@archy
ARCHY
OFFLINE

Это просто Вьюи блог

Дата регистрации: 08 января 2011 года

Просто Archy … и этим всё сказано.

juliafrancia :

Урок 1

Муж заходит в душ, в то время как его жена только закончила мыться.
Раздается дверной звонок. Жена наскоро заворачивается в полотенце и бежит открывать. На пороге - сосед Боб. Только увидев её, Боб говорит:
" Я дам Вам 800 долларов, если Вы снимете полотенце". Подумав пару секунд, женщина делает это и стоит перед Бобом голая. Боб дает ей 800 долларов и уходит. Жена надевает полотенце обратно и возвращается в ванную. "Кто это был?" - спрашивает муж. "Боб, сосед", - отвечает жена. "Прекрасно, - говорит муж, - он ничего не говорил про 800 долларов, которые мне должен? "
Мораль:
Делитесь с акционерами информацией о выданных кредитах, иначе Вы можете оказаться в неприятной ситуации.

Урок 2
Священник предлагает монахине подвезти ее. Сев в машину, она закидывает ногу за ногу, так, что бедро обнажается. Священнику с трудом удается
избежать аварии. Выровняв машину, он украдкой кладет руку ей на
ногу. Монахиня говорит: "Отец, Вы помните Псалом 129?" Священник убирает
руку. Но, поменяв передачу, он опять кладет руку ей на ногу. Монахиня
повторяет: "Отец, Вы помните Псалом 129?". Священник извиняется:
" Простите, сестра, но плоть слаба". Добравшись домонастыря, монахиня
тяжело вздыхает и выходит. Приехав в церковь, священник находит Псалом
129. В нем говорится: "Иди дальше и ищи, выше ты найдешь счастье".
Мораль:
Если Вы плохо знаете свою работу, многие возможности для
развития пройдут прямо у Вас перед носом.

Урок 3
Торговый представитель, секретарша и менеджер идут обедать и находят
античную лампу. Они потирают ее, и из нее появляется Джинн. Он говорит:
" Я исполню по одному желанию каждого из вас"."Я первая, я первая!", -
говорит секретарша. "Я хочу сейчас быть на Багамах, на катере, и не
думать ни о чем". Пшш! Она исчезает."Теперь я, теперь я", - говорит
торговый представитель. "Я хочу быть на Гавайях, отдыхать на пляже, с
массажем, бесконечным запасом пинаколады и любовью всей моей жизни".
Пшш! Он исчезает."Теперь твоя очередь", - говорит Джин менеджеру. "Я хочу, чтобы те двое вернулись в офис после обеда "
Мораль:
Всегда давайте Вашему боссу высказаться первым.

Как разрушить семью

Ювенальная юстиция готовится к внедрению

Ювенальная юстиция ставит во главу угла права ребенка, толкуемые в либерально-демократическом ключе. Во времена Ельцина уже втихомолку удалось включить в наше законодательство норму, согласно которой дети (с 14 лет) могут самостоятельно подавать в суд на своих родителей за несоблюдение их (детей) прав. Это уже подрывает авторитет взрослых и противоречит Пятой заповеди, повелевающей чтить отца и мать (в заповеди не говорится «хороших» отца и мать, а - любых).

Однако пока право ребенка «засудить» родителей, в основном, остается на бумаге. С введением ювенальных судов дети получат широкие возможности осуществить это право в реальности. На деле, в рамках современной российской государственности, где действует принцип «разрешено все, что не запрещено», ювенальная юстиция свяжет руки родителям, которые пытаются воспитывать детей в рамках традиционных морально-этических представлений (прежде всего православным родителям).

Например, в России отменена уголовная статья за гомосексуализм. Гомосексуализм не запрещен, поэтому родители, которые будут пытаться оградить ребенка от гомосексуальной пропаганды и гомосексуальных связей, могут быть обвинены ювенальной полицией (по жалобе ребенка) в нарушении его права на самовыражение и самореализацию. Потребление наркотиков тоже не запрещено, а лишь их распространение. Православные родители уже не смогут запретить детям читать развратные журналы, играть в демонические компьютерные игры или ходить на дискотеки (где часто раздаются шприцы и презервативы), поскольку дети с помощью ювенальной полиции смогут их обвинять в нарушении права на досуг и общение с друзьями. Примеры можно множить, благо уже есть обширный западный опыт, где ювенальная юстиция введена и родителям руки связаны.

I. ВВЕДЕНИЕ ОМБУДСМЕНОВ (Уполномоченных по правам человека) В ШКОЛЫ: ПРОБЛЕМЫ И ОПАСНОСТИ

В школе появляется структура, не подчиняющаяся ни администрации школы, ни вышестоящим органам образования и наоборот, собирающая компромат на учителей и директора и наделенная правом воздействовать на них вплоть до подачи заявления в суд. Таким образом, директор перестает быть реальным начальником, что, естественно, снизит его мотивацию к работе. В школе расцветут доносительство и интриги, а омбудсмен, фактически оказавшись верховной властью, не будет нести никакой ответственности за ход образовательного процесса и за его результаты (а точнее, за развал образования).
Возможность жаловаться омбудсмену на учителей и директора резко снизит авторитет последних, и без того уже существенно подорванный «свободным воспитанием» и «отвязанной» подростковой масс-культурой. Уже сейчас во многих школах учителя не могут справиться с хамством и хулиганством учеников. С введением же омбудсменов эти ученики еще больше ощутят свою безнаказанность. По имеющимся данным, в школах, где введены омбудсмены, подавляющая часть обращений по поводу нарушений прав исходит от учеников (хотя жаловаться омбудсмену могут также учителя и родители), так что направленность процесса совершенно ясна.
Пока что в открытой печати довольно мало сведений о том, что же будет сочтено омбудсменом нарушением прав учащихся. Но из того, что стало известно, явствует, что основное внимание уделено «борьбе с перегрузками»: учитель не имеет права даже на пару минут задержать урок, задавать задания на выходные (т.е., на понедельник), давать на лето список литературы (т. к. на каникулах дети должны отдыхать, а не забивать себе голову чтением). То есть, на фоне снижения уровня образования попытки хоть как-то подтянуть учеников будут жестко блокироваться под угрозой привлечения к ответственности.
Чудовищным нарушением прав учащихся будет считаться и удаление нарушителя дисциплины из класса. В публикациях на тему омбудсменов говорится о том, что учитель не имеет права выгнать ребенка из класса, КАК БЫ ОН СЕБЯ НИ ВЕЛ. А также не имеет права ставить ему двойки по поведению, поскольку это унижение личности ученика. Не секрет, что сейчас наблюдается рост детской расторможенности, гиперактивности, дефицита внимания, девиантного (отклоняющегося) поведения. Такие дети часто обучаются в массовой школе, что создает массу проблем как для них, так и для их одноклассников, которых они отвлекают и растормаживают. Лишившись возможности применять хоть какие-то дисциплинарные меры к таким ученикам и оказавшись в позиции вечно обвиняемого (не сумел заинтересовать ребенка), учитель не сможет нормально вести урок, поскольку дети почувствуют полную безнаказанность и еще больше распояшутся. В результате опять-таки упадет общий уровень образования и дисциплины, что, естественно, на руку противникам России, но никак не соответствует нашим национальным интересам.
САМОЕ ГЛАВНОЕ: Омбудсмены связаны с правозащитными структурами. А те, как известно, немало потрудились на ниве «оранжевых революций» в странах СНГ и продолжают трудиться сейчас у нас. Собирая досье на учителей, родителей и учеников, правозащитники получают доступ к уникальной информации о частной жизни наших граждан, об их личностных особенностях, проблемах и т.п. Это позволит, с одной стороны, создать банк данных персонального характера и, вполне вероятно, поделиться этими данными с коллегами на Западе, отнюдь не заинтересованными в укреплении нашего государства. А с другой стороны, в обстановке строгой секретности (в публикациях на тему омбудсменов подчеркивается, что разговоры с жалобщиками ведутся конфиденциально) завербовать потенциальных бунтовщиков, которых впоследствии можно будет вывести в качестве массовки на российские «майданы». Совершенно ясно, что жаловаться к омбудсменам, в основном, пойдут не первоклассники, а подростки, которые и были вкупе со студентами основным контингентом «оранжевых» революций на Украине, в Грузии и т.п. Никто не помешает омбудсмену, держащему «на крючке» администрацию школы, приватно договориться с недовольными учениками об их выходе в час икс на какой-нибудь «Марш несогласных». Попытки устроить эти марши в различных городах России показали, что желающих к ним присоединиться особо нет. А вот с введением в школы омбудсменов, имеющих возможность конфиденциально «работать с кадрами» такие желающие вполне могут появиться. В этой связи очень настораживает заявление руководителя московской системой образования Л.Кезиной о том, что со следующего учебного года в КАЖДОЙ московской школе должен появиться свой омбудсмен. Год этот, как известно, предвыборный…

II. ЮВЕНАЛЬНЫЕ СУДЫ И СИСТЕМА ПРОБАЦИИ.

Идея «пробации» состоит в том, чтобы несовершеннолетних правонарушителей не наказывать, а «реабилитировать». Однако принципы «реабилитации» выдержаы опять-таки в либерально-демократическом духе. Фактический уход несовершеннолетних правонарушителей от ответственности за «незначительные» правонарушения (к которым вполне могут быть отнесены и хулиганские действия, вандализм, а также шокирующее, аморальное поведение в общественных местах) развяжет руки участникам «оранжевой революции», широко использующим данные приемы в своей борьбе с властью. Везде, где эти революции производились, правозащитниками делался упор на то, что полиция не должна «сражаться с детьми». С введением ювенальной юстиции наши органы правопорядка уже законодательно лишатся возможности справиться с бесчинствующими молодчиками.

