Новые подходы к изучению «Лексики и фразеологии» в школе
Меркулова Е.Б.- учитель МОУ СОШ № 88 с углублённым изучением отдельных предметов г. Воронежа
Проблемы обучения русскому языку тесным образом связаны с вопросами формирования национального самосознания учащихся. Следовательно, необходимость их решения не может не повлиять на характер наших сегодняшних уроков.
Самое актуальная проблема сегодняшнего дня – это гуманизация школьного образования. Русский язык – учебный предмет, познавательная ценность которого чрезвычайно высока, так как на уроках развивается мышление, воспитывается чувство любви к родному языку, через язык осмысливаются общечеловеческие ценности, происходит интеллектуальное развитие личности, а главное – формируется национальное самосознание.
Основная задача учителя-словесника постараться добиться осознания детьми того, что родной язык – это предмет гордости носителей языка, это культурное наследие, запечатлённое в фольклоре и произведениях мастеров слова, имеющее устные и письменные традиции, разные формы существования.
Возможно ли достижение этой задачи в школьном обучении русскому языку? Думается, что это во многом зависит от системы преподавания уроков родного языка, от разнообразия лингвистического материала, организации каждого урока в соответствии с интересами учащихся и их уровнем познавательной активности и, конечно же, личности учителя.
Хотелось бы поговорить о системе уроков, которую можно предложить в курсе преподавания раздела «Лексика и фразеология».
Главное при изучении этого раздела, чтобы каждый урок стал для ребят открытием. Открытием богатства, красоты, разнообразия и неповторимости русского языка. Основным познавательным стимулом для учащихся может стать мысль, что они являются творцами родной речи, а не только изучают её. В конце каждого урока на этапе рефлексии необходимо выяснять, какое открытие в изучении родной речи сделали ученики, хотят ли они работами по такой системе дальше, а также поделиться с кем-нибудь своими знаниями.
Исследовательский и деятельностный подход должны стать основными в процессе изучений раздела «Лексика и фразеология».
Начнём с глубокой истории… Назовём этот урок «Путешествие во времени». Можно нарисовать генеалогическое дерево индоевропейских языков, одна из ветвей которого славянская, или показать лингвистическую карту мира – на ней значительное место занимает славянская группа языков. Безусловно, в историческом взгляде на язык всегда есть место для загадки и разгадки. Эту ситуацию можно обыграть, задав вопрос «О чём не успел рассказать историк-лингвист?» В путешествие во времени нам поможет отправиться «машина времени» - этимологический словарь. Для формирования языковой компетенции учащихся важна ориентация на самообразование, расширение эрудиции. Принцип самостоятельного добывания знаний может быть реализован через задания типа: «Узнайте из «Детской энциклопедии…» или «Найдите в этимологическом словаре…». Ребята по группам разгадывают лингвистические загадки, при этом активно работают со справочной литературой.
На уроке изучения устаревшей лексики можно поговорить с ребятами о В.И.Дале и его «Толковом словаре живого великорусского языка». Задания могут быть самыми разнообразными, например, « Найти в «Словаре…» Даля устаревшие слова, значения которых можно понять (нашивок – заплатка, особенно на сапоге, осенница – пасмурная, дождливая погода, присударивать - льстить, потакать, поволье – свобода, соумышленник – сообщник, сумятник– балагур). Интересно проходит интергированный урок, на котором устаревшую лексику ребята ищут в хорошо известных им сказках А.С.Пушкина. Целесообразно ребят разделить на группы, которые будут работать с архаизмами и историзмами из разных сказок поэта, можно предложить им сделать презентации, иллюстрирующие их выступления.«Лингвистическими экспериментами» можно назвать уроки по изучению синонимов, антонимов, омонимов. Специфика данного учебного материала такова, что требует организации наблюдений над языком и различных видов работы, связанных с анализом хорошего речевого образца. Самые большие возможности для осознания языковой сущности синонимов, антонимов дают наблюдения над языком поэтических произведений (например, «Дрожит изумрудная капля в зелёной ладошке ольхи» ;). Учитель изобразительного искусства, пригашённый на урок, поработает с учащимися с палитрами цветов (красного, синего), а также предложит описать картину с точки зрения использования художником оттенков одного цвета. Результатом этих уроков должна стать творческая работа учащихся (сочинение-миниатюра, сочинение-описание, эссе), важно дать ребятам больше возможностей выразить себя.
Разговор о заимствованиях чрезвычайно актуален в современной языковой ситуации. «Усыновлённые слова» зачастую используются в речи безграмотно, в ущерб эквивалентам родного языка. На уроке «На пустыре невежд» главной задачей является формирование представления о том, что нужно бережно относиться к родному слову, потому что «язык от людей и для людей» (Ф.Фолсом). Лучшей формой организации урока будет журналистское расследование. Ребятам предлагается опережающее задание по сбору материалов об использовании иноязычной лексики. Здесь могут быть задания, связанные с историей русского языка, работа со словарями, наблюдения за правильностью речи на телевидении, радио, в рекламе, анализ речи окружающих, не всегда отличающейся нормированностью.
Урок-проект «Источники фразеологизмов» может быть нацелен на создание учащимися ЦОРов для школьной медиатеки. Для подготовки к занятию ребята работают с различными группами фразеологизмов (историческими, библейскими, из греческой и славянской мифологии, из художественных произведений). В классе с низким уровнем познавательной активности лучше провести «Праздник фразеологизмов» с элементами игры, викторинами, конкурсами.
В заключении хотелось бы отметить, что продуманная и творчески разработанная система уроков для раздела «Лексика и фразеология» помогают созданию разносторонней положительной мотивации обучения родному языку, развитию креативных способностей, речевой культуры учащихся, повышению качества знаний, активизации самообразования, увеличению охвата учащихся, принимающих участие в олимпиадах, исследовательских проектах по изучению русского языка.