увеличение государственных расходов на образование в 5 раз (с 1900 по 1905 гг.);
вытеснение церковно-приходского образования городскими и сельскими школами;
рост числа реальных училищ и гисназий;
увеличение в гимназиях количества часов на изучение естественно-математических предметов;
выпускники реальных училищ получили право поступать в высшие технические заведения;
создание коммерческих училищ;
1887 г. - циркуляр о кухаркиных детях (запрещалось принимать в гимназии детей "кучеров, лакеев, прачек, местных лавочников и тому подобных людей") - Делянов.
создание различных просвятительских организаций при земствах интеллигенцией;бесплатные воскресные школы для взрослых (с 60-х гг.)
Бестужевские женские курсы;
открытие народных домов (возможность пользования книгами и жерналами, в них устраивались публичные лекции и так далее);
вечерние народные университеты (принимались независимо от происхождения, статуса или др.; Московский народных университет им. Шанявского (1908 г.))
увеличение числа общедоступных библиотек и читальных залов;
деятельность Сытина (выпустил серию книг "Библиотека для самообразования")
деятельность Павленкова (издавал "Научно-популярную библиотеку по естествознанию")