@elenamerkulova
ELENAMERKULOVA
OFFLINE

Это просто Вьюи блог

Дата регистрации: 01 апреля 2013 года

Персональный блог ELENAMERKULOVA — Это просто Вьюи блог

Новые подходы к изучению «Лексики и фразеологии» в школе

Меркулова Е.Б.- учитель МОУ СОШ № 88 с углублённым изучением отдельных предметов г. Воронежа

Проблемы обучения русскому языку тесным образом связаны с вопросами формирования национального самосознания учащихся. Следовательно, необходимость их решения не может не повлиять на характер наших сегодняшних уроков.

Самое актуальная проблема сегодняшнего дня – это гуманизация школьного образования. Русский язык – учебный предмет, познавательная ценность которого чрезвычайно высока, так как на уроках развивается мышление, воспитывается чувство любви к родному языку, через язык осмысливаются общечеловеческие ценности, происходит интеллектуальное развитие личности, а главное – формируется национальное самосознание.

Основная задача учителя-словесника постараться добиться осознания детьми того, что родной язык – это предмет гордости носителей языка, это культурное наследие, запечатлённое в фольклоре и произведениях мастеров слова, имеющее устные и письменные традиции, разные формы существования.

Возможно ли достижение этой задачи в школьном обучении русскому языку? Думается, что это во многом зависит от системы преподавания уроков родного языка, от разнообразия лингвистического материала, организации каждого урока в соответствии с интересами учащихся и их уровнем познавательной активности и, конечно же, личности учителя.

Хотелось бы поговорить о системе уроков, которую можно предложить в курсе преподавания раздела «Лексика и фразеология».

Главное при изучении этого раздела, чтобы каждый урок стал для ребят открытием. Открытием богатства, красоты, разнообразия и неповторимости русского языка. Основным познавательным стимулом для учащихся может стать мысль, что они являются творцами родной речи, а не только изучают её. В конце каждого урока на этапе рефлексии необходимо выяснять, какое открытие в изучении родной речи сделали ученики, хотят ли они работами по такой системе дальше, а также поделиться с кем-нибудь своими знаниями.

Исследовательский и деятельностный подход должны стать основными в процессе изучений раздела «Лексика и фразеология».

Начнём с глубокой истории… Назовём этот урок «Путешествие во времени». Можно нарисовать генеалогическое дерево индоевропейских языков, одна из ветвей которого славянская, или показать лингвистическую карту мира – на ней значительное место занимает славянская группа языков. Безусловно, в историческом взгляде на язык всегда есть место для загадки и разгадки. Эту ситуацию можно обыграть, задав вопрос «О чём не успел рассказать историк-лингвист?» В путешествие во времени нам поможет отправиться «машина времени» - этимологический словарь. Для формирования языковой компетенции учащихся важна ориентация на самообразование, расширение эрудиции. Принцип самостоятельного добывания знаний может быть реализован через задания типа: «Узнайте из «Детской энциклопедии…» или «Найдите в этимологическом словаре…». Ребята по группам разгадывают лингвистические загадки, при этом активно работают со справочной литературой.

На уроке изучения устаревшей лексики можно поговорить с ребятами о В.И.Дале и его «Толковом словаре живого великорусского языка». Задания могут быть самыми разнообразными, например, « Найти в «Словаре…» Даля устаревшие слова, значения которых можно понять (нашивок – заплатка, особенно на сапоге, осенница – пасмурная, дождливая погода, присударивать - льстить, потакать, поволье – свобода, соумышленник – сообщник, сумятник– балагур). Интересно проходит интергированный урок, на котором устаревшую лексику ребята ищут в хорошо известных им сказках А.С.Пушкина. Целесообразно ребят разделить на группы, которые будут работать с архаизмами и историзмами из разных сказок поэта, можно предложить им сделать презентации, иллюстрирующие их выступления.

