21 декабря 2014 года в21.12.2014 14:39 7 0 10 1

Цикл литературных произведений как одноцветная картина восприятия.

Исследование провела Шукюрова Лейла, студент 13 группы, Переводческого отделения, ИФЖиМКК, ЮФУ.

Введение.

Многие русские и зарубежные поэты объединяли свои лирические произведения в циклы, а далее – в сборники.
Литературный цикл — ряд литературных произведений на общую или близкую тематику, созданный одним автором или одной группой авторов. Общность, объединяющая ряд произведений, выступает, помимо темы, также в жанре, месте и времени действия, персонажах, форме и стиле повествования.
Следовательно, можно предположить, что такие произведения обладают и примерно одинаковой фоносемнатической характеристикой.
Я решила доказать эту гипотезу в своей итоговой работе, выбрав за основу цикл стихотворений А. А. Ахматовой «Тростник».

Немного о цикле «Тростник»:

После «ANNO DOMINI» вплоть до 1934 года Ахматовой было написано немного. В эти трудные годы она занималась Пушкиным, литературными переводами. Новый подъем начался с середины 30-х годов. Накануне войны она готовила к печати сборник «Тростник». Первоначальное название — «Ива». Эпиграф был также другой. Отдельным изданием книга не вышла, а в качестве раздела представлена в сборнике «Из шести книг», подготовленном в издательстве «Советский писатель» тиражом 10 000 экземпляров. Состав с течением времени менялся. В последних прижизненных изданиях раздел получил название «Тростник». Раздел «Тростник» в книге «Бег времени» включает 28 стихотворений. Эта книга, в отличие от всех предыдущих, не имеет внутреннего лирического сюжета. Хронология намеренно нарушена.
Эпиграф — из стихотворения Б. Пастернака «Гамлет»; впервые в «Беге времени».

Стихотворение «Заклинание», 1936 г.

Оценив текст произведения в программа Vaal-mini, мы видим, что стихотворение производит впечатление отталкивающего, шероховатого, угловатого, тяжелого, а также перевес в сторону таких качеств, как мужественный, сильный, грубый, темный, страшный.
На сайте звукоцвет.ру произведение имеет темно-зеленый цвет, что Макс Люшер трактует как «…Выражение упорства, твердости, жесткости, и прежде всего, наступательности по отношению ко всем изменениям…»

Стихотворение «Из цикла «Юность»», 1940 г.

Это стихотворение обладает такими характеристиками, как грубый, мужественный, холодный, а также перевес идет в сторону шероховатого, угловатого, отталкивающего, темного.
На сайте звукоцвет.ру произведение помещено в светло-коричневый каталог, что по Люшеру: «…живое чувственное восприятие. Поэтому положение коричневого цвета дает представление об отношении к жизненным физическим ощущениям…»

Стихотворение «Ленинград в марте», 1941

Программа Vaal-mini уведомляет о том, что этот текст не обладает ярко-выраженными фоносемантическими характеристиками, однако, можно заметить, что перевес идет в сторону: грубого, тяжелого, мужественного, шероховатого, угловатого, темного, страшного.
На звукоцвете же это произведение попало в зеленый каталог, что объясняется так: «…кто избирает зеленый цвет, отличается чаще всего тем, что он обязательно желает провести свои взгляды в жизнь, - часто оправдывая себя тем, что он защищает принципы. При этом он идеализирует себя и поучает других…»

«Про стихи», 1940

Программа Vaal-mini оценивает данный текст как грубый, мужественный, большой. Также, отчетливо видны такие характеристики: злой, темный, шероховатый, угловатый.
Звукоцвет окрасил данное произведение в темно-синий, что Люшер интерпретирует как «спокойную (разряженную) эмоциональность, являющуюся предпосылкой прочувствования для эстетического переживания и одухотворенных раздумий. Синий цвет представляет собой вечность, а поэтому также и традицию.

Произведение «Сонет», 1941 г.

