14 сентября 2016 года в14.09.2016 00:18 0 0 10 2

Отрывок из книги "В поисках счастья"

О стыде

Статья психолога Виктора Ляшенко

Стыд – следствие обвинения себя, выражающееся в неприятии себя. Обвиняя себя, я начинаю стыдиться. Стыд – одна из самых разрушительных для человека эмоций. Если рассмотреть внутреннюю мотивацию стыда, то стыд является извращенной попыткой самосовершенствования, совершенствования своих способов действия. А странная извращенность ее заключается в том, что это самосовершенствование через самоубийство. Ибо акцент при этом ставится не на совершенствовании действий, а на вынесении себе приговора, действуя радикально: «если мне не нравится моя прическа, отрублю себе голову: нет человека – нет проблемы».
В сути своей, стыд есть желание себя уничтожить: не быть собой, быть другим – если я сделал что-то не так и не то, то меня надо убить, таким нет места на земле. Основа стыда – негативная самооценка. Эта позиция (неприятие себя) – мешает извлекать опыт из своих действий, т.к. стыдясь себя, я обращаю внимание не на улучшение своих действий, а на то, что я «не такой», «плохой», на то, чтобы соответствовать чему-то, а не достижению полезного результата. Если я не принимаю себя, то значит, меня в некотором смысле для меня нет, а если меня нет, то некому быть счастливым. «Стыд - результат нетерпимого отношения к самому себе, следствие отказа принимать себя таким, каков я есть в данной ситуации, продукт инфантильного стремления всегда "быть хорошим" и получать одобрение, в данном случае от самого себя.

Если обратиться внутрь себя, то можно увидеть, что я страдаю от стыда, потому что не могу "смягчиться", принять себя "плохим", "грешным", несовершенным, не соответствующим формальным характеристикам моей Я-концепции.

Если я хочу освободиться от неполноценности и чувства стыда и вины, мне нужно внутренне смягчиться, принять себя, не судить себя жёстко». (Орлов Ю.М)

Проще говоря, нужно быть бережнее с собой, пытаться себя понять, не быть самому себе врагом. Что же делать, если стыд существует?

Нужно начать рассматривать его как сигнал. Как сигнал того, что стоит за ним. А за ним стоит некое «зачем» - определенная психологическая выгода. В этом смысле он является попыткой активно приспособиться к действительности не очень эффективными методами, такими, например, как предательство себя: я себя предам, уничтожу, и тогда может меня не накажут и не убьют, а будут любить и хвалить. Тогда я буду хорошим. Собственно, желание быть хорошим и стоит за стыдом. Потому, что только хорошего меня будут любить и я буду иметь право на жизнь, а для этого я себя убью такого, какой я есть, и стану другим…не собой…

А что такое желание быть хорошим? Вообще-то это значит поступать правильно, то есть так, как мне говорят, потому что только тогда меня похвалят и скажут мне, что я хороший! И закрепляется это в самооценке: оценивая наше поведение, в нас внедряют соответствующий образ себя: если ты поступаешь правильно, как «хорошие мальчики», тогда ты хороший, а иначе – ты плохой, и я тебя любить не буду, ты такой не нужен… отдам тебя цыганам…

И тогда я всю последующую жизнь буду стараться «быть хорошим» и «не быть плохим», что значит – поступать правильно. И тогда я забочусь о своем поведении и перестаю знать о том, что такое действия и деятельность !!! Я уже не свободный человек, занятый творческой деятельностью в своей жизни, а порядочный человек, поступающий правильно и хорошо. Подробнее этот момент будет рассмотрен, когда мы будем говорить о самооценке.

Для решения ситуации со своим стыдом, нужно искать причину. Нужно искать ситуацию, когда я узнал, что значит быть хорошим, и решил им быть, предав в этот самый момент себя. Ведь это значит, что теперь я буду стараться быть не честным и не искренним, не тем, кто я есть (неведомый даже самому себе, и это значит постоянно узнающий себя и ищущий все новые и новые способы действия для себя неведомого), не проявлять свою инициативу и творчество, а быть хорошим и правильным, и значит, себя настоящего, который не вписывается в представления о «хорошем» и «правильном», я буду зажимать, гнобить и уничтожать. И если этот выбор мною был сделан когда-то, значит, есть ситуация, в которой когда-то было нечто, когда я, пережив что-то, сделал некий вывод и принял такое-то решение… Вот там и причина моего стыда – в решении моем, которое было, конечно же, и скорее всего, не из размышления принято, а эмоционально, как отношение к ситуации, и к тому, как мне теперь нужно действовать, чтобы быть хорошим и чтобы меня любили…чтобы я имел право на жизнь.