. Ювенальные суды – не какая-то частность. ЭТО КЛЮЧЕВОЙ МОМЕНТ во внедрении в нашей стране системы ювенальной юстиции (о чем прямо говорят ее сторонники). Введя эти суды, мы будет вынуждены вводить дальше целый комплекс законов, перестраивать всю систему работы с детьми и подростками в рамках либертарианской концепции прав и свобод, фактически отменяющей нормальное воспитание детей (в частности, предполагающей поощрение детской сексуальности, свободный выбор детьми сексуальной ориентации, отмену принципа послушания старшим и т.п.).

III. ИЗЪЯТИЕ ДЕТЕЙ ИЗ СЕМЬИ

При введении системы ювенальной юстиции существенно упрощается процедура изъятия детей из семьи и передача на воспитание в патронатные семьи и т.п. Уже сейчас, не дожидаясь изменения законодательства, органы опеки порой отбирают детей у вполне адекватных родителей под разными надуманными предлогами (пока, до принятия ювенальных законов, это происходит с многочисленными нарушениями законодательства). Такие случаи есть даже в Москве. Ювенальная же юстиция фактически лишит семью автономности и поставит в жесткую зависимость от чиновников данных служб. Будет еще больше расцветать коррупция. Правозащитники, лоббирующие ювенальную юстицию, говорят о необходимости упразднения детских домов. Отобранные у семей дети будут направляться на усыновление, в том числе за границу, со всеми вытекающими из этого последствиями. С другой стороны, заметно возрастет напряженность в обществе, поскольку маловероятно, что все родители кротко смирятся со столь вопиющим нарушением их прав. Это, естественно, будет на руку силам, стремящимся дестабилизировать обстановку (в том числе, все тем же «прооранжевым» правозащитным организациям, связанным с Западом).

ВЫВОДЫ:

Введение в России системы ювенальной системы разрушит всю традиционно сложившуюся систему воспитания и образования подрастающего поколения, будет способствовать дестабилизации социально-политической обстановки, росту напряжения в обществе и существенно расширит возможности рекрутировать подростков и молодежь в ряды «оранжевых» революционеров. Принятие законов о ювенальной юстиции крайне несвоевременно и вообще представляет угрозу для государственных интересов России.

И.Медведева, Т.Шишова

Ювенальная юстиция, делающая в России первые шаги, уже имеет немало противников, которые, в частности, считают, что введение специализированных судов для несовершеннолетних неизбежно уничтожит заповедь о почитании родителей. В качестве примера они приводят США, где дети подают в суд на родителей. Это всем известно, только действительно ли ювенальная юстиция в том повинна? Прежде чем в чем-то обвинять юридическую новацию, мы решили разобраться, что это такое. О сути и принципах ювенальной юстиции корреспонденту «Милосердия.ru» рассказал профессор кафедры криминологии Московского университета МВД РФ, доктор юридических наук Юрий Евгеньевич ПУДОВОЧКИН

-- Юрий Евгеньевич, что такое ювенальная юстиция?
-- Расхожее представление о ювенальной юстиции только как о деятельности специализированных судов над несовершеннолетними (или для несовершеннолетних) неверно. На самом деле ювенальная юстиция – это широкая социально-правовая практика, помимо собственно правосудия для несовершеннолетних включающая в себя профилактику подростковой преступности, преступлений против детей и социально-психологическую реабилитацию несовершеннолетних, как совершивших преступление (в том числе осужденных и отбывающих наказание в местах лишения свободы), так и несовершеннолетних жертв преступлений. Первых, уже осужденных, надо поддержать, чтобы предупредить вторичную криминализацию, рецидив, а пострадавших – чтобы не допустить вторичной виктимизации (превращения человека в жертву). Социально-правовая защита несовершеннолетних жертв не менее, а может быть и более важна в системе ювенальной юстиции. Система правосудия ведь жертвами у нас вообще раньше не занималась. Пожалуй, только врачи оказывали необходимую медицинскую помощь, но никто не помогал им справиться с полученной душевной травмой, порой очень тяжелой; никто не задумывался серьезно о компенсации причиненного вреда. Если на заре государственности преступление рассматривалось как конфликт преступника и жертвы (в «Русской правде» оно называлось «обидой» ;), то к XVII-XVIII векам сложилось отношение к преступлению как к конфликту человека с государством. Это естественная эволюция, но в результате ее жертва оказалась вытеснена из системы правосудия. Правосудие она интересовала преимущественно с точки зрения возможных «свидетельских» показаний против преступника. Сегодня ситуация меняется, не случайно так актуальна сейчас идея восстановительного правосудия.

-- Оно тоже относится к ювенальной юстиции?
-- Под восстановительным правосудием в юриспруденции понимается особый способ разрешения уголовно-правового конфликта, основанный на примирении преступника и жертвы. Сегодня существует более ста разных примирительных программ. Такое примирение необходимо всегда. Но если по преступлениям небольшой или средней тяжести оно может заменить уголовное наказание, то по тяжким и особо тяжким преступлениям примирение происходит не вместо наказания, а вместе с ним. Уголовное наказание исчерпывает конфликт человека с государством, но не конфликт сторон, непосредственных участников преступления – преступника и его жертвы. В ряде стран примирительные процедуры реализуются во время отбывания наказания: устраиваются встречи заключенного с жертвой, для осужденных за убийство – с родственниками покойного, проводится комплекс специальных мероприятий, направленных на возмещение вреда, а также реабилитацию. Особенно нуждаются в таких процедурах несовершеннолетние преступники и жертвы преступлений. Восстановительное правосудие – неотъемлемая часть ювенальной юстиции. Последняя основана на разумном балансе карательных элементов и элементов восстановительного правосудия.

-- Если ювенальная юстиция признает карательные элементы, в чем ее новизна и необходимость? Закон и раньше был лояльнее к несовершеннолетним преступникам, чем к взрослым.
-- Действительно, законодательство почти всегда устанавливало льготный режим ответственности для несовершеннолетних. Мы обращаемся к проблеме ювенальной юстиции, потому что существующая карательная модель правосудия себя исчерпала – это очевидно. Задача ювенальной юстиции сегодня – по возможности вывести несовершеннолетнего из сферы официальной системы правосудия. Знаете, как выглядит суд по делам несовершеннолетних? На здании суда нет государственной символики (флагов, гербов), судьи не облачены в специальные мантии, зал судебного заседания напоминает комнату переговоров. Никакого противопоставления сторон (прокурора и адвоката, подсудимого и судьи) – все сидят, условно говоря, за круглым столом и коллективно вырабатывают приемлемое решение судьбы подростка (а в некоторых странах в судах по делам несовершеннолетних подсудимый сидит рядом с судьей, причем на более высоком стуле, чтобы они глаза в глаза друг другу смотрели). Нет состязания прокурора и адвоката в красноречии – кто больше впечатлит судью? (А в Германии адвокаты вообще не допускаются в суд по делам несовершеннолетних). Здесь все вместе с юным правонарушителем решают общую задачу – пытаются ему помочь. Главное – несовершеннолетний не получает клейма преступника. Есть в криминологии теория стигматизации, которая объясняет происхождение преступности несовершеннолетних известной поговоркой «как вы лодку назовете, так она и поплывет». Если мы будем называть ребенка преступником, применять к нему все связанные с этим статусом процедуры, относиться к нему как к преступнику (то есть не такому, как все «нормальные» дети), общество (в первую очередь, детский коллектив) не воспримет его как «своего», и он будет себя чувствовать другим. Невозможность адаптироваться в коллективе сверстников с правопослушным поведением заставит подростка искать новое поле для самореализации. А поле это одно – уличная асоциальная компания, где почти наверняка произойдет вторичная криминализация подростка. Именно клеймо преступника (стигма) блокирует возможность адаптации и интеграции несовершеннолетнего в общество и часто приводит к рецидиву. Система ювенальной юстиции исключает стигматизацию. И еще ювенальная юстиция актуальна, так как сегодня уже очевидно, что предупреждение преступности – дело не только государства (как считалось раньше), но государства и общества. В странах Западной Европы и в США полицейские структуры все активнее привлекают общественные организации к решению проблемы социального контроля над преступностью. Полиция на современном Западе – не столько властный орган, сколько особого рода социальная служба. Потребность населения в безопасности обслуживается полицией с привлечением институтов гражданского общества. Это тоже одна из важных задач ювенальной юстиции – включить общественные организации в профилактику подростковой и противоподростковой преступности. Если общество через свои институты подключится к этой проблеме, проблема подростковой преступности перестанет быть для общества чужой, превратится из проблемы государства в проблему самого общества. Общество же, для которого эта проблема не чужая, не будет относиться к преступнику как к изгою, поможет ему привести свое поведение в соответствие с нормами, с законом.

