном из них к нам в 1987 году прилетел Матиас Руст и сел прямо на Красную площадь), и решила создать новое реактивное подразделение Citation. Вторая компания изначально была сориентирована «на оборонку» и переделать свои штурмовики и бомбардировщики в «воздушные лимузины» ей не составило особого труда. В середине 1980-х к этому пулу присоединилось канадское семейное предприятие Бомбардье, разбогатевшее на продаже снегоходов и получившее в свое время в дар от обанкротившегося Уильяма Лира концепцию создания широкофюзеляжного бизнес-джета Challenger. Эти ребята пошли по пути создания VIP-лайнеров на базе своих же самолетов регионального класса. На рынке существуют еще марки Hawker и Beechkraft (объединились в 2007 году), а также бразильский аэрокосмический концерн Embraer. Бизнес-джеты в свое время лепила госкорпорация Mitsubishi и вроде, собиралась собирать Honda, но всех накрыл кризис 2008 года. Наши авиастроители их тоже делали на базе Як-40, Як-42, Ту-134. Они использовались, в основном, на внутренних рейсах, куда законодательно не пускали нерастаможенные джеты-иномарки. А растамаживать их из-за гигантских пошлин дураков не было. Но мы уходим от конкретики, пора начать знакомство с моделями. Продолжение следует.