Многие исследователи истории музыки склонны считать, что рок-н-ролл как музыкальный жанр берет свое начало еще в сороковых годах двадцатого века. Однако многомиллионная армия поклонников творчества Элвиса Пресли совершенно точно знает: рок-н-ролл родился в 1954 году! Ведь именно в том далеком 54-м, в июле, 19-летний Элвис, будущий король рок-н-ролла, записал свой первый хит « That's All Right Mama » («Все в порядке, мама» ;).
Легенда гласит, что запись, ставшая культовой, появилась на свет случайно.
Элвиса, в то время работавшего водителем грузовика, пригласили на звукозаписывающую студию Сэма Филлипса «на пробу» в качестве вокалиста – юноша был известен тем, что часто выступал на любительских концертах и как-то даже записал пару песен на грампластинку, чтобы сделать подарок своей матушке.
Однажды молодые музыканты во главе с Элвисом, развлекаясь, наигрывали композиции, которые были у всех «на слуху». Ребята придумывали новую ритмическую канву для старых хорошо знакомых мелодий. Одной из таких мелодий и была блюзовая композиция « That's All Right Mama » Артура Крудапа. Владелец студии случайно услышал музыкальные эксперименты своих подопечных и понял, что это и есть «новый звук». Так началась музыкальная карьера Короля Элвиса – а многие полагают, что так начался и настоящий рок-н-ролл.
Естественно, новое звучание искал не только Пресли. Многие музыканты того времени пытались расширить рамки привычных жанров. Среди таких новаторов почетное место занимает Биг Джо Тернер, темнокожий американский певец и шоумен. Его творчество зачастую называют «связующим звеном» между ритм-н-блюзом и рок-н-роллом. Наиболее известная композиция в его исполнении – это « Shake, Rattle & Roll » (автор Джесси Стоун).
Еще один примечательный персонаж – успешный певец и автор популярных песен, актер Фрэнки Лэйн. В музыкально-сценическом номере с его участием « Gandy Dancers Ball » легко угадываются характерные стилевые особенности рок-н-ролла.
Знаменитую композицию в стиле госпел («евангельская песнь» ;) « Down By The Riverside » («Внизу на речном берегу» ;) исполняли и Пресли, и Луи Армстронг, и многие другие. В 1954 году наиболее удачно с этой старой песней выступила Sister Rosetta Tharpe – Сестра Розетта Тарпе. Уникальность ее стиля заключалась в том, что Розетта старые мелодии песен-спиричуэлс сочетала с новаторским рок-н-ролльным аккомпанементом.
Предшественниками «лирической» линии рок-н-ролла стали создатели и исполнители медленного ритм-н-блюза: песню « Fool, Fool, Fool » («Глупец, какой же я глупец, ведь я люблю тебя» ;) в исполнении группы The Clovers публика воспринимала «на ура».
Новая музыка, конечно же, в первую очередь привлекала внимание самых юных: ансамбль « The Teenagers » («Тинейджеры» ;), в котором солировал Фрэнки Лаймон, к 1954 году стал непременным участником самых рейтинговых телевизионных передач. Ныне он известен как самая первая подростковая рок-группа.
Между тем, консервативная публика с недоверием восприняла «новый звук». То ли дело добрые старые мелодии, такие, как « My Melancholy Baby » в исполнении Джуди Гарленд! « Мое дитя, ты в печали » – еще в 1912 году эту песню сочинили Эрни Барнетт и Джордж Нортон, а за душу берет до сих пор.
Да и новые песни «о главном» зазвучали страстно и свежо: новизну им придали итальянские и латиноамериканские мотивы и ритмы. « Besame Mucho », «Целуй меня» – по всему миру разнесся призыв юной мексиканки, Консуэло Веласкес Торрес. А зажигательная песня-танец « Mambo Italiano » Боба Мерилла в исполнении Розмари Клуни стала настоящим образцом жанра.
Своеобразной музыкальной визитной карточкой Америки 50-х годов становится песня «Mr. Sandman» Пата Балларда. Мажорный лад, веселые интонации мелодии в сочетании с игривым ритмом придают композиции приподнятое настроение. Эта песня использовалась в различных кинофильмах (в том числе и в культовом фильме 80-х годов « Назад в будущее » ;) именно для того, чтобы живо и убедительно передать атмосферу 50-х.
Но все-таки главное, чем запомнился 1954 год в истории популярной музыки – это новый звук, рок-н-ролл, начавший шествие по странам и континентам.