07 апреля 2013 года в07.04.2013 13:40 6 0 10 1

Некоторые приёмы активизации нравственного развития учащихся среднего и старшего звена

(из опыта работы классного руководителя)

Говорить в наше время о нравственности, морали чрезвычайно сложно. В сегодняшнем мире происходит некоторая переоценка ценностей, так как в современных условиях развития общества мы можем увидеть как позитивные, так и негативные процессы.

Всё чаще взрослым и детям приходится сталкиваться с проявлением агрессивности, нетерпимости, национализма. Система нравственных ценностей меняется к худшему. Как подростку ориентироваться в этом жизненном круговороте? Кто поможет не переступить грань между добром и злом?

Конечно, мы должны говорить о воспитании нравственности не только в семье, но и в школе. В современном образовании интеллектуальное развитие учащихся подчас считается главной задачей, а вопросы нравственности уходят на второй план. В итоге выросло поколение, испытывающее дефицит морали, духовности. А общеобразовательная школа, как сказал Д. С. Лихачёв, прежде всего воспитательное учреждение, а не просто учебное. С этим нельзя не согласиться.

Основное мерило ценности личности – это её самостоятельность. Слепая вера в авторитеты – одна из главных опасностей, которая подстерегает человека. Поэтому учитель должен научить ребят не безоглядно чем-то восторгаться, а самостоятельно мыслить. Плохо если воспитатель, излагая только одну точку зрения, навязывает её ребенку, заставляет просто запомнить, Это приводит к тому, что подростка, лишённого самостоятельности мышления, могут легко склонить к совершению явно аморальных поступков.

К сожалению, традиционная система воспитания ориентирована на сообщение нравственных знаний, внедрение в сознание ребенка определенной системы норм, а не на развитие его нравственного самосознания. Такой подход приводит к усвоению и закреплению требований морали без достаточно глубокого осмысления, принятия внутренним миром личности этих норм. Современному учителю нужно понимать, что воспитанность измеряется уровнем нравственного развития школьника, когда двигателем поведения личности становятся её представления о должном и ценном, индивидуальные принципы совести, когда человек поступает нравственно потому, что его убеждения не позволяют ему вести себя иначе.

Как же привить ребенку нравственные принципы, которые приняты в цивилизованном обществе? Думаю, этого можно достичь не только соответствующей организацией жизнедеятельности ребёнка, но и системой занятий, направленных на организацию самопознания, выработку собственных норм и ценностей на основе общечеловеческих. Этическая беседа, строящаяся на монологе учителя, как правило, не интересна ребёнку, не затрагивает глубоко его внутренний духовный мир, не побуждает к саморазвитию. Хотелось бы предложить вашему вниманию некоторые приёмы активизации нравственного развития личности учеников среднего и старшего звена.

Приёмы педагогической диагностики

Приём ассоциативных понятий даёт возможность учителю диагностировать ценностные предпочтения учащихся, их нравственные ориентиры.

Учитель пишет на доске слово СОСТРАДАНИЕ. Ребята пытаются назвать слова, которые в их сознании ассоциируются с этим понятием. Можно предложить ребятам подобрать определения к этому слову.

Ещё один приём диагностики – это ранжирование. На доске записывают слова, которые характеризуют положительные качества личности. Каждый ученик должен их расположить в соответствии с тем, какое качество, на его взгляд, является самым важным. Результатом является определение степени нравственного развития ученика, а учителем может быть составлена конкретная воспитательная программа. Этот же приём можно использовать для выявления в классе лидеров и ребят, которые поддаются влиянию других. Тогда эта работа проводится по группам (5-6 человек), учителю требуется только наблюдать за ходом обсуждения в группе.

Эффективным средством нравственного стимулирования могут стать психологические тесты, используемые скорее не с целью диагностики и последующего педагогического прогноза, а для самоанализа учениками тех или иных свойств личности, побуждения к самосовершенствованию. Например, тест «Хороший ли вы друг?» или «Добрый ли вы человек?»

Приёмы, развивающие аналитическую оценочную деятельность школьника.

Приём сопоставления противоречивых высказываний

Учитель создаёт ситуацию «спора», дискуссии, приводя два высказывания, которые противоречат друг другу. Высказывания должны подбираться с учетом возрастных особенностей учащихся. Ребята 5 -6 классов успешно размышляют над нравственными проблемами, скрытыми в пословицах и поговорках, а старшеклассникам для размышления можно предложить высказывания известных людей, афоризмы. Например, тема групповой дискуссии – «Дружба дружбе рознь, а иную хоть брось».