-- Но ведь именно этим занимались в колонии Макаренко и других воспитательно-трудовых колониях. Получается, что ювенальная юстиция появилась в России вскоре после революции?
-- Ювенальная юстиция появилась в России до революции. Термина такого не было, но в 1910 году в России открылись первые суды по делам несовершеннолетних (а самый первый такой суд в мире появился в конце XIX века в США). К 1912 году суды для несовершеннолетних действовали в Харькове, Одессе, ряде других крупных городов, в Москве и Петербурге. В 1917 году их ликвидировали. Но это не значит, что была похоронена идея ювенальной юстиции. Созданные Декретом 1920 года комиссии по делам несовершеннолетних стали внесудебным органом защиты интересов несовершеннолетних в сфере уголовно-правовых отношений. В комиссии входили представители наркоматов юстиции, здравоохранения, просвещения, государственного призрения. По сути эти комиссии выполняли функции судов по делам несовершеннолетних, заменили их. На заседаниях комиссий решалось, передавать или не передавать дело о преступлении несовершеннолетнего в суд. Если приходили к выводу, что конфликт несовершеннолетнего с законом можно разрешить без участия суда, он разрешался. В качестве альтернативы уголовному наказанию предлагались различные медико-психолого-педагогические меры, в том числе и помещение в воспитательно-трудовые колонии вместо лишения свободы. Согласен с вами - эти колонии, как и сами комиссии по делам несовершеннолетних, можно назвать элементами ювенальной юстиции.
А в 1935 году вышло печально известное постановление об усилении борьбы с преступностью, по которому деятельность комиссий была свернута, возраст начала уголовной ответственности по некоторым преступлениям снижен до 12 лет с возможностью применения к несовершеннолетним всех видов наказаний вплоть до смертной казни. В таком виде наше законодательство просуществовало до конца 50-х годов. Потом для несовершеннолетних постепенно вновь был установлен льготный режим ответственности. Система льгот существует и сейчас. Сегодня из общего числа осужденных несовершеннолетних процентов 60 осуждены условно, 20-22 % - к реальному лишению свободы, около 13 % - к бесплатным общественно-полезным работам и процентов 7-10 – к штрафу. Кроме того, в некоторых случаях закон допускает альтернативы наказания. Это, во-первых, принудительные меры воспитательного воздействия – возложение обязанности возместить причиненный ущерб, принести извинения потерпевшему (по сути, это и есть начало примирения сторон), ограничение досуга несовершеннолетнего, установление особых требований к поведению. Все эти меры редко, но применяются. Вторая альтернатива наказанию – помещение подростка в специальные учебно-воспитательные заведения закрытого типа. Это не воспитательные колонии типа макаренковской, а школы или ПТУ, подчиняющиеся Министерству образования, со специальным воспитательным процессом, режимом. На мой взгляд, мера очень хорошая, но, к сожалению, редко применяемая. По двум причинам. Во-первых, из числа осужденных подростков 80% осуждены за тяжкие и особо тяжкие преступления, а эти учреждения по преимуществу предусмотрены для несовершеннолетних, совершивших преступления небольшой или средней тяжести. То есть структура подростковой преступности и подход судей к назначению наказания не позволяют применять эту меру чаще. А вторая причина банальная – таких учреждений в России практически нет. По некоторым официальным данным, их количество удовлетворяет потребности России не более чем на 5-7%.

-- Юрий Евгеньевич, значит, введение ювенальной юстиции – не революционная мера, ломающая традиции и ставящая правосудие с ног на голову, но просто совершенствование юридических технологий?
-- Абсолютно точно! Совершенствуется технология защиты прав несовершеннолетнего. Совершенствуется в русле развития всей судебной системы. В Концепции судебной реформы 1991 года прописана необходимость создания специализированных судов, в том числе и по делам несовершеннолетних. Не может судья быть специалистом во всех областях. Чтобы грамотно вести дело несовершеннолетнего, мало одних юридических знаний, необходимо также разбираться в подростковой психологии, особенностях переходного возраста. Пока в России судов по делам несовершеннолетних очень мало (есть, я знаю, в Ростове и Таганроге). Тем не менее, на необходимость специализации судей в рамках действующей судебной системы обращает внимание постановление Пленума Верховного суда Российской Федерации «О судебной практике по делам о преступлениях несовершеннолетних» от 2000 года, в котором прямо указано, что дела о преступлениях несовершеннолетних должны рассматриваться наиболее опытными судьями, имеющими специальную психолого-педагогическую подготовку; и в качестве народных заседателей рекомендуется привлекать педагогов, психологов, ювенологов. За отсутствием ювенальных судов ювенологическое знание привносится в обычный суд.

-- Некоторые противники ювенальной юстиции считают, что она уничтожит заповедь о почитании родителей. Приводят в пример Америку, где уже никого не удивляет, когда дети подают в суд на родителей. Ювенальная ли юстиция тому виной?
-- Честно говоря, я удивлен. Да, в США дети подают в суд на родителей, причем известны случаи иска детей к родителям за то, что они их …родили – вынудили жить в мире, где есть войны, экологические катастрофы и прочие катаклизмы (правда, этот иск Верховный суд США отклонил). Но я впервые слышу, чтобы это связывали с ювенальной юстицией. Это проблемы семьи – не отдельно взятой, а института семьи! Причем говорить, на мой взгляд, надо не столько о кризисе семьи, сколько о кризисе государственной семейной политики. Никуда не деться – в постиндустриальном информационном обществе женщины имеют равные с мужчинами возможности реализоваться в экономической сфере, поэтому женщину сегодня не загонишь в рамки трех немецких «К»: церковь, дети, кухня. Наверное, и не надо. Но нельзя и принять бизнес-вумен как единственную модель женского успеха. Государство и общество должны поднять престиж женщины-матери. Чтобы у женщины, родившей или собирающейся родить ребенка, был выбор – работать или сидеть с малышом. И выбор в пользу ребенка не должен сопровождаться экономическим ущемлением. В некоторых странах успешно реализуются социальные программы поддержки матерей – женщины сидят дома с детьми, полностью сохраняя свою заработную плату. Пока же успешность ассоциируется только с карьерой, семья неизбежно и дальше будет «эволюционировать» в контрактный союз двух самостоятельных субъектов, у которых, возможно, есть дети. Из такой семьи уходят тепло, уют, привязанность. Падает и необходимый авторитет родителей у детей. Когда мать тратит на общение с ребенком 23 минуты чистого времени в сутки, о каком авторитете можно говорить? Вот где корни детских исков к родителям! Ювенальная юстиция тут вообще ни при чем.

-- Но во всем мире сейчас наблюдается тенденция к ужесточению наказаний, в том числе и по отношению к несовершеннолетним. Значит ли это, что Запад разочаровался в ювенальной юстиции?
-- Современное западное общество, действительно, постепенно в некоторой степени отходит от гуманизации уголовно-правовой политики в отношении несовершеннолетних. В 90-е годы XX века преступность несовершеннолетних на Западе не только возросла, но и существенно поменяла свою структуры, в первую очередь, за счет роста насильственных преступлений. О них подробно рассказывали по телевизору, в газетах, что сформировало соответствующее общественное мнение. Общество потребовало «навести порядок», и это вылилось в ужесточение законов об ответственности несовершеннолетних (в частности, в Великобритании и США повысили сроки наказания, расширили перечень преступлений, за которые подростки несут ответственность). Западные специалисты говорят о кризисе ювенальной юстиции, и этот кризис обусловил ужесточение законов в отношении несовершеннолетних. Но я убежден, что кризиса ювенальной юстиции нет. Всплеск подростковой преступности и увеличение в ней доли насильственных преступлений – результат других социальных, экономических, политических и культурных проблем. В том числе и семейных – эмоциональная холодность, отчужденность, безучастность родителей к интересам детей напрямую определяют подростковую преступность.

