07 апреля 2013 года в07.04.2013 14:11 3 0 10 1

Учитель Меркулова Е. Б.

Учебное заведение: МОУ СОШ №88 с углублённым изучением отдельных предметов

Тема: Использование Интернет-ресурсов в процессе обучения русскому языку и литературе

Современное образование нацелено на развитие личности ученика, его познавательных, интеллектуальных и творческих способностей, именно это определяет место средств обучения и учебного оборудования в системе преподавания. Одними из наиболее популярных технологий являются информационно-коммуникационные. Они отвечают основным требованиям современного общества: готовят личность, способную ориентироваться в мире информации. Главной целью использования материально-технических средств обучения становится возможность перехода от репродуктивных форм учебной деятельности к самостоятельным, поисково-исследовательским видам работы, усиление аналитического компонента учебной деятельности, формирование коммуникативной культуры учащихся и развитие умений работать с различными типами информации.

ИКТ делают классно-урочную систему более интересной, менее запрограммированной. Существуют нескольких дидактических моделей проведения уроков с применением ИКТ: урок с использованием мультимедиа курсов на СD-RОМ; урок с применением интернет-технологий; урок с применением демонстрационного эксперимента в режиме on-line; урок с применением информационных ресурсов музеев, библиотек.

В зависимости от целей и задач урока учитель может использовать ИКТ на различных этапах урока.

Этап изложения нового материала

Чтобы изложить неизвестный ученикам материал понятно, доступно, нужно попытаться заинтересовать ребят, чтобы они захотели самостоятельно продолжали поиск ответов на вопросы, поставленные учителем.

Первый путь: учитель озвучивает цель урока, создает проблемную ситуацию, а пути решения учащиеся ищут самостоятельно. При таком подходе задания могут звучать следующим образом:

найти в сети Интернет материал по теме, определить в каком ключе будет рассмотрена поставленная учителем проблема; найти произведения писателя или поэта, которые отражают основные этапы его творчества или характеризующие основные стороны его творчества, составить вопросы на основе проанализированных сайтов.

Второй путь включения ИКТ во время объяснения нового материала может быть применен в случае, если учебный материал является по каким-то причинам сложным для самостоятельного изучения или отличается большим объёмом. Задача учителя заключается в том, чтобы сделать учащихся активными участниками получения новой информации. В таком случае можно предложить следующие задания: оживить материал с помощью иллюстративного ряда; озвучить тему с помощью музыкальных фрагментов.

Этап закрепления полученных знаний

ИКТ могут быть использованы и на этапе закрепления материала, когда учащиеся выполняют ряд упражнений на понимание изученного материала, особенно если данный материал был преподнесен самим учителем. Закрепление материала с помощью ИКТ стимулирует мыслительную активность учащихся, заставляет их творчески осмысливать новый материал.

Варианты заданий: подобрать к уже изученному материалу эпиграф – музыкальный или поэтический фрагмент; составить интервью с писателем, поэтом, лингвистом; подобрать иллюстративный материал на тему; определить, в каком случае иллюстрации не относятся к данной теме; заполнить кроссвордную решётку.

Интернет-ресурсы можно использовать не только на уроках, но и в качестве домашнего задания. Домашнее задание может быть вариативным: предполагать не только изучение различных источников информации, но и разнообразие в формах выполнения домашнего задания: составить список сайтов, которые могут быть использованы при изучении темы; подготовить игры, кроссворды, загадки, ребусы, используя предложенные сайты; отобрать сайты, материалы из которых вызвали наибольший интерес по теме урока; составить вопросы для одноклассников по материалам предложенных сайтов.

Интернет может быть использован и в качестве справочного материала: словаря или энциклопедии. Это экономит время на уроке, стимулирует познавательную деятельность.

Примеры заданий: дать толкование фразеологизмов, источником которых стала греческая мифология; определить происхождение изученных терминов, слов; дать формулировки понятий, имеющихся в уже составленных кроссвордах; составить вопросы к викторине по материалам предложенных сайтов.

В качестве примера можно рассмотреть проведение уроков по славянской мифологии. Неоценимым помощником при изучении различных мифологий может стать сайт «Виртуальная мифологическая энциклопедия». Сайт, состоящий 16 разделов, содержит не только тексты, написанные простым и доступным языком, но и разнообразные тесты. Их можно использовать как на уроках при первичном знакомстве с мифологией, так и на обобщающих уроках.

Как может быть организована работа на таком уроке? После вступительного слова учителя ученикам можно предложить самостоятельно познакомиться с разделом «Славянская мифология», в котором рассказывается об основных божествах древних славян. Ребята должны подготовить устное сообщение по самостоятельно изученному материалу. Данная работа может быть организована как индивидуально, так и в группе.

В преподавании предмета «Литература» использование Интернет-ресурсов помогает реализовать межпредметные связи литературы с другими дисциплинами. Интерпретация литературного произведения в других видах искусств (в иллюстрациях художников, в музыке) позволяет выйти за рамки художественного произведения, формирует культурный кругозор и содействует глубокому пониманию литературного произведения.

Использование на уроках русского языка и литературы Интернет-ресурсов должно не только обеспечивать наглядность процесса обучения, но и создавать новую образовательную среду, направленную на интенсивное развитие речемыслительных способностей учащихся, не только на формирование системы языковых и речевых навыков и умений, но и на отработку общеучебных умений, предполагающих овладение способами деятельности, которые формируют познавательную, информационную и коммуникативную компетенции.

Комментарии

Зарегистрируйтесь или войдите, чтобы добавить комментарий

Новые заметки пользователя

ELENAMERKULOVA — Это просто Вьюи блог

3

Семинар 26.03.2013

3

25 февраля

3

Новые подходы к изучению «Лексики и фразеологии» в школе Меркулова Е.Б.- учитель МОУ СОШ № 88 с углублённым изучением отде...

3

Новый год .

3

Учитель Меркулова Е. Б. Учебное заведение: МОУ СОШ №88 с углублённым изучением отдельных предметов Тема: Использование Интернет-ресу...

3

Курсы в Москве .