@roxyrolla
ROXYROLLA
OFFLINE

When The Music's Over

Дата регистрации: 28 сентября 2011 года

Персональный блог ROXYROLLA — When The Music's Over

Многие исследователи истории музыки склонны считать, что рок-н-ролл как музыкальный жанр берет свое начало еще в сороковых годах двадцатого века. Однако многомиллионная армия поклонников творчества Элвиса Пресли совершенно точно знает: рок-н-ролл родился в 1954 году! Ведь именно в том далеком 54-м, в июле, 19-летний Элвис, будущий король рок-н-ролла, записал свой первый хит « That's All Right Mama » («Все в порядке, мама» ;).
Легенда гласит, что запись, ставшая культовой, появилась на свет случайно.
Элвиса, в то время работавшего водителем грузовика, пригласили на звукозаписывающую студию Сэма Филлипса «на пробу» в качестве вокалиста – юноша был известен тем, что часто выступал на любительских концертах и как-то даже записал пару песен на грампластинку, чтобы сделать подарок своей матушке.
Однажды молодые музыканты во главе с Элвисом, развлекаясь, наигрывали композиции, которые были у всех «на слуху». Ребята придумывали новую ритмическую канву для старых хорошо знакомых мелодий. Одной из таких мелодий и была блюзовая композиция « That's All Right Mama » Артура Крудапа. Владелец студии случайно услышал музыкальные эксперименты своих подопечных и понял, что это и есть «новый звук». Так началась музыкальная карьера Короля Элвиса – а многие полагают, что так начался и настоящий рок-н-ролл.

Естественно, новое звучание искал не только Пресли. Многие музыканты того времени пытались расширить рамки привычных жанров. Среди таких новаторов почетное место занимает Биг Джо Тернер, темнокожий американский певец и шоумен. Его творчество зачастую называют «связующим звеном» между ритм-н-блюзом и рок-н-роллом. Наиболее известная композиция в его исполнении – это « Shake, Rattle & Roll » (автор Джесси Стоун).

Еще один примечательный персонаж – успешный певец и автор популярных песен, актер Фрэнки Лэйн. В музыкально-сценическом номере с его участием « Gandy Dancers Ball » легко угадываются характерные стилевые особенности рок-н-ролла.

Знаменитую композицию в стиле госпел («евангельская песнь» ;) « Down By The Riverside » («Внизу на речном берегу» ;) исполняли и Пресли, и Луи Армстронг, и многие другие. В 1954 году наиболее удачно с этой старой песней выступила Sister Rosetta Tharpe – Сестра Розетта Тарпе. Уникальность ее стиля заключалась в том, что Розетта старые мелодии песен-спиричуэлс сочетала с новаторским рок-н-ролльным аккомпанементом.

Предшественниками «лирической» линии рок-н-ролла стали создатели и исполнители медленного ритм-н-блюза: песню « Fool, Fool, Fool » («Глупец, какой же я глупец, ведь я люблю тебя» ;) в исполнении группы The Clovers публика воспринимала «на ура».

Новая музыка, конечно же, в первую очередь привлекала внимание самых юных: ансамбль « The Teenagers » («Тинейджеры» ;), в котором солировал Фрэнки Лаймон, к 1954 году стал непременным участником самых рейтинговых телевизионных передач. Ныне он известен как самая первая подростковая рок-группа.

Между тем, консервативная публика с недоверием восприняла «новый звук». То ли дело добрые старые мелодии, такие, как « My Melancholy Baby » в исполнении Джуди Гарленд! « Мое дитя, ты в печали » – еще в 1912 году эту песню сочинили Эрни Барнетт и Джордж Нортон, а за душу берет до сих пор.
Да и новые песни «о главном» зазвучали страстно и свежо: новизну им придали итальянские и латиноамериканские мотивы и ритмы. « Besame Mucho », «Целуй меня» – по всему миру разнесся призыв юной мексиканки, Консуэло Веласкес Торрес. А зажигательная песня-танец « Mambo Italiano » Боба Мерилла в исполнении Розмари Клуни стала настоящим образцом жанра.

Своеобразной музыкальной визитной карточкой Америки 50-х годов становится песня «Mr. Sandman» Пата Балларда. Мажорный лад, веселые интонации мелодии в сочетании с игривым ритмом придают композиции приподнятое настроение. Эта песня использовалась в различных кинофильмах (в том числе и в культовом фильме 80-х годов « Назад в будущее » ;) именно для того, чтобы живо и убедительно передать атмосферу 50-х.

Но все-таки главное, чем запомнился 1954 год в истории популярной музыки – это новый звук, рок-н-ролл, начавший шествие по странам и континентам.

Elvis Presley That's Alright Mama 1954

« Если бы эту музыку уже не назвали рок-н-роллом, мы должны были бы назвать ее Чак Берри! » – именно так однажды высказался Джон Леннон. Чак Берри своими выступлениями буквально «взорвал» американскую поп-музыку. В 1955 году он записал свой первый сингл, « Maybellene », и эта запись немедленно стала хитом. Композиция в стиле рок-н-ролл «Maybellene» – это, в сущности, обработка «традиционной» американской песни « Ida Red ». Как только стало ясно, что обновленная «Ida Red» бьет все рекорды, сразу несколько исполнителей решили включить ее в свой репертуар. Однако «переиграть» и «перепеть» Чака не удалось никому.