-- Это относится и к России?
-- Среди российских подростков, совершивших преступления, более трети росли в неполных семьях и почти все – в неблагополучных. Что касается структуры подростковой преступности, то в ней сохраняется высокий удельный вес краж (половина всех совершенных преступлений), но за последние восемь лет процент тяжких преступлений против личности (убийства, изнасилования, нанесения тяжкого вреда здоровью) от общего числа подростковых преступлений вырос с двух до пяти. Но для меня неутешительная статистика российской подростковой преступности – аргумент не против, а за ювенальную юстицию. Повторяю, это не только специальные судебные процедуры, но также профилактика и реабилитация. К сожалению, сегодня профилактикой подростковой преступности занимаются только органы внутренних дел. А по мнению большинства зарубежных и отечественных криминологов, профилактика - дело преимущественно семьи, школы, секций, кружков, общественных и религиозных организаций, то есть институтов гражданского общества. Сотрудники же органов внутренних дел должны пресекать и раскрывать преступления. Только комплексная ювенальная юстиция может стать эффективным средством борьбы с подростковой преступностью.

Ответ на вопрос о причинах столь ускоренного внедрения в нашей стране ювенальных технологий лежит на поверхности нашего бытия. Тут, кто платит, тот и заказывает музыку. Злонамеренный Запад (не весь), от которого мы наивно ждем необходимых инвестиций - вложения в нашу науку, экономику, культуру вкладывая в нас, по нашей просьбе, свои деньги, закономерно желает за это иметь свои преференции в нужных ему областях. Мы хотим показать, что желаем быть равноправной европейской державой и ради этого мы сами пошли на унификацию с Европой нашего отечественного законодательства, а злонамеренная Европа (не вся) говорит нам: «Будьте последовательны», и мы, как честные люди, вынуждены идти до конца, даже видя, что это «хождение» способно повредить нам. Мы сами умоляем Запад открыть нам границы для свободного передвижения, а Запад говорит нам: «Откройтесь и вы, но только так, что бы для нас это было безопасно и будьте добры следуйте общеевропейским принципам во всем, тогда мы откроем вам наши границы и дадим вам все имеющиеся у нас возможности. И вот мы следуем… Кого тут винить?

Сам процесс глобализации унифицирует все страны-участвующие в этом процессе. То, что Россия вошла в глобальную реку, объясняется рядом важных причин, но первая из них - человеческий фактор. Это люди у власти, которые до сих пор не поняли, кто они.

Здесь надо отметить, что для тех, кто исповедует традиционные ценности, ценности Православия, отступление в сторону западных антихристианских ориентиров недопустимо. Но ведь в нашей стране у власти стоят не православные традиционалисты, а самые обычные, не определившиеся в религиозном выборе люди! Хотя многие из них даже носят крестики, но это не православные люди, а скорее мультикультурные. Они по своей внутренней сути мультирелизиозны потому, как в них все перемешено - не Богу свечка, не черту кочерга. Тут и славянофильство, и западничество, и оккультизм, и Православие, и отзвуки протестантизма, и даже бытовое глупейшее язычество. Все в кучу у них. И вот все это приводит к тому, что у людей в голове традиционные национальные, политические, семейные ценности смешиваются с западными, с такими, как ювенальная юстиция, школьный секспросвет и пр. В результате думающий человек разрывается на части. А эффект разорванного сознания мы уже проходили в конце XIX века, и тогда все закончилось революцией. Самое ужасное, что управляют эти люди еще более приземленным населением.

Наши рядовые граждане являются энциклопедическим образцом мультикультурности, а точнее безрелигиозности. Для людей такого типа мышления, хлеб и зрелища - вещи номер один, и им подчинена вся их жизнь. И вот когда облеченный властью мульткультурист сталкивается со своим мультикультурным электоратом, то он вынужден отдавать должное, в первую очередь, хлебу и зрелищам, даже наступая на свою совесть и противореча традиционным ценностям. Такой руками водитель понимает, что Христианство - миролюбивая религия, Христианство - добрая и терпеливая религия минимализма, что христианин за оружие не возьмется, и потому ему нечего бояться со стороны христиан. При этом из истории он знает, что неверующие люди готовы вчера, сегодня и завтра кричать «Хайль Гитлер» или восхвалять Ленина только за миску сытной чечевичной похлебки. И такие люди возьмутся за оружие, камни, булыжники и будут убивать эту власть, если она вместо куска хлеба и чашки супа станет им предлагать высокие христианские традиционные ценности. Я как историк отчетливо понимаю, что власть - труслива по своей природе, и редко, когда бывают периоды, в которые власть не боится своего собственного народа. По сути дела, революционная ситуация ходит за любой государственной властью по пятам каждый день, и власть вынуждена помнить об этом. И вот она помнит об этом и вынужденно скатывает народ в европейскую столовку, т. е. идет на поводу у большинства по линии наименьшего сопротивления, которую ей услужливо предлагает злонамеренный глобализм, а точнее наши бессовестные конкуренты.

Верующий созидательный авангард русского народа всю эту раздрайную ситуацию прекрасно понимает и потому старается не осуждать наши современные власти и при этом использует все законные возможности для тихой и мирной переориентации государственных ориентиров. А государство наше мечется как уж на горячей сковородке между нами и ими. Государство пытается быть хорошим для всех. Но народ чувствует, что о нем то заботятся, а то не заботятся. То вводят в стране новые полезные социальные программы, а то внедряют фашистскую ювенальную юстицию со всеми ее атнисемейными и антироссийскими концепциями.

Но все познается в сравнении. На мой взгляд, российские власти еще более-менее сопротивляются внедрению западных ценностей, хоть что-то делают для самосохранения, а в других государствах, таких как Венгрия, Сербия - уже все подняли руки кверху. Это просто позор, как сдаются сербы, сдаются ради хлеба куса, а не Христа Иисуса. Нам надо молиться за нашу власть, поскольку она еще не сильно трясет коленками перед своими безбожниками и перед могущественным злонамеренным Западом и старается хоть иногда быть честной и справедливой по отношению ко всему своему народу. Нам надо сильно молиться, чтобы идеология мультикультурного глобализма вызывала у наших мультикультуристов от власти чувство тошноты. Чтобы они бежали от ювеналки и иже с ней, как от огня с полным пониманием колоссальнейшей опасности этого дьявольского изобретения. Нам надо молиться, чтобы они разобрались в себе…

Размышляя о навязывании нам ювенальной юстиции, нельзя обойти стороной процессы демографии. Численность населения в мире увеличивается со страшной скоростью. При современном подходе к экономическим проблемам, к социальному распределению, к отношению между людьми, скоро в мире действительно может не хватить природных ресурсов и продуктов питания.

Идеологи глобализма внедряют ювенальную юстицию не просто так. Это отличный инструмент запугивания потенциальных родителей и приведение их к пониманию обременительности деторождения. Сегодня Западом поставлена задача сократить рост населения земли, и весь мир уже отдал под козырек. Весь мир, кроме России. Россия заявляет, что ее население сокращается, а ей необходимо еще 150 миллионов населения для определенной самодостаточности, и она предпримет все необходимое для исправления этой ситуации к лучшему. А кому выгодна самодостаточная Россия? Я таких стран в Европейском союзе не знаю, а заявления американских ястребов от власти по нашему поводу указывают, что Америке наша возможная самодостаточность тоже не нужна. Мы для них всегда остаемся цивилизационными конкурентами, и это неисправимо. Вот они все и выкатили на нашу территорию эту гигантскую мину замедленного действия. И тут не надо быть пророком. Мы все помним соответствующие решения Римского клуба, высказывание Маргарет Тэтчер о том, что в России должно проживать всего лишь 50 миллионов человек, необходимых для обеспечения добычи и транзита углеводородов и прочих полезных ископаемых на Запад. Вот чего они хотят.

Ювенальная юстиция - актуально заточенный инструмент, с помощью которого Запад намеревается пресечь все наше развитие, чтобы мы не рожали детей и вообще боялись иметь большое население и сильную экономику, сильную страну. Когда процесс вымирания русских станет необратимым, все быстренько забудут про ювенальную юстицию и будут плакаться: «Ой, какая беда у русских», но тогда уже будет поздно пить боржоми. Россия продолжит необратимо вымирать. К тому времени люди уже забудут, как воспитывать детей, потеряют всякие навыки воспитания, и будет слишком поздно что-либо изменить.