«Лингвистическими экспериментами» можно назвать уроки по изучению синонимов, антонимов, омонимов. Специфика данного учебного материала такова, что требует организации наблюдений над языком и различных видов работы, связанных с анализом хорошего речевого образца. Самые большие возможности для осознания языковой сущности синонимов, антонимов дают наблюдения над языком поэтических произведений (например, «Дрожит изумрудная капля в зелёной ладошке ольхи» ;). Учитель изобразительного искусства, пригашённый на урок, поработает с учащимися с палитрами цветов (красного, синего), а также предложит описать картину с точки зрения использования художником оттенков одного цвета. Результатом этих уроков должна стать творческая работа учащихся (сочинение-миниатюра, сочинение-описание, эссе), важно дать ребятам больше возможностей выразить себя.

Разговор о заимствованиях чрезвычайно актуален в современной языковой ситуации. «Усыновлённые слова» зачастую используются в речи безграмотно, в ущерб эквивалентам родного языка. На уроке «На пустыре невежд» главной задачей является формирование представления о том, что нужно бережно относиться к родному слову, потому что «язык от людей и для людей» (Ф.Фолсом). Лучшей формой организации урока будет журналистское расследование. Ребятам предлагается опережающее задание по сбору материалов об использовании иноязычной лексики. Здесь могут быть задания, связанные с историей русского языка, работа со словарями, наблюдения за правильностью речи на телевидении, радио, в рекламе, анализ речи окружающих, не всегда отличающейся нормированностью.

Урок-проект «Источники фразеологизмов» может быть нацелен на создание учащимися ЦОРов для школьной медиатеки. Для подготовки к занятию ребята работают с различными группами фразеологизмов (историческими, библейскими, из греческой и славянской мифологии, из художественных произведений). В классе с низким уровнем познавательной активности лучше провести «Праздник фразеологизмов» с элементами игры, викторинами, конкурсами.

В заключении хотелось бы отметить, что продуманная и творчески разработанная система уроков для раздела «Лексика и фразеология» помогают созданию разносторонней положительной мотивации обучения родному языку, развитию креативных способностей, речевой культуры учащихся, повышению качества знаний, активизации самообразования, увеличению охвата учащихся, принимающих участие в олимпиадах, исследовательских проектах по изучению русского языка.

Учитель Меркулова Е. Б.

Учебное заведение: МОУ СОШ №88 с углублённым изучением отдельных предметов

Тема: Использование Интернет-ресурсов в процессе обучения русскому языку и литературе

Современное образование нацелено на развитие личности ученика, его познавательных, интеллектуальных и творческих способностей, именно это определяет место средств обучения и учебного оборудования в системе преподавания. Одними из наиболее популярных технологий являются информационно-коммуникационные. Они отвечают основным требованиям современного общества: готовят личность, способную ориентироваться в мире информации. Главной целью использования материально-технических средств обучения становится возможность перехода от репродуктивных форм учебной деятельности к самостоятельным, поисково-исследовательским видам работы, усиление аналитического компонента учебной деятельности, формирование коммуникативной культуры учащихся и развитие умений работать с различными типами информации.

ИКТ делают классно-урочную систему более интересной, менее запрограммированной. Существуют нескольких дидактических моделей проведения уроков с применением ИКТ: урок с использованием мультимедиа курсов на СD-RОМ; урок с применением интернет-технологий; урок с применением демонстрационного эксперимента в режиме on-line; урок с применением информационных ресурсов музеев, библиотек.

В зависимости от целей и задач урока учитель может использовать ИКТ на различных этапах урока.

Этап изложения нового материала

Чтобы изложить неизвестный ученикам материал понятно, доступно, нужно попытаться заинтересовать ребят, чтобы они захотели самостоятельно продолжали поиск ответов на вопросы, поставленные учителем.

Первый путь: учитель озвучивает цель урока, создает проблемную ситуацию, а пути решения учащиеся ищут самостоятельно. При таком подходе задания могут звучать следующим образом:

найти в сети Интернет материал по теме, определить в каком ключе будет рассмотрена поставленная учителем проблема; найти произведения писателя или поэта, которые отражают основные этапы его творчества или характеризующие основные стороны его творчества, составить вопросы на основе проанализированных сайтов.

