Вчера я чувствовала себя Лаканом.
В какой-то момент мои слушатели (мои слушатели * like a boss *) вдруг начали требовать понятности. А я сказала, что я говорю так, как умею. И хочу, чтобы они сами выстраивали своё знание. То есть в ответ на их требование я даю, но не то, что требуют - ибо это невозможно. Я даю что-то другое, плюс нечто добавочное.
Не знаю, как свои семинары вёл Лакан, но я никогда не пишу текст своего повествования целиком. Не специально - я просто каждый раз не успеваю. Тащу с собой книги, тетрадки, листочки всякие. Обкладываюсь ими и импровизирую, опираясь на наброски. Каждый раз волнуюсь, каждый раз думаю, что меня уличат в некомпетентности. Вчера задумалась, что чувствовал Лакан, когда шёл на свои семинары.
Не говорить прописные истины - это прекрасно. Прекрасно порождать речь. Это и есть психоанализ. Психоанализу невозможно научить. Психоанализу можно только научиться.
И теперь для меня это "не теория" (как говорит Север). Я учу их учиться. Я ловлю от этого кайф. Я чувствую себя Лаканом. Потому что я и не думала этого делать. Я просто делаю. Именно так.
Говорю, не давая ответа, заставляя задаваться вопросами. Говорю в психоаналитическом дискурсе - чего я нескромно пожелала на нашей первой встрече по введению в Лакана. Поэтому, мне кажется, они придут в следующий раз.