Во время нашего сна встречается особый период, называемый «парадоксальным сном». Длится он около двадцати минут и повторяется примерно раз в полтора часа. Почему этот отрезок сна называется именно так? Потому, что интенсивная нервная деятельность в состоянии самого глубокого сна является парадоксом.
Младенцы часто беспокойны по ночам именно потому, что их тревожат периоды парадоксального сна (время их сна делится следующим образом: треть нормального сна, треть чуткого сна, треть сна парадоксального). Во время последней фазы у младенцев часто появляется странное, взрослое, если не старческое, выражение лица. Это и гнев, и радость, и грусть, и страх, и удивление, то есть чувства, которые они, несомненно, еще и не испытывали. Можно подумать, что дети примеряются к эмоциям, ожидающим их в будущем.
С возрастом фазы парадоксального сна укорачиваются до одной десятой, а то и двадцатой части общего времени сна. Обычно они приносят человеку удовольствие. Может возникнуть впечатление, что каждую ночь мы получаем какое-то сообщение. Был проведен следующий эксперимент: взрослого человека будили во время парадоксальной фазы сна и просили рассказать о том, что он видел в данную минуту. Затем ему снова давали заснуть с тем, чтобы разбудить во время следующей парадоксальной фазы. Выяснилось, что даже в тех случаях, когда увиденные им во сне истории были разными, суть их сводилась к одному и тому же. Словно прерванный сон продолжался, несколько в иной манере, для того, чтобы все-таки донести до человека какую-то мысль.
Недавно ученые выдвинули новую гипотезу. Сон может быть средством избавления от социального давления. Во сне мы забываем то, что восприняли днем и что противоречит нашим глубинным устремлениям. Все внешние воздействия во сне устраняются. Пока люди видят сны, невозможно манипулировать ими полностью. Сон – это естественный протест против тоталитаризма.