Второй путь включения ИКТ во время объяснения нового материала может быть применен в случае, если учебный материал является по каким-то причинам сложным для самостоятельного изучения или отличается большим объёмом. Задача учителя заключается в том, чтобы сделать учащихся активными участниками получения новой информации. В таком случае можно предложить следующие задания: оживить материал с помощью иллюстративного ряда; озвучить тему с помощью музыкальных фрагментов.

Этап закрепления полученных знаний

ИКТ могут быть использованы и на этапе закрепления материала, когда учащиеся выполняют ряд упражнений на понимание изученного материала, особенно если данный материал был преподнесен самим учителем. Закрепление материала с помощью ИКТ стимулирует мыслительную активность учащихся, заставляет их творчески осмысливать новый материал.

Варианты заданий: подобрать к уже изученному материалу эпиграф – музыкальный или поэтический фрагмент; составить интервью с писателем, поэтом, лингвистом; подобрать иллюстративный материал на тему; определить, в каком случае иллюстрации не относятся к данной теме; заполнить кроссвордную решётку.

Интернет-ресурсы можно использовать не только на уроках, но и в качестве домашнего задания. Домашнее задание может быть вариативным: предполагать не только изучение различных источников информации, но и разнообразие в формах выполнения домашнего задания: составить список сайтов, которые могут быть использованы при изучении темы; подготовить игры, кроссворды, загадки, ребусы, используя предложенные сайты; отобрать сайты, материалы из которых вызвали наибольший интерес по теме урока; составить вопросы для одноклассников по материалам предложенных сайтов.

Интернет может быть использован и в качестве справочного материала: словаря или энциклопедии. Это экономит время на уроке, стимулирует познавательную деятельность.

Примеры заданий: дать толкование фразеологизмов, источником которых стала греческая мифология; определить происхождение изученных терминов, слов; дать формулировки понятий, имеющихся в уже составленных кроссвордах; составить вопросы к викторине по материалам предложенных сайтов.

В качестве примера можно рассмотреть проведение уроков по славянской мифологии. Неоценимым помощником при изучении различных мифологий может стать сайт «Виртуальная мифологическая энциклопедия». Сайт, состоящий 16 разделов, содержит не только тексты, написанные простым и доступным языком, но и разнообразные тесты. Их можно использовать как на уроках при первичном знакомстве с мифологией, так и на обобщающих уроках.

Как может быть организована работа на таком уроке? После вступительного слова учителя ученикам можно предложить самостоятельно познакомиться с разделом «Славянская мифология», в котором рассказывается об основных божествах древних славян. Ребята должны подготовить устное сообщение по самостоятельно изученному материалу. Данная работа может быть организована как индивидуально, так и в группе.

В преподавании предмета «Литература» использование Интернет-ресурсов помогает реализовать межпредметные связи литературы с другими дисциплинами. Интерпретация литературного произведения в других видах искусств (в иллюстрациях художников, в музыке) позволяет выйти за рамки художественного произведения, формирует культурный кругозор и содействует глубокому пониманию литературного произведения.

Использование на уроках русского языка и литературы Интернет-ресурсов должно не только обеспечивать наглядность процесса обучения, но и создавать новую образовательную среду, направленную на интенсивное развитие речемыслительных способностей учащихся, не только на формирование системы языковых и речевых навыков и умений, но и на отработку общеучебных умений, предполагающих овладение способами деятельности, которые формируют познавательную, информационную и коммуникативную компетенции.

Некоторые приёмы активизации нравственного развития учащихся среднего и старшего звена

(из опыта работы классного руководителя)

Говорить в наше время о нравственности, морали чрезвычайно сложно. В сегодняшнем мире происходит некоторая переоценка ценностей, так как в современных условиях развития общества мы можем увидеть как позитивные, так и негативные процессы.

Всё чаще взрослым и детям приходится сталкиваться с проявлением агрессивности, нетерпимости, национализма. Система нравственных ценностей меняется к худшему. Как подростку ориентироваться в этом жизненном круговороте? Кто поможет не переступить грань между добром и злом?

