Мне думается, что есть люди, которые родились не там, где им следовало родиться. Случайность забросила их в тот или иной край, но они всю жизнь мучаются тоской по неведомой отчизне. Они чужие в родных местах, и тенистые аллеи, знакомые им с детства, равно как и людные улицы, на которых они играли, остаются для них лишь станцией на пути. Чужаками живут они среди родичей; чужаками остаются в родных краях. Может быть, эта отчужденность и толкает их вдаль, на поиски чего-то постоянного, чего-то, что сможет привязать их к себе. Может быть, какой-то глубоко скрытый атавизм гонит этих вечных странников в края, оставленные их предками давно-давно, в доисторические времена. Случается, что человек вдруг ступает на ту землю, к которой он привязан таинственными узами. Вот наконец дом, который он искал, его тянет осесть среди природы, ранее им не виданной, среди людей, ранее не знаемых, с такой силой, точно это и есть его отчизна. Здесь, и только здесь, он находит покой.
© Сомерсет Моэм
Обязательно приведу эти слова в пример, когда мне в очередной раз скажут что-то из разряда "Где родился, там и пригодился". Многие мои близкие придерживаются именно такой философии, тогда как меня не оставляет чувство, что все, чем я живу сейчас - временно, а потом обязательно будет чемодан, дорожная карта и… не знаю, дальше все обрывается.
Наверное, это потому, что понятие "Родина" всегда было для меня чем-то размытым. Вот есть место, где я родилась, но это страна с совершенно чужими мне людьми. Нация замечательная, но… не мое. Я не чувствовала себя там дома. А есть место, где я живу сейчас, среди людей своей национальности, но сама страна не стала мне по-настоящему родной даже за восемь лет.
Думаю, как только я получу такую возможность - все всегда упирается в деньги, как ни крути - я сорвусь с места сразу же и не успокоюсь, пока не побываю везде, где мечтается. А потом уже буду решать, какое место хочу назвать родным.
А еще мне очень запомнились слова одной художницы. Это настолько в точку, что и добавить нечего.
Я уезжала из СССР по ряду соображений: в поисках свободы, желая увидеть ”другие комнаты”, в поисках перемен. Когда жила в Москве и приходилось уезжать то на практику, то на отдых в другие города, то скучала по Москве очень сильно. Но, уехав в Америку, не скучала ни одного дня. Просто поняла, что мы носим мир в себе. Жизнь — это путешествие. И совсем неважно, сидишь возле одного озера или меняешь страны и континенты. Так что во мне и Москва, и Нью-Йорк, и Япония, где еще никогда не была. Поэтому я часто подписываю свои рисунки на разных языках: по-английски, по-русски, по-японски, на иврите. Я ощущаю себя гражданином планеты, поэтому считаю, что все языки мира – мои. Жаль только, что не знаю всех языков и приходится заглядывать в Google – переводчик. ©