Но у этого явления может быть и свой плюс. Например, все мультикультурные трусы перестанут рожать детей и вскорости вымрут, как подвид русского человека, а мы, православные люди, детей рожать будем в любом случае (в огромных количествах), и тогда, за счет нашего самовоспроизводства, страна наполнится новым по качеству народом. Всем стоит об этом подумать.

КТО ОН, “МЕДНЫЙ ВСАДНИК”?

Ольга ЧАЙКОВСКАЯ

Петру Первому сильно повезло в его посмертном бытии: о нем много писал Пушкин, а Петр у него на редкость хорош – умен и талантлив, благороден и великодушен – фальконетовский бронзовый царь на Сенатской площади это ежечасно подтверждает.

Но уж если мы получили Петра из рук Пушкина, значит, великий поэт несет ответственность за тот образ, что так прочно утвердился в нашем общем сознании. Правда, позднее о Петре неистово спорили: одни считали его благодетелем России, другие – губителем русской культуры, но в конце концов установилось ровно-почтительное к нему отношение, историки разрабатывали тему великого реформатора и просветителя. И как-то так получилось, что Петр одиноко высится посреди своей эпохи, словно нет у него достойной его команды и нет за ним и страны. Будто до него в России никто ни о чем серьезно не думал, никто и не работал, пока сам он не взялся за топор. Благодетель России. Спросите любого, и вам ответят: при нем был порядок. Д. Гранин, автор недавно вышедшего о Петре романа, когда его спросили, как он относится к своему герою, ответил: “Я им любуюсь”.

Неспокойно на русско-польской границе, крики, звон оружия, глухие удары топора; тут же телеги, полные скарба и ребятишек, тут же стоят женщины и старики, с тревогой ждут они исхода схватки. Это беглая русская деревня хочет прорваться в Польшу, под пана, под ксендза, только бы подальше от русского царя – такое можно сделать только с отчаяния.

Перед нами не случайный эпизод, вырванный из общего исторического контекста, – бегство крестьян при Петре приняло размеры истинной катастрофы, бежали к казакам на Дон, бежали в Польшу, бежали в леса к разбойникам; разбойничьи отряды от этого так разрослись, что уже стали захватывать помещичьи усадьбы, – и Петр ничего не мог с ними поделать.

Чтобы понять, что такое Петр, надо бы представить себе, что происходило при нем в стране, это тем более необходимо, что социальные преобразования царя были столь резки, что напоминали собой землетрясения, когда сдвигаются уже целые пласты земной коры. В рамках настоящей работы это невозможно, и мне остается только отослать читателя к моей работе о Петре, помещенной в журнале “Звезда” (март, 2001 г.), где сделан соответствующий обзор. Отметим только: Петр вел политику беспощадного закрепощения народа и гнал Россию обратно, в глухой феодализм. Трудно поверить, но даже само дворянство, господствующий класс страны, было закабалено обязательной и пожизненной государственной службой (за неявку на службу у “нетчика” отнимали его владения, а самого его объявляли вне закона). Разрешив заводчикам покупать крепостные деревни, Петр повел ранний российский капитализм путями крепостничества, лет на пятьдесят (по мнению специалистов) задержав тем самым промышленное развитие России.

На этой-то чисто крепостнической основе и стал он строить – сколачивать! – свою державу.

Именно тут и обнаружились его колоссальная одаренность, точность расчетов, сила удара, ураганная стремительность к цели, постоянство в стремлении ее достичь. И неслыханная работоспособность.

Он начал рано, уже в Преображенском создал свою гвардию, которая любила его и до конца была ему верна. Тогда же, в Преображенском, создал он первый орган политического сыска, знаменитый Преображенский приказ, во главе которого поставил князя Ф.Ю. Ромодановского, которого сам называл зверем и которому безмерно доверял. Еще в 90-х годах приказ получил право вести следствие и вершить суд по политическим делам, потом это право стало исключительным. Получая от царя все новые и новые полномочия и привилегии, приказ рос как на дрожжах. Первоначально его сотрудники выезжали на места, потом действовали через другие приказы, потом, уже ни с кем не считаясь, отдавали распоряжения непосредственно местным властям. От Ромодановского во все концы летели “нарочные посланцы”, людей хватали и отправляли в Москву, причем местной власти, будь то хоть воевода, хоть губернатор, было запрещено вникать в суть дела – одна из важнейших привилегий тайного политического сыска. Так был создан институт, России до тех пор не известный, учреждение нового типа, получившее в стране непомерную и бесконтрольную власть.

Преображенский приказ занимался государственными преступлениями, формально это были покушения на власть, измена, бунт и т.д., а на практике в основном – так называемые “непристойные речи”, к ним причислялась любая критика власти, любое недовольство ею. Дело всегда начиналось с извета (доноса), основным методом ведения следствия была пытка (дыба, дыба с кнутом, дыба с огнем), никакими правилами не ограниченная – пытали, пока не “сознается”. Считалось, что приказ никогда не ошибается, оправдательных приговоров он практически не знал. Нас учили, что петровские казни – это расправа с боярством, однако протоколы Преображенского приказа показывают с очевидностью, что жертвами его становились по преимуществу крестьяне (около 50%), посадские (около 40%), что до дворянства и высшей знати, они попадали сюда редко и наказывались мягче. Приказ работал в самой гуще народа.

Политическое дело возникало обычно на чьем-то дворе, в чьей-то избе, на рынке или в кабаке – словом, там, где был подслушан разговор. Преступным считалось жалеть казненных, сочувствовать Евдокии (первой жене Петра, которую он насильно постриг в монастырь). Нельзя было жаловаться на тяжесть поборов и рекрутчины, на любые нововведения Петра. О царе вообще было страшно высказываться. Однажды Ромодановский пытал солдата, который произнес пословицу: “За глаза и царя бранят”, – требовал, чтобы сознался, от кого ее слышал. Страшное то было учреждение – и странное. Обычные наказания: смертная казнь, “урезание языка”, вырывание ноздрей; ссылка в Сибирь вместе со всей семьей казалась царской милостью. Пришел в приказ донос на солдата-новобранца Григорьева: он, мол, задумал писать жалобу, что им, солдатам, не выдали положенных им сухарей. Не зная московских обстоятельств, он простодушно решил написать сестре царя Софье (давно уже заточенной в Новодевичьем) – однажды из дворца вышла богато одетая женщина и стала разговаривать с солдатами из караула, Григорьев решил, что она и есть Софья, – так он и рассказал, когда его схватили. Один искал правосудия на уровне сухарей, другая со скуки вышла на крыльцо поболтать с ребятами из караула; она отделалась легко, после плетей ее сослали в дальний монастырь (зачем, мол, вообще говорила с солдатами), а того, кто хотел подать жалобу, но так и не подал, урезав язык, положили на плаху, но не казнили, а сослали в Сибирь.

В основе политического преследования всегда был донос – однако практика обычного доноса была стихийна, следовательно, неуправляема, а царю нужен был постоянный источник извета, и он создал институт фискалов, секретных сотрудников; бесконтрольные и безнаказанные, они тайно выведывали и выслеживали, тайно же и доносили; если донос оказывался ложным, никакой ответственности за это они не несли.

Между тем Петр продолжал строительство своей державы. В числе крупнейших преобразований его называют реформу армии, которая была его гордостью, но мало кто знает, что в эту армию брали с пятнадцати лет и служба была пожизненной (тут тоже была своего рода крепостная зависимость). И совсем уж никто не знает, что, кроме своих прямых обязанностей, армия несла еще и полицейские функции, это особенно отчетливо проявилось в те годы, когда Петр проводил реформу податной системы (заменял подворную подать подушной); этой реформе население, как крестьяне, так и дворяне, упорно сопротивлялось, тогда в дело были введены карательные отряды, армейские или гвардейские. Вот донесение о работе “на фронте реформы” некоего полковника Строева. “От него, полковника Строева, пытаны кнутом и бито – дворян – 11; из них умер один; держано в казематах дворян – 7, из них от тесноты умер один; дворянских жен и дочерей держано – 6; людей (дворовых. – О.Ч.) и крестьян, пытано и кнутом бито – 71, из оных умерло 10…” – деловой отчет о проделанной работе.

Между тем оказалось, что постоянная армия обходится куда дороже, чем феодальное ополчение или стрелецкие войска – они в мирное время расходились по домам, а регулярную армию нужно было содержать круглый год. Содержали ее за счет налогов, собирали их чиновники, к рукам которых немало прилипало государственных средств, и Петр ничего не мог с этим поделать. И тогда он придумал меру чрезвычайную и поразительную – посадить армию на шею крестьянина непосредственно.