Это стихотворение так же, как и «Ленинград в марте» не имеет выраженных характеристик, но опять же, он тяжелый, нежели легкий, грубый, нежели нежный, мужественный, нежели женственный, сильный, отталкивающий, злой, шероховатый, угловатый, темный.
На сайте звукоцвет.ру текст произведения определен как циан, т.е. оттенки сине-зеленых цветов. Макс Люшер пишет о предпочтении этих двух цветов: «…потребность в прочной и глубокой привязанности, эмоциональном комфорте и защите от внешних воздействий. Потребность в понимании, любви и поддержке является ведущей и поэтому наиболее легко травмируемой мишенью…».

Вывод.

Итак, мы видим, что все произведения, взятые из цикла «Тростник» обладают такими выраженными фоносемантическими характеристиками, как «шероховатый», «угловатый», «мужественный», «грубый». Также, во всех текстах прослеживается темнота, сила, злость, тяжесть, отталкивающие черты. Ни одно из произведений не обладает женственностью или нежностью.
Сервис звукоцвет.ру окрашивает данные тексты в разные цвета. Несмотря на это, трактование этих цветов мы находим у Люшера. Основываясь на его объяснениях, можно сделать вывод, что все стихотворения обладают неким настойчивым, эмоциональным характером.
И правда, действительность предстает в поэзии Ахматовой своими трагическими сторонами. Однако ее собственный художественный мир отнюдь не дисгармоничен. Это не одномерная поэзия жалоб и обид, не поэтическое царство отчаяния и отрицания, а полнокровная картина человеческой жизни во всем ее объеме. Мир Ахматовой, конечно, не мир улыбок и цветов. Но и не безнадежный мир скорби… Поэзия Ахматовой - это поэзия противостояния. Противостояния обстоятельствам, враждебностям судьбы. Всем испытаниям, опасностям, ударам извне противостоит высокая и сильная душа.
Таким образом, можно подвести итог и сказать, что произведения А. А. Ахматовой из цикла «Тростник» навеяны одними и теми же настроениями, имеют однородный характер, так как они обладают сходными фоносемантическими характеристиками. Разницу же некоторых свойств можно объяснить тем, что стихотворения написаны в разные временные промежутки и имеют отличную друг от друга идею. Но, несмотря на это, дух этих произведений общий.

Для исследования были использованы:

1. Произведения из цикла А. А. Ахматовой: «Заклинание», «Из цикла «Юность»», «Ленинград в марте», «Про стихи», «Сонет».
2. Материалы с сайта звукоцвет.ру:
a) https://zvukocvet.ru/dark-green/4610-zaklinanie.html;
b) https://zvukocvet.ru/light-brown/4611-iz-cikla-yunost.html;
c) https://zvukocvet.ru/green/4612-leningrad-v-marte.html;
d) https://zvukocvet.ru/dark-blue/4614-pro-stihi.html;
f) https://zvukocvet.ru/cyan/4615-sonet.html;
3. Статья.
4. Толкование цветов Люшера: https://www.test-lushera.ru/
5. Программа Vaal-mini.

Комментарии

Зарегистрируйтесь или войдите, чтобы добавить комментарий

Новые заметки пользователя

BESUPERIOR — unreal sucks

7

Цикл литературных произведений как одноцветная карти...

Исследование провела Шукюрова Лейла, студент 13 группы, Переводческого отделения, ИФЖиМКК, ЮФУ. Введение. Многие русские и ...

5

«Последние слова. Это очень важно, детки. Они всегда заставляют тебя задуматься.» Как Я Встретил Вашу Маму, 6 сезон, 14...

7

— Случайно, наверное, нажал вызов. Там ничего нет. — Ну и что, что там ничего нет? У тебя ведь столько прекрасных воспоминан...

9

Признание Маршалла, или когда я ем любимый бургер

Робин: В конце концов, это же просто бургер. Маршалл: Просто бургер? Робин, это не просто бургер. То есть, когда я впервые его откусил.....

7

Лили: Там девушка. Тед: Я знаю! Маршалл: И ананас. Барни: В твоей кровати девушка. Маршалл: И ананас. Что, только одному мне интересн...

6

В жизни каждый прожитый день нами — это чудо. Никогда не поздно понять, что в жизни главное и попытаться бороться за это. " Пре...