Конечно, мы должны говорить о воспитании нравственности не только в семье, но и в школе. В современном образовании интеллектуальное развитие учащихся подчас считается главной задачей, а вопросы нравственности уходят на второй план. В итоге выросло поколение, испытывающее дефицит морали, духовности. А общеобразовательная школа, как сказал Д. С. Лихачёв, прежде всего воспитательное учреждение, а не просто учебное. С этим нельзя не согласиться.

Основное мерило ценности личности – это её самостоятельность. Слепая вера в авторитеты – одна из главных опасностей, которая подстерегает человека. Поэтому учитель должен научить ребят не безоглядно чем-то восторгаться, а самостоятельно мыслить. Плохо если воспитатель, излагая только одну точку зрения, навязывает её ребенку, заставляет просто запомнить, Это приводит к тому, что подростка, лишённого самостоятельности мышления, могут легко склонить к совершению явно аморальных поступков.

К сожалению, традиционная система воспитания ориентирована на сообщение нравственных знаний, внедрение в сознание ребенка определенной системы норм, а не на развитие его нравственного самосознания. Такой подход приводит к усвоению и закреплению требований морали без достаточно глубокого осмысления, принятия внутренним миром личности этих норм. Современному учителю нужно понимать, что воспитанность измеряется уровнем нравственного развития школьника, когда двигателем поведения личности становятся её представления о должном и ценном, индивидуальные принципы совести, когда человек поступает нравственно потому, что его убеждения не позволяют ему вести себя иначе.

Как же привить ребенку нравственные принципы, которые приняты в цивилизованном обществе? Думаю, этого можно достичь не только соответствующей организацией жизнедеятельности ребёнка, но и системой занятий, направленных на организацию самопознания, выработку собственных норм и ценностей на основе общечеловеческих. Этическая беседа, строящаяся на монологе учителя, как правило, не интересна ребёнку, не затрагивает глубоко его внутренний духовный мир, не побуждает к саморазвитию. Хотелось бы предложить вашему вниманию некоторые приёмы активизации нравственного развития личности учеников среднего и старшего звена.

Приёмы педагогической диагностики

Приём ассоциативных понятий даёт возможность учителю диагностировать ценностные предпочтения учащихся, их нравственные ориентиры.

Учитель пишет на доске слово СОСТРАДАНИЕ. Ребята пытаются назвать слова, которые в их сознании ассоциируются с этим понятием. Можно предложить ребятам подобрать определения к этому слову.

Ещё один приём диагностики – это ранжирование. На доске записывают слова, которые характеризуют положительные качества личности. Каждый ученик должен их расположить в соответствии с тем, какое качество, на его взгляд, является самым важным. Результатом является определение степени нравственного развития ученика, а учителем может быть составлена конкретная воспитательная программа. Этот же приём можно использовать для выявления в классе лидеров и ребят, которые поддаются влиянию других. Тогда эта работа проводится по группам (5-6 человек), учителю требуется только наблюдать за ходом обсуждения в группе.

Эффективным средством нравственного стимулирования могут стать психологические тесты, используемые скорее не с целью диагностики и последующего педагогического прогноза, а для самоанализа учениками тех или иных свойств личности, побуждения к самосовершенствованию. Например, тест «Хороший ли вы друг?» или «Добрый ли вы человек?»

Приёмы, развивающие аналитическую оценочную деятельность школьника.

Приём сопоставления противоречивых высказываний

Учитель создаёт ситуацию «спора», дискуссии, приводя два высказывания, которые противоречат друг другу. Высказывания должны подбираться с учетом возрастных особенностей учащихся. Ребята 5 -6 классов успешно размышляют над нравственными проблемами, скрытыми в пословицах и поговорках, а старшеклассникам для размышления можно предложить высказывания известных людей, афоризмы. Например, тема групповой дискуссии – «Дружба дружбе рознь, а иную хоть брось».

Доброе братство милее богатства.

Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

Друга на деньги не купишь.

Залез в богатство – забыл и братство.

Скатерть со стола – и дружба сплыла.

Много друзей, коли денежки есть.

Друга ищи, а найдёшь береги.

Новых друзей наживай, а старых не утрачивай.

Больше друзей – больше и врагов.

Бойся друга, как врага.

С другом дружись, а как недруга берегись.

