Уинстон, как
человек утверждает свою власть над другими?
Уинстон подумал.
-- Заставляя его страдать, -- сказал он.
-- Совершенно верно. Заставляя его страдать. Послушания недостаточно.
Если человек не страдает, как вы можете быть уверены, что он исполняет вашу
волю, а не свою собственную? Власть состоит в том, чтобы причинять боль и
унижать. В том, чтобы разорвать сознание людей на куски и составить снова в
таком виде, в каком вам угодно. Теперь вам понятно, какой мир мы создаем?
Он будет полной противоположностью[5] тем глупым гедонистическим утопиям,
которыми тешились прежние реформаторы. Мир страха, предательства и мучений,
мир топчущих и растоптанных, мир, который, совершенствуясь, будет
становиться не менее, а более безжалостным; прогресс в нашем мире будет
направлен к росту страданий. Прежние цивилизации утверждали, что они
основаны на любви и справедливости. Наша основана на ненависти. В нашем
мире не будет иных чувств, кроме страха, гнева, торжества и самоуничижения.
Все остальные мы истребим. Все. Мы искореняем прежние способы мышления --
пережитки дореволюционных времен. Мы разорвали связи между родителем и
ребенком, между мужчиной и женщиной, между одним человеком и другим. Никто
уже не доверяет ни жене, ни ребенку, ни другу. А скоро и жен и друзей не
будет. Новорожденных мы заберем у матери, как забираем яйца из-под несушки.
Половое влечение вытравим. Размножение станет ежегодной формальностью, как
возобновление продовольственной карточки. Оргазм мы сведем на нет. Наши
неврологи уже ищут средства. Не будет иной верности, кроме партийной
верности. Не будет иной любви, кроме любви к Старшему Брату. Не будет иного
смеха, кроме победного смеха над поверженным врагом. Не будет искусства,
литературы, науки. Когда мы станем всесильными, мы обойдемся без науки. Не
будет различия между уродливым и прекрасным. Исчезнет любознательность,
жизнь не будет искать себе применения. С разнообразием удовольствий мы
покончим. Но всегда -- запомните, Уинстон, -- всегда будет опьянение
властью, и чем дальше, тем сильнее, тем острее. Всегда, каждый миг, будет
пронзительная радость победы, наслаждение оттого, что наступил на
беспомощного врага. Если вам нужен образ будущего, вообразите сапог,
топчущий лицо человека -- вечно.
Он умолк, словно ожидая, что ответит Уинстон. Уинстону опять
захотелось зарыться в койку. Он ничего не мог сказать. Сердце у него стыло.
О'Брайен продолжал:
-- И помните, что это -- навечно. Лицо для растаптывания всегда
найдется. Всегда найдется еретик, враг общества, для того чтобы его снова и
снова побеждали и унижали. Все, что вы перенесли с тех пор, как попали к
нам в руки, -- все это будет продолжаться, только хуже. Никогда не
прекратятся шпионство, предательства, аресты, пытки, казни, исчезновения.
Это будет мир террора -- в такой же степени, как мир торжества. Чем
могущественнее будет партия, тем она будет нетерпимее; чем слабее
сопротивление, тем суровее деспотизм. Голдстейн и его ереси будут жить
вечно. Каждый день, каждую минуту их будут громить, позорить, высмеивать,
оплевывать -- а они сохранятся. Эта драма, которую я с вами разыгрывал семь
лет, будет разыгрываться снова и снова, и с каждым поколением -- все
изощреннее. У нас всегда найдется еретик -- и будет здесь кричать от боли,
сломленный и жалкий, а в конце, спасшись от себя, раскаявшись до глубины
души, сам прижмется к нашим ногам. Вот какой мир мы построим, Уинстон. От
победы к победе, за триумфом триумф и новый триумф: щекотать, щекотать,
щекотать нерв власти. Вижу, вам становится понятно, какой это будет мир. Но
в конце концов вы не просто поймете. Вы примете его, будете его
приветствовать, станете его частью.
Уинстон немного опомнился и без убежденности возразил:
-- Вам не удастся.
-- Что вы хотите сказать?
-- Вы не сможете создать такой мир, какой описали. Это мечтание. Это
невозможно.
-- Почему?
-- Невозможно построить цивилизацию на страхе, ненависти и жестокости.
Она не устоит.
-- Почему?
-- Она нежизнеспособна. Она рассыплется. Она кончит самоубийством.
-- Чепуха. Вы внушили себе, что ненависть изнурительнее любви. Да
почему же? А если и так -- какая разница? Положим, мы решили, что будем
быстрее изнашиваться. Положим, увеличили темп человеческой жизни так, что к
тридцати годам наступает маразм. И что же от этого изменится? Неужели вам
непонятно, что смерть индивида -- это не смерть? Партия бессмертна.