То есть стыд есть способ выживания в мире людей через предательство самого себя, своей души, своего Аз, который
брошен тобой в глубокое провалище и привален тяжелым камнем. Ну а далее, поиск и путь избавления – все, как в русских
сказках…
Вот туда и идти нужно за собой, которого мы там оставили за ненужностью нам такого «нехорошего мальчика» или такой «нехорошей девочки». Для этого стыд нужно ворошить, тогда проще вспомнить ту ситуацию, войти в нее и разрешить живущий в нас образ. Стыд есть маяк, показывающий то место, где вы себя оставили, и куда путь держать.
И для этого первым делом нужно допустить существование стыда и разрешить себе его. Не стыдить себя за то, что у вас есть стыд! Когда вы его разрешили себе и перестали с ним бороться, обратите внимание на ту душевную боль, которая за ним стоит. Какая мысль и соответствующее отношение к себе вызывает эту боль, какого себя вы стыдитесь? И…снова позвольте себе – позвольте себе испытывать эту боль, погрузитесь в нее, переживайте свою боль и разрешайте ей быть – да вы такой…и вам от этого мучительно больно… Не бегите и не прячьтесь от своей боли, пусть она будет с вами, концентрируйтесь на ней и на том, что ее причиняет, какая мысль о себе. Боль не смертельна. Нужно лишь пережить ее. Истощить ее до дна. И тогда потом…потом уже не нужно будет бегать от нее и осуждать себя, ведь стыд – это и есть бегство от своей боли, которая возникает от вашего неприятия и осуждения себя; стыд – это как бы замена душевной боли решением не быть таким.
Когда я испытываю боль от восприятия себя неким «таким» (потому что этот образ у меня связан с тем, что я такой не нужен, меня такого не любят, высмеивают, отвергают, убивают), я хочу уйти от этой боли, ибо она очень мучительна, а мучительна она потому, что я не хочу быть собой таким (ведь то, что я такой, опасно для меня тем, что меня отвергнут или убьют) и этим нежеланием быть собой я себя уничтожаю, убиваю, и это, конечно, очень больно, душа болит.
И тогда я делаю хитрый ход, чтобы уйти от боли (но вот казус – не от саморазрушения) я начинаю себя стыдиться, то есть решаю не быть таким, и этим я как будто «изменяюсь», я уже «не такой». Стыдом я как будто бы поставил заплатку на некой части себя и…анестезировал ее, перестал чувствовать, ее больше нет для меня, я больше уже не вижу себя какого-то и другие не видят…как будто. Но решение «я не буду таким» не отменяет меня «такого»! Оно отменяет мое видение себя такого. И стоит задеть эту заплатку и…снова боль и стыд…
Великий гуманист К.Роджерс писал, что действительные изменения в человеке начинаются только тогда, когда он отказывается от попыток изменить себя.
«…Необходимо отказаться от попыток себя «переделать» («Это не только безнравственно, но и невозможно!». «Все, что в вас есть живого, прячется от таких ваших усилий» ;) » Покрасс М.Л. («Терапия поведением» ;)
«…Тот, кто хочет переделаться, останавливается в развитии тогда, когда к этому приступил. Тот, кто стремится остаться прежним, под влиянием обстоятельств взрослеет, меняется! Первая ваша задача – научиться беречь себя от собственного насилия!». (Там же)
© Ляшенко В.В.
психолог

Комментарии

Зарегистрируйтесь или войдите, чтобы добавить комментарий

Новые заметки пользователя

SKALYARIA — саньёвашегэлакси

20

Основатель цифрового журнала Alaxon Якоб Бурак о том, как технологии усиливают нашу иллюзию мудрости и всемогущества, а обтекаемые констр...

22

Отрывок из романа Гюго " Человек, который смеет...

Однако неистовые завистники Гуинплена не сочли себя побежденными после нескольких затрещин, которые закатил им Том-Джим-Джек. Когда попыт...

20

Что носить каждый день: шесть сочетаний для тех, у к...

20

Дёшево и сердито: десять трендов, которые можно найт...

Бахрома внесет явное разнообразие в привычный стиль, даже если они будут представлены в виде небольшого украшения или легкой накидки. ...

24

Lanvin Spring/Summer 2017