Вся Россия была поделена на уезды, где должны были расселяться полки. Подсчитали: годовой расход на одного пехотинца составлял 28,5 рубля, значит, содержать его должны были 47 крестьян (а кавалериста, соответственно, – 57). Солдат селили по дворам. Этот всероссийский постой был по существу военной оккупацией русской деревни.

Сама армия подать и собирала (Ключевский сравнивает это армейское вторжение в деревню с нашествием татар времен Батыя), нередко с применением пыток. Армия, как и царь, была заинтересована в том, чтобы налогоплательщики оставались на своих местах, и старалась выполнить возложенную на нее царем обязанность – следить за крестьянами, как бы не убежали, и ловить их, если им удалось убежать.

И, наконец, гвардия. При слове “гвардия” в нашем представлении возникает образ блестящей военной молодежи, а петровские гвардейцы были усердными служаками (и в народе их прозвали “железные носы&rdquo ;), гвардейские офицеры служили Петру контролерами и надсмотрщиками, заседали в Сенате, чтобы о нем потом донести, были приставлены к полководцам, чтобы за ними следить (невежественные, они вмешивались в дела, которых не понимали), их ненавидели и боялись; наконец, из них были созданы новые органы политического сыска (“майорские суды&rdquo ;), на основе одного из них возникла знаменитая Тайная канцелярия, которая в заплечных дел мастерстве затмила своего преображенского предшественника. На основании какого права работали эти петровские учреждения? Петру не раз осторожно напоминали: великий царь должен быть и великим законодателем. Петр не внял этим советам: его собственная воля – вот единственный закон, который он признавал. Единственным памятником его кодификации был Воинский устав, невероятный по свирепости (к примеру: за поругание икон отрубали голову, но предварительно прожигали язык каленым железом, за чародейство – сжигали живьем и т.д.). Велением Петра этот чудовищный Воинский устав и стал законом, на основании которого осуществлялась в России судебная власть.

В работе по созданию государственного аппарата был у царя и еще один могучий союзник.

Молодой Петр был за границей, когда узнал о Стрелецком бунте (1698), и тотчас кинулся в Москву. К его приезду бунт был уже подавлен и зачинщики казнены, но царь пришел в бешенство (почему их казнили, а не пытали, чтобы выявить сообщников), и задумал он грандиозный спектакль. В Москву везли и везли схваченных стрельцов, день и ночь работал Преображенский приказ, было создано еще 13 его филиалов; у всех московских застав стояли плахи, когда их не хватало, клали бревна (на каждой помещалось до пятидесяти стрелецких голов); не хватало палачей, звали добровольцев. Вот старинная гравюра: Красная площадь, на ней как бы развернут военный парад, рядами стоят полки, но, если присмотреться, они не стоят, у всех ноги не достают до земли, это повешенные. Ужас был еще ив том, что царь запрещал хоронить тела казненных, они оставались на плахах, виселицах и колесах. Какова-то была в те дни Москва с ее вороньем, одичавшими собаками и разжиревшими крысами.

А тут еще оказалось, что царь собственноручно рубит головы. Это было потрясением. Народ веками учили: царь – надежда-государь, отец, заступник, с сознанием этого людям было легче жить. Эти вековые народные верования Петр и громил теперь своим топором. Затем и громил, чтобы ужас, который он внушал народу, стал беспредельным.

Те, кому дорог привычный образ Петра, героя и просветителя, стараются как-то его оправдать и, разумеется, вспоминают о его военных заслугах и воинской славе, о блестящей полтавской победе. Да, была великая слава, но был и великий позор. Когда Петр в 1700 году, осаждая Нарву, узнал, что Карл XII идет на помощь своим, осажденным, наш царь бежал в панике, один, бросив армию, – и она погибла. И была Полтава. Но через два года, в 1711 году, он гордо повел армию против турок, загнал ее в погибельный мешок, вынужден был заключить неслыханно позорный мир.

Когда кончилась Северная война, царь, счастливый, поздравил народ с победой, обещал ему, что он отдохнет от тягот войны, – и тут же объявил новый набор, собравшись в Персидский поход (целью которого, говорят, был путь в Индию). Тоже очень трудный и России совершенно не нужный. Именно в это время из Астрахани Петр послал в столицу указ, устанавливающий новый критерий при сборе подати. Теперь обязаны были платить новорожденные младенцы, старые старики, равно как и “слепые и весьма увечные, и дряхлые, и дураки, которым, хотя, конечно, действия и пропитания себе никакого не имеют”. Все, разумеется, понимали: за больных и убогих платить будут здоровые и сильные. И все-таки ощущение некоего психического сдвига тут невольно возникает. Война сожрала Россию, в ее огне сгорали тысячи молодых жизней, цвет нации, деревни опустели, те, кого не взяли в солдаты, погибали на бессчетных стройках каналов, крепостей Петербурга. Петр доскреб деревню до дна – и вот нашел новый замечательный источник дохода – скребите, мол, глубже.

Когда Петр закупал за границей табак и купцы спросили его, зачем, если русские считают грехом его курить, царь хмуро ответил, что переделает своих подданных, лишь только вернется домой. И в самом деле, сразу же по возвращении он вышел к придворным с большими ножницами и стал всем им собственноручно стричь бороды. Меншиков ему помогал, да и шуты весело взялись за работу. Вскоре (1699) был издан указ, запретивший носить бороды всем жителям России (исключая духовенство, а потом и некоторые категории крестьян). В том же году русским было запрещено носить русское платье. Легкое ли дело, побрить и переодеть всю страну, но молодой царь, уже тогда обнаружив административный гений, победил, а историки отнеслись к этому его успеху с добродушным легкомыслием, причем реакционная русская борода была противопоставлена прогрессивным царским ножницам.

То был огромный удар для страны – для человека допетровской Руси борода была не просто знаком достоинства, но глубоко религиозным символом: ведь Христос был бородат, сбрить бороду значило исказить божественное в человеческом облике и оскорбить Христа. И каково было унижение любого, независимо от сословия, когда его хватали на улице и насильно брили! И каково было всеобщее возмущение, когда эта охота за людьми, как всегда у Петра, отлично организованная, развернулась по всей стране – и на улицах, и на дорогах стояли заставы, сопротивление было бесполезно. Человек, прошедший через подобное надругательство, бывал потрясен. “Я жить не хочу, – кричал некий крестьянин (попавший за это в приказ), – если у меня бороду сбрить!” И князь Иван Хованский тоже с отчаянием спрашивал своего духовного отца Григория Талицкого, как ему жить, если ему сбреют бороду. Сколько было тут инсультов и сколько инфарктов?

Легенда о том, будто бы Петр был обожаем русским народом, оформилась и широко распространилась при Николае I, и никто, кажется, не заметил, в каком странном обличье предстает при этом сам русский народ. Можно подумать, что он с удовольствием побрился, натянул немецкие штаны и с трубкой в зубах пошел провожать в рекруты сыновей и братьев. Или и того хуже: он начинает представляться некоей огромной коровой, которая, позволяя себя доить, никогда при этом не мычит и не бодается. Подобное представление действительности никак не соответствует.

Надвигавшейся на него огромной беде, крепостному праву (а этот процесс пошел особенно резко со второй половины XVI века) народ сопротивлялся как мог. И восставал, и бежал, и протестовал устами своих писателей и проповедников. Человек, образ и подобие Божие, не может быть порабощен, говорили они. Крепостное право на земле установлено дьяволом, Христос для того и спускался сюда, чтобы своей кровью выкупить у нечистого закрепощенный народ.

Народ был великий мечтатель, и мечтал он вовсе не о бунте, но о мирной и спокойной жизни, а главное – о свободе и “блаженном труде”. Эти горячие мечты переплавлялись в твердую веру, что существуют где-то счастливые вольные монастыри, стоит под водой благословенный град Китеж, и цветет где-то “за морями на семидесяти островах” земной рай, Беловодье, царство мира и свободы; вера в него была так велика, что целые деревни снимались с места и шли, полные надежд.

А какие легенды бродили в народе о мудрых и справедливых мужицких царях. Вот одна из них – о “темничнике” (то есть узнике, заключенном). Явился к нему дьявол и сказал, что сделает его царем, если тот отдаст ему свою душу. Узник согласился, однако и сам выдвинул условие: за три часа до смерти дьявол должен его предупредить. И стал темничник царем, и настала в стране пора мирного спокойного труда, и “весь народ переменился: из татей и разбойников, пьяниц и других злодеев сделались мирными и трудолюбивыми жителями”.

