— Не надо благодарить. Всё в руках божьих. — Он смотрел на меня еще с минуту, чуть вытянув шею и наклонив голову вперед, и мне показалось, будто его лицо дрогнуло. — Главное, верьте, — сказал он. — Небесный отец помогает. Он помогает всегда, даже если иной раз мы и не понимаем этого. — Потом он кивнул мне и пошел.
Я смотрел ему вслед, пока за ним не захлопнулась дверь. "Да, — подумал я, — если бы всё это было так просто! Он помогает, он всегда помогает! Но помог ли он Бернарду Визе, когда тот лежал в Гоутхолстерском лесу с простреленным животом и кричал, помог ли Катчинскому, павшему под Гандзееме, оставив больную жену и ребенка, которого он так и не увидел, помог ли Мюллеру, и Лееру, и Кеммериху, помог ли маленькому Фридману, и Юргенсу, и Бергеру, и миллионам других? Проклятье! Слишком много крови было пролито на этой земле, чтобы можно было сохранить веру в небесного отца!"
Я часто задаюсь вопросом: как люди верят в Бога? Я всегда пыталась это понять, я честно пыталась поверить, но не могу. Так хочется иметь нечто нерушимое, вечное, в чем будешь увверен наверняка, на сто процентов, хочется иметь того, кто никогда не предаст, не исчезнет, кто будет вечно с тобой, каждую секунду. Бог же не предает, он не покидает, да? И каждый раз я поражаюсь, во имя чего люди сражались и проливали кровь веками? Почему они были так уверены, просто непоколебимы? Мне всегда казалось, что вера - слабая сторона человчества, что Бога выдумали для объяснения собственных поступков и ошибок, чтобы свалить на него ответственность за все, происходящее на Земле, в то время, как она лежит на плечах самого человека. Люди всегда боятся отвественности, им нужно, чтобы кто-то стоял выше, чтобы кто-то управлял. Люди боятся ответственности: как в диснеевских мультфильмах. Когда герои, стоящие в ряд, оправдываясь, указывают на стящего рядом, а последний тычет пальцем в пустоту - ему свалить не на кого, он и виноват. Так вот, мне казалось, что человечество в подобной ситуации заменило пустоту Богом, чтобы при случае развести руами и сказать, мол, ничего не могу поделать - такова воля божия. Но в последнее время мне стало казаться, что вера, все же - сторона сильная. Не фанатизм и не помпезные формальности, а искренняя вера - общение человека и Бога напрямую. Когда человек чувствует поддержку, когда вера - его самая надежная опора.
Необходимо быть в чем-то уверенным, должно быть что-то постоянное и неизменное, не требующее объяснения. Этого то мне и не хватает. Но мне всегда нужно объяснение. И я хочу верить. Но по этой причине не могу.