Почему Анну Каренину играет Кира Найтли? Для меня лишь одна веская причина - она любимая актриса режиссера Джо Райта, вот и все. Всегда очень волнительно смотреть отечественную классику, снятую иностранными режиссерами, как правило, разочаровываешься. Не скажу, что этот фильм стал для меня разочарованием, но мне постоянно не хватало того самого, загадочного и тоскливого “русского”. Но если к нему внимательнее приглядеться, то обнаружится, что это не кино, а чудо.
Действо еще не началось, а уже слышно волнение, обычное перед спектаклем в зале. И вот представление начинается. Я считаю, это просто невероятная идея перенести фильм в театр, показывая на сцене и на задворках его жизнь того времени. Ведь, по сути, так и было, ты на сцене, а свет обсуждает тебя, следит за каждым твоим движением - ни шагу в сторону. И раз уж мы оказались в театре, то и актерская игра пропитана “театральщиной”, все двигаются согласно заданной роли, движения порой похожи на танец.
Всё начинается с похождений Стива “на сторону” и чтения письма Анной об этом. Мне нравится, что нет типичного закадрового голоса, сообщающего содержимое. Мы параллельно видим реакцию читающего и состояние писавшего. К слову о Стиве, Мэттью Макфэдиен поразил меня больше всех, словно фейерверк, вишенка на торте, правда, Стиву я совсем иначе представляла, читая, но нисколько в этом не разочаровалась.
Также стоит обратить внимание на переходы, которые использует Джо Райт, актеры скользят из одной сцены в другую лишь шагом, легким движением. Легкие в кино, кстати не только движения, но и сама атмосфера, какая-то французская воздушность, хочется верить, что это не спроста, все-таки в то время была мода на Францию. Вообще весь фильм напоминает, одновременно, и Годара, и Мельеса, и Уэса Андерсона, такой приятный винегрет.
Даже на сцене все занимают места, согласно своему статусу - весь свет в центре, освещенный рапидами, на сцене, а простой люд расположился в тени верхней сцены. Еще один приятный факт, что природа русская выходит за грани театра, да и как уместить в четырех стенах всю ее ширь? И жизнь Левина, человека не светского, также проходит в “реальном” мире, в его доме и в окрестностях и места не остается какой-любо “театральщине”, тут уже кино, тут жизнь в чистом виде.
Так уж вышло, что моей любимой сценой является бал, на котором должна решиться судьба Китти и Вронского. Но все идет не по плану. Вронский приглашает Каренину и все вокруг замирает, а потом и вовсе растворяется. Есть только он и она. Танец за танцем, Китти сменила массу партнеров, но Вронский также верен Анне. Через экран передается волнение Китти, презрение и недовольства света и растворение друг в друге Карениной и Вронского. Наконец-то Анна просыпается и понимает, что случилось, тогда в отражении рядом с ее испуганным лицом символично появляется мчащийся поезд, как начало конца.
Есть в фильме сцена, присутствие которой я не совсем поняла, это пукающая собака на руках Бэтси, которую забирает лакей после того, как она умудрилась испортить воздух в столь неподобающем месте. По моему мнению, это было не столь обязательно. Вообще мир Бэтси - это отдельная история. Попадаешь словно в кукольный домик, все такое нежное, розовое, сладкое и смеющееся.
Очень цепляет сцена с фейерверками, все так манерно опускаются назад, глядя на раскрывшийся потолок, за которым взрываются огни. Анна, закрывая глаза, словно загадывает желание, которое вмиг исполняется.
Очень эффектно проработана сцена в постели, когда Каренин говорит жене, что ей стоит вести себя благоразумнее, она шепчет про себя: “Уже поздно” и в то же мгновение она в постели с Вронским. К слову, постельная сцена снята просто потрясающе, никакой пошлости, лишь любовь, танец между двумя страстно любящими друг друга.
Конечно, я могла бы еще кучу потрясающих режиссерских решений привести, ибо в фильме их несметное множество, но всё это уже превращается в пересказ действа.
Хочется лишь добавить, что фильм обязателен к просмотру для начинающих режиссеров, но и, конечно, для всех любителей хорошего и качественного кинематографа.