Дьявол сдержал обещание и предупредил царя за три часа до смерти, а тот призвал палачей и приказал себя четвертовать, так мученической смертью он спас свою душу. Согласитесь, эта штука сильнее, чем “Фауст” Гёте. Герой гётевской трагедии хотел победить дьявола великим добрым делом, строительством плотины, но не разглядел коварства нечистого, который возводил лже-плотину, назначенную погибнуть; роковой договор его с дьяволом был аннулирован вмешательством небесных сил. А наш народный Фауст, все предвидев и рассчитав, догадался, как поступить ему, чтобы и сделать народ счастливым, и душу свою спасти. Сильный, благородный человек – таким, по представлению простых людей, должен быть истинный царь. Словом, жива была народная душа.

Беглый крестьянин Кузьмин где-то на дороге встретился с коломенской “жонкой”, разговорились, стали жаловаться на тяжкую жизнь, и оба в связи с этим пропали в Преображенском приказе.

Политическое дело, как мы уже говорили, могло возникнуть во дворе и в избе, видите, могло и на перекрестке дорог.

Такие разговоры, однако, шли повсюду, по всей стране. “Годы стали голодные, а подати у нас великие, а ныне пришел указ с нас же взять за ветчинное сало по рублю (огромная сумма для крестьянина. – О. Ч.). Бог знает, неведомо как стало и быть, чем платить”. “Да у нас же взяты на Воронеж (на верфи. – О. Ч.) на вечное житье плотники” – отметим, крестьян на строительство брали и пожизненно.

Голоса тех, кто погибал и погиб в приказе, дошли до нас неискаженными: подьячие приказа добросовестно, слово в слово записывали все, что говорили допрашиваемые, благодаря этому сквозь крики пытаемых и стоны умирающих можем мы расслышать голос повседневной жизни, самой тихой и беззащитной, – как бьется она в сетях государственного политического сыска. Вот мы слышим, о чем говорит коломенская “жонка” с беглым крестьянином: “Бог дал нам государя, Тульскую дорогу всю выел и теперь нашу пошел щипать”.

Уличная сценка: какой-то монах (как видно, нечто вроде тогдашнего деда Щукаря), потешая толпу, говорит: дела, мол, у него хороши, если так пойдет, он возьмет “за себя царицу” (намек на Екатерину, бывшую прачку). Никакого почтения к священной особе, совершенное панибратство. Вот кто-то “бранит царя матерно” за то, что тот “табак велит тянуть”; кто-то, натягивая немецкое платье, клянет того, кто его придумал, говорит, что с удовольствием бы его повесил.

Две женщины разговаривают меж собою: “Какой он царь – он крестьян разорил с домами, мужей побрал в солдаты, а нас с детьми осиротил и заставил плакать вечно”. Эти тоже ругали царя “бранными словами”.

Люди не только гневались, но и пытались понять, как это могло случиться, что русский царь губит свое царство. “Какой он царь, – говорил о Петре новгородский торговый человек, – он вор, а не царь, царишко, государство все разорил и у нас, посадских людей, торги отнял”, – ясно, что купец считает: царь не имел права так поступать. А вот гордая речь другого (подвыпившего) купца: “Великий государь передо мной кругом виноват, и если он, государь, со мной съедется, я его под бок ткну”. Каково?

Снова крестьянин: “Царь не бережет своих крестьян”, хотя мог бы понять: “кабы нас не было, так бы и его, государя, не было”, – очень высокий уровень общественного самосознания.

Но более всего людей поражала нечеловеческая жестокость Петра. В глазах народа он потерял человеческий облик. “Без того он жить не может, – говорила посадская дочь, – чтобы ему некоторый день крови не пить”. А вот совсем другая о том же: “Которого де дня государь и стольник князь Ромодановский крови изопьет, того дня и те часы они веселы, а которого дня они крови не изопьют, и того дня им хлеб не есца”.

Жила в Петербурге Авдотья Журавкина, жена боцмана, но тот скитался по кораблям – кстати, вот еще одна серьезная проблема того времени: за огромными цифрами рекрутских и работных наборов мы видим толпы уходящих мужиков, но забываем о толпах русских баб, которые их провожали, тему вдовства и сиротства. Так что семью Журавкиных можно назвать образцово-показательной семьей времен петровских реформ: муж во флоте, жена в работницах кого-то из посадских.

Однажды к Авдотье пришла ее подруга Федора Баженова, она была замужем за преображенцем, но преображенцев не любила.

Авдотья жаловалась, что болеет, особенно сильно с тех пор, как довелось ей увидеть: на площади “возле каменного столба” живьем сожгли человека. Разговор зашел о казнях. Они были дома одни.

Как-то Федора навещала мужа, который сильно пил и сидел под арестом, к ним подсел денщик капитана-преображенца; выпили, Федорин муж захмелел, а сама она рассердилась и сказала, что он человек пустой, ему нельзя доверить никакой тайны. Денщик так и кинулся – какой? И Федора рассказала: говорят, будет смута и царь погибнет. Утром денщик кричал “слово и дело”. В Тайной канцелярии Федоре обещали свободу, если она скажет, от кого слышала “непристойные речи”, и смертные муки, если не скажет. Она не вытерпела и назвала Авдотью, которая о смуте и царе ничего не говорила. Схватили Авдотью, она выдержала и дыбу, и кнут. По инструкциям застенка полагалось делать в допросе перерыв примерно с месяц, чтоб затянулись раны, тогда новая пытка будет уже непереносима. С Авдотьей пытку прерывали и снова начинали не раз, она не сдавалась. Видя ее мужество, и Федора отказалась от своего оговора, теперь подруги были вдвоем, они так и не признались. Их послали в Пусто-озеро, монастырь под Архангельском. Искалеченные пыткой, они шли туда пешком.

Ах, Авдотья Журавкина, боцманская жена-не-жена! Та, что не могла забыть человека, заживо сожженного у нее на глазах. Тенью прошла она мимо нас – воплощенное достоинство. Из нее хотели сделать рабу, она не позволила им этого сделать.

Между тем народная мысль упорно вела свое следствие, пытаясь понять, почему русский царь так безжалостен к собственной стране. Первая мысль была – он подменен, истинный царь томится в плену, а на престоле немчин. Однако немчин все же человек, а этот, покакрови не выпьет…

И тогда народ догадался – на царском престоле сидит антихрист.

Древнерусский человек часто слышал об антихристе, знал, что это посланец сатаны, он явится в мир и никто его не узнает. И вот он явился. Один царевич догадался, кто он такой, оттого и был замучен.

По всей России пошла эта волна. От дома к дому, от избы к избе, шепотом на тайных собраниях, громко на площадях. Народные проповедники кричали, предупреждая народ: на царский престол сел оборотень. Их хватали и жгли, но от пламени их костров народное движение – а тут можно говорить о народном движении – разгоралось жарче.

Были ли они правы, говоря об антихристе, – рассмотрим этот вопрос хладнокровно.

Христианская демонология создала весьма убедительный образ нечистого – он коварен, он глумится над людьми, соблазняет их, раздувая в них самые низкие пороки, и тем самым обрекает их души на вечные адские муки.

Тут нельзя было не заметить сходства: дьявольский соблазн таится в указах царя о доносительстве, он и тут был новатором: ввел плату за донос, который был объявлен святой обязанностью каждого гражданина, каждого доброго христианина. В своих указах, а они градом обрушились на страну, царь сладко уговаривает: пусть изветчики ничего не боятся (царь-де всегда защитит), если кто на злодея донесет, ему “за такую его службу богатство того преступника движимое и недвижимое отдано будет, а буде достоин будет, дается ему и чин его, и сие позволение дается всякого рода людям от первых даже и до земледельцоф”. Царство полной демократии! В своих указах Петр приводит немыслимо соблазнительные примеры: казнен дворянин – изветчик получил его деревни, казнен купец – изветчик получил его лавку и привилегии. Награды бывали огромные.

Но и это, оказывается, еще не предел. Петр решился на невиданный шаг: он уничтожил тайну исповеди!

Таинство исповеди – одно из важнейших таинств христианской религии, верующий как бы оказывается стоящим перед Богом и раскрывает ему свою душу, эта встреча происходит в глубокой тайне, каждый священник, вступая в сан, клянется свято ее сохранять. И вдруг – постановление Синода: “Если кто при исповеди объявит духовному отцу своему некое несделанное, но еще к делу намеренное от него воровство”, отпущение грехов ему не давать, “но донести вскоре о нем, где надлежит”. Если же духовный отец на прихожанина своего не донесет и куда следует его не доставит, “по лишению сана и имения, лишен будет и живота” – смертная казнь за соблюдение тайны исповеди!

Превращение священника в тайного царского шпиона было духовной катастрофой и для него самого, и для его прихожанина. Легко предположить, что в этих условиях прихожане старались уклониться от исповеди, но у Петра и тут все было предусмотрено: исповедь была обязательна, уклонение от нее каралось очень крупным штрафом. Более того, местная власть должна была следить за тем, насколько искренен верующий на исповеди, того, кто “исповедуется и не исповедуется”, тоже крупно штрафовали.