Как учитель-словесник глубоко верю в воспитательную силу художественной литературы и на занятиях стараюсь не только познакомить ребят с лучшими образцами мировой литературы, но и заставить проанализировать нравственные проблемные ситуации. С большим интересом ребята спорят о том, что их волнует. Очень полезным мне показался урок по повести В. Железникова «Чучело». Ребята анализировали сложную ситуацию, в которую попала главная героиня произведения Лена Бессольцева, спорили, отстаивали свои убеждения. Итогом не одного, как рассчитывал учитель, а двух уроков явился «Нравственный кодекс чести школьника», который ребята составили сами.

Приём анализа нравственной ситуации даёт возможность детям понять сложность нравственного выбора, который человек делает, опираясь на свою совесть, моральные принципы.

Приём привидения контраргументов

Приём, позволяющий организовать самоубеждение учащихся в ценности тех или иных нравственных норм. Например, тема дискуссии «Смирение – зло это или благо?»

Ребятам предлагается разделить лист бумаги пополам, слева записать аргументы «за», справа - «против». При дальнейшем обсуждении можно разделить ребят на две группы: «защитники» и «прокуроры». При такой организации дискуссии школьники пытаются отстаивать свои убеждения и учатся прислушиваться к мнению других.

Смирение – это качество, которое уничтожает индивидуальность.

Не зря говорят, подставь шею, так насядут.

Если человек не защищается, а смиренно сносит все, что пошлет ему судьба, значит, он слаб и не верит в себя.

Смиренных Господь духом спасает.

Смирение - Богу угождение, уму просвещенье, душе спасенье, дому благословенье и людям утешенье.

Приёмы организации личностного взаимодействия

Одним из самых эффективных приёмов, активизирующих нравственное развитие, является игра. Существует много игровых моделей, которые можно использовать как на уроках, так и на внеклассных мероприятиях. Например, игровое модулирование воображаемых ситуаций нравственного выбора, сценическая постановка произведений нравственного содержания, игры с последующей рефлексией.

Хотелось бы сказать об основах религиозного воспитания, которое во многом способствует духовно-нравственному росту личности школьника. Именно в разговоре о духовных ценностях ребята раскрываются совершенно по- новому. Проводить такие занятия лучше после определенной подготовки, необходимо создать психологический настрой. Это может быть прочитанное произведение, художественный фильм, поездки и экскурсии (например, поездка в Задонск, по храмам г. Воронежа). На таких занятиях легко говорить о любви, милосердии, сострадании, самопожертвовании. Воспитание в семье, безусловно, является определяющим, поэтому воспитательную работу нужно проводить и с родителями. Например, на родительское собрание можно пригласить священника. Поверьте опыту, эффективность такого собрания будет во много раз больше, и родители будут очень заинтересованы в таком общении.

В заключении хотелось бы сказать о том, что личность учителя во многом определяет результат воспитательной деятельности. В.Даль писал: «Воспитатель сам должен быть тем, чем он хочет сделать своего воспитанника». Если учитель - человек неравнодушный, болеющий душой за своих учеников, истинный профессионал, владеющий разнообразными методами и приёмами воспитательной деятельности, его работа будет успешной.

2010 год

ФИО Меркулова Елена Борисовна

Место работы: МОУ СОШ № 88 с углублённым изучением отдельных предметов

Должность: учитель русского языка и литературы

Категория, разряд: высшая, 14 разряд

Тема выступления: Некоторые приёмы активизации нравственного развития учащихся среднего и старшего звена (из опыта работы классного руководителя)

ELENAMERKULOVA

Самые популярные посты

10

9 мая .

9

Некоторые приёмы активизации нравственного развития учащихся среднего и старшего звена (из опыта работы классного руководителя) ...

9

Учитель Меркулова Е. Б. Учебное заведение: МОУ СОШ №88 с углублённым изучением отдельных предметов Тема: Использование Интернет-ресу...

9

Новые подходы к изучению «Лексики и фразеологии» в школе Меркулова Е.Б.- учитель МОУ СОШ № 88 с углублённым изучением отде...

9

25 февраля

8

Курсы в Москве .