Всех поражала невероятная энергия и полная самоотдача Чака Берри на сцене. Активный пульсирующий ритм его композиций захватывал слушателей и поднимал настроение.
В комментариях к видеороликам с записями выступлений Берри можно прочитать такие слова: « Титул Короля рок-н-ролла достался Элвису Пресли, а не Чаку, только потому, что у нас принято возводить в кумиры умерших. Элвис умер, а Чак жив, и дай Бог ему здоровья! » На самом деле Королем Элвиса начали называть при жизни, однако огромное количество фанатов рок-н-ролла, отдавая должное Элвису, все-таки считают именно Чака Берри родоначальником настоящего рока.

Среди тех, кого принято называть первопроходцами рок-н-ролла, особое место занимает гитарист Билл Хэйли. Его обработка известной песни Макса Фридмана и Джеймса Майерса « Rock Around the Clock » в 1955 году получила широчайшую известность во всем мире после того, как ее использовали в качестве саундтрека создатели фильма « Школьные джунгли ». Историки от музыки полагают, что именно эта композиция способствовала утверждению музыки в стиле рок как явления мировой культуры.

Имя Карла Перкинса вряд ли сейчас на слуху у многих, но в 50-х он был хорошо известен как автор множества песен в стиле ритм-н-блюз и кантри. В результате слияния стилевых особенностей этих двух направлений родился некий «подвид» рок-н-ролла: рокабилли. Композиция Перкинса « Blue Suede Shoes » (шуточная песня с названием, которое можно перевести как « Синие замшевые туфли » ;) сегодня считается образцом рокабилли.

Задор, энергия и бунтарство рок-н-ролла способствовали широкому распространению «нового звука» прежде всего в молодежной среде. Между тем, консервативно настроенная часть общества предпочитала звучание более традиционное. 1955 год порадовал почтеннейшую публику замечательными мелодиями: « Making Believe », « Unchained Melody », « Three Coins in the Fountain ».

Песню, заслужившую в 1955 году премию « Оскар » Американской академии киноискусства, « Three Coins in the Fountain » («Три гроша на дне фонтана» ;), написали специально для одноименного фильма композитор Жюль Стайн и поэт Сэмми Кон. Лучшим исполнителем этой песни был признан Дин Мартин.

Американка Китти Уэллс, исполнявшая, в основном, собственные произведения под собственный же гитарный аккомпанемент, в 55-м еще раз подтвердила свое право носить высокий титул Королевы кантри. Ее песня « Making Believe » (близкий по смыслу перевод «заставляя поверить» ;) по стилю похожа на балладу. Китти Уэллс не стремилась поразить публику внешними эффектами, но за простотой крылись талант и высокое мастерство.

Культовый фильм-блокбастер 1990 года « Ghost » (в российском прокате он шел под названиям «Призрак» или «Привидение» ;) никогда не завоевал бы такой популярности, если бы за кадром не звучала музыка « Unchained Melody ». Проникновенная лирическая мелодия уже больше полувека волнует сердца слушателей. Изначально она создавалась авторами, Нортом и Заретом, для другого фильма, « Unchained » («Освобожденный» ;). В хит-парады 1955 года эта песня попала, будучи исполненной американской певицей Дороти Коллинз, но за годы, прошедшие с тех пор, ее перевели на сотни языков. Известны не менее пятисот различных версий этой композиции.

В Советском Союзе и радио, и телевидение транслировало песни из советских кинофильмов. В 1955 году это были фильмы « Максим Перепелица » (музыка Василия Соловьева-Седого) и « Солдат Иван Бровкин » (композитор Анатолий Лепин). Вплоть до наступления эпохи «хрущевской оттепели» западная музыка была под строжайшим запретом. Для массового советского слушателя рок-н-ролла просто не существовало.

Chuck Berry - Maybellene (live 1958)

Итак, первый пост я посвещаю не себе, а королю всех королей в музыке - Элвису.Его влияние на музыку, а в особенности на рок-н-ролл бесспорно.За 24 года своей музыкальной карьеры Элвис исполнил рокабилли, рок-н-ролл, кантри, блюз, госпел, баллады, джаз-блюз, гавайские, мексиканские, испанские, неополитанские песни. Его имя помещено в Залы Славы Рок-н-ролла, Кантри, Блюза и Госпел. Элвис оставил столько музыки, что ее хватит на жизнь многих последующих поколений.

Биография

50 лучших хитов Элвиса Пресли

1

ROXYROLLA

Самые популярные посты

98

1954 год: подъем рок-н-ролла

Многие исследователи истории музыки склонны считать, что рок-н-ролл как музыкальный жанр берет свое начало еще в сороковых годах двадцато...

3

Король Рок-н-Ролла. The King Elvis Aaron Presley.

Итак, первый пост я посвещаю не себе, а королю всех королей в музыке - Элвису.Его влияние на музыку, а в особенности на рок-н-ролл бесспо...

3

Год 1955: песни, оказавшие влияние на мировую культуру

« Если бы эту музыку уже не назвали рок-н-роллом, мы должны были бы назвать ее Чак Берри! » – именно так однажды высказ...