Доброе братство милее богатства.

Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

Друга на деньги не купишь.

Залез в богатство – забыл и братство.

Скатерть со стола – и дружба сплыла.

Много друзей, коли денежки есть.

Друга ищи, а найдёшь береги.

Новых друзей наживай, а старых не утрачивай.

Больше друзей – больше и врагов.

Бойся друга, как врага.

С другом дружись, а как недруга берегись.

Как учитель-словесник глубоко верю в воспитательную силу художественной литературы и на занятиях стараюсь не только познакомить ребят с лучшими образцами мировой литературы, но и заставить проанализировать нравственные проблемные ситуации. С большим интересом ребята спорят о том, что их волнует. Очень полезным мне показался урок по повести В. Железникова «Чучело». Ребята анализировали сложную ситуацию, в которую попала главная героиня произведения Лена Бессольцева, спорили, отстаивали свои убеждения. Итогом не одного, как рассчитывал учитель, а двух уроков явился «Нравственный кодекс чести школьника», который ребята составили сами.

Приём анализа нравственной ситуации даёт возможность детям понять сложность нравственного выбора, который человек делает, опираясь на свою совесть, моральные принципы.

Приём привидения контраргументов

Приём, позволяющий организовать самоубеждение учащихся в ценности тех или иных нравственных норм. Например, тема дискуссии «Смирение – зло это или благо?»

Ребятам предлагается разделить лист бумаги пополам, слева записать аргументы «за», справа - «против». При дальнейшем обсуждении можно разделить ребят на две группы: «защитники» и «прокуроры». При такой организации дискуссии школьники пытаются отстаивать свои убеждения и учатся прислушиваться к мнению других.

Смирение – это качество, которое уничтожает индивидуальность.

Не зря говорят, подставь шею, так насядут.

Если человек не защищается, а смиренно сносит все, что пошлет ему судьба, значит, он слаб и не верит в себя.

Смиренных Господь духом спасает.

Смирение - Богу угождение, уму просвещенье, душе спасенье, дому благословенье и людям утешенье.

Приёмы организации личностного взаимодействия

Одним из самых эффективных приёмов, активизирующих нравственное развитие, является игра. Существует много игровых моделей, которые можно использовать как на уроках, так и на внеклассных мероприятиях. Например, игровое модулирование воображаемых ситуаций нравственного выбора, сценическая постановка произведений нравственного содержания, игры с последующей рефлексией.

Хотелось бы сказать об основах религиозного воспитания, которое во многом способствует духовно-нравственному росту личности школьника. Именно в разговоре о духовных ценностях ребята раскрываются совершенно по- новому. Проводить такие занятия лучше после определенной подготовки, необходимо создать психологический настрой. Это может быть прочитанное произведение, художественный фильм, поездки и экскурсии (например, поездка в Задонск, по храмам г. Воронежа). На таких занятиях легко говорить о любви, милосердии, сострадании, самопожертвовании. Воспитание в семье, безусловно, является определяющим, поэтому воспитательную работу нужно проводить и с родителями. Например, на родительское собрание можно пригласить священника. Поверьте опыту, эффективность такого собрания будет во много раз больше, и родители будут очень заинтересованы в таком общении.

В заключении хотелось бы сказать о том, что личность учителя во многом определяет результат воспитательной деятельности. В.Даль писал: «Воспитатель сам должен быть тем, чем он хочет сделать своего воспитанника». Если учитель - человек неравнодушный, болеющий душой за своих учеников, истинный профессионал, владеющий разнообразными методами и приёмами воспитательной деятельности, его работа будет успешной.

2010 год

ФИО Меркулова Елена Борисовна

Место работы: МОУ СОШ № 88 с углублённым изучением отдельных предметов

Должность: учитель русского языка и литературы

Категория, разряд: высшая, 14 разряд

Тема выступления: Некоторые приёмы активизации нравственного развития учащихся среднего и старшего звена (из опыта работы классного руководителя)

Комментарии

Зарегистрируйтесь или войдите, чтобы добавить комментарий

Новые заметки пользователя

ELENAMERKULOVA — Это просто Вьюи блог

6

Семинар 26.03.2013

6

25 февраля

6

Новые подходы к изучению «Лексики и фразеологии» в школе Меркулова Е.Б.- учитель МОУ СОШ № 88 с углублённым изучением отде...

6

Новый год .

6

Учитель Меркулова Е. Б. Учебное заведение: МОУ СОШ №88 с углублённым изучением отдельных предметов Тема: Использование Интернет-ресу...

6

Курсы в Москве .