Уже месяца три-четыре не была в кино на чем-то серьезном и стоящем. На “Нелюбовь” я не попала и была уверена, что сеансов давно уже нет. Но “Пять звезд” снова порадовал, дневной сеанс они сохранили. Мой любимый зал № 8, всего 5 рядов и никогда не бывает заполнен. Пошла я одна.
С первых кадров виден “глаз” Михаила Кричмана - дыхание перехватывает. Постепенно начинается знакомство с героями, первым появляется Алёша, о котором, по сути, мы так ничего толком и не узнаем, впрочем, как и его родители. Сцена с безмолвно плачущим мальчиком за дверью разрывает сердце в клочья, для меня она оказалась чуть ли не самой тяжелой.
Знакомясь с родителями, удивляешься, откуда берутся такие черствые подонки? Неужели одни отрицательные персонажи, кроме дитя, конечно? А потом, стыдясь, моментами узнаешь себя и в Жене, и в Борисе. И думаешь: “Как же так? Ведь я не такая”. А такая и все мы такие. Только тут вопрос выбора - менять что-то или оставить, как было.
Что мне нравится в Звягинцеве, так его умение показывать повседневную жизнь, это не всем удается. Если задуматься, стану ли я смотреть как кто-то ест яблоко в постели, ходит в туалет или обедает? Да ни за что, что тут интересного? А у Звягинцева выходит увлекательно и каждое слово в диалоге имеет вес - не оторвешься. Конечно, тут еще дело в операторской работе, каждый кадр, как законченное произведение. И, безусловно, в актерской игре, Андрей Петрович умеет работать с актерами, этого у него не отнять. Очень люблю его фильмы, как раз-таки, за небольшой актерский состав, который всегда блестяще справляется со своей задачей. Если не ошибаюсь, то раньше кино Звягинцева обходилось без постельных сцен, в этом фильме он оторвался. Снято, конечно, эстетично, не буду юлить, но для себя пока не определила зачем, какой смысл они в себе несли? Но это дело художника, его право творить, как чувствует.
На протяжении фильма убивает отношение к мальчику всех. Для родителей он обуза, препятствие на пути к счастью, которое довольно зыбко, если дойти до концовки, он не нужен никому из них, любовь в доме отсутствует на всех уровнях. Для ментов “бегунок”, статистика. Слово “статистика” я вообще презираю, как можно приравнять личность, чувства, жизнь к такому сухому понятию? Такое под силу только таким же сухим людям. Статистика привела к плачевному результату, как знать, что было бы, если… Про бабушку и говорить нечего, эта “старая, злобная стерва” просто также одинока и несчастна, отсюда и нелюбовь ко всем и всему. Алёша словно пережиток прошлого, от которого хочется поскорее избавиться и окунуться в пучину будущего счастья. Но ведь это ребёнок, живое существо, а не старые вещи или воспоминания.
В семье каждый несчастен и каждый несчастен по-своему, думается, что развод действительно мог бы что-то решить, ведь каждый из них повстречал кого-то “своего”. Но дело не в этом, дело в самих людях, если в тебе самом нет любви, то вряд ли кто-то поможет, от себя никуда не денешься. И мы это видим по жизни героев спустя 2 года. У Бориса новый ребенок, но изменилось ли в нем что-то, как в отце? Женя и ее новая пассия по разные стороны баррикад, а точнее, дивана.
Мне кажется, нелюбовь - это беда 21 века, каждый живет в своем мире, прикрываясь массовыми проблемами по телевизору, соц. сетями, не замечая того, что у них перед носом. Мы женимся, разводимся, рожаем, отказываемся от детей, потому что растеряли любовь друг к другу. Оторвитесь от ирреальности и обратитесь к тем, кто рядом с вами. Обнимите своих близких. Любите.
P.S. Спасибо Евгению Галперину за саундтрек.
Надо было писать сразу после просмотра, немножко мысли растерялись.