"Ларс фон Триер. Меланхолия гения."
Нильс Торсен
Умереть-как-мифологично. ©
Ларс фон Триер – фигура неоднозначная и загадочная, и если прежде его знали лишь истинные ценители кино, то после скандала на Каннском кинофестивале в 2011 году, где совет директоров объявил фон Триера персоной нон грата, его имя теперь знают даже в самых отдаленных участках планеты. Тогда об этом трубили все СМИ, а на Триера даже завели уголовное дело и все из-за того, что отвечая на вопрос критика The Times о своих немецких корнях и интересу к эстетике нацизма, Триер упомянул, что долгое время считал себя евреем, а рассуждая о своём немецком происхождении, в шутку назвал себя «нацистом», добавив, что с пониманием и сочувствием относится к Гитлеру. Шумихи было много, но меня в тот момент заинтересовали не слова Триера, а что именно стоит за сказанным: его желание выделиться или искреннее мнение режиссера. Так что книга Нильса Торсена стала для меня настоящим подарком, а после прочтения так вообще перешла в ранг одной из самых любимых книг данного жанра.
«Меланхолия гения» - цепляет в первую очередь тем, что автор не просто провел расследование о жизни режиссера и составил из этого книгу, а вел с ним непрерывный диалог, стараясь затрагивать даже те темы, о которых Триеру было неприятно говорить. Он пытался добраться до самого дна и непроглядных вершин, чтобы понять, кто же такой этот гений, как он сам себя называет, а это, насколько знают приближенные Триера, не так-то просто сделать.
В книге собрано множество фотографий и мнений знакомых и близких Триера, людей, которые с ним работали и даже тех, кто ни разу с ним не встречался в жизни. Их отношение к Ларсу фон Триеру разнятся, но все они согласны с тем, что этот режиссер – один из самых ярких представителей киноискусства, который, несомненно, является профессионалом своего дела.
Так уж вышло, что работа над книгой велась, когда Триер работал над фильмом «Меланхолия» и это, надо сказать, единственный фильм режиссера, которой мне довелось посмотреть. Сейчас я собираюсь наверстать упущенное, потому что ничто так громко не говорит о художнике, как его творения, а Триер меня после прочтения книги Торсена волнует как никто другой.
Скажу честно, книга увесистая и поначалу за неё даже страшно браться, но меня тянуло к ней как магнитом после каждой прочтенной сточки. Она яркая, необычная и завораживающая настолько, что мне было нелегко перевернуть последнюю страницу, потому что я не хотела, чтобы путешествие в мир Ларса фон Триера кончалось. И надо сказать, оно не кончилось. С каждым новым его фильмом оно продолжается, несясь со скоростью света.
"Ларса фон Триера будут помнить как человека, который всю жизнь сражался с собственными демонами, но этой битвой сумел наложить серьезный отпечаток на датское и европейское кино и историю кинематографа в целом."