Царь создавал климат, в котором легко и быстро размножалось племя Иуд.

А уж по части глумления Петр был не просто мастером – виртуозом.

Кто поверит, что он с его умом всерьез собирался переделать своих подданных, сделать их “новыми людьми”, насильно их обривши и переодевши? Эта многолетняя всероссийская кампания была не только царской забавой (хотя была и забавой; однажды, когда царь кутил в своем кругу, поймали местного мужика, обрили ему полбороды и отпустили со смехом), тут ясно видно стремление унизить достоинство народа (тем более что унижение было, так сказать, бытовое и ежедневное), сломать его волю. Ставка на формирование затравленного рабского сознания.

По улицам Москвы мчат сани, в них не кони запряжены, а визжащие свиньи, везут они гроб, в гробу – тело давнего врага Петра боярина Милославского, умершего лет пятнадцать назад. Сегодня на площади казнят единомышленников боярина, и тот, по мысли царя, должен на их казни присутствовать. Нет сомнений, Петр хотел поразить Москву, доконать ее колоссальным кощунством разрытой могилы и надругательством над мертвым.

Когда Григория Талицкого, знаменитого народного проповедника, наконец схватили, Петр приговорил его с товарищами к четвертованию, но этого ему показалось мало, и он придумал особые муки: коптить их над огнем. Казнь, прошу заметить, взятая прямо из арсенала преисподней.

Колокола гудят над городом, и пушки палят, движется по улицам странная процессия, своим грохотом и визгом заглушающая даже колокольный звон. Каждый участник ее на чем-то бренчит (хотя бы на балалайке!), во что-то дует (хотя бы и в собачий свисток!), во что-то лупит (хотя бы и в сковороду!). Это шествие ряженых, одеты они затейливо – кто китайцем, кто шутом, кто нищим в лохмоть

Даты состязаний
10 класс

Время проведения
Предмет

18.01.2011 вторник 10.00 - 11.00 иностранный язык*

20.01.2011 четверг 10.00 - 11.30 обществознание

21.01.2011 пятница 10.00 - 11.30 математика (экономика)

22.01.2011 суббота 10.00 - 11.00 право

23.01.2011 воскресенье 10.00 - 14.00 математика (математика)
10.00 - 11.00 иностранный язык**

25.01.2011 вторник 16.00 - 17.00 иностранный язык*

27.01.2011 четверг 16.00 - 17.30 обществознание

28.01.2011 пятница 16.00 - 17.00 английский язык

29.01.2011 суббота 16.00 - 17.00 право

30.01.2011 воскресенье 10.00 - 11.30 математика (экономика)

Всероссийская филологическая олимпиада школьников «Шаг в будущее»

Олимпиада по русскому языку для учащихся 9-10 классов

Правила участия в олимпиаде

1. В Олимпиаде на добровольной основе могут принимать участие учащиеся 9-10-х классов общеобразовательных учреждений Российской Федерации, осваивающие общеобразовательные программы среднего (полного) общего образования.

2. Олимпиада проходит в два этапа.

3. Первый этап академических соревнований организуется в заочной форме с применением дистанционных образовательных технологий и проводится в период с 29 ноября 2010 года по 31 января 2011 года. По результатам первого тура участники проходят во второй этап.

4. Для участия в заочном туре необходимо скачать анкету установленного образца и задания по предмету.

5. В срок до 15 января 2011 года включительно участники заочного этапа академических соревнований должны предоставить в оргкомитет Всероссийской филологической олимпиады школьников «Шаг в будущее» заполненные анкеты участника и выполненные задания, оформленные в соответствии с требованиями. Заполненные анкеты и выполненные задания высылаются только в электронном виде. Анкеты и задания, присланные после 15 января, приниматься не будут!

6. Результаты заочного этапа Олимпиады будут представлены на сайте Всероссийской филологической олимпиады школьников в период с 20 по 31 января 2011 года.

7. Регистрация участников второго (очного) этапа академического соревнования планируется в день проведения Олимпиады. Дата, время и место проведения регистрации участников второго (очного) этапа будут объявлены дополнительно (ориентировочные сроки проведения 2-го этапа академических испытаний – 21-26 марта 2011 года). Для регистрации участники второго (очного) этапа должны будут иметь:

- паспорт;

- копии 2-ой страницы паспорта и страницы паспорта, где отмечена действующая прописка;

- справку из школы, датированную 2010-2011 годом, с указанием класса обучения;

- 2 черно-белые матовые фотографии.

8. Второй (очный) этап Олимпиады будет проходить по адресу: г. Москва, Ленинские горы, МГУ им. М.В. Ломоносова, 1-й Гуманитарный корпус, филологический факультет. Проезд и проживание участников очного тура Олимпиады за счет участников олимпиады.

9. Второй (очный) этап Олимпиады является ее заключительным этапом. По его результатам определяются победители и призеры Олимпиады. Победителями Олимпиады считаются участники Олимпиады, награжденные дипломами 1-ой степени. Призерами Олимпиады считаются участники Олимпиады, награжденные дипломами 2-й и 3-й степени. Участники Олимпиады могут награждаться свидетельствами участника, грамотами, памятными подарками.

Требования к оформлению работ

1. Работы присылаются по электронной почте только в виде приложения; форматы файлов -*. doc или *. rtf.

2. Приложенный файл должен быть одним документом: первая страница работы должна представлять собой заполненную анкету участника, последующие страницы – выполненные участником задания.

3. Все сведения об участнике Олимпиады представляются только в анкете. На страницах с текстом выполненных заданий нигде не должно быть никаких сведений об участнике.

4. При отсылке письма с выполненными заданиями в строке «Тема» участник пишет фамилию, инициалы, предмет олимпиады и класс обучения. Название приложенного файла, содержащего анкету и выполненные задания, также должно включать в себя фамилию, инициалы, предмет олимпиады и класс обучения. Образец: Иванов П.П. Русский язык. 10 класс.

Одинокая птица над полем кружит, Догоревшее солнце уходит с небес. Если шкура сера и клыки что ножи, Не чести меня волком, стремящимся в лес. Лопоухий щенок любит вкус молока, А не крови, бегущей из порванных жил. Если вздыблена шерсть, если страшен оскал, Расспроси-ка сначала меня, как я жил. Я в кромешной ночи, как в трясине, тонул, Забывая, каков над землей небосвод. Там я собственной крови с избытком хлебнул До чужой лишь потом докатился черед. Я сидел на цепи и в капкан попадал, Но к ярму привыкать не хотел и не мог. И ошейника нет, чтобы я не сломал, И цепи, чтобы мой задержала рывок. Не бывает на свете тропы без конца И следов, что навеки ушли в темноту. И еще не бывает, чтоб я стервеца Не настиг на тропе и не взял на лету. Я бояться отвык голубого клинка И стрелы с тетивы за четыре шага. Я боюсь одного - умереть до прыжка, Не услышав, как лопнет хребет у врага. Вот бы где-нибудь в доме светил огонек, Вот бы кто-нибудь ждал меня там, вдалеке… Я бы спрятал клыки и улегся у ног. Я б тихонько притронулся к детской щеке. Я бы верно служил, и хранил, и берег - Просто так, за любовь - улыбнувшихся мне..… Но не ждут, и по-прежнему путь одинок, И охота завыть, вскинув морду к луне.

ARCHY

Самые популярные посты

6

"Кто он, медый всадник" О.Чайковская

КТО ОН, “МЕДНЫЙ ВСАДНИК”? Ольга ЧАЙКОВСКАЯ Петру Первому сильно повезло в его посмертном бытии: о нем много писал Пушк...

3

Интервью с профессором кафедры криминологии Московск...

Ювенальная юстиция, делающая в России первые шаги, уже имеет немало противников, которые, в частности, считают, что введение специализиро...

3

мораль. мне понравилось)

juliafrancia : Урок 1 Муж заходит в душ, в то время как его жена только закончила мыться. Раздается дверной звонок. Жена нас...

2

Мария Семёнова. Одинокая птица над полем кружит...

Одинокая птица над полем кружит, Догоревшее солнце уходит с небес. Если шкура сера и клыки что ножи, Не чести меня волком, стремящимся в ...

2

Чтобы не забыть...

Всероссийская филологическая олимпиада школьников «Шаг в будущее» Олимпиада по русскому языку для учащихся 9-10 классов ...

2

Расписание олимпиад

Даты состязаний 10 класс Время проведения Предмет 18.01.2011 вторник 10.00 - 11.00 иностранный язык* 20.01.2011 четверг 10.00 -...